![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Профилактика дезадаптации детей - сирот с резидуальной церебрально-органической недостаточностью | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Больных неврозами женщин на приеме в 2 раза больше, чем мужчин (Мягер В. К., 1976). Следовательно, в детском возрасте заметно преобладание лиц мужского пола, больных неврозами, а у взрослых - женского пола. Причем у женщин ведущей реакцией на стресс будут нарушения психических, а у мужчин соматических функций организма (Немчин Т. А., 1983). Соотношение мальчиков и девочек в исследуемой нами клинической выборке - 205 и 151. Мальчиков, больных неврозами, следовательно, в 1,4 раза больше. При неврастении это соотношение достигает 2,2. При истерическом неврозе, наоборот, девочек в 3,3 раза больше. При неврозах на фоне невропатии мальчиков значительно больше, чем девочек: без невропатии подобные различия минимальны. В отличие от невропатии, при которой число мальчиков достоверно выше, резидуальная церебральная органическая недостаточность не оказывает влияния на соотношение мальчиков и девочек при неврозах. Достоверные различия будут отмечаться при клинической дифференциации невроза по степени тяжести. В группе с тяжелым, обычно психомоторно осложненным, течением невроза мальчиков больше
Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом (Гуревич, 1932; Ковалев, 1979). Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и с особенностями его самооценки (Исаев, 1996; Мамайчук, 1989; Раттер, 1987). Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе у которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребенка (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977; Захаров, 1993; Раттер, 1987 и др.). В. В. Ковалев отмечал, что невротические реакции у детей могут быть обусловлены неправильным воспитанием на фоне церебрально-органической недостаточности (Ковалев, 1979). Резидуально-органическая недостаточность, по мнению автора, способствует формированию психической инертности, застреванию на отрицательных аффективных переживаниях, повышенной возбудимости, лабильности аффекта.
Для определения органически обусловленной нервности, возникающей позже, употребляется конкретный термин вроде "остаточные явления менингита". В целом, резидуальная патология встречается у 8,5% детей с неврозами, без заметных различий по полу. Резидуальная патология и невропатия не связаны между собой и, скорее, представляют взаимоисключающие понятия. Однако они могут сочетаться, обычно на фоне недоношенности и наличия нескольких психомоторных расстройств одновременно. Значение резидуальной церебральной патологии при неврозах состоит в дополнении их клинической картины церебрастеническим синдромом и более выраженным спектром поведенческих нарушений, главным образом повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Вместе с тем отсутствуют расторможенность и агрессивность, которые наряду с отсутствием чувства вины представили бы клиническую картину психопатоподобно измененного поведения. В отличие от невропатии, на которую оказывает существенное влияние стресс матери во время беременности, при резидуальной органической патологии достоверно значимой оказывается нежеланность появления ребенка
К возникновению неврозов предрасполагают индивидуальные особенности личности: особенности характера и темперамента, тип высшей нервной деятельности (ВНД) и др. Большое значение имеют отклонения в воспитании ребенка, приводящие к формированию «невротической диспозиции» – повышенной чувствительности к определенным психогенным раздражителям. Имеют значение и многие другие факторы: церебрально-органическая недостаточность, как следствие патологических родов или перенесенных черепно-мозговых травм. Соматическая ослабленность также предрасполагает к неврозу. Патофизиологической сущностью неврозов является срыв ВНД в результате перенапряжения или сшибки основных нервных процессов, наличие конкурирующих очагов возбуждения и торможения. Наши наблюдения подтверждают, что напряженная работа в школе, вузе, на производстве, окрашенная положительными эмоциями и стимулами не приводит к неврозам. Но большие перегрузки без положительного эмоционального фона могут привести к неврозам. Существуют разные формы неврозов: неврастения, невроз страха и навязчивых состояний, истерический, депрессивный невроз, моносимптомные (моносимптоматические) неврозы. 2. Характеристика отдельных форм неврозов, направления психотерапевтической и коррекционной работы 2.1 Неврастения Неврастения наиболее распространенная форма неврозов у детей, взрослых и подростков.
Пытаясь сделать наблюдения более объективными и систематическими, Анна Фрейд и Дороти Бурлингэм основали в 1937 году экспериментальные дневные ясли для детей грудного возраста из беднейших семей Вены. Целью этого исследования был сбор информации о втором годе жизни и ранних стадиях отделения от биологического союза мать ребенок. Этот центр, названный Ясли Джексона, был вскоре закрыт нацистами. Однако, вскоре после переезда в Лондон в 1938 году Фрейд и Бурлингэм основали в военные годы центр для младенцев и детей-сирот и тех, которые были разлучены с родителями. Хэмстедские Военные Ясли стали не только значительным явлением для детских интернатов, но и центром психоаналитической исследовательской работы с детьми, где проводились детальные наблюдения за поведением детей (A. Freud, 1942). По мере того, как метод наблюдения завоевывал доверие, его применение стало распространяться на изучение причин психопатологии. Сразу после Второй мировой войны Спитц (1945, 1946а, 1946b) предпринял серию исследований детей в детских учреждениях и домах ребенка, где хотя и заботились о физическом развитии детей, но они получали мало внимания и недостаточно стимулировались в процессе взаимодействия с воспитателями
Учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 1997 Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Монография. - Ставрополь, 1999 Боев И.В., Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. – Ставрополь. 2001 Былим И.А., Маслова Т.Ф., Порубаева М.Н. Социальная работа в психиатрии - Ставрополь, СКСИ, 2004 Волоскова Н.Н. Аномальная личностная изменчивость органического происхождения. Монография. 2001 КарвасарскийБ.Д. Психотерапия.- Санкт- Петербург «Питер», 2002 Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- СПб, 1998 Карвасарский Б.Д., Исурина Г.Л. Психотерапия: содержание основных понятий // Психическое здоровье, №1, 2006 КондрашенкоВ.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия.- Минск, «Высшая школа», 1999 Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. М. 2002 Литвак М.Е. Избранные лекции по психотерапии
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития (ЗПР) Реферат выполнила: студентка III курса группы 2 Акимова А. С. Московский городской психолого-педогогический университет Москва 2003 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.
Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития В. А. Жарова Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ. Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность. Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.
И, несмотря на определенные (судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число детей-бомжей не снижается, а растет. По оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530 тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены самим себе. 1 Характеризуя масштаб проблемы, ее причины и следствия, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети – это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц. 2 Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей характеризуется высоким стажем родительской и общественной запущенности.
Ценностные ориентации сироты с умственными отклонениями существенно отличаются от таких ориентаций ребёнка из семьи. Наиболее важными для себя он считает материальные ценности. Понимание ряда наиболее распространённых нравственных категорий характеризуется низкой глубиной и осмысленностью. Особенно это касается таких ценностей как совесть, порядочность, долг, ответственность. Личностные особенности умственно-отсталых детей, детей-сирот не могут не отразиться на их адаптационном механизме. Низкая работоспособность и развивающееся утомление в процессе учебной деятельности, снижающее качество последней, указывают на напряжённость либо понижение функциональной активности организма в силу недостаточного развития адаптационных механизмов, что и влечёт истощение внутренних резервов, а в конечном итоге школьную дезадаптацию, соматическую ослабленность и хронические болезни. Предполагается , что дети, выросшие вне семьи или в ситуации семейного неблагополучия, в которых биологические и социальные потребности полностью не удовлетворяются, отличаются предрасположенностью к дисгармоничному развитию и низкими функциональными возможностями организма, определяющими его уровни толерантности, резитентности и адаптации в целом.
К ним она отнесла: преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния. Сходное определение дает несколько позже и В.В.Ковалев, определяя олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей». Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка минимален. При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиент-ный (не усугубляющийся) характер, что дает основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются.
ГОУ ВПО « Российский государственный социальный университет» Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии Кафедра теории и методологии социальной работы Выпускная квалифицированная работа по специальности (направление подготовки) 040100 На тему: «Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений» Выполнил Абельбейсов Владимир Алексеевич Студент 4 курса Научный руководитель Субаева Ольга Николаевна Д.и.н., профессор Рецензент Дубровская Татьяна Александровна Д.и.н., профессор Допущено к защите « » 2007 г. Зав. кафедрой Старовойтова Лариса Ивановна Д.и.н., профессор Москва, 2007 СОДЕРЖАНИЕ Введение .3-6 ГЛАВА 1. Дети-сироты как объект социальной работы Проблема социального сиротства .7-16 Формы жизнеустройства детей-сирот . 17-33 1.3 Социальные последствия содержания детей в сиротских учреждениях . . .34-40 ГЛАВА 2. Особенности профилактики социальной дезадаптации и подготовки к самостоятельной жизни в обществе, в учреждениях системы социального обслуживания 2.1. Особенности развития детей в условиях детского дома .41-50 2.2 Технологии социального оздоровления и социальная работа воспитанников детских 2.3 Организация социальной помощи и поддержка детей в интернатных учреждений на примере Старокорсунского детского дома № 70 . .57-70 Заключение . .71-73 Использованная литература . .74-79 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы.
Причиной возникновения первого вида задержки психического развития являются вредные воздействия на центральную нервную систему в период беременности. Причиной же второго вида задержки психического развития являются различные патогенные факторы, действующие на ранних этапах жизни ребенка. Более глубокую классификацию предложила К.С. Лебединская. В основу данной классификации положен этиопатогенический принцип. В связи с этим выделены следующие типы: • Задержка психического развития самотогенного происхождения; • Задержка психического развития конституционального происхождения; • Задержка психического развития церебрально - органического происхождения; • Задержка психического развития психогенного происхождения. Причиной задержки психического развития соматогенного происхождения является длительная соматическая недостаточность различного происхождения, а также стойкая астения, которая снижает не только общий, но и психический тонус. При задержке психического развития конституционального происхождения эмоционально-волевая сфера детей не соответствует возрасту. Для таких детей характерно преобладание игровых интересов.
ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция) занимает основное место в полиморфной группе задержки психического развития. Дети с данной формой ЗПР характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Функциональные расстройства ЦНС накладывают отпечаток на психологическую структуру этой формы ЗПР. Клинико-психологическую структуру этой формы ЗПР характеризует сочетание черт незрелости и различной степени поврежденное™ ряда психических функций. Признаки незрелости в эмоциональной сфере проявляются при органическом инфантилизме, а в интеллектуальной — в недостаточности сформированности отдельных корковых функций и в недоразвитии регуляции высших форм произвольной деятельности. В зависимости от типа соотношения черт органической незрелости и повреждения ЦНС выделяют два клинико-психологичес-ких варианта ЗПР церебрально-органического генеза. При первом варианте — у детей обнаруживаются черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма (негрубые церебростенические и неврозоподобные расстройства, признаки минимальной мозговой дисфункции, незрелость мозговых структур).
Патологической основой этих симптомов, как показывают исследования советских ученых, клиницистов и психологов, являются перенесенное органическое заболевание ЦНС. (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский и др.). Перенесенное ребенком органическое заболевание ЦНС и оставшиеся его знаки (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) служат патологической основой нарушения созревания тех или иных систем мозга, в первую очередь, лобных отделов. Впервые эту точку зрения высказала Н. С. Певзнер (Дети с отклонениями , 1966). В более поздних исследованиях советских специалистов она получила подтверждение развитие. Недостаточность корковых функций приводит к парциальному нарушению психического развития, нарушению формирования познавательной деятельности. При парциальной дефективности деятельности мозга, однако, потенциальные возможности психического развития, абстрагирующей и обобщающей функций мышления, могут быть более значимыми, нежели, на пример, у детей олигофренов, Но нас в большей степени интересует эмоционально – волевая сфера, ее проявления у детей с ЗПР.
Сибай) в связи с ухудшающейся экологической ситуацией в республике занимается организацией лечения и профилактики тяжелых заболеваний, в т.ч. церебрального паралича; . поддержка многодетных семей ассоциацией «АМОС» — обеспечение семей продуктами питания по ценам ниже рыночных, разработка, обсуждение и принятие Закона РБ «Об уплате за землю» (право получения льготы по налогообложению за землю в виде полного или частичного освобождения); . принятие решения Правительством Башкортостана о выделении средств из республиканского бюджета местным администрациям городов и районов для организации оздоровительных мероприятий и летнего отдыха детей; . ежегодная оплата летнего отдыха детей-сирот и детей, проживающих с опекунами, мэрией столицы. 5.2.2. Женщина и быт В этом подразделе я обратилась к другой сфере приложения женской силы, женских рук, самой тяжелой и неблагодарной — домашней бытовой. Взяв несколько показателей, я рассмотрела, как разрешились здесь проблемы, от которых зависели профессионально-квалификационный рост и гармоничное развитие личности женщин, ведь они не только работницы и матери, они хозяйки дома, хранительницы семейного очага.
Это вызывает серьезные затруднения в формировании зрительнодвигательного, слуходвигательного и слухозрительного взаимодействия . В клинике ЗПР проявляется в снижении критики, неадекватности поведения, психомоторной расторможенности, снижении работоспособности, незрелости моторики, нарушении регуляции движений, недостаточной координации и четкости непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, быстрой утомляемости . Следовательно, дети с ЗПР нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных мероприятиях, направленных на коррекцию их психомоторной сферы. Однако учебная программа по физической культуре в общеобразовательной школе в основе своей направлена на обучение, а не на коррекцию имеющихся недостатков. Для того чтобы целенаправленно проводить коррекционную деятельность с детьми ЗПР церебрально-органического генеза (ЦОГ), необходимо знать истинную картину причин отставания психического и физического развития имеющегося контингента. В работе использовались метод теоретического анализа, педагогического исследования, оценки физического развития и психических функций, экспериментальные методы, методы математической статистики.
Дети с физическими и соматическими дефектами нуждаются в определенной поддержке и защите, но они должны учиться быть самостоятельными и уметь заботиться о себе, как и другие дети, считает доктор М. Раттер. Клинические и психологические исследования свидетельствуют, что перенесенные органические заболевания центральной нервной системы, нарушения мозговых структур, недостаточность отдельных корковых функций являются основой нарушения созревания тех или иных систем мозга, прежде всего - лобных отделов (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский и др.). Свидетельством органической недостаточности центральной нервной системы могут быть гиперактивность, импульсивность, агрессия, тревога. Многие авторы (Т.А.Власова, В.С.Иванов) полагают, что церебральные астении, нарушения эмоционально-волевой сферы являются следствием функционально-динамических нарушений в центральной нервной системе. Это может выступать и первопричиной задержки психического развития ребенка. В основе гипердинамического синдрома, «синдрома дефицита внимания», могут лежать микроорганические поражения мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, черепно-мозговые травмы, нейроинфекция, а также генетические факторы (В. И. Гарбузов, Н. Н. Заваденко, Т. Ю.Успенская). Сказанное Не означает, что все гиперактивные дети имеют мозговую травму.
![]() | 978 63 62 |