![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Советская школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства и социалистической индустриализации (1921-1930) | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Изучаются революционное движение, национальный и аграрный вопросы в эпоху империализма, борьба трудящихся Г. за победу социалистической революции (Г. В. Хачапуридзе, Я. Г. Хуцишвили, Н. Б. Махарадзе, А. Н. Сургуладзе, Г. А. Дзидзария, Т. В. Догузов, М. В. Церцвадзе, Э. Ахобадзе, И. И. Мирцхулава, М. Г. Джиджейшвили, П. К. Цквитария и др.). История социалистического строительства в Г. исследуется по отдельным этапам и основным проблемам: период восстановления народного хозяйства 1921—25 (Ю. М. Качарава), индустриализация (А. И. Кочлавашвили), история советского рабочего класса Г. (Н. И. Стуруа, М. В. Натмеладзе, С. Е. Шарикадзе, М. Я. Каптере), колхозного строительства (Т. И. Жгенти), формирование грузинской социалистической нации (Г. В. Брегадзе), становление новых форм социалистического труда (С. Д. Чхартишвили), советская культура (Ц. П. Каландадзе, Д. Г. Майсурадзе и др.), история Г. в период Великой Отечественной войны (А. П. Иоселиани, М. И. Кочиашвили и др.). Вышли монографии по истории партийной организации Г. (В. Г. Эсаиашвили, Г. К. Жвания, Л. И. Эбаноидзе, В. Н. Мерквиладзе, Н. И. Стуруа, И. Я. Мелкадзе и др.)
Советская школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития социалистического общества (1945-1958) Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева Развитие советской школы в первые послевоенные годы. Коммунистическая партия и Советское правительство еще в ходе Великой Отечественной войны приняли постановление о неотложных мерах по восстановлению народного хозяйства в районах, освобождаемых от фашистских оккупантов. Но особенно большие масштабы приобрела созидательная деятельность советских людей после победоносного завершения Великой Отечественной войны, в условиях мирного времени. Был разработан и принят первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 годы. План предусматривал восстановление и строительство школьных зданий, значительное расширение сети школ и увеличение числа обучающихся в них. В процессе самоотверженного труда всего народа под руководством Коммунистической партии в кратчайший срок были восстановлены и построены новые школьные здания, заново созданы уничтоженные фашистами библиотеки, учебные кабинеты и внешкольные учреждения.
Опыт изучения товарности СССР, вып. 1. М., 1926, стр. 21, 6566. 1239 «Внутренняя торговля Союза ССР за X лет». М., 1928, стр. 142, 145. 1240 Г. А. Дихтяр. Советская торговля в период построения социализма, стр. 166, 167. 1241 «Статистическое обозрение», 1928, 1, стр. 19. 1242 «Советское народное хозяйство в 19211925 гг.», стр. 556. 1243 «Итоги десятилетия Советской власти в цифрах. 19171927», стр. 354. 1244 Там же, стр. 355. 1245 «Итоги десятилетия Советской власти в цифрах. 19171927», стр. 356, 357. 1246 В. Канин. Бюджеты крестьянских хозяйств Новгородской губернии за 19231924 год. Новгород, 1927, стр. 35. 1247 «СССР в период восстановления народного хозяйства (19211925 гг.)», стр. 443. 1248 «История Коммунистической партии Советского Союза», т. 4, кн. 1. Политиздат, 1970. стр. 230234. 1249 В. И. Ленин. Полное собраний сочинений, т. 45, стр. 377. 1250 См. там же, стр. 364. 1251 «История СССР», т. VIII. М., изд-во «Наука», 1967, стр. 257258. 1252 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 45, стр. 414. 1253 «КПСС во главе культурной революции в СССР», стр. 58. 1254 «История СССР». М., изд-во «Высшая школа», 1974, стр. 275. 1255 «Культурное строительство в СССР». М., 1927, диаграммы 5 и 11. 1256 3. И. Равкин
Следует подчеркнуть, что И.В.Сталин несёт персональную ответственность за многие поражения и просчеты начального этапа войны, но он неотделим как Верховный Главнокомандующий и от побед заключительного этапа. Блестящую объективную характеристику Сталину дал Черчилль в своей известной речи в британском парламенте. Великую и страшную фигуру Сталина невозможно рассматривать вне реальной истории советского государства со всеми его победами и поражениями. Десталинизация. Номенклатурно-коммунистический режим После окончания военных действий военно-мобилизационная система сохранялась и она была действительно необходима, пока шел тяжелейший период восстановления народного хозяйства и одновременного создания ракетно-ядерного потенциала в условиях начавшейся холодной войны. Однако уже в конце 40-х гг. стала очевидной потребность демократизации советского общества. Сталинский режим вступил в принципиальное противоречие с новой эпохой, пытаясь восстановить апробированные в прошлом тоталитарные черты, включая новый виток массовых репрессий.
Рузвельт полагал, что главными козырями Вашингтона в игре с Москвой будут обещанный Советскому Союзу заем на восстановление народного хозяйства и разрешение на десятимиллиардные репарации в Германии. Он был уверен, что при таком раскладе Америка получит максимум возможного. В конкретную плоскость вопрос об американском займе перешел в январе 1945 г. Советская сторона пожелала получить заем в шесть миллиардов долларов. Сейчас ясно, что Рузвельт оттягивал время ответа. Он, по-видимому, хотел, чтобы данная проблема находилась в «подвешенном» состоянии в период принятия главных решений о послевоенном устройстве мира. Рузвельт молча согласился с мнением государственного департамента, что в Ялте самим поднимать вопрос о займе не следует, а в случае, если разговор заведет советская сторона, нужно постараться затянуть обсуждение. Как пишет американский историк Т. Патерсон, американская позиция заключалась в том, чтобы «держать Советы в состоянии вожделения и догадок с тем, чтобы они вели себя более примирительно в восточноевропейских вопросах»
В период НЭПА происходило восстановление и развитие налогообложения, преобладающее значение получили косвенные налоги – акцизы. Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог. В период НЭПА действовало 86 видов платежей в бюджет. Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПА. Для государственных предприятий были установлены налоги с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (от 400 до 2444). В государственный бюджет поступали также таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. В 1941-1960 гг. происходит частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941г. была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, затем эта надбавка заменяется специальным военным налогом, вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.
Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в период восстановления народного хозяйства после войны. В настоящее время она реформируется. Основа современной финансовой политики РФ: 83. - признание свободы предпринимательства; 84. - введение разнообразных форм хозяйствования; 85. - приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике; 86. - отказ государства от директивного управления; 87. - переход отношений предприятий и государства на налоговую основу. Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила распространение система государственного кредита для покрытия дефицита госбюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяется организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла система, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджетных средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Изменяется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального используется горизонтальное перераспределение средств за счет функционирования финансового рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства.
Посты Сталина: генсек ЦК ВКПб, Пред СНК, Нарком обороны, Верх главноком, пред ГКО. Б) Директивное письмо СНК и ЦК ВКПб партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня. Письмо предписывало порядок проведения 1.обеспечение работы тыла для фронта 2.организация сопротивления на оккупированной тер-рии. 3 июня 41 г. - обращение Сталина к народу. Эвакуация людей, предприятий и материальных ценностей: 1,5 тыс. предприятий и 17 млн. людей, мобилизация военнообязанных. Добровольческое движение: дивизии народного ополчения, истребительные, коммунистические и рабочие батальоны и партизанские отряды. Роль коммунистов в организации отпора врагам. Перевод экономики на военный лад. На территории занятой противником производилось 2/3 продукции. Число служащих сократилось с 31 до 21 млн. чел. Патриотизм и героизм советских людей. №38 Холодная война. Проблемы послевоенного развития. После окончания Великой Отечественной воины перед Советским Союзом стала задача восстановления народного хозяйства. В переходе от войны к миру решался вопрос дальнейшего развития экономики, ее структуре и системе управления. Освободительный поход Советской Армии в страны Центральной и Юго-Восточной Европы познакомил миллионы советских людей с действительной жизнью европейских стран.
Состав населения Германии, в основном, однородный, но в последнее время наметилась тенденция к увеличению доли иностранной рабочей силы – гастрарбайтеров, численность которых приближается к 10% населения. Германия – достаточно высоко урбанизированная страна, 83% населения здесь проживает в городах. После вступления 3 октября 1990 г. Восточных земель (бывшей Германской Демократической Республики) в состав ФРГ в единой Германии стало 16 федеральных земель, столицей страны вновь стал Берлин. Экономической системой современной Германии является социальное рыночное хозяйство. Для Германии во все времена ее развития всегда была характерная несоизмеримо большая роль государства в экономике. Тоталитаризм гитлеровской эпохи вообще привел к прямому диктату государства в экономике, а в период восстановления народного хозяйства страны после окончания Второй мировой войны именно государство обеспечивало общественную стабильность и социальную защищенность. Опираясь на концепцию социального рыночного хозяйства, проводил свои знаменитые реформы в экономике и отец немецкого “экономического чуда” Людвиг Эрхард.
В целях подготовки к агрессивной войне на материке они построили в Корее некоторые отрасли промышленности. Но большинство из них составляет добывающая промышленность и промышленность полуфабрикатов. Почти не было машиностроения, являющегося основой самостоятельной промышленности, и другой ведущей обрабатывающей промышленности. Поэтому экономика страны не могла избежать колониальной отсталости, серьезной уродливости и однобокости. И та была безжалостно разрушена трехлетней войной, развязанной американскими империалистами. Корейский народ фактически начал все с нуля на руинах, после войны. Под мудрым руководством великого вождя он выполнил трехлетний план послевоенного восстановления и развития народного хозяйства (1954 - 1956) за 2 года и 8 месяцев по валовой продукции промышленности. В результате промышленное и сельскохозяйственное производство не только восстановило довоенный уровень, но и значительно превзошло его. Корея вступила из периода восстановления народного хозяйства в период технической перестройки.
На этом строится «железная логика коммуны», требующая «быстрого экономного совещания, короткого приказа и короткого исполнения. Но она же требует и организации защиты личности» (там же). Нужно, следовательно, не просто «трудовое воспитание» (воспитание труженика), а «хозяйственное воспитание». Оно должно строиться на «хозяйственной (экономической) заботе». Нужен не «труд-работа»,а «труд-забота». Необходимо вырабатывать у людей умения и навыки коллективного хозяйствования, новую систему экономических отношений, развивать принципы трудовой морали. «Труд, дисциплина, быт, образовательная работа, будущее воспитанника и воспитателя - все это должно располагаться по линии экономического прогресса коммуны с учетом центрального основного фактора - экономического прогресса всей страны». Поэтому в 30-е годы, в период реконструкции народного хозяйства и индустриализации страны, при переходе от основанной преимущественно на сельскохозяйственном труде колонии им.М.Горького к основанной на ремесленном, а затем машинном труде коммуне им.Ф.Э.Дзержинского, - Макаренко ввел многие новые элементы в содержание деятельности своей трудовой общины.
На этом строится «железная логика коммуны», требующая «быстрого экономного совещания, короткого приказа и короткого исполнения. Но она же требует и организации защиты личности» (там же). Нужно, следовательно, не просто «трудовое воспитание» (воспитание труженика), а «хозяйственное воспитание». Оно должно строиться на «хозяйственной (экономической) заботе». Нужен не «труд-работа»,а «труд-забота». Необходимо вырабатывать у людей умения и навыки коллективного хозяйствования, новую систему экономических отношений, развивать принципы трудовой морали. «Труд, дисциплина, быт, образовательная работа, будущее воспитанника и воспитателя - все это должно располагаться по линии экономического прогресса коммуны с учетом центрального основного фактора - экономического прогресса всей страны». Поэтому в 30-е годы, в период реконструкции народного хозяйства и индустриализации страны, при переходе от основанной преимущественно на сельскохозяйственном труде колонии им.М.Горького к основанной на ремесленном, а затем машинном труде коммуне им.Ф.Э.Дзержинского, - Макаренко ввел многие новые элементы в содержание деятельности своей трудовой общины.
В Московской губернии было выстроено пятнадцать местных станций (Яропольская, Волоколамская, Осташевская, Солнечногорская и др.). В результате первых успехов в восстановлении промышленности на фабрики и заводы Москвы возвращались старые, квалифицированные кадры, шли новые пополнения из деревни. Жизнь московских рабочих постепенно улучшалась. Отходили в прошлое тяжелые военные годы, голод, нищета. Возрастала заработная плата. Улучшалось бытовое и жилищное положение трудящихся. В Москве в довоенное время 300 тысяч рабочих «жили на койках». В 1925 году коечников уже не существовало. Из подвальных помещений большая часть жителей переехала в благоустроенные дома. За годы восстановления народного хозяйства московский пролетариат прошел большую трудовую и политическую школу. 25 тысяч лучших своих сынов послал он в партию Ленина. Более 7 тысяч рабочих — девушек и юношей — вступили в комсомол. Многие молодые рабочие Москвы стали учиться. Начался поход рабочей молодежи в науку. Появились кадры технической интеллигенции, вышедшей из рабочего класса и трудового крестьянства. Индустриализация Москвы и Московской области В связи с окончанием восстановительного периода перед московским пролетариатом, как и перед всем советским народом, встали новые задачи — преодоление экономической отсталости страны, превращение ее из аграрной в индустриальную, построение социалистического общества.
Приближалась к концу работа по восстановлению народного хозяйства. В международной обстановке также произошли изменения. Правительствам западных стран удалось подавить революционные движения рабочего класса. Одновременно экономика капиталистических стран стабилизировалась. Сложилось временное равновесие сил между Советским Союзом и капиталистическим миром, что открывало возможность для периода мирного сосуществования стран с различным общественным строем. Именно на этот период приходится полоса признания СССР со стороны западных государств и установления с ним дипломатических и торговых отношений.Это был временный, но благоприятный внешнеполитический фактор, который способствовал решению важнейших внутренних задач нашей страны. I.Индустриализация страны. В этих условиях особое значение и практический смысл приобрел вопрос о судьбах и перспективах строительства социализма в СССР. Дискуссии о выборе пути, формах и методах развития советскогообщества начались еще в 1923 году и закончились к концу 20-х годов. На ход споров наложили существенный отпечаток межличностные отношения и борьба за власть в политическом руководстве страны. Утверждение социалистического строя предполагало проведение в жизнь принципа распределения материальных благ по труду, ликвидации частной собственности как основы эксплуатации человека человеком, и обеспечение трудящегося населения такими средствами существования как жилье, здравоохранение, образование на уравнительной бесплатной основе.
Введение Цель написания контрольной работы охарактеризовать международное положение после второй мировой войны. Выяснить, какого было отношение сил между странами «капиталистического» и «социалистического» блоков на международной арене. Выделить государства принявшие советскую модель экономического и политического развития. Следует уяснить смысл термина «холодная война». Понять кто являлся ее инициатором. Как она отразилась на корейской войне 1950-1953 гг. Раскрыть суть «плана Маршала» и отношения к нему советского руководства. Раскрыть содержание планов восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Сформулировать основные задачи экономической политики после войны. Понять какие успехи были достигнуты в развитии промышленности. Выяснить, как повлияла денежная реформа 1947 г. на уровень жизни советских людей. Обосновать причины ужесточения политического режима И.В. Сталина в послевоенный период. Обратить внимание на «ленинградское дело» и «дело врачей». Следует уяснить смысл термина «космополитизм».
Дело в том, что нэп - это попытка совмещения государственной и рыночной экономики, то есть он двойственен по сути своей, и лишь до того момента сохраняется, пока существуют, взаимодействуют и борются обе эти линии в рамках единой политики. Такое понимание нэпа позволяет построить и его периодизацию. Первый период продолжался примерно до 1922 - 1923 гг., в течение которого сформировались основные принципы нэпа, сложились вышеназванные линии, получившие максимальное развитие на втором этапе, длившемся до 1927 - 1928 гг. Переход к господству одной из линий, лишивший экономическую политику двуединства, завершился в начале 30-х гг. (По вопросу о завершении нэпа нет единства мнений: в течение долгого времени господствовало мнение о совпадении конца нэпа с окончанием социалистического строительства в СССР, однако сегодня большинство историков указывают на 1929 г., как на время, когда нэп был насильственно прерван сталинским руководством). Поворот в экономике, осуществленный советским руководством, способствовал стабилизации экономического положения страны и восстановлению народного хозяйства.
Оглавление Введение Глава I Советская страна после окончания гражданской войны §1 Экономическая разруха §2 Политический кризис 1921г. и новая «волна» борьбы с советской властью Глава II Эпоха НЭПа §1 Переход к НЭПу §2 Восстановление народного хозяйства Заключение Список использованных источников и литературы Введение. Период НЭПа – едва ли не самый сложный из всех периодов советской истории. В то же время именно он наиболее значим для нас сегодня. Каково его общее социально-историческое содержание и значение? Существует три основных ответа на этот вопрос. Согласно первому, безраздельно господствовавшему в советской исторической литературе, НЭП представлял собою один из этапов строительства социализма в СССР. Вынужденный особыми обстоятельствами, сложившимися по окончании гражданской войны, и отличавшийся значительным своеобразием, он при всех издержках, с ним связанных, сыграл в целом полезную роль, дав стране возможность залечить раны, нанесенные войной, и подготовиться к новому, решающему этапу социалистической стройки.
В статье «О работе Наркомпроса» (февраль 1921) Ленин писал: «Руководитель-коммунист тем и только тем должен доказать свое право на руководство, что он находит себе многих, все больше и больше, помощников из педагогов-практиков, что он умеет им помочь работать, их выдвинуть, их опыт показать и учесть». В период, когда народное хозяйство страны в результате гражданской войны и интервенции было разрушено, В. И. Ленин в «Страничках из дневника» призывал немедленно приступить к улучшению положения народного учителя. «Народный учитель, — писал В. И. Ленин, — должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное — над поднятием его материального положения». Коммунистическая партия, претворяя в жизнь эти указания В. И. Ленина, постоянно заботится о том, чтобы народные учителя заняли самое почетное место в социалистическом обществе. Значение учения В. И. Ленина о коммунистическом воспитании для развития педагогики и школы. Выступления В. И. Ленина по вопросам культурной революции, коммунистического воспитания молодежи, его высказывания об умственном, нравственном воспитании и политехническом образовании составляют величайшее завоевание марксизма и служат путеводной звездой при решении актуальных вопросов народного образования, которые встают при осуществлении коммунистического строительства.
![]() | 978 63 62 |