![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Учение К.Маркса и Ф.Энгельса о воспитании | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Выражение веры в лучшую долю и надежды на построение справедливого общества в песнях и речах на революционных собраниях и митингах напоминало порой христианские молитвы о лучшей жизни. Если молитва соединяла верующих между собой, а их всех – с Небесной Церковью, «вводя каждую ее частицу в общую жизнь тела Христова», то обращение членов партии к основным положениям марксизма и вера в торжество социализма и коммунизма позволяли им ощутить связь каждого из них со всемирным пролетарским движением и учением Маркса– Энгельса. Представление о церкви как о Теле Христовом подготовило сознание к восприятию идеи о партии революционного пролетариата, члены которой являются лишь частицами общего братства в священной борьбе. Точно так же, как православие видело свою задачу в количественном расширении церкви на земле и в ее духовном росте, наполнении мира святостью, так и социалисты и коммунисты видели свою задачу в количественном росте рядов партии, расширении ее влияния на массы и в идейном воспитании ее членов. Конечной целью партийного строительства должно было стать соединение теории революционного коммунизма с практикой – построение всемирного коммунистического общества
Кроме этого, подчеркивалось «величайшее духовное наследство» в виде учения Маркса и Энгельса, получившего дальнейшее развитие в трудах Ленина и Сталина. Лидер Советского Союза принимал на себя еще одну роль «великого ученого, классика марксизмаленинизма». Основные германские инициативы Сталина совпадали с центральными ожиданиями и надеждами СЕПГ и немецкого народа, проецируемыми на личность вождя. В этом заключается одна из главных причин популярности образа Сталина в начальные годы существования ГДР. Ярким примером подобной инициативы является так называемая «Нота Сталина» от 10 марта 1952 г. Документ отражает базовые потребности «нового немецкого государства», а именно: заключение общегерманским правительством мирного договора со странами-союзниками по антигитлеровской коалиции, политическая независимость и территориальное единство страны, создание собственных вооруженных сил. Бывшие служащие вермахта и члены фашистской партии должны были быть приравнены в правах к остальным гражданам . Данные предложения могли исходить, согласно пропаганде, только от «настоящего друга немецкого народа, чье будущее беспокоит его сердце больше, чем какого-либо немецкого чиновника» .
Отдел Сбыта составляет сводный план реализации продукции. Обеспечивает выполнение планов реализации, не допуская затоваривания готовой продукции, заключает договоры на ее сбыт. Отделение организации труда и технормирования разрабатывает методы технического нормирования, мероприятия по лучшей организации труда и правильному использованию рабочей силы. Политический отдел ГУЛАГа Политический отдел ГУЛАГа является руководящим партийно-политическим органом в системе Главного Управления исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР. Политотдел обеспечивает воспитание вольнонаемного состава ИТЛ УИЛК/ОИТК в духе беззаветной преданности партии Ленина Сталина и социалистической родине Союзу Советских Социалистических Республик, сплачивает личный состав вокруг партии Ленина Сталина и мобилизует его на беспощадную борьбу с врагами народа. Политический отдел ГУЛАГа систематически руководит всем комплексом партийно-политических мероприятий, направленных на обеспечение сознательного отношения к труду, укреплению дисциплинированности и большевистского стиля Работы и высокой чекистской бдительности среди вольнонаемного состава ИТЛ ИТЛК/ОИТК, уделяя особое внимание состоянию партийной пропаганды, добиваясь того, чтобы каждый сотрудник ИТЛ УИТЛК/ОИТК систематически работал над овладением основ учения Маркса Энгельса Ленина Сталина
Горького мог бы закончить Шолохов рассказ о дорогих его сердцу Давыдове и Нагульнове. И ещё одна аналогия с произведениями Горького напрашивается при чтении романа «Поднятая целина». Суровый боец и мечтатель. Большой художественной удачей Шолохова явился яркий портрет коммуниста Макара Нагульнова. Нагульнов – сложный по характеру человек. Он как и Давыдов, беспредельно предан делу революции но резкий, порывистый характер, недостаток такта и выдержки иногда мешают ему правильно проводить политику партии. В Нагульнове горит лютая ненависть к врагам революции, жгучая боль за дело строительства новой жизни, нетерпимость к предрассудкам прошлого, неудержимая устремленность в будущее, и в своём увеличении они не может понять тех, кто не разделяет его взглядов или в ком ещё идёт борьба между старым и новым. Уродливая приверженность к собственности, которую Нагульнов наблюдал с детства в родном доме, вызвала протест в его чуткой и благородной душе. Из зажиточной семьи он ушёл в батраки, а с имперелистической войны вернулся большевиком. Нагульнов твёрдо усвоил основную мысль учения Маркса и Энгельса, что всё зло на земле происходит от частной собственности.
Под руководством партии Ленина-Сталина идем мы на идейный штурм старого мира и капиталистического общества... Мы знаем также, что мы преодолели и будем преодолевать все трудности, ибо непобедимо учение Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, ибо во главе ленинского ЦК стоит наш друг и учитель, любимый вождь угнетенных всего мира - Сталин". Так читал, говорил и писал безвинный страдалец и несчастная жертва в неравной борьбе Юрий Олеша. Ему было поручено зачитать такое ответственное приветствие. Это нужно было заслужить. Этого не заслужили другие делегаты съезда - Бабель, Пастернак. Это заслужил Юрий Олеша. Заслуженный писатель стал зачитывать приветствия и писать произведения о замечательных успехах, возникших под властью великого ума. На этом кончается живое искусство. Начинается схематичная, лживая, лишенная фантазии, прямолинейная пьеса. Несчастье обрушилось на его слабые плечи, не подождав. Еще совсем недавно Юрий Олеша хотел написать совсем другую пьесу. За год до "Строгого юноши" он писал: "Я не знаю другого превосходства, кроме доброты". Это сказал Бетховен..
Плодом такого обращения и явилась марксистская историко-материалистическая концепция государства и права. Специфика марксистского подхода к изучению государства и права — анализ явлений политической и правовой жизни в первую очередь как органических составных частей (моментов) классовой общественно-исторической формации, отказ от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного; психологического, этнического и тому подобного порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права прежде всего и главным образом от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе. Генезис учения Маркса и Энгельса о государстве и праве был подготовлен и стимулирован совокупностью экономических и общественно-политических событий западноевропейской истории первой половины XIX в. Свои итоговые суждения относительно состояния современного им западноевропейского общества создатели марксизма изложили в «Манифесте Коммунистической партии» — программе Союза коммунистов.
Важные диалектические идеи содержит философия Фихте и Шеллинга. Развернутую систему диалектики создал Г. В.Ф. Гегель. Он провел в систему понятийный аппарат диалектики, он выводит одну категорию из другой. Формирует закономерности отражающие универсальные связи мира, познания и мышления. Причем категории мышления, абсолютны, они привносятся в мир, а не берутся из мира. Он видит источник движения в борьбе противоположностей внутри объекта, в отрицании старого новым. К числу наиболее значительных концепций развития относятся диалектико- материалестическая концепция. Она сложилась в 40х г. Прошого века в учении Маркса и Энгельса. Развитие осуществляется как «отрицание отрицания», по спирали , а не по прямой линии , как «перерывы постепенности», превращения количества в качество , внутренние импульсы к развитию даются противоречием. Эта концепция била политизирована во в взглядах Ленина и Сталина , которые абсолютизировали элемент борьбы , отрицания , скачки взрывного характера - революции. Наряду с такой концепцией возможна и иная интерпретация диалектики - гуманистическая. Превращая людей не в пассивные элементы своего класса, а разрешающая диалектику единичного и общего в истории в пользу человека.
В 2-х книгах; Кромер Г. «Древний и современный империализм» и другие. Объект исследования: империализм, как система общественных отношений новой высшей фазы капитализма. Предмет: разработка теории империализма в конце ХIХ – начале ХХ века. Представители различных научных направлений. Задачи: 1) проанализировать трактовку теории империализма марксистскими, в том числе социал-демократическими теоретиками; 2) исследовать характеристику теории империализма английским экономистом Дж. Гобсоном. Методы исследования: анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнительно-исторический. 1. Трактовка теории империализма социалистическими теоретиками Теория империализма К. Каутского Каутский в конце 80-х годов XIX в., заинтересовавшись учением Маркса и Энгельса, начал переходить на позиции марксизма и впоследствии сыграл определенную роль в его распространении. С 1883 г. он редактировал теоретический орган немецкой социал-демократической партии «Ди найе цайт», но уже тогда допускал на его трибуну охотников ревизовать марксизм.
Маркс и Энгельс отмечали, что педагогика как соц.наука тесно связана с характером производства и производ.отношениями; выдвинули программу воспитания будущего. Доказали, что основным содержанием коммун.воспитания м.б.всестороннее и гармоническое развитие каждой личности. Выдающуюся роль в создании марксистской педагогики принадлежит Крупской, разработавшей осн.принципы построения дошк.воспитания. Учение Макаренко о коллективе, методике, тхнике пед.труда, о воспитании ребёнка в семье, о значении дет.игры. Большой вклад в теорию и практику дошк воспитания внесли сов.педагоги и психологи: Аркин, Тихеева, Ветлугин, Выготский, Запорожец. Источники пед.науки: многовековой практический опыт воспитания, закреплённый в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных пед.исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условий. Связь дошк.педагогики с др.науками. Дошк.педагогика развивается в тесной взаимосвязи с др.науками. Философские науки (науковедение, социология, этика, эстетика) помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей челов.бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания.
Разумеется, и эти функции философия выполняет специфическим, только ей присущим способом — способом философской рефлексии. Подчеркнем также, что неспецифичность гуманистической и общекультурной функций отнюдь не означают их меньшей внутри-философской, междисциплинарной и общественной значимости по сравнению со специфическими. Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности в духе гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования. Собственно философия и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым античным афоризмом о Человеке как мере всех вещей. Сократ и Платон, философы эпохи Возрождения, Ф.Бэкон и Гоббс, Спиноза, французские материалисты XVIII в., представители классической немецкой философии, Маркс и Энгельс, русские философы «серебряного века», экзистенциалисты — все они в фокус своего мировоззрения ставят человека как чувствующего, мыслящего и творящего субъекта. Каждый из классиков философии, развивая учение о человеке, по-новому высвечивал и проявлял какую-то важную для нас грань: то ли отношение человека к природе, то ли биологическую первоприроду человека, то ли зависимость человека от социальной среды и т.д. В сумме своей это классическое наследие предстает перед нами как попытка всесторонне решить проблему «Человек и окружающий мир», ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые Кант в «Критике чистого разума» сформулировал так: 1.
Масса мозга была около 1500 г при чем более сильное развитие получили отделы, связанные с логическим мышлением. Применение огня для приготовления пищи имело широкое распространение, о чем свидетельствуют находки на местах стоянок обгорелых костей, при чем не только животных, но и самих неандертальцев, что говорит о каннибализме. Объектами охоты обычно были крупные млекопитающие. Орудия же неандертальцев были намного совершеннее чем примитивные обработанные гальки. Именно среди неандертальцев появились первые зачатки такого понятия как общество. Они выжили в борьбе за существование благодаря объединению сил отдельных индивидов., что и привело 50-40 тыс. лет назад к возникновению вида, к которому принадлежим мы. - Человека Разумного- Homo sapie s Антропогенез (происхождение человека) и социогенез (происхождение общества) как единый процесс. Что следует закладывать в основание системы взглядов, определяющих положение человека в мире - антропоцентризм или социоцентризм? Иначе говоря, чьи приоритеты изначальны: человека или общества? Что должно быть на первом месте: индивидуализм или коллективизм? Схема диалектического взаимодействия, взаимополагания, взаимообусловленности общества и личности появляется в "Тезисах о Фейербахе" К.Маркса. Третий из этих тезисов гласит: "Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, это - учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.2.). Казалось бы, человек поставлен здесь на первое место. Впоследствии К.Маркс неоднократно выражал свою приверженность этому взгляду на человека и общество.
Таким образом, можно сформулировать такую синтетическую характеристику человека. Человек - это животное, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве. осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.5. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм? Что следует закладывать в основание системы взглядов, определяющих положение человека в мире - антропоцентризм или социоцентризм? Иначе говоря, чьи приоритеты изначальны: человека или общества? Что должно быть на первом месте: индивидуализм или коллективизм? Схема диалектического взаимодействия, взаимополагания, взаимообусловленности общества и личности появляется в "Тезисах о Фейербахе" К.Маркса. Третий из этих тезисов гласит: "Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, это - учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.2.). Казалось бы, человек поставлен здесь на первое место. Впоследствии К.Маркс неоднократно выражал свою приверженность этому взгляду на человека и общество.
Великие педагоги о труде Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой; и Горький и А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский . Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе. "Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека " К. Маркс, Ф. Энгельс (" О воспитании образовании"). Надо сделать так чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время, чтобы это был творческий труд, а не только механический. Н.Н. Крупская. Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Стихийно складываясь эта линия приобретает определенные законо- мерности одну из них сформулировал американский ученый А. Сент-Де- пардьи : " Деятельность человека направляется стремлением к счастью . Счастье - это в значительной степени реализация самого себя , то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов " (6) . -------- 5)там же, стр.370, К.Маркс Ф.Энгельс, собр.соч. том 8, стр.119 6)там же, стр.373 Американский нейрофизиолог Х. Дельгадо писал о деятельности чело- века следующее : " В научно-технических достижениях мы цивилизованны , а в психических реакциях мы остаемся варварами . В известных пределах мы умеем управлять собой . Необходимо развитие новых исследований для того , чтобы организовать наши усилия и направить их на создание об- щества будущего с высоким уровнем психической цивилизации . Более глубокое понимание психических механизмов облегчит поиски счастья и уменьшит ненужные страдания людей . Управление гигантскими силами , вызванными к жизни человеком , требует развития определенных психичес- ких свойств , способных направлять разум не только на покорение приро- ды , но и на то , чтобы сделать цивилизованной психику самого человека ". (7) Таким образом для правильного понимания множества проблем стоящих перед человеком сегодня , безразлично , говорим ли мы о судьбах всего человечества или о мелких , локальных проблемах , мы должны обратить особое внимание на культуру , рассматривая ее как основу для благопо- лучного существования общества .
Иными словами, постиндустриальное общество, став реальностью, окончательно показало, что буквально понятые пророчества Маркса не реализовались на практике. Это, кстати, является причиной глубочайшего кризиса современного европейского марксизма». Политическая публицистика Маркса и Энгельса часто способствовала формированию представлений о марксизме как о пророческом учении, утверждавшем неизбежность пролетарской революции. Между тем и Маркс, и Энгельс были достаточно осторожными в своих прогнозах. История всегда понималась ими как набор различных сценариев развития. Тем не менее ученые часто давали повод для критики в свой адрес. Во многих популярных публикациях Маркса и Энгельса исторический процесс выглядит как железная поступь социального прогресса, осуществляющегося в ходе смены общественных формаций. Ошибочно полагать, что теории Маркса потерпели крах. Совсем наоборот – многие его предсказания сбылись, а большинство категории применимы и сейчас, и это неудивительно – капитализм, описанный Марксом, никуда не исчез.
Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения об обществе? 1) Одним из важнейших принципов исторического материализма является признание закономерности общественного развития. Ф. Энгельс, выступая на похоронах К. Маркса, среди главнейших его достижений отмечал: «Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.- С. 325). Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями. 2) Признание закономерности в материалистической концепции истории тесно связано с принципом детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие.
В связи с этим он делает заключение: что идея социалистической революции это всего лишь правдоподобная гипотеза, которая выдана за науку и за реальность. Борьбу против отчужденности труда он предлагал вести с помощью соревнования капиталистов в ходе, которого права рабочих будут восстановлены, а прибыль за добросовестный труд будет распределена более справедливым способом. Основными достижениями диалектико-материалистического способа мышления можно считать и с этим согласны абсолютно все: талантливую критику недостатков капитализма, тщательную проработку теории проблем практики, научное обоснование природы общественного. Тем не менее, все эти 3 положительных момента получили трансформацию в более поздних работах ученых и практиков, развивающих теорию марксизма. Первый самый серьезный просчет относится к возвышению общественного и умалению личностно-индивидуального. Второе: отрицание любых философских воззрений мировой философии, если это не имело отношение к диалектико-материалистическому мышлению. Третье: осмысление трудов Маркса и Энгельса Лениным, Плехановым, Троцким, Бухариным шло с серьезным перекосом в сторону политики. И с этого периода диалектико-материалистическая философия превратилась в оружие политической борьбы, и акцент делался не на общественные процессы, общественные отношения, а на развенчание религии и приспособление общечеловеческих ценностей к формам и методам политической власти.
В связи с этим он делает заключение: что идея социалистической революции это всего лишь правдоподобная гипотеза, которая выдана за науку и за реальность. Борьбу против отчужденности труда он предлагал вести с помощью соревнования капиталистов в ходе, которого права рабочих будут восстановлены, а прибыль за добросовестный труд будет распределена более справедливым способом. Основными достижениями диалектико-материалистического способа мышления можно считать и с этим согласны абсолютно все: талантливую критику недостатков капитализма, тщательную проработку теории проблем практики, научное обоснование природы общественного. Тем не менее, все эти 3 положительных момента получили трансформацию в более поздних работах ученых и практиков, развивающих теорию марксизма. Первый самый серьезный просчет относится к возвышению общественного и умалению личностно-индивидуального. Второе: отрицание любых философских воззрений мировой философии, если это не имело отношение к диалектико-материалистическому мышлению. Третье: осмысление трудов Маркса и Энгельса Лениным, Плехановым, Троцким, Бухариным шло с серьезным перекосом в сторону политики. И с этого периода диалектико-материалистическая философия превратилась в оружие политической борьбы, и акцент делался не на общественные процессы, общественные отношения, а на развенчание религии и приспособление общечеловеческих ценностей к формам и методам политической власти.
![]() | 978 63 62 |