![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Клинико-социальные аспекты формирования и профилактики зависимости от психоактивных веществ у подростков | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Несмотря на значительную роль в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики психиатров-наркологов, активное участие в этом процессе воспитателей, учителей, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Они осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, ведут технические и иные кружки, спортивные секции, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны. Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и молодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. Помимо специализированных центров в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи ППМС-центров
СодержаниеВведение 1. Биологические факторы употребления психоактивных веществ 2. Исторический и культурный аспекты злоупотребления психоактивными веществами 3. Причины употребления психоактивных веществ 4. Особенности профилактики злоупотребления психоактивными Веществами Заключение Литература Введение Актуальность. Проблема злоупотребления психоактивными веществами одна из острейших проблем современного российского общества. В последнее время увеличилось употребление психоактивных веществ. Это явление приобретает характер эпидемии. Основными потребителями является молодежь, которая сама находится в весьма сложном положении в результате явлений нашей жизни. Это, прежде всего, социально-экономический кризис, который очень влияет на уровень жизни. В условиях социально-экономической нестабильности, несформированные системы ценностных ориентаций, девальвации ценностей семьи и школы, риск приобщения к наркотикам особенно велик у тех подростков, которые имеют негативный жизненный опыт, живут в неполных семьях, попали в компанию пьющих или курящих сверстников, тех, кто уже пробовал или эпизодически употреблял наркотики.
Если активность обучаемых направлена на отношения с другими людьми, то речь идет о различных социальных мотивах (стремление получить знания, чтобы быть полезным стране, обществу; желание выполнить свой долг; желание хорошо подготовиться к выбранной профессии; стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение, завоевать у них авторитет и т.Pп.). Очевидно, при рассмотрении вопросов, связанных с социальными аспектами формирования личности школьников и учащихся профессиональных учебных заведений, следует иметь в виду именно социальные мотивы [40]. Другой сферой социализации личности является самосознание. Самосознание или, иначе, «Я-концепция» это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Таким образом, самосознание это образ себя и отношение к себе. Образ собственного «Я» включает в себя три основных компонента: 1)Pкогнитивный (познавательный)P знание себя (своих психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.Pп.); 2)Pэмоциональный оценка себя, самооценка (самоуважение, самолюбие, себялюбие, самоуничижение и т.Pп.); 3)Pповеденческий (оценочно-волевой)P отношение к себе (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.Pп.)
Вторая стратегия - формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Третья стратегия - развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения. Четвертая стратегия - развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества. В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии. Социальные и педагогические технологии первичной профилактики: воздействие средств массовой информации; антинаркотическое обучение; использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности; создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.); проведение антинаркотических мотивационных акций; организация деятельности социальных работников волонтеров; деятельность системы ювенальной юстиции. Психологические технологии первичной профилактики: развитие личностных ресурсов; формирование социальной и персональной компетентности; развитие адаптивных стратегий поведения; формирование функциональной семьи.
Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в этой области. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, программы которых нацелены на профилактику наркозависимости. В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ. 14.4. Профилактика зависимости от психоактивных веществ Различают первичную, вторичную и третичную профилактику наркозависимости. Эти профилактические блоки имеют свои особенности. Первичная профилактика наркомании опирается на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. Необходимо, чтобы противостояние наркомании стало действительно общенациональным делом и объединяло усилия как на правительственном уровне, так и по линии неправительственных структур и движений
Важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение детей и подростков в занятия спортом, учитывая мотивы начала занятий в секции, ведущие и лимитирующие звенья в структуре различных сторон подготовленности. В ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов подбор средств и методов тренировок необходимо осуществлять исходя из интересов и потребностей подростков, применяя дифференцированный подход при формировании группы занимающихся: - учебный материал должен быть понятен и доступен подросткам, но осваивать его они должны с определенным усилием, поскольку в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность; - усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляются постепенно, по мере формирования интереса к занятиям и повышения уровня подготовленности; - важно своевременно применять методы принуждения, наказания, поощрения; - в процессе занятий необходимо осуществлять контроль за выполнением заданий тренера, следить за дисциплиной, внешним видом, посещаемостью. Важное значение в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах, направленных на профилактику приема психоактивных веществ, отводится коррекции психоэмоционального состояния детей и подростков, используя для этого следующие методические приемы: - создание педагогических условий, в которых тревожные подростки могли бы действовать уверенно, без лишнего напряжения и страха (облегченные условия выполнения упражнений); - при неуверенности учащегося иметь несколько вариантов выполнения задания, поощряя их за трудолюбие, самостоятельность и т.п.; - предоставление агрессивным подросткам ведущих ролей при проведении эстафет, сдаче нормативов, показе упражнения, тестировании; - извлечение максимальной пользы из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками; - проведение групповых бесед, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, поддержание инициативы, самостоятельности и взаимопомощь при освоении новых двигательных навыков.
Основными потребителями является молодёжь, которая сама находится в весьма сложном положении в результате различных явлений нашей жизни. Это прежде всего, социально-экономический кризис, который очень влияет на уровень жизни. В условиях социально-экономической нестабильности, несформированные системы ценностных ориентацией, девальвации ценностей семьи и школы, риск приобщения к наркотикам особенно велик у тех подростков, которые имеют негативный жизненный опыт, живут в неполных семьях, попали в компанию пьющих или курящих сверстников, тех, кто уже пробовал или эпизодически употреблял наркотики. Задача исследования: выяснить какие существуют средства лечения и главным образом профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ). Сравним различные методы и концепции программ профилактики. Что нужно сделать, и что влияет на человека, почему он начинает употреблять наркотики. Каковы масштабы наркомании? А также рассмотрим немного истории о наркотиках, их появлении употреблении и отношения к ним в различное время с древних времен и до наших дней.
Однако фактически положение этих властей, их взаимные отношения отнюдь не таковы, чтобы можно было употреблять данные термины без самых серьезных оговорок. Автор считает, что сбои в различных областях федерального устройства, местного самоуправления, которые имеют место как на федеральном, так и на региональном уровне никак не совместимы с правовым государством.2 В своем критическом отношении к Конституции автор далеко не одинок. Но его критика тем более весома, что раздается из уст последовательного приверженца идей и принципов конституционализма. Поленина С. В. в своей монографии “Законотворчество в Российской Федерации” подробно останавливается на вопросах взаимодействия национального законодательства и международного права.3 Для нас здесь наиболее интересна третья глава, посвященная социальным аспектам формирования законодательного решения. Автор раскрывает роль отдельных социальных факторов в формировании отраслей и институтов законодательства. а также дает анализ механизма их взаимодействия.4 Эта глава явится несомненно теоретическим подспорьем в практике законотворчества на федеральном и региональном уровнях.
Наиболее эффективно, чтобы тренером становились старшие школьники, так как один из главных принципов программы - принцип "ровесник-ровеснику". Ребята легче воспринимают новый материал, если о нем говорит другой подросток, чуть старше, который учится в той же школе. Следующей ступенью в программе являются координаторы. Ими становятся те тренеры, которые уже закончили школу и хотят участвовать в программе "Спасибо, нет" на новом этапе. Для этого они обучаются на третьей ступени программы - "Мастер-курсе". Координаторы отвечают также за организационную работу в программе. Таким образом, программа первичной позитивной профилактики употребления психоактивных веществ "Спасибо, нет" работает на уровне предупреждения, превенции употребления алкоголя, наркотиков и никотина молодежью - подростками и детьми. Здоровый ребенок - это залог здоровья нации. И если сегодня мы задумаемся над вопросами предупреждения употребления детьми алкоголя и наркотиков, то мы начнем создавать ресурсы для развития и укрепления нашего народа, усиления его адаптационных и мобилизационных способностей, возможности использования в дальнейшем ресурса здоровых детей для развития здоровой и полноценной нации. Список литературы
Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. Заключение Подростковый возраст – как переходный период затягивается в основном из- за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение. Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от: 1.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Всестороннего изучения заслуживают социальные аспекты формирования национального образования в региональном масштабе, востребованность повышения образовательного и культурного уровня населения, эволюция государственной политики в области национального просвещения, подготовка национальных педагогических кадров, способствующих толерантному воспитанию школьников в условиях поликультурной школы. 2. Государственная и региональная образовательная политика первой половины XX века способствовала включению национально-регионального компонента в образование в условиях полиэтничного государства, учитывая особенности уровня грамотности национальных окраин. Подъёму культурно-образовательного уровня национальных меньшинств в регионах способствовал процесс «коренизации», который особенно активно шёл в автономных образованиях и местах компактного проживания национальных меньшинств. 3. Анализ предпринятых мероприятий по становлению национально-регионального образования в регионе, позволил сделать вывод о том, что достигнутые результаты к 1931 году и успехи в деле образования народов, населяющих регион, были довольно внушительными, и в обществе формировалась эффективно прогрессивная модель национальной школы. 4. К началу сороковых годов в национальных автономных образованиях Юга России была ликвидирована массовая неграмотность населения, создана письменность на родном языке, сначала на основе латинской, а позже – русской графики, значительно укрепилась учебно-материальная база школ при самом активном участии родителей и всей общественности, создались общеобразовательные национальные школы, появилась возможность для дальнейшего развития народного образования на Юге России. 5. В первые послевоенные годы происходит свёртывание регионально-национального компонента в образовании.
Кроме того, у детей, подростков и молодежи формируют ошибочное мнение: даже если попробуешь наркотик, то не станешь наркоманом, а сможешь преодолеть привычку и бросить их употребление в любой момент. Все это страшный обман, его цель – привлечь как можно больше людей к потреблению наркотиков и заработать на этом огромные деньги. Помните! Прием наркотиков – это не средство уйти от проблем, это новые, более сложные и страшные проблемы. Если случилось это несчастье – обратитесь к специалистам в наркологический диспансер. Не бойтесь. Результаты лечения будут хорошими, если обратитесь за помощью сами, если откровенны, идете на контакт с врачом, контролируете свое состояние. Отказ от наркотиков – это не проявление слабости, а, наоборот, проявление силы характера и силы личности. 2.9 ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ Борьба с наркотиками ведется во всем мире, в том числе и в нашей стране. В 1998 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в котором установлен запрет на прием наркотиков без назначения врача.
Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. 1.3 Социально-педагогическая работа в системе дополнительного образования с трудными подросткамиВ настоящее время система дополнительного образования детей России продолжает развиваться. Она востребована детьми всех возрастных категорий. Достаточно сказать, что за 8 последних лет сеть учреждений дополнительного образования детей увеличилась на 3,3%; контингент обучающихся возрос на 3,2 млн. детей. На сегодняшний день почти половина жителей Земли моложе 25 лет, из них около 20 % составляют подростки в возрасте от 10 до 15 лет.
В этой связи необходимо выявление закономерностей и тенденций формирования и изменения потребностей, фиксация их динамики в социальной статистике (на сегодняшний день социальная статистика является явно недостаточной), разработка прогноза их развития, а также определение степени удовлетворенности различных групп населения.Экономическое поведение Исследования показывают, что экономическое поведение людей определяется сложным взаимодействием сознания и объективной действительности, которая влияет на формирование ценностей. И наоборот – уже сформированные ценности во многом обусловливают восприятие реальности. В этой связи существенное значение приобретает рассмотрение социальных аспектов формирования рыночной экономики. Абсолютное большинство населения обобрано государством, потеряло все свои накопления и вступило в рынок, как и положено пролетариату, свободным от всякой собственности. В условиях жесткого и быстро развивающегося кризиса товаропроизводители ощущают себя зажатыми в тиски инфляции, налогового пресса. Из-за недостатка оборотных средств, неизбежно ведущего к банкротству, они оказались неспособными перестроиться, переоснаститься на выпуск новой продукции, модернизировать производство, что необходимо для гарантированного выживания в новых условиях.
Всё будет зависеть от квалификации врача. Максимальная индивидуализации лечения. Здесь проверяется квалификации врача. Сразу происходит разделение на «поштучное» и «конвейерное». Ясно, что «конвейерным» методом лечить легче. А методом «поштучно», индивидуально лечить труднее. Врач сразу должен решить, в каких условиях лучше лечить больного (стационарных, полустационарных или амбулаторных). Далее определяются клинические особенности заболевания, а уже из этого набора составляется индивидуальный профиль каждого конкретного больного. Врач дает рекомендации, как он собирается его лечить, и составляет индивидуальную терапевтическую программу. Комплексный подход к лечению. Терапевтическое воздействие должно быть интегрированным, комплексным, включать в себя медикаментозное, психотерапевтическое и социальное. Следующий принцип – отказ от психоактивных веществ. Этот принцип является дискуссионным. Сейчас используются метадоновые программы. Как можно говорить об отказе употребления психоактивного вещества, когда метадон является наркотиком? Разумеется, и к метадоновым программам во всем мире отношение неоднозначное.
Эти закономерности во многом определяют процессы развития, как самой наркомании, так и ее криминогенных последствий в нашей стране. В действующем УК РФ установлена ответственность практически за все незаконные операции с наркотиками (ст. 228 – 234 УК РФ). Объектом исследования является наркотическая зависимость, личность наркоманов. Предмет исследования – психологические и физиологические особенности формирования наркотической зависимости; особенности личности наркоманов и факторы, влияющие на формирование зависимости. Цель работы – изучение и оценка психологических и физиологических аспектов формирования наркотической зависимости, выявление особенностей личности наркоманов. Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – выявить психологические и физиологические особенности формирования наркотической зависимости; – выявить факторы, влияющие на совершение преступлений лицами с наркотической зависимостью – рассмотреть особенности судебно-психиатрической оценки лиц с наркотической зависимостью; – выделить особенности расследования преступлений, совершенных лицами с наркотической зависимостью; – выявить особенности уголовной ответственности наркоманов.
Ссылаясь на исследования, проведенные американским психологами, Барденштейн Л.М. и Можгинский Ю.Б. высказали твердое мнение о том, что одним из важнейших социальных звеньев формирования агрессии у детей и подростков является влияние средств массовой информации. Зингер и Зингер провели эксперименты, направленные на выявление корреляции между наблюдением насилия по телевизору и агрессивным поведением. Исследователи сообщили, что дети, смотревшие много телепередач, и особенно остросюжетные и детективные фильмы, а также передачи для взрослых, были более непослушными, а также проявляли во время игр агрессивность и раздражительность В российском обществе деятельность СМИ приобрела не только дисфункциональный, но зачастую и деструктивный характер. Аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха – в 49 %, разочарования в 45 %. По данным социологов МГУ более 40% опрошенных жителей московского региона отметили отрицательное влияние прессы и электронных СМИ. Таким образом, актуальность изучения данной темы становится все более очевидной.
Термины "наркомания" и "токсикомания" используют для обозначения состояния, вызванного достаточно продолжительным употреблением с немедицинскими целями наркотиков, или иных, не отнесенных к списку наркотиков психоактивных веществ. Характер употребления любых психоактивных веществ в общем виде представляет собой континуум, на полюсах которого находятся "медицинское" и "немедицинское" применение. Последнее охватывает широкий круг вариантов поведения: от случайного приема наркотического средства до целенаправленного поиска и систематического употребления. Немедицинское применение чаще начинается как "экспериментальное" под влиянием микро-социального окружения, с дальнейшим нарастанием частоты и дозы употребления препарата и в определенных случаях приводит к формированию зависимости от психоактивного вещества. С позиции общей фармакологии способность фармакологического средства вызывать пристрастие является нежелательным побочным эффектом. Однако, это побочное действие имеет принципиальное отличие от других возможных нежелательных эффектов, которые могут выявиться в клинике практического применения препарата.
![]() | 978 63 62 |