![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Проблема личности руководителя в отечественной психологии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Наконец, в-пятых, теория должна соответствовать фактам. Пренебрежение перечисленными требованиями, подчеркивает Б.Ф. Ломов, «оборачивается тем, что психологические задачи берутся решать дилетанты», что составляет сейчас одну из самых серьезных опасностей для психологии. Сравнение двух перечней требований к «хорошей» психологической теории выявляет их относительное сходство. Так, требование Б.Ф. Ломова о мере обобщения согласуется с критерием широты охвата разнообразных феноменов, наличие в теории добротных постулатов с критерием экономности, а проверяемость – это русский эквивалент иностранного «вери-фицируемость». Таким образом, разные исследователи в разных странах примерно в одно и то же время (1981 г. – второе издание «Теории личности», 1984 г. – монография Б.Ф. Ломова) формулируют почти идентичный перечень требований – критериев психологической теории, что повышает степень их обоснованности. 21. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Приступая к изучению собственно психологии личности, следует заметить, что из многих отраслей психологических знаний это достаточно молодая наука
Тема: Психология личности. Содержание Введение. 2 1. Соотношение понятий «человек», «индивид», 4 «индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии. 2. Психологическая структура личности: соотношение 6 биологического и социального. 3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. 8 Формирование и развитие личности. Заключение. 14 Литература. 15 Введение.Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально- психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Воплощение этих принципов в реальную практику исследований способствовало развитию отечественной психологии социальной. Большую роль в этом сыграли успехи, достигнутые в области психологии общей, что позволило отечественной психологии социальной опереться на фундамент таких принципов, как принцип единства сознания и деятельности и пр. ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры мозга головного, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе. В ней выделяются: 1) тифлопсихология психология слепых; 2) сурдопсихология психология глухих; 3) олигофренопсихология психология умственно отсталых: детей с временными задержками психического развития, с нарушениями речи; 4) патопсихология психология распада деятельности психической и болезненных свойств личности, и пр
Введение: Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, а тем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Ковалёва; С.Л.Рубинштейна; Е.В.Шорохова; К.Л.Абульханова; В.Н.Мясищева; Д.Н.Узнадзе; Б.В.Зейгарник; И.М.Палей; Б.С.Братусь. Также проблемой личности занимались такие психологи как: БодалёвЛ.А.; Брушлинский А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.; Лазурский А.Ф.; Мерлин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.; Фельдштейн Д.И.; Шкуратова И.П.; Ядов В.А. Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности.
Общая психология: Курс лекций. М.: Владос, 1995. С. 4; Гиппенрентер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996. С. 19. 9 Б.Г.Ананьев (19071972Pгг.) выдающийся ученый-психолог, педагог и организатор науки. Начал свою деятельность в области психологии в институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева в качестве аспиранта. Автор фундаментальных научных работ по теории психологии, проблемам общей и педагогической психологии. По праву считается основателем и руководителем ленинградской, теперь санкт-петербургской, психологической школы, в которой были воплощены многие бехтеревские идеи. Воспитал талантливых ученых. Инициатор создания факультета психологии в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете. 10 Б.Ф.Ломов (19271989Pгг.) выдающийся исследователь, педагог и организатор науки. Автор фундаментальных работ по теории и практике психологии, проблемам инженерной и экспериментальной психологии. Научный руководитель множества аспирантских и докторских диссертаций. Основатель и руководитель отечественной инженерно-психологической школы
В первом разделе нами раскрываются теоретические аспекты изучения самоотношения, Я-концепции и психического состояния личноси личности в отечественной психологии, а также представление о самоотношении в психологии. Во втором разделе представлено экспериментальное исследование комплекса факторов отношения к себе у тревожных и нетревожных студентов. В психологии к проблемам самоотношения обращались такие психологи Пантилеев С.Р., Столин В.В., Сарджвеладзе Н.И., Бернс Р., Рубинштейн С.Л. и другие. На современном этапе развития отечественной психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира конкретной личности, стержнем которой является ее Я-концепция. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения в отечественной психологии, привели к условно схематическому его рассмотрению вне целостной теории личности. Исследователи рассматривали его общие и частые аспекты, не опираясь на все достижения в сфере исследования личности, во-первых, и не используя все известные методологические принципы и подходы к ее изучению, что позволило бы интегрировать научное знание о Я-концепции и самоотношении в связи с категориями «личность», «сознание», «самосознание», во-вторых [].
В последние годы проблема рефлексии в отечественной психологии разрабатывается именно в направлении практического приложения психологических исследований. На этой основе появляются значительно большие возможности использования раскрываемых психологических закономерностей рефлексивной организации мышления для решения практических задач его развития и создания оптимальных условий для культивирования творческой личности в условиях постановки и решения проблемных ситуаций. 1.3 Ценности в самореализации Рефлексия предполагает активное переосмысления человеком содержаний индивидуального сознания, деятельности, и в процессе этого он определяет для себя некоторые ориентиры своей деятельности, интересы и цели, то есть ценности. Именно осознание личностью собственных ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении человека на стадии формирования профессиональных становлений с точки зрения их направленности на достижение «акме» в будущем профессиональном становлении является важнейшей предпосылкой успешной самореализации личности на этапе зрелости.
В- третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей, психически больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения. В- четвертых, работы психоаналитиков показали: то, что осознается человеком, часто является рационализацией, результатом работы защитных механизмов, то есть искаженным восприятием, а вовсе не достоверным знанием. Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться к исследованию бессознательного, других заняться изучением поведения, а не сознания (бихевиористов, представителей объективной психологии). Возникновение этих школ и направлений в психологии привело к открытому кризису в психологии. Вся психология распалась на несколько школ, между которыми не было точек соприкосновения и которые исследовали разные предметы и использовали различные методы. Сходные проблемы стояли перед отечественными психологами. В 1920—1930- х годах закладываются методологические основы советской психологии, формулируются методологические принципы.
Это был первый этап изучения смыслов в деятельностном подходе. Дальнейшее изучение смыслов происходило по линии дифференциации данного понятия. Д.А.Леонтьев выделяет (7, стр. 103) несколько этапов в изучении личностного смысла, смысловых образований и смысловой сферы личности в отечественной психологии. Первый этап (который мы уже описали) – 1930-е – 1970-е годы – введение А.Н.Леонтьевым понятия смысла как объяснительного понятия и его теоретическая разработка. Второй этап – с середины до конца 1970-х годов – введение рядом авторов родственных понятий: смысловое образование, смысловая установка, смысловой конструкт, операциональный смысл и др. Третий этап – с начала 1980-х годов – этап интеграции этих представлений, возникновение классификации смысловых образований; синтетических понятий, таких как «динамическая смысловая система», «смысловая сфера личности», концепций смысловой саморегуляции и смысловой динамики. Развитие представлений о смысловых образованиях личности. Теоретическая нагруженность и обобщенность понятия личностного смысла привели к необходимости дифференциации данного понятия.
Проблема идеального в отечественной психологии История возникновения проблемы идеального в том виде, в каком она будет в последующем остро дискутироваться, связана, прежде всего, с марксистской философской традицией. Психические феномены рассматриваются первыми советскими философами и психологами следующим образом: 1) либо сознание соотносится с нервным субстратом, 2) либо сознание соотносится с регуляцией мышечных движений. Такое рассмотрение частично уже было выработано на предыдущем этапе развития русской научной мысли и, прежде всего, связано с именами М.И. Сеченова и И.П. Павлова. Их естественнонаучные концепции психики в общих чертах не противоречили материалистическому решению основного, по мнению Энгельса, вопроса философии, который в период 1920-30 гг. понимался многими теоретиками очень упрощенно. Это объяснялось, в частности, тем, что традиции понимания идеального русскими религиозными философами вследствие политических и идеологических причин были утеряны или существовали только в лоне православной церкви и в философско-психологической мысли русского зарубежья.
В современной психологии часто говорится об иерархии потребностей человека или ступенях их развития (А. Маслоу). Эта иерархия имеет следующий вид. А. Маслоу утверждает, что пока неудовлетворены низшие потребности, высшие остаются для личности сравнительно неинтересными и с повышением уровня потребностей повышается готовность к большой активности. Высший уровень потребностей - самоактуализация - представляет собой "осуществление самого себя", нахождения своего места в жизни и достижения высоких результатов в интересной для себя деятельности. Это есть самовыражение, самореализация личности в жизни. Мотивы конкретизируют, "опредмечивают" потребности, представляя собой конкретные побуждения к целенаправленной деятельности, способной удовлетворить актуальные потребности. Мотивы деятельности ведут к выработке определенной программы, планов по реализации конкретных действий с целью достижения намеченных целей. Многочисленные свойства могут быть обобщены и сведены в целостную структуру личности. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, обобщив имеющиеся походы и взгляды на проблему личности, выразил кратко свое понимание ее структуры в трех аспектах: что человек хочет (потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы и т.д.); что он есть (характер, способности и т.д.); что он может (опыт, умения, знания и т.д.). В психологии хорошо известна динамическая функциональная структура личности, предложенная профессором К.К. Платоновым. Структура личности состоит из четырех подструктур: 1. направленность, включающая в себя убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания; 2. опыт, включающий в себя привычки, умения, навыки, знания; 3. психические процессы, в которые входят память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции; 4. темперамент, состоящий из основных характеристик темперамента, а также из половых, возрастных и патологически обусловленных свойств.
Конфликтная самооценка (высокий уровень притязаний и нехватка способностей.) «неуспевающие дети» школьная дезадаптация; -мотивации развивается хуже, мотивация избегания неудачи, нет глубоких интересов; -неблагоприятная самооценка (ребёнок не соглашается со своим статусом); -низкий уровень притязаний.33. Что правильнее, с Вашей точки зрения, - подбирать человека к профессии или профессию к человеку? 34. Основные направления изучения личности в отечественной психологии.Отечественная психология. В изучении структуры личности главной характеристикой является – направленность. Рубинштейн – динамическая тенденция; Леонтьев – смыслообразующий мотив; Мясищев – доминирующее отношение; Ананьев – основная жизненная направленность. Направленность – емкая описательная характеристика структуры личности. А.Н.Леонтьев. Параметры (основания) личности: 1. Богатство связей индивида с миром; 2. Степень иерархизированости дечтельностей, их мотивов. Иерархии мотивов образуют относительно самостоятельные единицы жизни; 3. Общий тип строения личности. Структура личности – относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий.
Отсюда и прямо и косвенно оправдываются разнузданная сексуальность и войны, насилие как средство удовлетворения влечения к смерти. Концепция Фрейда, таким образом, является заострённой концепцией биологического индивидуализма личности. Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умаления значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли культуры (Хорни) и общественных условий в целом (Фромм). По Фромму, общественное развитие приводит ко все большей индивидуализации и свободе личности. 1.1 Структура личности В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г. Ковалёв, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.А. Крутецкий, А.И. Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К. Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения.
В отличие от Скиннера, который почти всегда рассматривал научение посредством прямого опыта, Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. 2. Теории личности в отечественной психологии. Концепция личности как субъекта жизнедеятельности. Соотношение понятий в процессе социализации). 2. кризисы развития (связаны с освоением новой общности, представляют собой шаг в процессе индивидуализации). Кризисы рождения и развития чередуются со стадиями принятия и освоения.
Эффекты межличностного восприятия: эффекты «ореола», «первичности», «новизны». Содержание и значение процесса стереотипизации. Роль установки при формировании первого впечатления о человеке. Феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса. Соотношение процессов межличностного восприятия и атрибуции. Феномен межличностной аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Основные направления исследований аттракции и их прикладное значение. Проблема точности межличностного восприятия. Ограниченные возможности психодиагностического инструментария при изучении процессов межличностного восприятия. Необходимость включения в исследования характеристик совместной деятельности как фактора, детерминирующего процессы восприятия, познания, понимания другого человека в общении. РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема 4.1. Проблема личности в социальной психологии Интерес к исследованию личности в различных отраслях научного знания. Необходимость комплектного подхода к исследованию личности и определения роли каждой науки в комплексном подходе. Исследование личности в социологии и общей психологии.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 4.1. Проблема личности в социальной психологии 4.2. Личность и социализация 4.3. Личность и социальная установка 2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 3. ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 4. ГЛОССАРИЙ 5. ЛИТЕРАТУРА КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ I ГЛАВА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Место социальной психологии в системе научного знания Социальная психология – научная дисциплина, родившаяся «на стыке» двух наук (психологии и социологии), что вносит определенные трудности в формулирование предмета исследования социальной психологии, в определение круга изучаемых проблем. Советская социальная психология пережила длительный период подавления и возродилась лишь в начале 60 годов XX века. Активное развитие современной социальной психологии позволяет уточнять предмет социальной психологии, разрабатывать новые теории, описывать новые стратегии прикладных социально-психологических исследований. В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа дискуссии по определению предмета изучения данной науки: 20-е гг. и конец 50-х — начало 60-х гг. В 20-е гг., т.е. в первые годы Советской власти, дискуссия о предмете социальной психологии была стимулирована двумя обстоятельствами.
К их числу относятся Л. С. Выготский и Б.Г. Ананьев. Существование данных подходов обусловлено биосоциальной природой человека. С одной стороны, бесспорным является то, что характер формируется после рождения человека, в процессе его взаимодействия с социальной средой. Однако, с другой стороны, никто не будет отрицать того, что физиологические особенности организма все же накладывают отпечаток на личность. В отечественной психологии сложилось мнение о том, что темперамент и характер очень близки, поскольку особенности темперамента в той или иной форме отражаются на характере человека. Это связано с тем, что основные свойства темперамента складываются значительно раньше, чем завершается формирование характера. Поэтому большинство известных исследователей придерживается мнения, что характер развивается на основе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Вместе с тем необходимо себе отчет в том, что темперамент не определяет характер человека.
В современной психологии часто говорится об иерархии потребностейчеловека или ступенях их развития (А. Маслоу). Эта иерархия имеет следующий вид. А. Маслоу утверждает, что пока неудовлетворены низшие потребности, высшие остаются для личности сравнительно неинтересными и с повышением уровняпотребностей повышается готовность к большой активности. Высший уровень потребностей - самоактуализация - представляет собой "осуществление самогосебя", нахождения своего места в жизни и достижения высоких результатов в интересной для себя деятельности. Это есть самовыражение, самореализацияличности в жизни. Мотивы конкретизируют, "опредмечивают" потребности, представляя собой конкретные побуждения к целенаправленной деятельности, способнойудовлетворить актуальные потребности. Мотивы деятельности ведут к выработке определенной программы, планов по реализации конкретных действий с цельюдостижения намеченных целей. Многочисленные свойства могут быть обобщены и сведены в целостную структуру личности. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, обобщив имеющиесяпоходы и взгляды на проблему личности, выразил кратко свое понимание ее структуры в трех аспектах: что человек хочет (потребности, мотивы, интересы, ценности,идеалы и т.д.); что он есть (характер, способности и т.д.); что он может (опыт, умения, знания и т.д.). В психологии хорошо известна динамическая функциональная структура личности, предложенная профессором К.К. Платоновым. Структура личности состоит из четырехподструктур: 1. направленность, включающая в себя убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания; 2. опыт, включающий в себя привычки, умения, навыки, знания; 3. психические процессы, в которые входят память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции; 4. темперамент, состоящий из основных характеристик темперамента, а также из половых, возрастных и патологическиобусловленных свойств.
![]() | 978 63 62 |