![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Видео практикум как активный метод развития профессионального мышления студентов | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Профессиональная культура – это развитая способность к решению профессиональных задач, основой которой является развитое профессиональное мышление. Рассматривая вопрос о педагогической культуре, имеют в виду следующие понятия: методологическая, нравственно-эстетическая, коммуникативная, технологическая, духовная, физическая культура личности учителя. Педагогическая культура в той или иной степени присуща каждому человеку или иному источнику, влияющему на формирование личности, профессионально-педагогическая культура является характеристикой человека, призванного осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках профессиональной специально организованной деятельности. Профессионально-педагогическая культура состоит из трех основных компонентов: аксиологического, технологического и личностно-творческого. Аксиологический компонент включает в себя совокупность педагогических ценностей, принятых учителем и воспринятым из разных источников на всем протяжении жизни и профессиональной деятельности. Культура педагога с этой точки зрения определяется набором этих ценностей, распределением приоритетов среди них, умением выявлять новые ценности в окружающем мире, процессах жизнедеятельности и педагогической сфере
Общение вызывает серьезные затруднения, отношения с пациентами медсестры строят по принципу воздействия. Проведенные исследования слабо выявили эмпативность и рефлексию у опрошенных. . Изучение условий труда и быта медицинских работников убеждает в том, что среди всех групп населения они оказались наименее социально защищены в современных условиях. Диссонанс между оплатой труда , условиями работы и степенью ответственности формируют комплекс причин, побуждающих персонал к уходу из отрасли, к трудовой пассивности, формальному выполнению обязанностей. Проведенные исследования указывают на необходимость изучения структур самосознания медицинских работников, так как работа накладывает на специалистов серьезные обязанности в области профессиональной грамотности. Глава 2. Экспериментальное исследование развития профессионального самосознания студентов мед.колледжа. 2.1. Организация и методы исследования. Исследование проводилось в период 2001/2002 учебного года в Медицинском колледже города Мурома. В экспериментальном исследовании принимали участие 30 студенток I курса и 30 студенток III курса отделения «Лечебное дело» в возрасте 17-19 лет.
научной области, ее взаимосвязей с другими науками; - излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами; - использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов; владеть: - методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы; - основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач); - методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями; - основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах; - методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей; - методами эмоциональной
Развитие профессионального оперативного мышления будущего учителя в ходе решения психолого-педагогических задач Е. И. Туревская, педагогический университет, г. Тула Необходимость формирования оперативного мышления студентов обусловлена рядом объективных обстоятельств. Современный университет - это прежде всего школа самостоятельной, творческой мысли; развития способностей и других индивидуально-психологических свойств личности, которые обеспечивают успех её эвристической учебно-познавательной деятельности. По данным многих авторов (В. С. Ильина, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Л. А. Регуш, В. А. Сластёнин, и др.) одной из отрицательных сторон современного высшего образования является доминирующее развитие вербально-логического мышления в ущерб синтетическому творческому, профессиональному. Проблема развития профессионального мышления учителя связана с работами по общей теории мышления и основывается на исследованиях особенностей практического мышления. Истоки проблемы лежат в исследованиях Е. Н. Торндайка, В. Келлера, К. Бюлера, К. Кофки, Н. А. Ругера, М. Я. Басова, С. Л. Рубинштейна. Хотя названные авторы изучали действия в практической ситуации, повседневной бытовой действительности ("практически-действенное мышление"), однако уже тогда С. Л. Рубинштейном были выделены некоторые характеристики, свойственные профессиональному мышлению: изощрённая наблюдательность, умение использовать для решения задачи особенное и единичное в данной проблемной ситуации, умение быстро переходить от мышления к действию и обратно, непосредстенная необходимость для субъекта немедленно выйти из затруднения, в котором он оказался умение видеть проблему, опора на "наивную физику", эмпирический опыт.
Смирнов Сергей Дмитриевич Педагогика и психология высшего образования Смирнов Сергей Дмитриевич Педагогика и психология высшего образования От деятельности к личности Учебное пособие Рецензенты: доктор психологических наук, академик РАО, профессор Е.А.Климов; доктор педагогических наук, академик РАО, профессор Г.Н.Волков В книге освещены основные разделы курса "Педагогика и психология высшего образования", который читается во многих вузах. Дается краткий очерк истории и современного состояния высшей школы в России, анализируются тенденции развития высшего образования за рубежом. В систематической форме излагаются психолого-педагогические проблемы обучения в высшей школе. Наиболее развернуто представлены такие разделы, как психология деятельности, психология личности, психодиагностика в высшей школе, развитие творческого мышления в обучении, активные методы обучения, технические средства обучения, специфика профессиональной деятельности преподавателя вуза. Учебное пособие может быть интересно и полезно также аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, слушателям факультетов повышения квалификации, педагогам
Это элементы глобального мышления. Это путь к познанию общности человеческого бытия и эволюции развития. Глобальная интеграция в образовании на основе телекоммуникационных проектов и телеконференций – новый подход в системах образования, еще не достаточно изученный, но несомненно несущий в себе огромный педагогический потенциал. Список использованной литературы Стрекалова, Н.О. Применение проектной технологии на уроках иностранного языка в среднем профессиональном образовании / Н.О. Стрекалова // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Сборник статей X Международной научно-методической конференции. – Пенза: Изд-во Приволжский Дом знаний, 2003. – 560 с. Иваненко А.М. Современный урок. – М.: Прогресс, 2005. – 256 с. Коринев А.Д. Современные технологии. – М.: ИНИТИ, 2005. – 452 с. Шпак, Н.О. Развитие творческого мышления студентов при осуществлении проектной формы работы / Н.О. Шпак // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы Первой международной научно-практической конференции. – Москва: Смысл, 2004. – 670 с.
А уж от установки зависит выбор методов обучения и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Например, цель «научить рассуждать на языке изучаемой дисциплины» включает и цель привычную, конечную, которую мы формулируем и для традиционного урока - сформировать знания, умения, навыки, забывая при этом, что, во всяком случае, этой цели мы можем достичь, если стремиться к главному - развитию профессионального мышления учащихся средствами своего предмета. Конечно, так работать сложнее. Необходимо овладеть не только тактикой, но и стратегией процесса обучения, для чего нужен более высокий уровень педагогического мастерства. Психологи выявили и охарактеризовали эти уровни: Репродуктивный. Умею рассказать то, что знаю сам; Адаптивный. Умею приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; Локально-моделирующий. Владею стратегией обучения учащихся по отдельным разделам курса; Системно-моделирующий. Владею стратегией обучения учащихся системе знаний, умений и навыков по предмету в целом; Системно-моделирующий деятельность и поведение.
Введение Развитое профессионального самосознания является одним из условий профессионального становления студентов. Целью данного исследования является выявление структуры и взаимосвязи различных жизненных ценностей, проявляющихся в разных жизненных сферах у студентов разных специальностей и возрастов. Исследование проводилось с использованием опросника «Морфологический Тест Жизненных Ценностей» (МТЖЦ). С помощью этого опросника выявлялись отношения к восьми жизненным ценностям: «развитие себя», «духовное удовлетворение», «креативность», «активные социальные контакты», «собственный престиж», «материальное положение», «достижения», «сохранение собственной индивидуальности»; которые проявляются в шести жизненных сферах: «профессиональной жизни», «образования», «семейной жизни», «общественной активности», «увлечений», «физической активности». Кроме того, всех респондентов просили сообщить, работают ли они по специальности параллельно с учебой и собираются ли сохранить выбранную профессию после окончания ВУЗа. Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания студентов Существует три подхода к проблеме становления личности в профессии.
Общение вызывает серьезные затруднения, отношения с пациентами медсестры строят по принципу воздействия. Проведенные исследования слабо выявили эмпативность и рефлексию у опрошенных. . Изучение условий труда и быта медицинских работников убеждает в том, что среди всех групп населения они оказались наименее социально защищены в современных условиях. Диссонанс между оплатой труда , условиями работы и степенью ответственности формируют комплекс причин, побуждающих персонал к уходу из отрасли, к трудовой пассивности, формальному выполнению обязанностей. Проведенные исследования указывают на необходимость изучения структур самосознания медицинских работников, так как работа накладывает на специалистов серьезные обязанности в области профессиональной грамотности. Глава 2. Экспериментальное исследование развития профессионального самосознания студентов мед.колледжа. 2.1. Организация и методы исследования. Исследование проводилось в период 2001/2002 учебного года в Медицинском колледже города Мурома. В экспериментальном исследовании принимали участие 30 студенток I курса и 30 студенток III курса отделения «Лечебное дело» в возрасте 17-19 лет.
Условно назовем первую группу группой А, вторую - группой Б. Такое сравнение позволило установить ряд общих для всех студентов и некоторых, специфичных для каждой выделенной группы особенностей. Уже отмечалось, что развитие профессиональной направленности студентов в вузе определяется предшествующими и более ранними формами выражения положительного отношения к профессии. Такой первичной формой активного проявления положительного отношения к будущей профессиональной деятельности является выбор профессии и стоящие за этим выбором мотивы. Н.В. Комусовой было обнаружено, что ведущими мотивами поступления в вуз являются увлечение учебным' предметом и интерес к профессии. Можно было бы ожидать, что преобладание этих мотивов при выборе профессии должно проявить себя в высоких абсолютных показателях профессиональной направленности студентов при их поступлении в вуз. Однако первоначальные ожидания не оправдались. Среднее значение индекса удовлетворенности, по которому определялся уровень профессиональной направленности, составлял у всех первокурсников только 0,5 при его максимальном значении, равном единице.
Полученные данные позволяют заключить, что основным направлением работы преподавателя по обеспечению конструктивного и согласованного взаимодействия с обучаемыми должно стать развитие субъектной, активной и сознательной, т.е. личностной позиции студента в обучении. В данном случае речь идет не об элементарном упрощении учебного материала либо исключительно о деформализации способов педагогического взаимодействия, а о комплексном обеспечении адаптивности высшей школы как элемента целостной системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся . Для обеспечения субъектной позиции студента в педагогическом взаимодействии необходимо постоянное преобразование всех компонентов содержания высшего профессионального образования. С целью эффективного развития профессионального самосознания студентов как центральной характеристики личности будущего специалиста теоретические знания следует постоянно встраивать в структуру профессиональной действительности. Теоретические знания как основной элемент содержания образования должны быть представлены различными учебными дисциплинами: пропедевтическими, базовыми, специальными.
Для развития сенсомоторных ключевых квалификаций широко используется четырехступенчатый метод формирования навыков: подготовительная ступень - создание учебной ситуации; демонстрационная ступень - формирование представления о трудовых действиях; пробное выполнение трудовых действий; упражнения и отработка навыков. При развитии когнитивных ключевых квалификаций применяют когнитивное инструктирование обучаемых, метод направляющих текстов и вопросов, а также управляемые с помощью направляющих текстов проекты, проблемно-развивающий метод. К личностно ориентированным методам производственного обучения следует отнести метод когнитивного инструктирования. Здесь широко используются инструкционные карты с неполными данными, обучаемые привлекаются к разработке технологий выполнения трудового процесса, самостоятельно планируют последовательность трудовых действий, определяют способы контроля результатов труда. Иными словами, активизируется интеллектуальный поиск обучаемых в процессе самостоятельного освоения трудовых действий. Особенность метода направляющих текстов заключается в планомерном развитии профессионального мышления и способов выполнения профессионально значимых действий.
Изучение отечественной истории в контексте европейской и мировой истории способствует расширению кругозора и развитию черт интеллигентной, граждански активной личности; развитию творческого мышления и навыков самостоятельного анализа явлений прошлого и настоящего, умения работать с историческими источниками, научной и учебной литературой; привитию мыслительной и речевой культуры. История своими проблемами не только уходит «в глубь времен», но и теснейшим образом связана с сегодняшним днем. Образы прошлого формируют ценностные установки настоящего. Осознание особенностей российской цивилизации, героического и трагического в истории Отечества, понимание исторических корней многих современных проблем развивает гражданственность, патриотизм, гуманизм, повышает политическую культуру, формирует активную жизненную позицию. Изучение многовековой истории Отечества – нравственный и гражданский долг студенческой и учащейся молодежи. Курс предназначен для студентов высших учебных заведений и учащихся колледжей неисторического профиля всех форм обучения (очного, заочного и т. д.). Его содержание охватывает историю России с древнейших времен до наших дней.
Проблема исследования заключается в особой организации процесса обучения решению геометрических задач на построение, при которой через решение этих задач учащиеся будут активно развивать логическое мышление. Цель исследования: определение оптимальных условий и конкретных методов развития логического мышления при решение задач на построение. Выделяя этапы достижения цели исследования, мы поставили следующие задачи: Дать характеристику мышления как психологического процесса и рассмотреть его виды; Выделить пути развития мышления при обучение учащихся в средней школе; Выяснить какую роль играют учебные задачи в обучение математики, в частности, в геометрии. Дать характеристику задач на построение и выяснить, как они влияют на развитие логического мышления; Разработать систему уроков с рекомендациями по развитию логического мышления через решение задач на построение. Методами исследования являются: Исследование психологической и методической литературы; Опыт работы в 7-х классах (геометрия) общеобразовательной школы; Наблюдение за учебной деятельностью учащихся в 7 – 9 классах общеобразовательной школы.
На основании анализа выявленных потребностей отдел подготовки кадров должен сформулировать специфические цели каждой программы обучение, а также оценить экономическую эффективность этих программ. Всё чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие рабочих кадров предприятия. Эти капиталовложения должны принести отдачу в виде повышения эффективности деятельности предприятия. При выборе методов обучения предприятие должно, прежде всего, руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу обучающихся. При этом необходимо учитывать принципы обучения взрослых людей, а именно: актуальность, участие, повторение, обратная связь. Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы – обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места (в учебном классе). Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество. Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приёмов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.
Довольно часто используется и предварительное тестирование кандидатов на участие в курсе обучения. Присутствие в группе даже одного недостаточно (или слишком) подготовленного участник может значительно снизить эффективность всего курса. Специалисты в области обучения давно поняли, что не существует одного универсального метода обучения – каждый имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому большинство современных программ профессионального обучения представляют собой сочетание различных приемов подачи материала – лекций, видеофильмов, деловых игр, моделирования и т.д. Программы могут быть разработаны и реализованы самой организацией или же она может прибегнуть к помощи внешних консультантов. Сегодня многие крупные корпорации обладают мощными образовательными структурами, однако, они же являются важнейшими потребителями услуг по профессиональному обучению. Выбор метода организации обучения зависит от таких факторов, как наличие необходимых ресурсов (инструкторов, материалов, помещений) внутри организации, уровень подготовленности инструкторов и т.д. Как и в любом случае, когда организация должна принять решение типа "производить или закупать на стороне", решающим фактором является анализ преимуществ и издержек. 3. Методы профессионального обучения Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков.
Свидетельством этому может служить тот факт, что этот метод очень популярен среди вожатых летних лагерей. Возможно, это обусловлено тем, что оригами, как метод развития логического мышления и чувства пространства, предполагает развитие дизайнерской мысли, реализация, которой может проявиться, в любой области: в моделировании одежды, в создании ювелирных украшений, в оформлении интерьера и т. п. Оригами - трансформация листа, варьирование формы, создание различных структур. В основе трансформированного листа лежит квадрат. Последнее достижение - складывание листа на 3 равных части. Стиль оригами воспитывает чувство воображения и дух современности. Дублирование фигурок классического оригами оставляет неограниченные возможности, стимулирует к поиску. На одном из занятий проведено упражнение-трансформация плоского листа бумаги. На занятии внимание уделяется авторской работе, т. е. получение совершенно новой структуры, на основе знаний классического оригами, возникновение нового ощущения, переносится на плоский лист бумаги в последующей композиции, которая заключается в создании эскизов вазы, украшения, и т. п. Фантазия, сближаясь с мышлением, в дальнейшем находит развитие в объективном аспекте.
Если попытаться во всем этом многообразии выделить существенные черты конкретной ситуации как таковой, то, пожалуй, стоит остановиться на следующих принципах. Во-первых, учебная ситуация специально готовится (пишется, редактируется, конструируется) для целей обучения. В таком смысле — это "препарированная" автором ситуация из практики бизнеса. Методическая проработанность конкретных ситуаций, используемых для обсуждения или других учебных целей, должна создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу в процессе обсуждения. Во-вторых, учебная ситуация должна соответствовать определенному концептуальному полю того учебного курса или программы, в рамках которого рассматривается. Учебная ситуация потому и учебная, что учит, формирует определенные профессиональные навыки в контексте конкретного научного и методического мировоззрения. В противном случае мы получаем не целенаправленное и систематическое развитие профессиональных качеств студента, а случайное, главным образом субъективное его восприятие отдельных сторон бизнеса.
![]() | 978 63 62 |