![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Педагоги-новаторы | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
К негативным моментам этого периода относится то, что единая школа, ставшая единообразной, порой просто серой, стандартизирует обучение, как правило, игнорирует индивидуальные особенности учащихся. При очень высокой наполняемости школьных классов учитель просто вынужден "стричь всех под одну гребенку". К тому же советская школа в течение десятилетий еще и осуществляла идеологическое оболванивание учащихся, их индоктринизацию. Но при всем этом было бы грубой ошибкой игнорировать крупные достижения советской средней школы, появление многих ярких педагогов-новаторов, [525] внедрявших новые, прогрессивные методики в преподавание различных школьных дисциплин. Во всяком случае, по качеству образования в 50-е-80-е годы советское среднее образование стояло, по данным ЮНЕСКО, в первой десятке всех стран мира. Особенно отмечались успехи в преподавании математики и естественно-научных дисциплин. И не случайно, что на всемирных конкурсах, проводимых ЮНЕСКО и другими международными организациями среди детей и юношества советские школьники часто оказывались победителями и, во всяком случае, были в числе призеров
Сегодня педагоги-новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок – праздник, интернет урок и другие формы. Преимуществом видеоурока является приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой в 49
По этим направлениям педагогической науки осуществляются и систематические эксперименты, проводимые как по инициативе институтов Российской академии образования, так и самими практиками (педагогами-новаторами), хотя результаты таких экспериментов редко направлены на выявление количественных зависимостей [91]. Дидактика высшей школы, которая по аналогии должна стать теорией высшего образования и обучения в высшей школе, находится в состоянии становления и формирования уже более столетия. Еще во второй половине XIX в. виднейший российский специалист по вопросам образования К.Д.Ушинский писал: "У педагогики очень широкое основание и очень узенькая верхушка: дидактика первоначального преподавания может наполнить тома, дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно". В 1974 г. С. И.Архангельский вполне обоснованно заявил: "Что же касается теории обучения в высшей школе, то ее просто нет" [8]. На дискуссии по стратегии обучения в 1987 г. подчеркивалось: "Все педагогические теории высшей школы выросли из педагогики общеобразовательной школы и не всегда приложимы к вузовской практике"
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лить средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”. Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества. Однако творчество творчеству рознь.
Важнейшим фактором, влияющим на активность студента и оказывающим воспитывающее действие, является осознание им собственного успеха в учении. "Учение должно быть победным!" - считает донецкий педагог-новатор В. Шаталов. И в этом он прав. Поэтому преподавателю крайне важно замечать и поощрять успехи студентов. В американских вузах ежегодно на поощрение студентов затрачиваются миллионы долларов. Мы часто не придаем значения тому, что любой человек нуждается в подтверждении того, что его замечают и адекватно оценивают. Очень точно написал по этому поводу поэт А.Н.Чепуров: О человеке надо говорить, Или корить, Или цветы дарить, Но не молчать, Когда он книги пишет, Дома возводит, Сталь идет варить... О человеке надо говорить, Пока он слышит. Формировать убеждения, новые ценностные ориентации - это значит изменить концептуальную модель деятельности человека в своем окружении и в обществе. По сути дела, такие процессы способствуют управляемому становлению личности студента, модели которого рассмотрены в монографии [137]
Но в его коммуне труд был не ради самого процесса, он носил промышленный характер, дети занимались реальным трудом, видя его плоды и зарабатывая при этом деньги, благодаря чему коммуна ни от кого не зависела в материальном плане и существовала на самоокупаемости. Что касается потенциала колонии им. М. Горького и детской коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, то по мнению ряда видных учёных, он был огромен. Но, к сожалению, это не было замечено сторонниками преимущественно словесного книжного воспитания того времени, которые сумели с помощью ловких чиновничье-административных маневров загубить живые ростки коммунистического труда, взращиваемые педагогом-новатором. По мнению доктора исторических наук В.С. Хелемендика, «Само разрушение прекрасного воспитательного коллектива колонии им. Горького было начато именно с того, что к детям обратились с призывом: «Хватит вам быть батраками – беритесь за учёбу ». Это было сказано при том, что кроме работы длившейся 4 часа, дети также обучались – тоже 4 часа. Но всё же закрытие колонии, при всех негативных последствиях, наводит на мысль: был ли опыт, метод, идеи А.С.Макаренко абсолютными и оправданными? Когда человек достигает реальных, невиданных результатов, всегда появляются среди тех, кто восхищается, и те, которые хотят их оспорить.
Первый уровень- это уровень актуального развития ребенка, определяемый его способностью самостоятельно решать задачи. Второй уровень- это уровень потенциального развития, определяемый характером задач, которые ребенок мог бы решить под руководством взрослых или в сотрудничестве с более компетентными сверстниками. Расстояние между двумя этими уровнями Выготский назвал зоной ближайшего развития. Выготский призвал педагогов, ориентироваться при построении учебного процесса на ближайшую перспективу в развитии своих учащихся. Необходимо давать им учебный материал чуть более сложный, чем они в состоянии усвоить самостоятельно; предлагать задачи, которые сегодня школьники могут решить только с помощью учителя и т.д. Только так, по мнению Выготского, обучение может вести за собой развитие. Идеи Л.С. Выготского о функции обучения в развитии ребенка получили свое продолжение в работах А. Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и других отечественных психологов, обосновавших деятельностный подход к обучению. В соответствии с данным подходом учебная деятельность, представляющая собой систему взаимосвязанных учебных действий, является формой психического развития ребенка, формой реализации его способностей . Идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна получили дальнейшее развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова и др. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе. Многие идеи Л.С. Выготского и его последователей использовали в своей работе педагоги-новаторы (например, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.). в 60- х гг. 20 в. в школьном курсе биологии экология была выделена как раздел, а позднее, в 90- е гг., экология введена как отдельная школьная дисциплина.
Нарисованные понятия 1,2,3 –это реакция группирования, 7 - это отношение к себе. Методика: выдать чистый не линованый лист бумаги и простой карандаш. На выполнение рисунка одного суждения отводится 3-4 минуты, свою фигуру подчеркивать карандашем, чтобы определить где он находится. Анализ рисунков делает специалист психолог, рекомендации которого учитывает в своей работе педагог. На всех подростков, оказавшихся в зоне риска или обративших на себя внимание отклоняющимся поведением в школе заводится карточка учёта. Последние несколько лет, надо это признать, ординарная школа вместе с нашим обществом переживала смутные времена. Были отменены существующие ранее требования к документации ( одно время не писали даже воспитательных планов), распалась система нравственных ценностей, ушли многие профессионалы из школы по возрасту или по материальным причинам, и школу начало лихорадить. Школу захлестнул шквал проблем организационных, нравственных, финансовых. Только благодаря некоторому консерватизму, да энтузиазму педагогов-новаторов, школа устояла и сейчас переживает подъем, не смотря на все проблемы и трудности.
Издательство «Педагогика» с 1979 года стало выпускать серию «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, С. И. Лысенковой, Ш. Амонашвили. Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам. Индивидуальный подход Шаталова рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной, увлеченной и творческой работы. Шаталов борется за избавление детей от унижающего их достоинство страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого Шаталов использует такие приемы: объясняет учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала, ученики отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначально решают те же задачи, которые рассматривались на уроке, — в результате даже «слабые», но желающие учиться ученики могут добиться успеха.
Теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников составляют не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других наук. Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную теорию, и свои источники. К последним относятся: - научные исследования и публикации в которых отражены основные результаты научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.); - программно-инструктивные документы ("Программа воспитания и обучения в детском саду", методические указания и т.д.); - методическая литература (статьи в специализированных журналах, например, в "Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.); - передовой коллективный и индивидуальный педагогический опыт по формированию элементарных математических представлений у детей в детском саду и семье, опыт и идеи педагогов-новаторов. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
Психическое развитие определяется как постепенное закономерное изменение психических структур во времени, выраженное в их количественных и качественных преобразованиях.Билет №7 Вопрос 1. Современные педагоги исследователи Современные отечественные исследователи в области педагогики. В конце 70-х, начале 80-х гг. на общую арену общественно-политической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-теоретиков. Их девиз: «Творчество учителя – творчество ученика». Этих учителей отличает увлеченность своим предметом, любовь к детям, уважение к личности с самого первого дня, как он переступил порог школы. Уметь построить урок так, чтобы все ученики принимали участие в учебном труде. С 1979 г. стали выходить книги из серии «Педагогический поиск». В числе первых вышли книги, которые рассказывают об опыте Шаталова В.Ф., Ильина Е.И, Лысенковой С.И., Волкова И.П., Амонашвили. В основе этих педагогов лежит педагогика сотрудничества, сущность которой основывается на воспитательном подходе к обучению, т.е. необходимо судить о ребенке не по его знаниям, а по его отношению к труду, к нравственным ценностям, к качествам человека, к людям.
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лить средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”. Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества. Однако творчество творчеству рознь.
Мировые религии содержат канонические представления о человеке и практике земной жизни. Религиозные институты (церковь, мечеть, храм, синагога) во главе со священнослужителями, осуществляя духовное окормление прихожан, ведут работу, нацеленную на воспитание людей в духе благочистивых традиций и религиозной морали. Так Христианская церковь по природе своей - учительница. Она исполняет завет Спасителя идти и учить народы (Мф. 28:19-20). Закономерно, что в разные времена педагоги-новаторы с уважением относились к авторитету традиционных конфессий и придавали большое значение религиозному мировоззрению. "Правила поведения для юношества" Я.А.Каменского начинались с наставления: "Юноша, где бы ты ни был, помни о том, что ты находишься в присутствии Бога и ангелов - и, может быть, людей. Первой мыслью как проснешься, пусть будет мысль о Боге". К.Д.Ушинский говорил: "Религиозное образование должно с ранних лет ложиться на душу человека, как верный залог того, что он не собьется с дороги, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог".
Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность. Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию. А. С. Макаренко — педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.). Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии. Список литературы
Конкурс "Учитель года" должен был подхватить эстафету у педагогов-новаторов, развить и обогатить положения "педагогики сотрудничества". Но, как уже не раз случалось в нашей истории, идеологи и устроители конкурса пошли другим путем. Министерство образования наряду с "Учительской газетой" и ЦК профсоюза выступило соучредителем конкурса. Казалось, это придаст мероприятию государственное значение, весомость и солидность. Оргкомитет сформировали из представителей учредителей (многие благополучно числятся в нем и поныне), а новаторы канули в педагогическую Лету. Четких критериев отбора лучших Всероссийскому оргкомитету— главному штабу конкурса— так и не удалось разработать. Конкурс стал постепенно сводиться к формальной, хотя и красочной акции.Посещая уроки и мероприятия конкурса "Учитель года— 2000", мы сравнивали происходящее с тем, что видели и слышали пять–семь лет назад. Так, в 1993 году "Учителем года" стал преподаватель русского языка и литературы из Брянска Олег Парамонов, проводивший свои уроки непривычно— и для детей, и для членов жюри. Это были уроки-монологи, театр одного актера.
Противоречивость и непоследовательность процесса демократизации, начавшегося после ХХ съезда партии, теоретические просчеты, усиления административного нажима в социальной и культурной сферах – причины, непосредственно вызывавшие негативные явления в культуре рассматриваемого периода».13 Иногда отдельные факты в большей степени характеризовали атмосферу времени, чем крупные массовые события. Например, отстранение от должности в 1970 г. главного редактора «Нового мира» А.Т. Твардовского. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в 70-е годы. Усиление административного нажима можно проследить в различных сферах культурной жизни: невыносимые условия для работы педагогов-новаторов; вне критики научные работы авторов; занимавших высокие посты; рост числа талантливых, но не дошедших до читателя или зрителя произведений; некоторые творческие работники из-за невыносимых условий работы покидали Родину. Все это вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил; ломало судьбы людей. Идеологические и организационные проблемы культурной жизни усугублялись материальными трудностями.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Контрольная работа по книге А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» Выполнила студентка 2 курса исторического факультета заочного отделения Панфилова Е. М. Проверил: Кандидат педагогических наук доцент Боброва М. В. Воронеж 2010 ВВЕДЕНИЕ Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно 13. В детском доме воспитывались и обычные сироты, и ребята, поступившие из колоний. Семен Афанасьевич не делал никаких различий между ними.
Выразите, пожалуйста, ваше отношение к этому ученику. Предположите, как вы будете с ним общаться. Далее студентам предлагается самостоятельно проанализировать свои ответы. Сравните ответы на вопросы (1, 2, 3) с ответами на вопросы (7, 8, 9, 10). Посмотрите, нет ли противоречия в ответах? Сравните ответы на вопросы (3, 4) с ответами на вопросы (9, 10). Смогли ли вы назвать достаточное количество имен педагогов-новаторов, инновационных программ. Сравните ответ на шестой вопрос с ответом на поставленную ситуацию (15). Представляете ли вы себе достаточно полно проблемы работы с одаренными детьми? Готовы ли вы к этому? После самоанализа желающие могут поделиться своими выводами и впечатлениями. Задание 10 «Скульптура». Студенты делятся на две группы. Работа проводится без подготовки. Первой группе предлагается создать скульптурную композицию, символизирующую творчество педагога; второй - творчество ученика. Вначале выходит первая группа: выходит студент и замирает в какой-то позе, которая с его точки зрения, отвечает теме задания. Второй студент должен замереть в другой позе, при этом «пристроившись» к первому, и.т.д. В результате должна получится целостная композиция.
![]() | 978 63 62 |