![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Приемственность музыкального воспитания школьников и дошкольников | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Спящая Снегурочка (новогодняя сказка). (Зубанова С. Г.) Цели: поздравить детей с Новым годом, эстетическое воспитание школьников. Оборудование: костюмы для действующих лиц, призы, подарки. Действующие лица: Дед Мороз, Снегурочка, Баба-яга, Мальвина, Петрушка, снежинки. В классе или зале – празднично украшенная елка. Помещение можно оформить гирляндами, веселыми настенными масками, серпантином, снежинками. В качестве сказочных героев, Деда Мороза и Снегурочки лучше пригласить старшеклассников. Мероприятие можно провести в параллели первых или вторых классов. Возможно использовать сценарий и для проведения классного мероприятия. Тогда к роли Деда Мороза желательно привлечь одного из родителей. В качестве музыкального оформления желательно использовать песни, которые дети разучивают к Новому году на уроках музыки. В класс входят герои сказок. Слышна новогодняя музыка. Герои сказок приглашают ребят на праздник и ведут в зал. Войдя в зал, дети становятся вокруг елки и поют песню«Новогодняя хороводная» на слова Ю. Леднева, музыку А. Островского. Хоровод, хоровод..
В данной работе речь пойдет об изучении музыкальных произведений крупной формы. К таким произведениям Ю. Холопов относит те произведения, которые соответствуют следующим критериям: 1) масштабность, т.е. объем произведения и его структура, которые не должны быть ниже простых форм; 2) тематизм, т.е. наличие не менее одной яркой структурно-оформительной темы; 3) количество частей – не менее одной . Согласно этим критериям, к МПКФ изучаемым в школе, можно отнести следующие: циклические произведения: вокальные, инструментальные; крупные вокально- инструментальные – опера, оратория, кантата; крупные инструментально- сонатно-симфонический цикл, концерт, трио, квартет, квинтет; музыка инструментально-сценическая – балет, балетные сюиты. Одной из важнейших задач нашего исследования является изучение возможности с помощью существующих в настоящее время методов изучения МПКФ целиком, а не фрагментарно. Не менее важной задачей исследования мы считаем и возможности методов в деле личностно-ориентированного образования и воспитания. Третьей задачей нашего исследования является примерная классификация методов изучения МПКФ с точки зрения тех задач, которые эти методы решают в музыкальном воспитании школьников. Глава I. Изучение МПКФ в программах общеобразовательной школы.
Начавшаяся модернизация всей жизни страны затронула и систему образования. В настоящее время в Китае создана широкая сеть дошкольных учреждений, в них работают профессионально подготовленные педагоги, помещения хорошо оборудованы и обеспечены комфортным существованием. Содержание образования это развитие гигиенических навыков, физическое воспитание, развитие речи, формирование представлений о природе и обществе. Значительное внимание уделяется четкому определению нравственных качеств, которые должны быть сформированы у дошкольников. Китайцы придают большое значение музыкальному воспитанию детей, считая музыкальные способности основой для развития других способностей. ДС работают по четко определенному режиму дня, преобладают коллективные формы работы с учениками. Дети носят одинаковую одежду. Многие исследователи дошкольной педагогики утверждают, что китайская система воспитания отличается суровостью, косностью, сверхорганизованностью, отсутствием индивидуального подхода. Но родителикитайцы так не считают: «Один ребенок в семье рискует вырасти эгоистом», а система образования поможет скорректировать этот недостаток
Ярославль: ООО «Академия развития», 1996. 21. Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М.: Просвещение, 1977. Приложение № 1. Сценарий праздника Восьмое Марта в детском саду № 1 для глухих детей. Звучит музыка, воспитатель вводит детей, проводит по залу и рассаживает на заранее подготовленные места. Ведущая: Сегодняшний концерт посвящен вам, дорогие мамочки. Мы поздравляем вас с этим замечательным праздником и желаем от всей души добра, здоровья, света и тепла; почаще улыбайтесь! А наши детки тоже подготовили вам свои улыбки. Встречайте их! Звучит музыка. Открывается дверь, и входят дети средней группы в шапочках-цветах. Дети танцуют под песню цветов и в припеве поют хором: “Ля-ля-ля” (музыка при этом замедляется). Дети садятся. Ведущая (обращаясь к детям младшей группы): Я вам раздам платочки, чтобы вы для мам своих сплясали. Воспитатель вместе с детьми танцует танец с платочками. Дети садятся на свои места. Ведущая: В гости к нам пришла весна, цветики сажать пора! На пол кладутся два обруча, внутри них бумажные цветы.
Применительно к детям различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное и внешкольное. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ - отрасль музыковедения, изучающая конструкцию, акустические и выразительные особенности музыкальных инструментов. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ - музыка, сопровождающая драматический спектакль, фильм, радиопостановку и т. п. МУЗЫКАЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ - то же, что политоническое ударение. МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. Гнесиных - см. Российская академия музыки. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов - магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и др. признакам. См. Духовые музыкальные инструменты, Клавишные музыкальные инструменты, Металлофоны, Струнные музыкальные инструменты, Ударные музыкальные инструменты, Электрофоны
Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, необходимо использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку - классическую и народную. Проблема существенно видна, а значит, ей необходимо уделить больше внимания. Тема нашей дипломной работы: «Развитие музыкального вкуса у младших школьников» Целью нашего исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой. Объектом исследования служит организация музыкального воспитания школьников. Предметом данного исследования служит процесс развития музыкального вкуса школьников. Анализ отечественной и зарубежной музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы развития музыкального вкуса позволил выдвинуть следующую гипотезу: если проблема развития музыкального вкуса у школьников так значима, то необходимо построить так свою деятельность, чтобы суметь заинтересовать их высокохудожественной музыкой, через знакомство с различными стилями и направлениями музыки.
Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.
Школа не продвинется вперёд на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы. II.Глава §1.Методы работы с родителями по эстетическому воспитанию. Безусловно, общеобразовательная школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит любящий своё дело учитель. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения. Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальном восприятии и самих родителей. Наша работа проводилась в Детской Татарской музыкальной школе №3. Были выбраны родителями класса преподавателя по фортепьяно Фархудиновой З. Я. Для начала нашей работы было проведено собрание, где мы выяснили, что в музыкальном воспитании взрослых оказались значительные пробелы.
Нельзя превращать игру в развлечение в ущерб творчески познавательным установкам, а также превращать их в технические упражнении, ибо без радости нет музицирования! В учебно-методическом комплекте подробно описана система художественных игр и система творческих заданий. 8. Мотивирующее отношение к обучению. Структура уроков музыки Уроки музыки предполагают слушание и адекватное замыслу композитора понимание музыкальных произведений, элементарное музицирование (пение и игру на детских музыкальных инструментах) музыкальное творчество 9звукоподражательную импровизацию на музыкальных инструментах, сочинение песенок0. музыкальное движение (театрализацию). Перечисленные компоненты составляют основу программы по дошкольному музыкальному образованию. Формы работы на уроке Урок музыки это единый учебно-творческий процесс, все формы которого слиты в органичном единстве. Однако при подготовке к уроку следует продумать, каким образом развивать у детей музыкальные способности и навыки. Музыкальное воспитание в школе предполагает развитие не только интеллектуальных (в беседах о музыке) но собственно музыкальных способностей школьников: вокально-хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового, мелодического и гармонического слуха, способностей двигаться под музыку, а также музыкально-исполнительских навыков.
Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Напомним, что музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся. Ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность. Представляю краткую характеристику музыкальных способностей. Последовательность развития звуковысотного слуха и чувства лада.
Полученные данные исследования позволили сформулировать общие выводы об основных зависимостях в механизмах достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения младшими школьниками: музыкальное произведение как культуросообразное средство, отражающее эмоционально-эстетические ценности человека, выступает достаточно сильным фактором для достижения катарсиса у учащихся младшего школьного возраста; результативность в развитии процессов сопереживания музыкальному образу зависит от музыкального восприятия, сконструированного как целостно-логический процесс, стимулирующий учащихся к адекватному соотношению мира чувств, отраженных в искусстве и собственных чувств; рефлексивное познание детьми своего эмоционального мира через призму музыкального искусства стимулировало к выявлению гуманно-эстетических ценностей в музыкальном произведении и проецировании их на свой образ «Я», что повысило уровень достижения «пикового» состояния. На основе прослушанного произведения. Список литературы Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: «Просвещение» 1983 - 222 с. Аристотель. Поэтика. М.: 1957. – 56 с. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки // Вз-е искусств в пед. процессе: Межвуз. Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1989 - 156 с.
Попова-Московского (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева, 1997, с. 98). Задания к репродукциям картин отсутствуют. Вопросы и задания для работы с музыкальными произведениями, способствующими лучшему эстетическому и эмоциональному восприятию лирических стихотворений о природе, появляются только в учебниках для 4 класса «Родник» и чаще всего формулируются так: «Какой музыкой можно сопроводить стихотворение?» 3. Изучение школьной практики Для того чтобы установить, как решается вопрос об эстетическом воспитании школьников, о развитии речи, мышления и воображения детей при изучении произведений пейзажной лирики в школьной практике, мы учителям начальных классов города Висагинаса и города Шяуляй разослали 20 анкет. Получили 12 анкет. Считаем, что графическое оформление инструмента опроса было правильным, так как большинство респондентов довольно обширно и подробно ответили на предложенные в анкетах вопросы (см. Приложение 1). Проанализировав результаты ответов на вопросы анкет, мы сделали следующие выводы. 1. Ученики не всегда с желанием читают стихи о природе. 2. Чтобы повысить интерес ребят к произведениям пейзажной лирики, учителя используют собственное выразительное чтение, хорошо продуманные беседы, экскурсии в природу.
Значимость музыкального воспитания пытались обосновать еще в прошлом веке члены Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию, считавшие, что главное заключается в формировании у дошкольников музыкальности, чувства ритма и слуха. Однако организаторы общества отмечали, что выполнение этого требования - дело довольно трудное, поэтому что нет ясности в программах, недостаточен опыт руководительниц (термин того времени), их музыкальная подготовка. Так, педагог Л. Шлегер предлагала разнообразить музыкальные занятия за счет использования упражнений на развитие музыкального воспитания, а также применения маршировки под музыку. В 1873 году появился «Сборник статей и материалов для бесед и занятий дома и в детском саду, для чтения в гимназиях, учительских семинариях и городских училищах», где его автор, И.Белов, попытался разработать методы знакомства с играми под пение. Составитель книги «Игры и занятия для детей всех возрастов» А. Дуссек предлагал игру по музыкальным впечатлениям «Концерт», давал подробную методику показа театра теней.
Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями. «Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие» (20, стр.63). В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально- образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.
В результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства подтвердилась. Это показывают теоретические исследования и диагностика музыкальных эмоций. БИБЛИОГРАФИЯ 1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983. 2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983. 3. Беляева Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца 20 столетия. Мурманск, 2002. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 5. Вартанова И. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Воспитание школьников. 2002, Ж 2. 6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, М., 1988. 7. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В., М , 1979. 8. Зимина А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России. Мурманск, 2002. 9. Кравчук Л. Комплексное освоение искусства.
КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА Тема: Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры.Тарантаева Фагиля Гаязовна Территория: город Нижневартоск Ханты-Мансийский автономный округ – Югра2007 год Глава 1. Теоретический аспект 1.1 Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и образовании 1.2 Игра на музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности Глава 2. Практический аспект 2.1 Результаты работы с детьми . .22 Заключение . .35 Библиография .37 ВведениеПроблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
Для этого мы передаем в группы некоторые атрибуты, украшения, элементы костюмов. В результате последовательных, повседневных занятий по обучению детей игре на музыкальных инструментах уровень музыкального развития дошкольников значительно повысится. Дети научаться применять полученные знания, навыки в повседневной жизни, активизировалось их творчество. Заключение Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
![]() | 978 63 62 |