![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Развитие творческих способностей у детей | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Отличительной особенностью этих школ является их католическая направленность. Вообще, почти половина альтернативных школ являются конфессиональными католическими или евангелическими - и поддерживаются соответствующими местными общинами. Наиболее известны в Германии Вальдорфские школы, начало которым было положено Р. Штейнером. В этих школах почти до окончания - до государственных испытаний и выдачи свидетельств - не ставят оценок, не проводят экзаменов и не оставляют на второй год. Основное внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Переход от предмета к предмету происходит не каждый урок, а раз в несколько недель, когда заканчивается определенный цикл. В двух третях Вальдорфских школ - а их в ФРГ 168 и учатся в них около 70 тысяч школьников - обучение начинается с первого класса, т.е. с начальной школы. 58% выпускников получают аттестат зрелости, 30% - свидетельство об окончании средней ступени. Стоимость обучения, в зависимости от дохода родителей - от 50 до 500 марок в месяц. Общее число альтернативных школ невелико - около 2200 против 44 тысяч общедоступных - и в них занимается менее 5% всех учащихся Германии. "Второй путь образования" Традиционная схема предполагает либо общее образование в гимназии, завершающееся аттестатом зрелости, и затем профессиональную подготовку в высшей школе, либо полное или неполное среднее образование в реальной или основной школе и затем профессиональное обучение (Ausbildung) непосредственно при фирмах или же в профессиональных училищах
Использования манипуляторов - мышь- клавиатура - способствует развитию моторики детей, что также важно. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что важно для нормального развития личности ребенка. §3. Организация игровой компьютерной деятельности. При организации игровой компьютерной деятельности использовались программы “Графический редактор для младших школьников” и “ЛОГО”. Эти программы обучения направлены на развитие различных познавательных способностей детей. С одной стороны, мы стремимся к развитию творческих способностей детей, а с другой даем им знания об окружающем мире в увлекательной, интересной форме. Основная цель этих занятий – научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера. Программа “Графический редактор для младших школьников” позволяет рисовать и конструировать рисунки на экране дисплея, сохранять полученные изображения на диске. В качестве “карандаша” могут выступать различные фигуры: точки, круги, полукруги, треугольники и резинки. Редактор располагает следующими возможностями Выбор карандаша (F1 – вперед, F2 – назад); Изменение цвета карандаша (F3); Изменение цвета фона (F4); Очистка экрана (F5); Запоминание рисунка (F6); Считывание рисунка(F7); Редактор позволяет выполнять изображения по предлагаемому рисунку, а также по своему замыслу.
Но по мере того, как росли дети, выяснилось, что "нетрадиционное воспитание" приводит к целому ряду удивительных результатов. Во-первых, дети почти избавились от простудных заболеваний (ОРЗ), этой "чумы ХХ века", составляющих в городах до 80-90% всех детских болезней, во-вторых, они сильны физически -отрывают от земли груз в 2-4 раза больше собственного веса, и в-третьих, легко учились в школе (обгоняя сверстников на 1-2-3 и даже 4 года), в техникумах и училищах (пятеро имеют "красные дипломы") и в вузах (в некоторых семестрах получали повышенную стипендию) И меня, конечно, интересовало, как идет развитие творческих способностей детей в это время. Тестов на определение их уровня мне найти не удалось, но книга Г. Айзенка "Проверьте свои способности" ("Мир", М., 1972) оказалась весьма кстати. Правда, тесты предназначались для определения "общего уровня способностей" и для возраста от 18 до 50-60 лет, но привлек сам подход к проблеме. Г. Айзенк утверждает, что "скорость протекания умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми"
Проблемное обучение в преподавании темы физики 8 класса "Тепловые явления" Ишутин А.Л., Скулов П.В. В настоящее время очень часто бывает так, что усвоение знаний учащимися формальное а, это приводит к непониманию сущности явлений и законов. Кроме того, происходит снижение интереса к предмету. В педагогической литературе часто упоминается, что если основным мотивом учения у школьников является интерес, то происходит более глубокое понимание сущности изучаемого материала. У многих педагогов существует мнение что, повышению интереса, развитию творческих способностей и мышления способствует преподавание с использованием проблемных методов. Дорно И.В. считает, что "функции проблемного обучения - содействие эффективному усвоению учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности; выработка умения творчески применять полученные знания в новой ситуации, решать учебные проблемы; воспитание познавательной самостоятельности, ведущей к приобретению опыта творческой деятельности и развитию творческих способностей детей; развитию мышления".
Если попадется хорошая жена, то вы в удовольствии проведете жизнь на второй или третьей ступеньке. А если попадется плохая, то вам нужно будет или спиться (первая или нулевая ступенька), или подняться на шестую или седьмую ступеньку. И все это за одну жизнь. Опыт последовательного подъема Бывает ли так в реальности? Опыт автора настоящей книги говорит о том, что бывает. Он сам после окончания ВУЗа пришел работать на производство, что делал с достаточно большим увлечением (четвертая ступенька). Вскоре он начал делать изобретения и подавать рационализаторские предложения, через три года поступил в аспирантуру (пятая ступенька). После защиты диссертации он ушел в образование и начал заниматься развитием творческих способностей детей. Была разработана и использовалась оригинальная технология детских интеллектуально-тренинговых игр (шестая ступенька). Одновременно автор начал усиленно интересоваться эзотерикой, стал посещать различные лекции и семинары, благо перестройка выпустила все это из подполья. Интерес к педагогике прошел, но пришел интерес к Непроявленному миру (седьмая ступенька). И так далее
Министерство образования Российской Федерации КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (КубГУ) Социально-педагогический институт Кафедра педагогики и методики начального образования Допустить к защите в ГАК “ ” 2003г Заведующий кафедрой Микерова Г. Г. (подпись) ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТААвтор дипломной работы Андреева Л.А. Группа 51 факультет СПИ, спец. 031200 “Педагогика и методика начального образования” Научный руководитель, Синицын Ю.Н. дата подпись Нормоконтролер, Семенова О.Н.преп дата подпись Краснодар 2003 Теоретические основы игры как средство обучения . 6 1. Исторические предпосылки возникновения игры . . - 2. Общая характеристика младшего школьника, его учебной игровой деятельности . . .14 3. Характеристика основных видов игр и их классификация . . 20 Игра как средство развития творческого начала учащихся начальных классов . . 28 4. Дидактическая игра как средство активизации внимания и развития мышления младших школьников . . - 5. Формирование творческих способностей средствами занимательного и наглядного материала на уроках математики 31. 6. Творческие игры в работе над слогом 33 7.
Ритм наблюдается, в большинстве рисунков (185,7%) – это трава, растущие деревья, орнамент деталей (крыша, наличники) избушек. Динамику движений изображают только 42,8% детей. Возможно, это объясняется с недостаточным развитием графических способностей детей. Все дети использовали горизонтальное расположение листа. Причина этого кроется, по словам воспитателей, в том, что вертикальное расположение в основном используется при предметном рисовании (цветок, посуда, игрушка и т.д.). Мы полагаем, что педагогами в сюжетном рисовании навязан шаблон, что препятствует развитию творческих способностей детей. При рисовании после просмотра кукольного спектакля "Заюшкина избушка" мы отмечаем, что все дети имели замысел, т.е. знали, что они будут рисовать. Однако некоторые затруднялись в определении путей его реализации. На вопрос "Как ты будешь рисовать лису и зайца, живущих в разных избушках?" Айаал С. не мог ответить. В рисунке он пытался изобразить их в окнах домиков, но не выразительно. Он сперва раскрасил весь домик в один цвет, а потом простым карандашом нарисовал окна и головы героев, не выделив их разным цветом. Таким образом, мы констатируем, что дети находятся на среднем уровне владения средствами композиции (49,9%).
Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: - Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы. - Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей. - Определение основных направлений н педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте. - Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей. - Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта. В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно- педагогического исследования. 1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме. 2. Диагностика творческих способностей детей. 3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.
Во 2-ом классе учащиеся глубже изучают творчество национальных поэтов и писателей, знакомятся с историей своего края, участвуют в поисковой работе, проводят «Город веселых мастеров». Этап завершается игрой «Поле народных чудес». В 3 -ем классе дети продолжают знакомиться с культурой, литературой и искусством своего народа. Проводят беседы «Кто это? Что это?», путешествия «Их именами названы улицы нашего города», выставки народного творчества, организуют концерты для жителей микрорайона, встречаются с творческой интеллигенцией, участвуют в экспедиции «Мой край родной». В 5-7 классах - основу составляет организация жизнедеятельности учащихся, поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное - это деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре.
Поэтому первым шагом в этом направлении разумно сделать участие школьников в эвристических дистанционных олимпиадах. Участвовать в них могут дети с абсолютно любым уровнем подготовки - лишь бы было желание. Часто именно отличникам бывает трудно отбросить стереотипы и взглянуть на задачу с разных ракурсов. Творческое, эвристическое обучение - основная идея и стержень работы Центра дистанционного образования "Эйдос". ВСЕ без исключения мероприятия - олимпиады, конкурсы, проекты, курсы, классы являются творческими и направлены на "запуск" именно процесса творчества каждого, кто принимает в них участие. Множество дистанционных курсов для педагогов посвящено именно развитию творческих способностей детей: • Как разработать творческие задания для уроков • Как создать эвристическую ситуацию на уроке • Как организовать творческую работу ученика по учебному предмету • Система творческих и научных недель в школе • Развитие одаренности школьников • Индивидуальная образовательная траектория • Как сопровождать индивидуальную программу ученика Кроме того, большую помощь могут оказать электронные издания, в которых нашел отражение весь инструментарий творческого учителя: • 35 методов творческого обучения.
Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности. К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность. В биологическом отношении старшие дошкольники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению со средним дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные на 80% (А.Н.Леонтьев)(31, 11). Познавательная деятельность старшего дошкольника преимущественно проходит в процессе обучения.
Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы: -развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни; - внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д. Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает: - изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой; - определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии, - состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой; - анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.
Речь идёт о приоритете тех или иных ценностей в воспитательной системе, об иерархии в тот или иной момент бытия общности детей и взрослых. (28.) Функционально – деятельностный – складывается из таких элементов как: Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; Основные функции воспитательной системы; Педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества и самоуправления в нём. Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов классного сообщества. Выбор ситемообразующего вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения и его структурных подразделений. Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. По мнению Н.Л. Селивановой (24), класс по отношению к личности ребёнка может выполнять следующие функции: Образовательную - направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира; Воспитательную - содействующую нравственному становлению личности школьника; Защитную - связанную, прежде всего с психологической защитой ребёнка от негативных влияния среды; Компенсирующую – предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение; Интегрирующую и корректирующую – заключающиеся в том, что при соблюдении определённых условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок, как в классе, так и вне его.
Развитие музыкального детского творчества является неотъемлемой частью работы музыкального руководителя, который мастерски использует для достижения своей цели всю палитру средств, имеющихся в арсенале музыкального воспитания и развития детей. Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания, в частности. Исходя из актуальности этого направления в работе с детьми, мною определена тема настоящей квалификационной работы. На протяжении трех лет веду работу в направлении изучения народного творчества, воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям, целенаправленно веду работу по развитию творческих способностей детей на занятиях по музыкальному воспитанию. Исходя из вышеизложенного, для своей практической работы (как одного из направлений в работе с детьми по музыкальному воспитанию) по приобщению детей к истокам русской народной культуры (патриотическому воспитанию) и развитию творческого потенциала детей были определены приоритеты намеченной работы: Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными – это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов8. Рассмотрим, насколько эти положения реализуются в студии «Вдохновение», образованной на базе Дома Культуры. Цель деятельности: развитие и исследование материально-художественного творчества детей. Задачи деятельности: Подготовка детской аудитории к встрече с экспозицией художественного музея. Приобщение детей к изобразительному искусству и культуре. Формирование и развитие творческих начал личности через общение в музейной среде и материально-художественную деятельность. Разработка и реализация выставочных проектов студии. Коллекционирование детского изобразительного творчества. Комплексное изучение детского художественного творчества (педагогика искусства, психология). Программа «Творчество» направлена на развитие творческих способностей детей. Основные задачи: Дополнить и обогатить гуманитарно-эстетические знания, получаемые детьми в школе.
Чтобы правильно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда будет производной, зависимой от деятельности учителя, то есть ведомой, а деятельность учителя ведущей . Проникнув в одну из великих тайн природы - тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать . таланты. Таким образом, можем сделать вывод: в психологии найдены пути развития творческих способностей детей; выявлены условия для развития творческих способностей учащихся в процессе обучения; разработаны различные методы, как условия для развития творческих способностей младших школьников. 1.3 Анализсодержания учебной программы и учебных пособий «Окружающий мир» по проекту Н.Ф. Виноградовой Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции.
Оно предусматривает систематическое целенаправленное развитие творческих способностей детей посредством театрализации. Реализуется через: развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелёграфе, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям). обогащение театрального опыта: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. изготовление и подбор атрибутов совместно с родителями; изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание «Домашнего театра», совместные театрализованные представления. Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их творческому развитию. Работа с детьми. «Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир»,- эти слова С.И. Мерзляковой, мы взяли за основу в работе по театрализовано-игровой деятельности детей нашей группы. . Система работы по организации театрализованной деятельности детей представлена в схеме (приложение10).
Но данные, полученные известными нейропсихологами В. Д. Еремеевой и Т. П.Хризман (5, С. 65), указывают на положительное влияние эстетического развития ребёнка и его творческих способностей на уровень подготовки детей к школе. Масару Ибука в своей книге «После трёх уже поздно» тоже касается вопроса о развитии творческих способностей детей. Автор считает, что творчество - «это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия». Он предполагает, что «успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества» (12). Эти утверждения ещё раз указывают на то, что необходимо как можно раньше создавать условия для развития творческих способностей детей. Среди современных исследований в области педагогической науке имеются многочисленные свидетельства того, что приоритетная роль в развитии личности ребёнка отводится семейному воспитанию.
![]() | 978 63 62 |