![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Творческое исследовательское задание | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Но уже и теперь экскурсия может помочь приблизиться к пониманию изучаемого вопроса. Благодаря ей, можно испытать на себе власть места, как источника познания. В настоящее время только оформляется экскурсионный метод. Но уже и теперь в руках ученого исследователя он может оказаться ценным подспорьем. В моей брошюре я не ставлю себе никаких исследовательских заданий, сознавая свою недостаточную научную подготовку в данной области. Моей задачей является подыскание путем экскурсии зрительного материала для иллюстрации тех или других моментов, связанных с изучением вопроса о происхождении и судьбе Петербурга. В основу этой брошюры положены две экскурсии, разработанные мною три года тому назад для Музейного отдела[1] и переработанные теперь для Экскурсионного института: «Начало Петербурга» и «Медный Всадник». В одной из них я пытаюсь разобраться в условиях возникновения северной столицы, т.Pе. стараюсь ознакомиться с былью, в другой я рассматриваю творимую легенду Петербурга, оформленную Пушкиным в его «Петербургской повести»
Содержание. 1. Введение. 2. Теоретические основы проблемного обучения. 3. Правила постановки учебной проблемы. 4. Система методов проблемного обучения. 5.Структура проблемного урока. А) Метод монологического изложения. Б) Методы рассуждающего изложения. В) Метод диалогического изложения. Г) Метод эвристических заданий. Д) Метод исследовательских заданий. Е) Метод программированных заданий. 6. Выводы. Введение. В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным. Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Принцип проблемности отражает в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно- познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся.
В 1920 основана Центральная селекционно-генетическая станция под Петроградом, в 1921 — Луговой и Научно-мелиоративный институты, в 1922 — Институт опытной агрономии, в 1924 из него выделился Институт прикладной ботаники и новых культур. В начале 20-х гг. начали возникать научно-исследовательские институты при высших учебных заведениях, работа которых была тесно связана с учебным процессом и в то же время — с выполнением исследовательских заданий ведомств и предприятий. НИИ при вузах сыграли большую роль в формировании кадров советских учёных. Октябрьская революция 1917 внесла принципиальные изменения в организацию гуманитарных исследований. В первые годы Советской власти были созданы крупные центры марксистского обществоведения, сконцентрировавшие своё внимание на исследовании производительных сил, проблем классов и классовой борьбы. В 1918 основана Социалистическая академия общественных наук (с 1924 — Коммунистическая), при которой в 1-й половине 20-х гг. сформировались институты и научные общества, разрабатывавшие вопросы философии, права, экономики, истории международного рабочего движения и истории Октябрьской революции, советского строительства и др
Можно выделить следующие виды обучения через задачи на внеурочных занятиях. Теоретический материал изучаемого математического курса раскрывается конкретно-индуктивным путем. Учащиеся, решая самостоятельно подготовительные задачи, анализируя, сравнивая и обобщая результаты решений, делают индуктивные выводы. Способы решения конкретных задач таковы, что их можно применить при решении обобщенной задачи (теоремы), тем самым ученики готовятся к дедуктивным доказательствам, которые они в дальнейшем могут осуществить самостоятельно при выполнении нестандартных упражнений на применение теории и решение задач повышенной трудности. Весь материал курса раскрывается через задачи в основном дедуктивным путем. Теоремы курса имеют вид задач. Полученные знания находят применение при решении творческих исследовательских задач. Материал курса раскрывается через задачи комбинированным путем, т. е. как конкретно-индуктивным, так и дедуктивным. В курсе содержатся подготовительные, основные и вспомогательные задачи. Для индивидуальных заданий предусмотрены задачи повышенной трудности и творческие, исследовательские задачи. Рассмотрим более подробно каждый из этих видов обучения.
В процессе теоретического обучения используются уроки, экскурсии, семинары, домашние занятия, экзамены, в системе трудового обучения практические занятия в учебных мастерских. Дополнительные занятия проводятся в форме консультаций учителя, его работы с небольшими группами по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, индивидуальных или групповых занятий по интересам, для чего используются многообразные формы внеклассного образования. Учебный материал в основном усваивается на уроке. На каждом уроке учитель ставит своей обязательной задачей: 1)Pсообщить учащимся некую сумму новых знаний; 2)Pзакрепить их в памяти учащихся; 3)Pнаучить учеников применять знания на практике; 4)Pучитель всегда контролирует, помнят ли учащиеся ранее усвоенные знания. 31.PПроблемное обучение В ходе проблемного обучения преподаватель широко применяет словесные, наглядные и практические методы обучения. При проблемном обучении изложение осуществляется посредством проблемного рассказа, проблемной лекции, творческого проблемного задания, неожиданного вопроса, предложенного действия
Во внеклассной работе по иностранному языку имеется много возможностей для развития творческого потенциала школьников через продуктивные методы учебно-познавательной деятельности. В частности: исследовательский и частично-поисковый методы применяются в практических факультативных занятиях, комбинированных факультативных занятиях в поисковых играх, в играх по обмену и сбору информации при проведении экскурсий, подготовке праздников и особенно при выполнении упражнений и проектов с помощью глобальной вычислительной сети «Интернет», а также при выполнении творческих домашних заданий. Вторая глава дипломной работы «Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку» посвящена выявлению основных педагогических характеристик различных форм внеклассной работы (например, игровые формы внеклассной работы стимулируют мотивацию учения, вызывают у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка; факультативные занятия формируют навыки и умения исследовательского характера, способствуют развитию творчества и самостоятельности школьников; домашняя учебная работа, как никакая другая форма внеклассной работы, воспитывает самостоятельность учащихся и приучает детей к систематическому умственному труду).
Вторая, значительно более глубокая и важная черта математических заданий, которую я хочу здесь отметить, состоит в присущем им в значительном большинстве случаев творческом характере. В то время как в большинстве других областей знания выполнение задания, за немногими исключениями, требует от учащегося лишь определенных знаний и навыков — в лучшем случае еще умения стройно и стилистически правильно излагать эти знания, — решение математической задачи, как правило, предполагает изобретение специально ведущего к поставленной цели рассуждения и тем самым становится — пусть весьма скромным — творческим актом. Именно этот творческий, исследовательский характер математических заданий более чем что-либо другое влечет к себе молодые силы растущего и крепнущего интеллекта учащегося. Тот, кто изведал благородную радость творческого достижения, никогда уже не пожалеет усилий, чтобы вновь ее испытать. Никакие трудности его не остановят, сила его порыва и устремления, его усидчивость и выдержка в преодолении препятствий будут крепнуть с каждым новым достижением, а неудачи, ошибки, временные крушения и поражения он научится встречать, как подобает истинному борцу, не опуская перед ними руки, а черпая в них источник и стимул для все новых и новых напряжений мысли и воли.
Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время. 2.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта Такие проекты требуют квалифицированной координации действий со стороны учителей-предметников, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. Данные проекты могут вполне быть применимы и в младшей школе, если речь идет о межпредметных связях предметов одного цикла. Помимо двух приведенных выше классификаций проектов можно упомянуть также типы проектов по их характеру координации: носящие непосредственный или скрытый характер; дифференциацию проектов по характеру контактов (среди участников одного класса, школы, города, региона); по количеству участников проекта (личностные, парные и групповые) и по продолжительности проектной деятельности (от краткосрочных, которые могут быть реализованы в рамках одного урока, до долгосрочных, рассчитанных, например, на реализацию в течение всего учебного года).
Эвристический метод включает только расчлененные на элементы исследовательские задания. Тем самым обличается и становится доступным процесс самостоятельной творческой деятельности. Это позволяет применять проблемное обучение при изучении различного учебного материала, прежде всего ценного в воспитательном отношении.3 Эвристическая беседа заслуживает особого внимания учителя. Она должна вызвать познавательную активность учащихся. Учащиеся по очереди отвечают на поставленные учителем вопросы. Каждый ответ – решение частной задачи или выполнение отдельного шага решения - ведет к постановке нового вопроса. Из определенного логического хода познавательной деятельности вытекает путь решения проблемы, который заранее известен учителю. Он своими вопросами так направляет ход мысли учащихся, чтобы они самостоятельно прошли необходимый путь познания. Это требует большого педагогического мастерства. Если учитель владеет эвристическим методом, он может быстрее научить школьников творчески подходить к решению учебных проблем. 4 3.3 Проблемное изложение материала Проблемное изложение материала отличается от информативного метода изложения тем, что учитель излагает научные проблемы и открытия не в их завершенном виде, а раскрывает процесс решения проблемы, историю открытия, в некотором смысле сокращенно воспроизводит путь к доказательному познанию и открытию нового научного знания.
Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время. 7. Межпредметные проекты. Межпредметные проекты, как правило, выполняют во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Раскрытие кариозной полости с жевательной поверхности. Препарирование основной кариозной полости, формирование дна, стенок и углов. Формирование дополнительной полости в пределах жевательной поверхности. Финирование краев эмали кариозной полости. Схема: Р = 6 Тесты IV уровня усвоения Задание для теста IV уровня содержит только цель, а ситуация, условия, действия за испытуемым. = При решении такого теста происходит продуктивное действие творческого типа, условно названное творческим уровнем деятельности. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Человек действует «без правил», но в известной ему области, создавая новые правила действия, т. е. осуществляет творческую (исследовательскую) деятельность. Число существенных операций определяется по найденной ситуации, количеству выполненных действий, достигнутой цели. Примером тестового задания IV уровня усвоения может служить задание – логическая цепочка, где количество существенных операций определяется по количеству приведенных пояснений и конечному результату.
Между программами существует полная преемственность. Что представляют собой эти программы в содержательном плане? Программа "А" ориентирует ученика на осознанное, творческое применение знаний и способов деятельности в различных ситуациях. Она рассчитана на то, что ученик свободно владеет фактическим материалом, а также приемами учебной работы, умственными действиями. Программа вводит ученика в сущность проблем, которые решаются на основе уже имеющихся знаний, а задания учащимся характеризуются тем, что в задаче известна лишь в общей форме цель деятельности. Получив такое задание, ученик должен подвергнуть поиску ".подходящую ситуацию и действия, ведущие к достижению цели .", в результате которых создается объективно новая ориентировочная основа деятельности (ООД) и добывается объективно новая информация. "Человек действует "без правил", но в известной ему области, создавая новые правила действия, - творческая (исследовательская) деятельность". Программа "В" по своей сложности находится на ступеньке ниже программы "А" и предусматривает осмысление и осознание учащимися конкретного учебного материала по предмету, а также использование, применение приемов конкретных учебных и умственных действии на репродуктивном уровне, которыми надо овладеть в ситуации творческого применения знаний.
Оставшись наедине со своими задачами, они просто вынуждены будут их решать. Для таких групп надо готовить посильные задания, иначе теряется интерес, снижается мотивация. Такой же подход необходим и к сильный ученикам – им надо предлагать задания творческого, исследовательского плана. При этом учителю предстоит большая работа по подготовке разноуровневых заданий к каждому уроку, подготовительная работа с лидерами, подготовка раздаточного материала. Некоторые учителя труда используют объединение учащихся в пары. Напарники работают вместе, объясняют друг другу непонятное и готовятся отвечать и объяснять освоенный материал соседней парте. Применение КСО на уроках трудового обучения помогает учителю добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работу способность, воспитывает такие качества как взаимоконтроль, самоконтроль, готовят к практической трудовой деятельности. Игровое обучение В зарубежной педагогической практике игра занимает значительное место. Она используется на всех уровнях обучения — от начальной до высшей школы.
Проделанная работа позволяет рассматривать педагогическую исследовательскую деятельность в процессе подготовки будущих учителей как форму организации образовательного процесса, включающую постановку творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом; решение этих задач в последовательности этапов, характерных для научного исследования, оформление результатов собственной исследовательской деятельности и превращение их в достояние общественности. Наиболее продуктивными формами исследовательской деятельности являются: на этапе допрофессиональной подготовки: выполнение рефератов, и проведение конференции "Юность. Наука. Культура", выступление с сообщениями на ней и участие в соответствующем конкурсе, а также работа в научном обществе учащихся; на 1 уровне непрерывного педагогического образования (в педагогическом колледже): выполнение исследовательских заданий в ходе лекционных, практических, семинарских занятий и педагогической практики, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, выступление на конференциях различного уровня и профиля, участие в конкурсах в рамках этих конференций, организация и проведение "Дня науки", участие в работе студенческого научного общества, в том числе популяризация идей "студенческой науки" посредством издательской деятельности.
Для контроля уровня достижений учащихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями, экспертные оценки педагогов по другим предметам (особенно по курсам, которые направлены преимущественно на личностный рост учащихся, развитие общеучебных компетентностей), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, анкетирование, тестирование. Важно использовать оценку промежуточных достижений прежде всего как инструмент положительной мотивации, а также своевременной коррекции деятельности как учащихся, так и учителя. Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать как специальную зачетную работу (экзамен, тест), так и портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе) и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.
Такие лабораторные работы безусловно полезны и необходимы, особенно на начальном этапе обучения физике. Однако цели и задачи обучения в современной школе требуют приобщения учащихся к самостоятельному, творческому поиску. Поэтому многие учителя физики сегодня организуют исследовательские лабораторные работы, в инструкциях к которым определяется только цель работы, а этапы исследования (план работы) школьники должны разработать сами (а иногда и сами определить и подобрать необходимые для работы приборы и приспособления). Особенно целесообразно организовывать исследовательские лабораторные работы во время физического практикума. Основным условием организации исследовательских заданий любого типа является прохождение учащимися всех или большинства этапов процесса исследования (с учетом требований посильности и доступности предлагаемых заданий). Целостное их решение и обеспечит выполнение исследовательским методом его функций. Этими этапами являются: наблюдение и изучение фактов и явлений; выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем); выдвижение гипотез; построение плана исследования; осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого явления с другими; формулирование решения, объяснения; проверка решения; практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
Нет единого и сильного руководящего начала. В случае появления сильного лидера возможен переход к структуре власти. Акцент делается на объединении ресурсов и сотрудников для выполнения работы и на степени участия в достижении цели. Сотрудники оценивают друг друга по вкладу, который они могут внести в выполнение задания, и при необходимости ожидают помощи от коллег. Обычно они работают в командах, позволяющих продуктивно использовать различные сочетания навыков для достижения общей цели. Наличие власти обычно обусловлено опытом: выполнением определенной части задания будет руководить сотрудник, наиболее компетентный в данном вопросе. Организации с хорошо развитой культурой задачи отличаются повышенной приспособляемостью к изменениям внешней среды, так как команды имеют возможность быстро переключаться на осуществление новых проектов. Культура задачи наиболее адекватна высокотехнологичным организациям (творческие, исследовательские, консалтинговые и тренинговые компании). В этой культуре проблематично осуществление контроля, поэтому ресурсы могут использоваться неэффективно.
Слова « одарённый ребёнок», « одарённые дети» следует употреблять с осторожностью, отдавая себе отчёт в их условности. Понятие одарённость происходит от слова « дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.1. Познавательная потребность. а) активность- ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать. б) потребность в самом процессе умственной деятельности в) удовольствие от умственного напряжения2. Интеллект.Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям. а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью. б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям. в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций3. Креативность( творческость) а) особый склад ума б) установка на творческое выполнение задания в) развитость творческого мышления и воображения 3. Выявление и работа с одарёнными детьми.
![]() | 978 63 62 |