![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Марксистская концепция политики | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Но иногда историцизмом называют противоположную на первый взгляд концепцию, согласно которой друг друга сменяют уникальные и неповторимые экономические, социальные и политические режимы. В книге недавно скончавшегося профессора Майнеке, озаглавленной «Возникновение историзма», рассматривается способ мышления, отличный от историцизма, как его понимает Поппер. По Майнеке, историзм определяется признанием множественности экономических, политических и социальных режимов, полагая их равноценными. По известному высказыванию одного немецкого историка, «каждая эпоха непосредственно принадлежит Богу». Впрочем, легко сблизить оба эти на первый взгляд противоположные термины. В философии Маркса наблюдается переход от полного релятивизма к историческому догматизму. Рассмотрим стандартное толкование политических режимов в свете марксистской теории политики. До сих пор любое общество характеризовали классовой борьбой. Во всех обществах были господствующий и подчиненный, эксплуатирующий и эксплуатируемый классы. Во всех обществах государство — орудие эксплуатации одного класса другим
Экономическая политика многих стран через столетия испытала на практике теорию А. Смита, добившись экономического возрождения. В реальной жизни ведь так просто и одновременно так трудно создать условия, при которых могла бы воплотиться его мысль: для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении: все остальное сделает естественный ход вещей. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. В рамках этой концепции было сформулировано учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах, жестко детерминированных причинах смены формаций, определяющих, с авторской точки зрения, содержание исторического процесса. В марксистской концепции продолжено исследование трудовой теории стоимости, начало которому было положено Уильямом Петти и Давидом Рикардо. Марксизм воспринял, переработал и дал свою интерпретацию теоретического наследия классической политической экономии.
Большое значение для пропаганды и защиты теории исторического материализма имели труды Г. В. Плеханова, который первым стал разрабатывать историю пролетарского революционного движения в России, начал исследовать историю русской общественной мысли с марксистских позиций. Марксистскую концепцию истории России разработал В. И. Ленин. В многочисленных фундаментальных исследованиях и публицистических выступлениях Ленин осветил коренные вопросы русской и многие вопросы всемирной истории («Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов», 1894; «Развитие капитализма в России», 1896—99; «Империализм, как высшая стадия капитализма», 1916; «Доклад о революции 1905 года», 1917, и многие др.). Ленин внёс крупнейший вклад в учение о взаимоотношении общих, особенных и частных законов развития общества, развитии производительных сил и производственных отношений, классах и классовой борьбе, социальной революции, марксистской партии нового типа, нации и национально-освободительном движении и др. Он исследовал пореформенное социально-экономическое и политическое развитие России, внутреннюю и внешнюю политику царизма, историю революционного движения и революционной социал-демократии
Значительно реже использовалось интервьюирование и чаще - анкетирование, хотя и здесь возникали многочисленные проблемы (низкий уровень грамотности рабочих, двусмысленность формулируемых вопросов, отсутствие гипотез и т.д.). 3. Исследования 20-30-х годов После Октябрьской революции марксистская концепция в исследовании социальной структуры общества постепенно вытеснила все остальные. Акцент смещается в сторону признания ведущей роли рабочего класса. Теоретические дискуссии между Лениным, Бухариным, Троцким приобретали сугубо политическую направленность и, по существу, подчиняли теорию практике большевистской политики уничтожения эксплуататорских классов, лишения политических прав дворянства, буржуазии, части интеллигенции, раскулачивания. В дискуссиях 20-х гг. о социальной структуре общества значительное место занимали вопросы определения классов, их различий, границ социальных слоев и профессиональных групп . Но главным в эти годы было изучение социальных изменений в рабочем классе. Так, исследуется (преимущественно рабочими корреспондентами) рабочий быт, описывается .
Это лишь небольшая область приложения творческой активности, связанная с созданием орудий труда. Новоевропейская – отразила изменения в обществе 16-17 ст., частности, заметно возросшую роль Т. в жизни человека (Ф. Бэкон, Гоббс), запрос предприимчивого мышления на технические новации. Согласно Декарту, такой запрос может быть удовлетворен рационалистической традицией, предварительно проанализированной с позиции радикального сомнения как метода проверки. Приоритет Разума как человеческого Я стал основанием не только научной методологии, но и деятельности в сферах политики, социальных отношений, производства. Дальнейшей конкретизацией рационалистической методологии стали позитивистская и марксистская концепции Т. Позитивистская (Конт) утверждает примат научной (естественно-научной) рациональности над абстрактной (метафизической). Марксистская – рассматривает рациональность как способность человека не только вырабатывать представления об идеальном (идеал, модель, теория), но и воплощать его в формах практической рациональности (действиях). Т. при этом выступает как нейтральный элемент в системе социальных отношений, но достаточно активный в преобразовании природы (научно-технический прогресс)
Если бумажные деньги перестанут обладать свойством относительной редкости, то их ценность будет падать. Итак, сущность денег выводится из функций денег (прежде всего – как средства обмена и средства платежа) английский экономист Дж. Хиксом сформулировал так: «Деньги – это то, что используется как деньги». Российские экономисты констатируют: « не ценность золота как товара определяет его ценность в качестве денег, когда в качестве денег используется какой-то товар, имеющий самостоятельную ценность, именно денежная функция этого товара определяет его покупательную силу по отношению к другим товарам». 5 Современные теории денег. Теория денег является важным разделом экономической теории в части макроэкономики, поскольку в ней изучаются процессы воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Относительно природы денег существуют следующие концепции денег: эмпирическая концепция, когда деньгами называют все, что способно выступить в роли платежного средства за товары и услуги. Функциональная концепция, когда к природе денег подходят через те функции, которые они выполняют (средство обмена, средство накопления стоимости, мера стоимостей всех товаров и др.). Марксистская концепция, которая корнями уходит в классическую, объясняет происхождение денег из внутреннего противоречия товара, которое в свою очередь обусловлено основным противоречием товарного производства между общественным характером производства и частной собственностью.
На этой основе и строится марксистская концепция закона развития и революционного уничтожения капитализма. В русле третьего направления,выделенного Туганом-Барановским как такового, который основывался на идее объединения частной собственности и предпринимательства с государственным регулированием, формируется немецкая историческая школа, розвиваются в третьей части 19 века разные ее направления: историко-эстетическое (Густав Шмоллер и др.) и социально- политическое (Л.Брентано и др.).Абстрактно-дедуктивному методу классиков эта школа противопоставила описательно- имперический подход в исследовании экономических явлений, отрицание каких-либо экономических законов понятие политэкономии как « национальной экономии».За высказыванием М. Тугана- Барановского,безответственное отношение представителей этой школы к теоретической экономии привело «не к привращению экономической теории ,а к временному охлаждению интереса к экономической теории или даже к полному ее отрицанию». Аналогичные мысли высказывали и другие ученые-экономисты. Один из многочисленных поклонников классической школы, известный исследователь истории экономических учений и специалист по вопросам денежного хозяйства Александр Михайлович Миклашевский, придавая исключительно большое влияние социально-политическому направлению, считал, что большинство его представителей и последователей «дальше обычной социальной политики не шли», ничего не делали для развития политической экономии».
Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д. Впервые попытка создания системы показателей для характеристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства(БНХ) за 1923/1924г. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым. на протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался, составляемый ежегодно, баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, т.е. экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы.
Реальные успехи человеческого разума оказались настолько велики и очевидны (промышленность, наука, политика, право), что каких-либо преград на его пути просто не замечали. А уж вопрос о том, каким образом человеческий разум вдруг стал таким «всесильным», даже и не возникал. Это произошло позднее, после того, как немецкая классическая философия педантично проанализировала реальные возможности человеческого разума (Кант), показала его диалектическую противоречивость, попыталась выстроить историю эволюции духа (Гегель) и, наконец, в лице Маркса четко поставила и решила основные вопросы интересующей нас проблемы. Марксистская концепция материалистического понимания истории, смысловым стержнем которой была идея зависимости общественного сознания от общественного бытия, просто и логично объясняла как само появление человеческого разума, так и многие его последующие приключения. И как бы ни оценивалась ныне марксистская доктрина в целом с ее явно неудачными историческими прогнозами, более ясного рационалистического решения проблемы происхождения и развития человеческого разума пока еще никто не предложил.
В 80-е гг 19 века П, пришел к заключению, что в стране уже развивается капитализм, что реален факт разрушения общины, и упования народников на общину как на средство избежать капиталистического уклада несостоятельны. П полагал, что внутренние, фундаментальные причины разрушения общины – развитие товарного хоз-ва. Большое внимание уделял сравнительному анализу экон-х и раб-х классов рабочих и крестьян, показав существенные различия между ними. После революции 1917 г взгляды П значительно изменились. По его мнению Россия не была готова к переходу к социализму, в силу недостаточного развития капитализма. Он счит, что в России был возможен путь длительного реформирования. Меньшевики во главе с П резко критиковали пол-ку “военного коммунизма”. Предлагали ряд мер для восстановления нар хоз-ва (отказ гос-ва от пол-ки общей национализации пром-ти, привлечение частного капитала и кооперации, поощрение гос-вом мелкой пром-ти, работающей на вольный рынок, широкое применение иностранного капитала, изменение продовольственной политики, предоставлен6ие крестьянину стимулов для расшир-я и улучшения хоз-ва, упразднение комбедов и др подобных организаций, свобода распоряжения кр-ян излишками продуктов, переход к индивидуальному товарообмену или торговле). Ленин (1870-1924). На формирование взглядов Л определяющее воздействие оказала марксистская концепция несовместимости социализма с рынком, кот-я была положена в основу эк-й пол-ки Советской власти на долгие десятилетия.
ЦЕЛЬ – стимулирование политики, чем ниже ставка %, тем больше инвестиций. MS3 – денежное предложение при денежно-кредитной политике, которая допускает колебания %-ставки и массы денег в обращении. Равновесие на денежном рынке РИСУНОК 10. Функции и виды денег. В экономической теории не определена строго сущность денег. Согласно марксистской и неомарксистской концепции под деньгами понимается всеобщий эквивалент стоимости товара. К марксистской концепции приближено определение денег – под деньгами понимаются товары, обладающие представительной стоимостью. Западные экономисты определяют сущность денег через функции денег, т.е. деньгами считается все, что признается людьми за деньги и выполняет функции денег. Стоимость денег (стоимость драгоценного металла) приравнивается к стоимости товара, таким образом, происходит равноценный обмен. В западной трактовке денег обмена стоимости не происходит. Функции денег: - мера стоимости или масштаб цен или счетные деньги. Мера стоимости относится к золотым деньгам и деньгам с металлическим обеспечением.
Знакомясь с предназначенными изменениями и дополнениями к УК РФ, поступающие в комитет по законодательству Государственной Думы, показывает, что многие из них содержат предложения по дальнейшему ужесточению уголовной репрессии. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что разрушение профилактики преступлений стимулировало репрессивность уголовно-правовой политики, усилило общепревентивную роль уголовного закона, хотя ни в задачах уголовного законодательства, ни в целях наказания об этом не говорится. В сущности, в сложившейся ситуации отвергается общепринятое положение о том, что уголовный закон выполняет вспомогательную функцию в системе средств борьбы с преступностью. При сохранении в дальнейшем этих тенденций в развитии уголовно-правовой политики весьма сложно будет реализовывать такой ее принцип, как гуманизм. Поэтому восстановление социальной профилактики преступности является важнейшей задачей государства при формировании концепции политики борьбы с преступностью. В Амурской области делаются попытки воссоздать отдельные элементы системы профилактики. Так в соответствии с Постановлением Мэра города Благовещенска от 29 января 1993 г. № 92 «предложить главам администраций районов города, руководителям предприятий, организаций, учреждений независимо от организационно-правовой формы консолидировать усилия по борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка.
Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право». Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало. Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной. Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества.
Психологическая теория права усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».26 Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономике, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм также жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.27 Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и доводило их до всеобщего сведения. Отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет, другие, наоборот, стремилось изжить (например, обычай кровной мести).
Основанием для выделения соц. правовой семьи были в свое время социально- экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать гос. вл. этих стран. Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса, право – средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в гос. волю, роводятся в жизнь. В настоящее время в современной науке существует мнение о том, что указанные страны ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и теперь речь идет лишь об их возвращении в это сообщество.36. Субъекты правовых отношений: их признаки и виды. Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей. Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов — правоспособности и дееспособности.
Марксизм в этом плане представлял, с их точки зрения, вульгаризаторскую, лишенную оригинальности концепцию, что, однако, не снижало ее социального влияния. Критическое восприятие идей Маркса в российской общественной мысли можно условно разделить на два основных направления. Одно из них либо отвергало Марксово учение целиком, выводя его "ошибочность" из материализма и воинствующего атеизма, принципиально исключающих какое бы то ни было философское и этическое обоснование марксизма (Франк, С. А. Алексеев, Новгородцев, И. А. Ильин и др.), либо критиковало конкретные положения теории М. (Виппер, Карее в, Туган-Барановский, С. Н. Прокопович и другие). Утверждалось, в частности, что марксизм не более научен, чем утопический социализм, и поэтому неправомерно проводить между ними резкий рубеж, что основные положения экономической теории Маркса давно опровергнуты жизнью, что она базируется лишь на нравственном чувстве, а не на науке, что марксистская концепция крайне противоречива, что Маркс покидает почву материализма, утверждая способность логических и этических норм управлять экономической жизнью, что его законы социального развития носят чисто механический характер, а его социализм является односторонне-индустриальным и отказывает в праве на будущее земледельческим народам.
Класс как социальная общность. Учение о классах, их отношениях занимает большое место во всей марксистской концепции. Этому учению посвящена обширная литература, разные его аспекты тщательно и глубоко разработаны. Что же понимает социальная философия марксизма под общественными классами, как она их определяет? Прежде всего подчеркнем, что в социальной философии исходным для понимания сущности классов является определенное их выведение из материального производства, понимание материального производства в качестве важнейшего фактора конституирование классов. Вместе с тем связь классов с материальным производством отнюдь не противоречит тому, что данная общность складывается под определяющим воздействием какой-то одной стороны материального производства. Такой стороной являются производственные отношения общества. Показательным в этом отношении является известное ленинское определение класса. В.И. Ленин писал: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»1.
Недостатком домарксистского Д. было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, в нём отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы Д. Прежний Д. не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания. Ядром марксистской концепции социального Д. является признание закономерного характера обществ, жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее . Законы общества, определяя осн. линию историч. развития, вместе с тем не предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В обществ, жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление к-рых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Д. не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность, человека к выбору мотивов и целей деятельности. Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности. Принцип Д. служит руководящим началом во всех областях науч. знания, эффективным орудием постижения истины. Индетерминизм- филос. учение , к-рое отрицает либо объективность причинной связи , либо познават. ценность причинного объяснения в науке .И. и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки. И. трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеч. выбора и поведения. Марксизм исходит из того, что детерминизм дает почву для разумного действования . Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием совр. квантовой физики. Было установлено, что принципы классич. детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира.
![]() | 978 63 62 |