![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Межнациональные противоречия в России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Значит, в России было нечто, что создавало не только проблемы и противоречия, но и то, что способствовало их разрешению. И это нечто было связано, прежде всего, не с угнетением большой нацией нации маленькой, а с ее защитой в истории. Именно это позволило России стать Великой Россией, сохранить в себе ровно столько этносов, сколько она приняла в себя, не превращая историческое пространство России в пространство перманентных и самоубийственных национальных конфликтов. Это отношение к проблеме в принципе, хотя, разумеется, в царской России было все, что могло быть в таком многонациональном и уже только в силу этого в таком сложном и многопротиворечивом государстве, как Россия. Она не была и не могла стать осуществленным раем на Земле ни для одной населявшей ее нации, включая сюда и саму русскую. В России было все, что было во всем мире того времени, в том числе и национальные противоречия. Но встать на путь обвинений во всем этом, во всех бедах других народов России только русскую нацию и, тем более, представить ее в качестве угнетающей все остальные, значит очень покривить против исторической правды, против истинной природы межнациональных отношений России начала века
Договор об образовании СНГ был подписан в Беловежской пуще. Первоначально Содружество объединило 11 бывших союзных республик. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование. Главным в деятельности независимых государств стало экономическое реформирование. 25 декабря 1991 г. Горбачев сложил с себя обязанности президента СССР. 26 декабря 1991 г. СССР прекратил свое существование. К концу 80-х гг. в СССР обострились межнациональные противоречия. У властей отсутствовала продуманная национальная политика. Это особенно отрицательно сказалось на Кавказе. Вопрос №52. Проблемы формирования российской государственности 93-2001г.(Конституция 93г. Реформы 90-х гг.) В мае 1990 г. Ельцин был избран Председателем Верховного Совета России. Одним из первых шагов нового руководства стало принятие Декларации о суверенитете. Она провозгласила главенство республиканского законодательства над союзным. В октябре 1991г. правительство Ельцина объявило о программе радикальных экономических реформ, в основе которой лежал переход к рынку. С 1 января 1992 г. были освобождены цены на промышленные и продовольственные товары. В октябре 1992 г. началась приватизация предприятий. Инфляция за 1992 г. составила 3000%. На 20% сократился национальный доход и промышленное производство.
Ни одна из (западных) стран не заинтересована в появлении в лице России серьезного конкурента, что неизбежно ведет к тому, что России (если она будет продолжать выбранный в 1992 году курс) уготована судьба страны «третьего мира» источника сырья и дешевой рабочей силы, рынка сбыта товаров, места захоронения ядерных и высокотоксичных отходов. Духовная деградация общества, разгул преступности, рост межнациональных противоречий и вызревание на их основе межнациональных конфликтов это следствие не столько экономических просчетов, сколько результат отказа от преемственности и в первую очередь духовного многовекового развития России. Время радикал-демократов (Гайдар, Афанасьев, Федоров и др.) прошло». По существу, аналитический центр «Фонда поддержки первого Президента России» и преамбула «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» констатируют почти дословно реализованные с помощью тайных операций промежуточные цели, которые сформулированы в ранее перечисленных американских доктринах и концепциях, направленных на превращение России в управляемую и контролируемую США территорию
Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии - в конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В аналогичные ситуации в конечном счете втягивались и российские власти в Чечне. Серьезным барьером для удержания конфликта в латентной стадии является отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить межнациональные противоречия насильственным путем. В таких случаях стороны воздерживаются от эксцессов, могущих послужить серьезными поводами для насилия. Аналогичные формы латентного межнационального конфликта пока наблюдаются в Эстонии, Латвии и Казахстане между титульными нациями и русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение в условиях постоянного попрания их прав националистически настроенными властями. 4.Межнациональная напряженность в региональном аспекте В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя не только некоторые национально - , но и административно - территориальные образования.
Это был целый плавучий арсенал, созданный трудами японского разведчика полковника Мотодзиро Акаси и его агентуры в «революционных целях». Окажись груз парохода «Джона Графтона» («Луны») на территории России, ее ожидал бы новый взрыв терроризма в отношении государственной власти и правопорядка в стране. Финляндская партия активного сопротивления получила с парохода всего 300 стволов. Отмечено, что в ходе декабрьских баррикадных боев в Москве на вооружении дружинников имелись винтовки «веттерли», бывшее оружие швейцарской армии. Акаси и его агент Циллиакус предприняли еще одну попытку ввоза большой партии оружия в Россию через Черное море на Кавказ. Революционное брожение здесь началось еще в 1902 году, что в годы Русско-японской войны вылилось в аграрные беспорядки, создание в Грузии боевых дружин и «красных сотен», резкое обострение межнациональных противоречий между азербайджанцами и армянами в Нагорном Карабахе и городе Баку. В силу этих обстоятельств Кавказ был готов «получить» любые партии любого оружия. Для этой цели на японские деньги был куплен пароход «Сириус» водоизмещением 597 тонн
Система культурно-национальной автономии могла бы выступить формой самоорганизации всех больших и малых российских народов, эффективным механизмом выявления и реализации их национальных интересов. В качестве реальной альтернативы фактически оставшейся от прошлого иерархической системе национально-территориальных образований культурно-национальные автономии позволили бы создать действенный механизм устранения межнациональной напряженности и ослабления межнациональных противоречий. Ключевую роль в новой системе могли бы играть Национальные Советы. "У каждого народа. должен быть свой национальный Совет, управляющий делами соответствующих народов применительно к быту и особенностям последних" (17). Утверждалось это 17 ноября 1920 г. на съезде народов Терской области применительно к Северному Кавказу. Но ничто не говорит о неприемлемости этого положения в настоящее время и в отношении всех народов России. Самоуправляющиеся и избираемые Национальные Советы стали бы эффективными властными структурами, решающими собственно национальные – культурные, образовательные, религиозно-этнические задачи.
Не понимая реальных истоков межнациональных противоречий, оно видело причины напряженности в этих районах в ошибках социально-экономического характера, допущенных местными властями. Естественно, и рецепты разрешения проблем казались на первых порах весьма простыми: составление программы исправления недостатков, дополнительное финансирование , да смена кадров. Однако отказ рассматривать национальные противоречия как серьезнейшую проблему на деле лишь еще больше запутывал вопрос и, скорее, способствовал обострению борьбы, чем наоборот. К тому же характерной чертой СССР являлась неравномерность развития политического сознания в различных республиках. Если одни проявляли высокую степень лояльности к центру, то другие старались от них дистанцироваться. Это, в свою очередь, определяло отношение центра к республикам: тогда как республики Прибалтики, Закавказья и Россия подвергались жесткому давлению со стороны центра, то Средняя Азия, Украина, напротив, получали от него постоянную поддержку. Но, пожалуй, самым существенным во взаимоотношениях между центром и местами вопросом был вопрос о темпах и характере реформ. Прибалтика и Россия настаивали на ускорении преобразований, видя в них возможность улучшить положение в республиках.
Лишь за истекший 1998 год в два раза возросло число женщин, совершивших терроризм и похищение человека, в 1,3 раза - количество женщин, занимающихся незаконным оборотом оружия. Несомненно, что это явилось результатом протекающего в современном российском обществе процесса усиления политического противостояния, межнациональных противоречий, приводящих к конфликтам, в орбиту которых вовлекаются широкие слои населения, в том числе и женщины (например, все чаще женщины становятся наркокурьерами в пути следования наркозелья из Юго-восточных стран в Европейскую часть России, межнациональные конфликты на Северном Кавказе порождают данные о женщинах-наемниках и т.д.). Таким образом, приходится констатировать феминизацию современной преступности, индикатором которой также является рост числа женщин, преступивших уголовный закон и определяющих современную криминальную ситуацию в России. Таблица 1 Удельный вес женщин в структуре отдельных категорий преступников Преступления против жизни и здоровья 12,2 в том числе: убийство и покушение на убийство 1,4 умышленное причинение тяжкого вреда здо- 2,1 ровью Преступления против свободы, чести и достоинства 0,6 Преступления против конституционных прав и свобод человека и 0,16 гражданина Преступления против семьи и несовершеннолетних 1,6 Преступления против собственности 43,4 в том числе: -кража 23,9 -мошенничество 6,0 -присвоение и растрата 5,9 -грабеж 2,4 -разбой 0,9 -вымогательство 0,2 Преступления в сфере экономической деятельности 18,9 в том числе: обман потребителей 16,6 Преступления против интересов службы в коммерческих и иных 0,2 организациях Преступления против общественной безопасности 6,6 в том числе: хулиганство 6,0 Преступления против здоровья населения и общественной 8,3 нравственности Иные преступления 6,44 Содержащиеся в Таблице 2 данные показывают, что самыми распространенными преступлениями против собственности являются кражи.
Это объясняется тем, что республика ранее входила в состав Краснодарского края, а в данный момент представляет собой как бы анклав внутри его. Из всех адыгейцев, проживающих в России, на Адыгею приходится 78,1 %, а остальные проживают в основном на территории Краснодарского края. Адыгейцы (самоназвание адыге) говорят на адыгейском языке кавказской языковой семьи. Письменность основана на кириллице. Верующие адыгейцы - мусульмане-сунниты ханафитского толка. Большинство районов Адыгеи многонационально. За годы советской власти на территории республики возникло множество полиэтнических поселений. Адыгейцы в республике преобладают на западе, востоке и северо-востоке республики. Межнациональные противоречия в республике до сих пор не были очень острыми, как в других республиках Северного Кавказа, и решались мирными методами. В 1995 г. возрастная структура населения была следующей: моложе трудоспособного возраста - 23 %, трудоспособного возраста - 54,5 %, старше трудоспособного возраста - 22,5 %. Доля женщин в населении республики в 1997 г. составляла 53,53 %, а мужчин соответственно 46,47 %. Средний возраст населения - 36,8 лет, что несколько выше общероссийского уровня.
В памяти народов Закавказья остался поход Красной Армии на помощь местным большевистским силам. В результате были свергнуты национальные правительства, провозгласившие независимость республик в 1918 г., отменены принятые уже конституции, установлена советская власть (в Азербайджане – в апреле 1920., Армении – в ноябре 1920., в Грузии – феврале 1921 г.). В открытом письме (май 1921 г.), обращенном к Ленину, грузинский писатель К. Гамсахурдиа восстал против новой колони заморской политики Советской России в Закавказье («русского шаблона»). Он писал: «Неужели сегодня не стало явным для всех, что больше нельзя стирать национальные нюансы и цвета?»1 Синдром гражданской войны был еще силен. Сохранявшееся в начале 1921 г. Повстанческое движение на Северном Кавказе (Гоцинский мятеж в Дагестане), в Северной Азии (басмачество), в Якутии, живые воспоминания о еврейских погромах предупреждали, что уголья межнациональных противоречий могут вспыхнуть ярким пламенем. Страшась этого пламени, партия большевиков отбросила лозунг, с которым шла к революции, - о праве наций на самоопределение. Сам термин «самоопределение» изгонялся из пропаганды, рассматривался как оппортунистический, реакционный. 2. Планы дальнейшего объединения советских республик Окончание войны и переход к мирному возрождению предъявили новые требования к союзу суверенных советских государств.
В политической области наиболее острым было противоречие между потребностями демократизации общества и существующей в России формой правления. На фоне изменений в мире феодально-абсолютистская династия Романовых в начале XX в. Выглядела политическим анахронизмом. В области социально-классовых отношений на первый план выдвинулось противоречие между крестьянством и помещиками. Развитие капиталистических отношений при отсутствии механизмов защиты интересов рабочих привело к обострению на рубеже веков противоречий между пролетариатом и буржуазией. Повысился уровень социальных ожиданий и требований российской буржуазии и интеллигенции. Социальную нестабильность в стране усиливали межнациональные противоречия. Капитализм ускорил процесс формирования наций. В условиях продолжения русификаторской политики самодержавия национальные движения ряда народов России становились важным фактором демократических преобразований в стране. Обострение этих и ряда других противоречий привело Россию в начале XX в. на грань общенационального кризиса. Ввиду этого одновременно нужно было решать и аграрный вопрос, и задачи капиталистической индустриализации, и проблемы демократизации общественно-политической жизни, и национальный вопрос, и десятки других больших и малых проблем, как лавина, свалившихся вдруг на страну.
Именно региональные международные организации позволяют наиболее эффективно и оперативно согласовывать воли своих членов в различных регионах мира. Особую опасность терроризм представляет в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Средней Азии, на постсоветском пространстве, где в условиях правового нигилизма и острых межнациональных противоречий сложились идеальные условия для развития экстремизма и сепаратизма. Именно поэтому создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) можно считать исторически предопределенным. Шанхайская организация сотрудничества была создана из так называемой «Шанхайской пятерки», образованной Россией, Казахстаном, Киргизией, Китаем и Таджикистаном после подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы в 1996 г. и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в 1997 г. Первое из этих двух соглашений было подписано в Шанхае, что дало основание для появления термина «Шанхайская пятерка». А уже в июне 2001 г. в Шанхае на встрече глав шести государств - России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана - было официально объявлено о создании ШОС.
Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций. Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Главная причина политических конфликтов в современной России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально-экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества. Социально-психологический фон, на котором возникают и протекают конфликты, характеризуют следующие факторы:а) радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации;б) деформация–смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п.;в) расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных, территориальных и межнациональных противоречий;г) отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания;д) массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти;е) политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.
В локальных войнах каждая из сторон считает справедливыми только свои интересы и соответственно - действия. Интересы других стран здесь полностью исключены, или они носят лишь косвенный характер. К типу локальных можно отнести и гражданские войны, причины которых носят внутренний характер и всегда касаются интересов конфликтующих сторон. Однако другие страны могут вносить в такую войну свои интересы. Наиболее характерный пример — гражданская война в советской России 1918-1922 гг., ставшая частью мировой войны. Именно в ее ходе проявилось стремление стран Антанты, прежде всего США и Англии, осуществить свои геополитические цели. Пример такой войны в современных условиях - гражданская война в Афганистане: сначала война движения Талибан против правительственных сил моджахедов, а затем северного альянса против талибов. Особенность этой войны - межнациональные противоречия, огромные жертвы среди мирного населения. Главное же в этой войне - интересы третьих стран. Так, финансирование талибов осуществляли преданные США Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Контроль и влияние на талибов велись со стороны Пакистана.
Распад СССР вместо того, чтобы смягчить межнациональные противоречия, привел к их обострению и появлению новых проблем и противоречий практически во всех государствах на территории бывшего СССР, так как республики стали суверенными, и появилась возможность решить оставшиеся от прошлого проблемы в общих интересах. С разрушением Советского Союза 25 миллионов русских лишились Родины, оказавшись в сопредельных с Россией, но уже других государствах. В некоторых бывших республиках СССР их стали притеснять и вытеснять из страны, они начали подвергаться дискриминации по национальному признаку. Следует учесть, что власти недооценивали остроту национальных проблем в СССР, а российские политики в своей борьбе за власть данный вопрос вообще игнорировали. Таким образом, идея национального возрождения и сплочения русского народа во имя «Великой России» становится главной идеей националистических сил сегодня. Идейно-психологический комплекс национализма, как свидетельствует исторический опыт, проявил себя в политике либо в виде жестких и кровавых фашистских диктатур, либо в форме авторитарных режимов1.
Усилиями самой России снимается формационное противоречие с мировым сообществом, однако не до конца, поскольку она только вступила в переход от социализма к капитализму. Российская экономика длительное время останется смешанной и окончательный итог приватизации в многоукладной экономике представить сейчас невозможно, особенно в том случае, если мировая рыночная экономика не окажет России поддержки. Структура российской экономики страдает острыми диспропорциями, причём главной из них остается явная несбалансированность между производством средств производства и предметов потребления, осложняемая к тому же особой ролью военно-промышленного комплекса в 1 подразделении. Структурная перестройка экономики России практически ещё не началась, и это создаёт перенапряжение и в экономике, и в обществе. Федеративное государство Россия сегодня ослабляется межнациональными противоречиями и распрями. Подъем национализма реально угрожает сокращением территорий под российской юрисдикцией. На периферии, да и в центре России, кроме того, сформировалось несколько крупных экономических регионов, которые при ослаблении федеральной власти встали на путь сепаратизма и возможного отделения.
Обострение национальных отношений Советский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как уникальное многонациональное федеративное государство, которое объединяло 53 национально-государственных формирования и более 100 наций и народностей. Сотнями лет складывалось общежитие народов, присоединившихся к России как добровольным путем, так и завоеванных. Многие из этих народов имели многовековую самобытную историю и гордились ею. Несмотря на различия исторические, культурные, национальные, региональные, экономические, религиозные, народы России и СССР объединяли такие факторы, как экономическая взаимопомощь, общие интересы в борьбе с завоевателями, общее территориальное пространство без зафиксированных границ, многовековое культурно-этническое взаимопроникновение и взаимообогащение. В годы Советской власти единство подкреплялось тесными экономическими связями на основе единых промышленных, транспортных, энергетических, информационных систем, единого военно-промышленного комплекса, а также государственной системой с одной централизованной интернациональной партией. Такая структура показала свою эффективность и жизнеспособность в годы Великой Отечественной войны. Однако вместе с экономическими трудностями стали усиливаться центробежные тенденции, все более выделяться различия и обостряться межнациональные противоречия. В условиях разрушения прежней политической системы центробежные процессы приобрели обвальный характер, национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликтный облик, на карте страны появились горячие точки. В 1988 - 1989 гг. возник конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха, впоследствии поставивший обе республики на грань войны. Страну потрясли кровавые события в Фергане (1989 г.), в Ошской области Киргизии (1990 г.), где жертвами национальной розни стали сотни невинных людей.
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ Этнополитические конфликты на территории России Студент автодорожного факультета ООСу – 01 (з) Митяева Татьяна Владимировна Преподаватель Кочурова Ольга Геннадьевна Пермь - 2002 План 1. Введение. 2. Конфликтология: Проблемы становления и развития. 3. Распад СССР. Противоречия и конфликты. 4. Межнациональные противоречия и конфликты на территории Пермской области. 5. Заключение. 6. Используемая литература. Введение Человечество знакомо с конфликтами с момента своего возникновения. Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества между племенами, городами, странами, народами. Войны велись по поводу территорий, ресурсов. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик К. фон Клаузефиц, история мира – это история войн. И хотя подобное высказывание является все же преувеличением, нельзя не согласиться с тем, что роль и место конфликтов в истории развития человечества более чем существенны.
![]() | 978 63 62 |