![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Основные направления английской политической мысли. | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишило его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка
Московский Государственный Открытый Университет Черниговский филиал Контрольная работа по дисциплине: «История политических и правовых учений» Тема: «Политические и правовые учения в Западной Европе периода буржуазных революций»Выполнил: студент заочного отделения Факультета юриспруденция группы Ю Моисеенко Иван Ильич Проверил: Чернигов 2001 Содержание 1. Раннебуржуазные правовые учения Западной Европы (Голландия) 1.1 Возникновение теории естественного права 1.2 Учение Г.Гроция о праве и государстве 1.3 Политическое и правовое учение Спинозы 2. Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции 1642—1649 гг. 2.1 Основные направления английской политической и правовой мысли 2.2 Политико-правовое учение Гоббса 2.3 Учение Дж. Локка о праве и государстве 3. Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции Использованная литература 1. Раннебуржуазные правовые учения Западной Европы (Голландия) 1.1 Возникновение теории естественного права В XVII в. в Западной Европе началось революционное низвержение сословно-феодального строя.
Обучение, начатое с зотовской указкой и рано прерванное по обстоятельствам, потом возобновилось, но уже под другим руководством и в ином направлении. Старшие братья Петра переходили от подьячих, обучавших их церковной грамоте, к воспитателю, который кое-как все же знакомил воспитанников с политическими и нравственными понятиями, шедшими далее обычного московского кругозора, говорил о гражданстве, о правлении, о государе и его обязанностях к подданным. Петру не досталось такого учителя: место Симеона Полоцкого или Ртищева для него заступил голландский мастер со своими математическими и военными науками, с выучкой столь же мастеровой, технической, как зотовская, только с другим содержанием. Прежде, при Зотове, была занята преимущественно память; теперь вовлечены были в занятия еще глаз, сноровка, сообразительность; разум, сердце оставались праздными по-прежнему. Понятия и наклонности Петра получили крайне одностороннее направление. Вся политическая мысль его была поглощена борьбой с сестрой и Милославскими; все гражданское настроение его сложилось из ненавистей и антипатий к духовенству, боярству, стрельцам, раскольникам; солдаты, пушки, фортеции, корабли заняли в его уме место людей, политических учреждений, народных нужд, гражданских отношений
Отправной точкой здесь была прочная традиция русской философии — этика христианства, православие. Даже проблема социализма, широко дискутировавшаяся на рубеже веков, была для многих мыслителей проблемой этической. Односторонний подход некоторых западных ученых, рассматривающих прошлое России и историю ее политической мысли исключительно как «прокладывание пути» к советскому тоталитаризму, равно как и точка зрения «новых патриотов» об отсутствии в интеллектуальной традиции России правовых и либеральных идей и о наличии лишь национальных, «самобытных» ценностей, понимаемых исключительно в патриархально-религиозном духе, ошибочны и предвзяты. Изучение взаимодействия и эволюции основных направлений отечественной политической мысли XIX — начала XX в. убеждает нас в ее чрезвычайном многообразии, богатстве, оригинальности и противоречивости, в налички самых различных теорий, идей и концепций. Познакомимся с некоторыми из них. 2. Проблемы свободы личности, власти и государства в русской политической мысли XIX - начала XX в. В XIX в. в России появляются разнообразные направления политической мысли, представители которых по-разному осмысливали центральные проблемы и темы политологии: власти и государственного устройства, свободы личности, «права и прав», форм правления и демократии, оптимальных для России, разрабатывали оригинальные концепции правового государства в рамках религиозно-нравственной традиции и либерализма.
Пушкарёва; Глава 6 (п. 6.1, 6.2, 6.3, 6.6) - М.А. Пушкарёва; Глава 6 (п. 6.4.) - М.А. Пушкарёва совместно с А.В. Лукьяновым; Глава 7 (п. 7.2) - М.А. Пушкарёва; Речь о вере, достоинстве и любви человека - А.В. Лукьянов; Библиография - М.А. Пушкарёва. Хочу поблагодарить также своего учителя, доктора философских наук, профессора А.Ф. Кудряшева, оказавшего мне в своё время моральную и интеллектуальную поддержку в работе над теми разделами, где речь идёт о гегелевской философии. Труд, который предлагается вниманию публики, составляет продолжение опубликованного в 1995 году курса лекций "Основы истории и философии религий" (т. 1 "Дохристианский период"). А.Ф. Кудряшев помог мне тогда многими критическими советами и пожеланиями. А.В. Лукьянов Уфа, 9 августа 2002 г. Пояснения к программе лекционного курса "Немецкая классическая философия религии" Предложенная программа ориентирована на анализ основных направлений немецкой классической мысли в их отношении к религии. Несмотря на то, что учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, Маркса связаны между собой узами преемственности, между ними существуют существенные различия, обнаруживающие себя главным образом в отношении к сфере непознанного и к самой философской деятельности, которая в трудах младогегельянцев постепенно расширила свою область
В середине этого века (1861) в России указом “сверху” было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм. Однако политическая надстройка общества – самодержавие – оставалась во многом неизменной. Идеалы конституционной, думской монархии, не говоря уже о демократической республике, в этом веке остались недостижимыми. Такое развитие не могло не вызвать к жизни большого количества политических учений и идей о путях переустройства и развития России. Появились и сложились основные направления русской политической мысли: либерализм, революционаризм (“социализм”), консерватизм, “западники” и “славянофилы”. Все эти характерные направления, возникшие в XIX в., в той или иной форме проявились и в последующей политической жизни страны. В XIX в. в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее следующие основные направления и течения: – либерализм (ранний), ориентирующийся на идеологические принципы соответствующих западных учений и выражающий интересы зарождающейся буржуазии (М.М.
Эпоха царствования Александра II и появление “новых людей”, описанных в романе Н. Чернышевского “Что делать?” В конце царствования Николая I страна буквально задыхалась в тисках полицейского режима: во всех российских университетах были закрыты кафедры философии, и даже попытки перевода на живой русский язык книг Священного писания воспринимались как дерзкий вызов устоям общества. Протоиерей Г. П. Павский, преподававший в Петербургской духовной академии, был осужден церковным судом за то, что перевел на русский язык несколько книг Библии и использовал эти переводы на занятиях со студентами. В этой удушливой атмосфере окончательно сложились основные направления русской общественной мысли и получил последнюю закалку политический и идейный радикализм, который со всей решительностью заявил о себе при Александре II. Вопросом, неизменно волновавшим просвещенное русское общество, было отношение к религии. В 40-е годы в русскую гуманистическую мысль, которая шла по пути секуляризации, то есть обособления от религии и Церкви, входит идея социализма.
Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики мыслителя является учение о том, что человек - существо не только природное, но и свободное. По мнению П.И. Новгородцева - ''Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико- политической мысли XIX века''.2 Учение о праве Кант в основном изложил в работах: ''Основы метафизики нравственности'' (1785); ''Критика практического разума'' (1788); ''К вечному миру'' (1795) и ''Метафизика нравов в двух частях'' (1797), где он с позиций ''практического разума'' даёт рационалистическое обоснование учения о праве и государстве. Философские основы политико-правового учения Канта содержатся в работе ''Критика практического разума'', где он различает ''вещи в себе'' (сущность вещи) и явления. По Канту, ''вещь в себе'' непознаваема для теоретического разума. Нельзя познать сущность Бога, свободы, бессмертия души. Но то, что недоступно для теоретического разума, находит познание в моральном сознании. Когда мы пытаемся познать сущность вещей, мы сталкиваемся с неразрешимыми противоречиями (антиномиями). С помощью теоретического разума можно доказать, что Бог, свобода, бессмертие души есть, и что их нет.
Вместе с тем Милль видит такие опасности демократии, как снижение качества власти и тирания большинства. Он активно выступал за принцип пропорционального представительства избирателей и разрабатывал его систему, которая обеспечивала бы права меньшинства, свободу инакомыслия и борьбы мнений. Конт и Спенсер. Позитивистское направление в политической мысли связано в первую очередь с основателем позитивизма французским мыслителем Огюстом Контом (1798—1857) и английским социологом Гербертом Спенсером (1820—1903), рассматривавшим политические проблемы в рамках своих более широких философско-социологических концепций. О. Конт, например, включал в социологию и философию, и политическую науку, и правоведение, и все обществоведение. Позитивизм был направлен на окончательное освобождение научного знания, в том числе и политического, от влияния философской метафизики и теологии, на развитие эмпирического знания, на повсеместное использование естественнонаучных методов наблюдения и эксперимента, описания реальных явлений и процессов.
Возникают два направления общественно-политической мысли – западники и славянофилы. Целью данной работы является характеристика общественно-политической мысли и движений в России первой половины XIX века. Задачи – определить причины, объективные закономерности возникновения движения декабристов, сравнить основные программы и цели Южного и Северного общества декабристов. Задачей является показать объективную закономерность движения западников и славянофилов, дать характеристику их взглядам на основные вопросы места России в истории и перспективах ее развития. В задачи работы также входит определение исторического значения и роли в российской истории декабристского движения и последующей общественно-политической мысли 30–40-х годов XIX века. 1. Движение декабристов На зарождение вольномыслия у декабристов большое влияние оказала победа русского народа в Отечественной войне 1812 г. «Мы были дети 1812 года», – заявлял декабрист Матвей Муравьев-Апостол. Вернувшись домой после военных походов 1813–1815 гг., передовые дворяне увидели ту же нищету и рабство; солдаты, с которыми они вместе кровью добывали победу над Наполеоном, вновь стали холопами и крепостными в господских имениях.
Московский психолого-социальный институтБрянский филиал Психолого-педагогический факультет Заочное отделениеСпециальность: 020400 Контрольная работа по отечественной историиТема: Народничество: идеология и политическая деятельность Выполнил: студент группы 02/ПЗУ-- 11Ложкин В.А. Проверил: ст. преп. Морозова С.И.БрянскСодержание Введение Народничество: идеологогия и политическая деятельность. Заключение Источники и литература ВведениеВторая половина XIX века для России характеризуется не только серьезными новациями в экономическом и политическом устройстве (крестьянская реформа, реформа управления и суда), но и качественными преобразованиями в сфере общественного сознания, что во многом предопределил последующие этапы развития нашего государства. Одним из значительных и противоречивых направлений общественной мысли, без сомнения, являлся так называемый «русский социализм», более известный под термином «народничество». В рамках данной работы я предполагаю дать краткий обзор основных этапов развития данного направления в политической мысли России начиная с его формирования в середине XIX в творчестве Герцена и Чернышевского и заканчивая практикой деятельности социалистов-революционеров как оппонентов большевиков.
В зависимости от субъектов права различают три вида правовой культуры:1. Правовая культура личности. 2. Правовая культура социальной группы. 3. Правовая культура общества. 1. Выражается в виде знания и понимания права, в осознанном исполнении правовых предписаний человеком. 2. Выражается в правоотношениях. В ней находят отражение такие ценности, как компромисс, примирение позиций различных социальных групп. 3. Выражается в праве. Высокий уровень правовой культуры общества рассматривает право как инструмент общественного согласия, а низкий уровень правовой культуры – как принудительную силу. 4. Правовой нигилизм: понятие, причины, меры по его преодолению. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ – ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИчЕСКОЙ МЫСЛИ, ОТРИЦАЮЩЕЕ СОЦИАЛЬНУЮ ЦЕННОСТЬ ПРАВА И СчИТАЮЩЕЕ ПРАВО НАИМЕНЕЕ СОВЕРШЕННЫМ СПОСОБОМ РЕГУЛИРОВАНИя ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. Имеет различные формы проявления: от равнодушного, скептического отношения к праву до полного неверия и явно негативного отношения к праву.Основные причины распространения правового нигилизма в России:1.
Несомненно, атикрепостническая мысль была не единственной актуальной темой общественных деятелей. Поднимались многие другие вопросы, очень важным из которых являлась и смена политического строя. §1 Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II М.М. Щербатовым Начнем с отношения к событиям общественно-политической, экономической жизни страны представителей родовитой дворянской знати и так называемого консервативного лагеря российского дворянства, выступавших против основной массы реформаторских шагов Екатерины II, отстаивавших исключительные привилегии и права дворянства как опоры нации и государства. Наиболее выдающимся представителем этого направления общественно- политической мысли был князь М.М. Щербатов — русский историк, экономист, публицист, депутат Комиссии о новом Уложении, член Комиссии о коммерции и президент Камер-коллегии. В 60—80-е годы, как уже говорилось, он неустанно бьет тревогу по поводу кризисного состояния сельского хозяйства страны, резко выступает против форсированного развития городов, торговли и промышленности, становясь при этом на чисто физиократические позиции.
Преподавание в университете на русском языке вместо латинского также было продиктовано стремлением разрушить сословную школу и сделать образование более доступным народу. Ломоносов требовал запрещения всякого вмешательства церкви в дела науки и просвещения. Московский университет, в отличие от всех университетов мира, по его настоянию, не имел богословского факультета. Взгляды Ломоносова складывались на рубеже двух этапов в истории русской общественно-политической мысли. Отсюда их внутренняя противоречивость. Непонимание органической связи между самодержавием, крепостничеством и отсталостью страны, объясняющее отсутствие прямых высказываний против феодальных порядков, идеализация Петра I и его преобразований сближали Ломоносова с Татищевым, Кантемиром, Прокоповичем, Посошковым. В то же время буржуазная, антидворянская направленность деятельности Ломоносова пробивала дорогу рождавшемуся русскому просветительству и способствовала формированию антикрепостнического направления общественно-политической мысли. Критика крепостничества П рошло всего несколько лет после смерти Ломоносова, как представители этого нового направления выступили с открытой критикой крепостничества.
Крайне левыми и крайне правыми политическими течениями, которые во многом смыкаются, несмотря на противоположные полюса, на которых они находятся, являются различные разновидности политического экстремизма, приверженные крайним взглядам и мерам в политике. Наиболее одиозными являются: фашизм и неофашизм, сионизм и антисемитизм, расизм. Фашизм и неофашизм - названные доктрины возникли в период кризиса буржуазной демократии и либерализма и выражают интересы наиболее реакционных и агрессивных сил. Сионизм и антисемитизм. Доктрина сионизма является в настоящее время основой политики и деятельности международного сионисткого движения, созданного австрийском журналистом Теодором Герцяем, издавшим книгу "Еврейское государство" (1986). И еще одно направление современной политической мысли - марксизм- ленинизм. 7. Как связаны политическая и социальная структура общества. Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных между собой и упорядоченных относительно других социальных: групп, которые: - занимают разные места в системе по критериям: власти, собственности, доходу, престижу; - связаны между собой политическими, экономическими и культурными отношениями.
Обычно в этой связи замечают, что катализатором этих процессов послужили скифская угроза, которая и вынудила создавать огромные городища, защищавшие не только их жителей, но и принадлежавшие им посевы, скот и выпасы (именно последним обстоятельством пытаются объяснить отсутствие следов застройки на подавляющей площади рассматриваемых нами па-мятников). Но угроза со стороны степняков существовала и раньше, например в киммерийскую эпоху, тем не менее создаются такие городища лишь в конце VII—VI вв. до н. э. Это было время завершения скифских походов в Переднюю Азию и постепенного перемещения скифских племен в Северное Причерноморье. Борьба между пришлыми номадами и местным населением Лесостепи за политическое и эконо-мическое господство в регионе, отзвуки которой сохранились, по-видимому, в переданном Геродотом (IV, 1—3) предании о войне скифов с потомками рабов, на долгие годы определила основное направление военно-политической активности кочевников. Сейчас уже ясно, что в результате этого противостояния скифам не только удалось победить в военном отношении, но и закрепить за собой ряд лесостепных территорий, где они становятся правящей элитой.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (араты), в частности у народов, населяющих нашу страну. (стр.422). 3.5. Фирманы, кануны. И наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов -фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением. (стр.422). 4. Основные направления мусульманской правовой мысли.
Наиболее выражавшими мнение различных идейно-политических течений национальной интеллигенции были журнал «Айкап» и газета «Казах». Журнал «Айкап», выходивший в 1911—1915 гг. (издатель и редактор — Мухамеджан Сералин (1871—1929 гг.), выражал аграрно-демок-ратические направления идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. На страницах журнала освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития товарно-денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась колонизаторская политика царизма. Главным вопросом в журнале «Айкап» был аграрный вопрос, т. е. земельные отношения, оседание кочевого хозяйства, вопросы агрокультуры, изменения форм хозяйствования и др. Газета «Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально- демократического направления. В ней сотрудничали лидер казахской конституционно-демократической партии и общенационального движения казахского народа, ученый-экономист А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. В главном, аграрном вопросе они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли.
![]() | 978 63 62 |