![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Политическое лидерство | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Перечислите эгоцентрические и социоцентрические мотивы стремления к власти. Тема 7. МОТИВАЦИЯ ВЛАСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Большое количество работ по исследованию власти в политической психологии (если не самое основное в силу сложившихся традиций), посвящено проблеме исследования мотивации власти и политическому лидерству (Вебер М., 1990, Шестопал Е.Б., 1990, Дилигенский Г.Г., 1994, Егорова-Гантман Е.В., 1993, Каверин С.Б., 1991, Хекхаузен Х., 1986 и др.) В работах, посвященных мотивации власти, рассматривается осуществление власти субъектом, исследуется вопрос об источниках власти и возможностях их использования, оценивается мотивационная основа объекта власти. Субъекту власти необходимо определить силу своих источников для того, чтобы избрать правильную и наиболее эффективную стратегию их использования. При этом деятельность власти определяется не одним соответствующим мотивом власти, а различными мотивами партнера, структуру привлекательности которых эта деятельность должна перестраивать. Х.Хекхаузен предложил последовательность алгоритма действий власти
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫЮридический факультет группа 31юсД Реферат по предмету: Политология на тему: «Политическое лидерство»Составил студент: Цыбульский А.А.Принял преподаватель: Краснолуцкий Г.П.Санкт-Петербург 2000 г. План:Определение лидерства. Объективная и субъективная стороны лидерства. Политическое лидерство как властеотношение. Функции политического лидерства. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве. Типология лидерства.1. Определение лидерства. В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке: 1. Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, - это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям». 2. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность.
А эпигоны афинских героев, принесших Афинам титул "школы Эллады", изощрялись, чтобы придать этому титулу еще больший вес, но доказали в конце концов лишь свою полную неспособность к обучению. Они курили фимиам уже мертвым Афинам. В политическом плане аттический эгоизм навлек много несчастий на Афины как результат повторения уже пройденных ошибок. В 404 г. до н.э. Афины утратили политическое лидерство в Элладе и привели эллинскую цивилизацию к надлому. Их неисправимый эгоизм не дал возможности в IV в. до н.э. противостоять македонской военной силе. И только появление на границах эллинского мира действительно великих держав заставило Афины отказаться от претензий на статус лидера эллинизма. Но даже когда настал роковой час, Афины предпочли изоляцию и в гордыне своей равнодушно наблюдали, как Рим разоряет отчаянно сопротивляющихся соседей. Афины не пришли им на помощь, хотя те делали попытку создать в целях обороны федерацию. И только когда Рим стал угрожать непосредственно Афинам, афиняне заняли наконец антиримскую позицию
Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки): 1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; 2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; 3) гарантированность прав и свобод личности; 4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; 5) степень реализации политической власти непосредственно народом; 6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; 7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества; 8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; 9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; 10) тип политического поведения; 11) характер политического лидерства; 12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений; 13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; 14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; 15) принципы взаимоотношения общества и власти: 16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); 17) мера политического плюрализма, в том числе многопартийности; 18) существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
Их объединяла общая неприязнь к государственной власти и политическому режиму, «держащим» их в составе антизападного «советского блока». Новые власти восточноевропейских стран после «бархатных» революций сразу заявили об отношениях с СССР как равноправных, т.е. поставили вопрос о выводе советских войск со своих территорий, осудили советское вмешательство (тем более вооруженное) в их внутренние дела в прошлом, отвергли какие-либо претензии на советское (российское) политическое лидерство в Восточной Европе и т.д. Как это и следует из принципов манипуляции сознанием, все стереотипы массового сознания, которые возбуждались для превращения массы граждан в толпу, осуществлявшую спектакль «бархатных» революций, были подготовлены самой господствующей идеологией, сформировались на ее основе и, как представлялось толпе, требовали своего очищения, обновления и развития, но никак не отмены. Элита (в союзе с внешними силами) на первом этапе начинала свои «бархатные революции» как движения, направленные на искоренение недостатков существующего в стране строя
Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев. Между Маленковым и Берия велась затаенная борьба и после смерти Сталина эта борьба обострилась, приняв уже смертельный характер, хотя создавалось впечатление, что Маленков и Берия «подружились» и будут управлять страной вдвоем. О том, что они заключили между собой временный союз, говорило то, что Маленков утвердил все новые назначения Берии в МВД. Имея далеко идущие планы по захвату власти в стране, путем всевозможных комбинаций Берия в четвертый раз за советскую историю объединяет МГБ СССР и МВД СССР в одно министерство. Он стремится срочно расставить на ключевых постах своих ставленников, освободившись от неугодных ему, хотя и честных работников. Хитрых ход придумал Берия с амнистией после смерти Сталина. Берии было крайне необходимо вновь отправить в ссылку неугодных, задержать оставшихся там. Тогда-то и начали выпускать уголовников и рецидивистов. Они тут же принялись за старое.
Она распространялась на все княжества северо-востока и северо-запада (Новгород Великий и Псков). Княжества и республики заключали между собой договоры – о границах, торговле, решении спорных дел, выдаче беглых крестьян и холопов, о взаимной военной помощи, общей линии во внешних делах. Споры и усобицы между правителями, нарушения договоров и взаимные нападения были явлением постоянным. Недоразумения улаживались с помощью старших или нейтральных князей и духовных владык. В этом плане большую роль играли митрополиты, перешедшие из Киева во Владимир, а потом – в Москву. При отсутствии политического, государственного единства это имело весьма важное значение – митрополиты, архимандриты, епископы как бы собирали воедино помыслы и стремления русских людей, отделенных друг от друга границами княжеств, враждовавших нередко между собой. Они выступали миротворцами – мирили между собой князей. 2.2. Создание единого государства. На арене борьбы за политическое лидерство в первые ряды выдвигается Москва. Александр Невский завещал Москву младшему сыну Даниилу.
У нас утрата старых ценностей, поиск новых. Дезидентификация личности. Политическое поведение личности. 1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни: а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни); б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”. 2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.). 3. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней. 4. Личность пассивная в политике. 5. Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике. Проблемы политического лидерства в обществе. Основные типы политических лидеров. Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентаций в группе, организации, обществе. Функции полит лидера.
Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными. 3. Лидер - торговец - основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики. 4. Лидер - пожарник - реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению пожаров. Согласно самой распространенной в современной науке концепции политического лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых в них свойств его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами: 1. Она оказывает влияние на формирование личности лидера. 2. Она ставит пред ним проблемы. 3. Она ставит условия, в которых лидеру придется эти проблемы решать, в частности круг его потенциальных противников и сторонников.Ключевые качества и способности современного политика и лидера Говоря о проблемах лидерства в России нужно особо отметить то, что до недавнего времени в обществе, в науке и политике провозглашался тезис о "решающей роли народных масс".
Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа. Политико-психологические исследования особенно широко применяются при изучении электорального и иного политического поведения, политического лидерства, политического конфликта и сотрудничества. Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность. Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико- географическими, климатическими и другими природными факторами. Политическая астрология занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз Луны и т.д. на политические события и политическое поведение.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Таблица № 44 Социальный Политическая Характер Интеллект опыт направлен- ность Социальная подструктура Психологическая подстуктура Личность - политический субъект биологичес- духовная подструктура кая подструктура темперамент образован- культура нравст- ность венность Реализация человеком своей политической сущности связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры. Таблица 45 ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕР ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Материальные предпосылки чем богаче общество, тем более оно открыто демократиче- ским формам вовлечения личности в политику; уровень благосостояния оказывает влияние на политические убеждения и ориентации человека (более обеспеченные слои общества являются более либеральными, а более бедные - нетерпимыми. Социально-культурные предпосылки Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм поведения. Образование. Чем выше уровень образования личности, тем бо- лее она политически ориентирована, предрасположена к ис- пользованию демократических, легитимных форм политичес- кого участия.
Политология одна из самых древних общественных наук и одновременно самая молодая. Звучит парадоксально, но это правда. Одной из самых древних общественных наук ее следует считать потому, что каждая из изучаемых тем (политическая власть, политические лидеры, политическая элита, политика, политический процесс и т.д.) с древних времен интересовала исследователей (Платон, Аристотель и т.д.). В достаточно далеком прошлом были научно обобщены важные положения политологической науки (в частности, о необходимости разделения властей, о сущности и формах политического лидерства и т.д.). Самой молодой из фундаментальных общественных наук ее следует рассматривать в связи с тем, что как целостное, системное учение она возникла лишь в начале нашего столетия. Почему так произошло? Причины есть. Правы те, кто утверждает, что каждая наука появляется лишь тогда, когда в ее существовании заинтересовано общество. Речь идет о востребованности науки. Например, в нашей стране вплоть до современных демократических перемен она была просто не нужна и могла оказать не лучшую услугу господствующему политическому режиму.
Следовательно, принцип американский специалист по общей теории относительности, по Н. Макиавелли, систем К.Э.Боулдинг попытался создать решает проблему соотношения целей и общую модель конфликта, зафиксировать средств в политике. ее с помощью формализованного аппарата 2. Политическое лидерство как таким образом, чтобы она была пригодна социальное явление для каждого отдельного случая. По Лидер – руководящий, ведущий за собой. мнению Боулдинга, конфликты знаменуют В совр науке существует несколько собой осознанные и созревшие трактовок лидерства: противоречия и столкновения интересов, 1. лидерство – власть, кот осущ одним т.е. конфликт - “.это ситуация, в или неск людьми которой стороны сообщают о 2. лидерство – управленческий статус несовместимости их потенциальных 3. влияние на др людей, но позиций или состояний и стремятся специфическон, кот заключается в таких завладеть позицией, исключающей показателях как: намерения другой стороны”. Согласно -данное влияние должно быть постоянным общей теории конфликтов Боулдинга, -руководящее воздействие лидера на всю общественные конфликты в соответствии с группу уровнем организованности сторон делятся -приоритетное влияние лидера на группу на три большие группы: конфликты на -опора лидера на авторитет, а не на уровне индивидуума, группы и силу организации.
Не случайно лидеры так щедры на обещания во время избирательной кампании и так скупы на их выполнение, став у власти: по политическим счетам будут платить не они. Лица, претендующие на власть, предлагают свои программы решения общественных проблем и реализации интересов граждан, которые выглядят как некий "протокол о намерениях". Вместе с тем чрезмерная ориентация на сиюминутные предпочтения электората подталкивает лидера к популизму, а порой и к политическому авантюризму. Еще существеннее то, что приемлемость и жизненность программы как бы удостоверяется личностью лидера. По опыту зарубежных и особенно отечественных избирательных кампаний, а также по проведенному нами мониторинговому анализу ряда электоральных ситуаций, для многих избирателей важнее облик, личностные качества кандидата, чем сто программа. Так проявляется, с одной стороны, право электората ожидать от лидера выполнения им заявленной социальной роли, с другой — обязанность политика вести себя соответственно ожиданиям других людей. Не менее значимо при формировании политического лидерства и то, что электорат в целом состоит из групп, ориентирующихся на разные авторитеты, т.е. в нем отсутствуют сплоченность как осознанная ценность и совместная деятельность, способная опосредовать отношения участников этих групп.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИя РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИя Институт подготовки научно-педагогических и научных кадров Специальность: Политическая экономия (08.00.01) Отделение: дневное Реферат на тему: "Психология политического лидерства." Выполнил: Аспирант Ростовцев Андрей Игоревич Москва 2002г.Содержание:Введение. Варианты классификации мотивации политических лидеров. Мотив власти Мотив достижения Мотив аффилиации Заключение. Список литературы.Введение. К настоящему времени в ряде развитых стран в основном сложилось самостоятельное научное направление, исследующее политико-психологическую проблематику и получившее название политической психологии. Все шире признается понимание политической психологии, как одной из важнейших политологических дисциплин, изучающей "человеческое измерение" политики: особенности и стереотипы восприятия политических событий, усвоение политических ценностей, особенности качества лидера и т.п. В рамках политических наук политика традиционно рассматривается как процесс взаимодействия неких коллективных субъектов - социальных или территориальных общностей, групп влияния, региональных элит.
Суть его заключается в том, что доступ в режиме o -li e имеет преимущества, которые не могут быть воспроизведены в режиме off-li e, например, обобщение информации, возможности независимого поиска и интерактивных консультаций по политическим вопросам. Однако между странами существует значительное различие в уровнях обеспечения доступа к Интернету. Можно сказать, что большинство стран, испытывающих трудности, имеет минимальные возможности доступа, хотя и нередко там хорошо налажена обратная связь с властями. Если такие страны не смогут организовать доступ к услугам электронного правительства, они неминуемо окажутся вне зоны всех преимуществ обеспечиваемых им. Улучшение доступа в режиме o -li e расширит круг потенциальных пользователей услуг электронного правительства. Это с очевидностью доказывает необходимость активизации усилий по сокращению цифрового неравенства. На мой взгляд, для успешного функционирования электронного правительства необходимо включать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в комплекс мер по модернизации государственного администрирования, а также делать ставку на институт политического лидерства.
Культ личности рождается на базе естественных для человеческого общества потребностей в преемственности поколений, почитании старших, уважении выдающихся личностей (героев), принесших благо своему народу. Важной непосредственной причиной культа личности является огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость людей не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности руководства. Разносторонняя личная зависимость, отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической отработкой, порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока. Культ личности в фашистской Германии. В фашистской Германии проявлением культа личности был культ Гитлера. Вот небольшое описание, как встречал и рукоплескал народ Германии человеку, который « и в самом деле вполне серьезно верил в свою гениальную расовую теорию!.». «Огромная зала полна сверх меры.
Считается, что только лидеры - герои ( либо злодеи) определяют ход истории. На основе характера лидеров разделяют на “активно - позитивных” и “активно - негативных”, а также на “пассивно - позитивных” и “пассивно- негативных”. В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера : 1. Лидера - знаменосца отличает собственное видение действительности, наличие идеи, увлекающей массы. 2. Лидер - служитель стремится выступать в роли выразителя интересов своих сторонников, ориентируется на их мнение и действует от их имени. 3. Лидер - торговец способен привлекательно преподнести свои идеи и убедить людей в их преимуществе. 4. Лидер - пожарный ориентируется на решение наиболее актуальных проблем в обществе, насущные требования момента. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в сочетании у различных людей в разных пропорциях. Американский социолог В.Стоун отметил, что политическое лидерство высокого уровня по сравнению с лидерством в небольшой группе имеет ряд отличий, что позволило ему выделить два самостоятельных типа лидерства. 1. Лидерство “лицом к лицу” осуществляется в небольших группах, где все участники процесса имеют возможность взаимодействовать между собой. 2. “Отдаленное” лидерство - это лидерство вождей, за которыми идут многочисленные массы.
![]() | 978 63 62 |