![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Феномен лидера | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Креативные личности понимают это лучше всех. Альфред Адлер писал: Мнение человека о себе и о мире определяет все его психологические процессы" (1918). Опыт победителей подтверждает эту теорию абсолютной зависимости жизненного успеха от психологической самооценки. Когда победители совершают ошибки, они подвергают себя позитивной критике в следующий раз будет лучшее, в то время как неудачники имеют тенденцию заниматься самобичеванием и уходить в негатив. Фактически, нет особой разницы между ведущими предпринимателями и выдающимися спортсменами. Разделить людей можно только на победителей", которые задаются вопросом, что я должен сделать, чтобы победить", и на неудачников", которые думают как бы не проиграть". Уоррен Беннис, педагог-писатель, подробно изучал феномен лидеров и пришел к выводу: Лидеры самодостаточны, самоуверенны и воистину харизматичны Пример этих лидеров свидетельствует не просто о необходимости, но об исключительной важности самоуверенности". В своей иерархии качеств, необходимых для самореализации, Маслоу ставит самоуважение на второе место по значимости
Дополнения Хартли к ситуационной теории лидерства в значительной мере подтверждаются эмпирически и в целом способствуют раскрытию природы этого феномена. В литературе часто встречаются теории называемые концепциями ситуационного лидерства, которые на самом деле являются концепциями ситуационного эффективного руководства. Зачатки таких концепций появились в середине 20-х гг. у Ф. Р. Дунаевского. На западе ситуационным руководством занимались такие ученые как Фидлер, Херсей, Бланшард, Хауз, Митчелл, Стинсон, Врум, Йеттон, Яго и др. Модели, разработанные ими, объясняли, какой стиль руководства следует применять в той или иной ситуации, чтобы организация эффективно добилась своих целей. Однако, к лидерству данные модели не имеют почти никакого отношения, хотя есть авторы, склонные полагать, что эффективное руководство и лидерство – схожие понятия. 2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции явилась теория конституентов (последователей). Она объясняет феномен лидера по аналогии с известной пословицей «свита делает короля» — через его последователей. «Именно последователь, — утверждает Ф.
Манипуляторы и манипулируемые: власть последних над первыми как характерная черта периода "торжества демократии" (исторический контекст). Новая магия (техногенная, психологическая, тиражирование мифа) как вызов человеческой свободе (отсутствие иммунитета в традиции). Актуализация проблемы зыбкости границ реальности в условиях экспансии "новой магии" (индустрия развлечений, эволюция наркомании, компьютерная психоделия и непредсказуемые "скачки" генерации иллюзий в относительно близком будущем). Причины уязвимости ранее целостных и иммунных к онтологическому хаосу миров. Конструктивная и шизоидная, аутическая фантазии. Прогноз дальнейшей динамики "спроса и предложения" в "коллективном бессознательном". Вера в чудо - доминанта кризисного сознания. Крушение мавзолейной империи как частный случай общемирового процесса ("новая магия", феномен толпы, медиумичность манипуляторов). Религиозный аспект. Сходство проблем личных и глобальных. Экстрасенсы, политические лидеры, мессианство. Утрата Бога внутри и поиск его снаружи (Шушенское-Минусинск)
Стогдилл и Шатл предложили изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы Таким образом, лидерство стало рассматриваться как отношения между людьми, а не как характеристика отдельного индивида . Следуя этой традиции, Р. Кеттел предложил рассматривать лидерство как динамичное взаимодействие между целями лидера и целями потребностями последователей, где функция лидера сводится к выбору достижению групповых целей. В этой же традиции работали и другие американские психологи, в том числе Э. Холландер и Дж. Джулиан. Собственно говоря, на современном этапе развития политико-психологической науки практически все исследования в области политического лидерства можно отнести к ситуативно -личностны теориям, поскольку уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость учета обоих факторов . Следующей теорией является феномен лидера через его последователей и конституентов. Именно последователь - утверждает Ф. Стэнфорд, -воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство.
Кеннеди у американцев, М. Ганди в Индии, Наполеон и Ш. де Голль во Франции, Ф. Кастро на Кубе (и в Латинской Америке), Аятолла Хомейни в Иране. Своеобразной Х. обладали такие отрицательные деятели, как Б. Муссолини, И. Сталин, А. Гитлер. Харизматические лидеры всегда олицетворяют собой реализацию идеалов своих сторонников (какими бы эти идеалы не были), персонифицируют их надежды и устремления, являются для них бесспорными авторитетами. Обычно особые качества, сила харизматических лидеров признается даже их соперниками и противниками. На исторической сцене харизматические лидеры появляются в моменты крутых поворотов общественной или религиозной жизни (напр., яркой Х. обладал основатель протестантизма М. Лютер). Харизматическими личностями были Чингисхан, Юлий Цезарь, русские Иван Грозный и Петр I. Х. обладали многие православные и католические святые. Величайшими харизматическими лидерами были основатели мировых религий Будда, Христос, Мохаммед. Видимо, феномен Х., гипнотического влияния на большие массы людей, связан с огромной убежденностью личности в своей миссии и своих силах, которую такая личность передает аудитории сторонников
Темпы роста в Японии составляли в период 1960-1973 гг. 10,1% в год по сравнению с 3,9% - в США, 4,5% - в ФРГ, 3,1% - в Великобритании, 5,6% - во Франции, 5,0% - в Италии в тот же период. Подобное превосходство в темпах на протяжение ряда лет породило первую волну публикаций о японском "экономическом чуде", пришедшуюся на конец 60 - начало 70-х годов. В этих работах анализировались причины, существующие темпы сопоставлялись, экстраполировались, и на этой основе давались ошеломляющие прогнозы превращения Японии в мирового лидера. 4. Феномен японской экономики. Азия - это не только седая история, но и современность. На сегодняшний день можно выделить в странах региона специфические модели социально-экономического развития. Каждая социально экономическая модель Азии сочетает в себе традиционные и современные элементы. Наибольшую известность приобрела японская модель экономики. Экономическая основа развития Японии и новых индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии на начальных этапах практически одинакова. Частично трансформированная японская модель принята в других странах, идущих по пути Японии.
За две недели с начала кампании оба флота достигли берегов Англии. Ни норвежский король, ни норманнский герцог не имели в собственности достаточного количества кораблей, а также не имели средств и времени на постройку своих флотов и единовременного финансирования подобного рода военной кампании. Для тех времен это была серьезная военная операция. Англичане не могли найти другого объяснения феномену, кроме как сослаться на божественную природу происходившего, а на самом деле все было гораздо проще: оба лидера нашли источник финансирования: они взяли флот, команды и оружие в лизинг и успешно реализовали свой "бизнес-план". В средние века популярной была аренда лошадей, а также оборудования и приспособлений для обработки сельскохозяйственных угодий. Известен исторический факт, что в средние века популярностью пользовалась аренда рыцарских доспехов, которые стоили непомерно дорого. Например, в 1248 г. рыцарь Бонфилс Манганелла из Гаэты, собираясь в седьмой крестовый поход, арендовал полный комплект рыцарских доспехов.
Психологический феномен – обожествление личности лидера страны, превращение в икону. Психологический феномен стал проявляться и у Ленина. Но Ленин боролся с обожествлением, а Сталин не боролся (способствовал этому). Когда Хрущёв и Брежнев попытались сделать культ личности у них не получилось. Факторы, которые внесли лепту в психологический феномен: а) царистские люди российского крестьянства. 80% населения в 1919 г. – сельское население. Крестьянство не превратилось в современное население. Крестьянская психология – царистские иллюзии. Конец 20-х начало 30-х царистские иллюзии трансформировались. Крестьяне стали приписывать сдвиги в стране (положительные) И. В. Сталину (раньше приписывали царю). Сталин не боролся с этой тенденцией. б) религиозные традиции России (сильны ещё в 20-е 30-е годы). Обожествление личности руководителя. Царь был всегда покровителем церкви. В конце концов Сталин и церковь нашли общий язык. в) традиция авторитета главы семьи. До революции – большая патриархальная семья (20-30 человек). Лидер – старший. Но когда началась индустриализация и коллективизация патриархальная семья стала разваливаться т. к. молодёжь стала уходить в город.
Последние четыре десятилетия Япония имела самые высокие темпы экономического роста среди развитых стран. Поэтому именно с Японией связано понятие «экономического чуда». Всего за 20-25 лет она вышла из глубокого развала и стала второй экономической державой. Разговоры о "японском чуде" в настоящее время почти прекратились, но феномен японской экономики продолжает вызывать повышенный интерес. В самом деле, почему страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, практически лишенная природных ресурсов, несмотря на все неурядицы и катаклизмы последних двух десятилетий, продолжает неуклонно укреплять свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене? Сохраняя роль мирового лидера по многим важнейшим направлениям научно- технического прогресса, Япония при этом демонстрирует чрезвычайно высокую степень адаптации к постоянно меняющимся условиям развития экономики. Эти перемены происходят не просто на базе технологических инноваций, но в непрерывном и весьма сложном взаимодействии техники, технологии и экономических и социально-политических факторов.
Среди неформальных лидеров можна выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру). С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют: - бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье); - социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.); - политический тип лидерства (государственные, общественные деятели). Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа. Лидерство — один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально- психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность.
Т-я актив, организованную часть “Черт лидера ”.Сторон-ки эт теор населен. Пол партия- организация стрем объясн прир лид-ва как чисто единомышленников, представляющ соц-психол-й феномен. Л-р ч-к, интересы гражд, соц групп и облад особ совокуп-тью псих-х классов и ставящая сво целью их черт. Один из перв представ эт реализац пут завоеван гос власти теор амер социолог Э.Богардус или участ в ее выд-л кач-ва, кот долж обл лидер: осуществлении.Признаки, способ концептуально мыслит, прин конституирующие партию: 1Идеология и испол решен, предвид их - люб парт носитель идеолог, либо последств, привл к себе вним, им же как мин особого видения ч-ка, и чув юмор, такта.Глав недост-к мира. 2.Струк-ра-парт это орг-я, т теор черт втом ,что она рассм-т е достат длительное объ-е люд на лид-во как изолиров феномен, кот сам разн ур-х полит, от месн до мож объяснить из него самого. Но межд-го. 3.Цель-сост в завоевании различ соц эпохи, разн классы и и удерж власти. 4.Соц база- кажд соц груп треб лид-в, облад раз партия стар обеспечить себе кач-ми.
Лидером они объявляют человека, обладающего особой совокупностью психологических черт. Один из первых представителей этой теории американский социолог Э.Богардус перечисляет следующие качества, которыми должен обладать лидер: способность концептуально мыслить, принимать и исполнять решения, предвидеть их последствия, привлекать к себе внимание, иметь чувство юмора, такта. Главный недостаток теории черт втом ,что она рассматривает лидерство как изолированный феномен, который можно объяснить из него самого. Но различные соц. эпохи, разные классы и соц. группы требуют лидеров, обладающих разл. кач-вами. Очевидно, что черты лидера необх. рассматривать не изолированно от соц. условий, а в связи с ними, не в статике, а в динамике. Также важно, что само выполнение ф-ций лидера способствует развитию необходимых для этого качеств. Человек, долгое время являющийся лидером, привыкает к своей роли. В нем формир-ся и закрепляются черты, необходимые для выполнения этой роли. Например появл-ся чувство ответственности за других, которого могло не быть раньше, властность, уверенность в себе.Т.е. то, что было соцю ролью лидера, становится частью “Я”.
Гитлер стал вождем благодаря умелой игре на чувствах немцев, их стремлению отомстить за обиду поражения в Первой мировой войне, тотальному контролю и агрессивной пропаганде, незаурядному характеру и красноречивости, а также подъему экономической, политической и военной мощи страны. Эти факты во многом объясняют феномен вождизма в Германии. 4. Два поколения вождей в Северной Корее Вождизм в Северной Корее является самым выразительным примером этого явления. Он глубоко укоренился в Корейском обществе и превзошел все рекорды по временным рамкам, прочности позиций и контролю над населением. Нужно рассмотреть, какие меры принимали лидеры страны для укрепления своей власти, какие национальные особенности корейцев позволили возникнуть этому феномену и то, как повлияет вождизм на будущее страны. Становление вождизма происходило следующим образом. В Северной Корее побеждает революция, и страну возглавляет Ким Ир Сен. После прихода к власти, он начинает последовательные действия по укреплению своих позиций. Упрочение режима своего единоличного правления Ким Ир Сен сопровождал интенсивной компанией самовосхваления. После 1962 г. северокорейские власти стали всегда сообщать, что в очередных выборах приняло участие 100 % зарегистрированных избирателей, причем все 100 % проголосовали в поддержку выдвинутых кандидатов.
Она характерна для обществ, где порядок формирования властных структур стал привычным. Доверие к традиционной и устоявшейся системе власти распространяется и на саму власть, если она была избрана в соответствии с устоявшимися нормами. В качестве примера можно привести Великобританию с ее демократическими традициями и парламентаризмом. Личная (персональная) легитимность опирается на веру граждан в личные качества политического лидера (президента, премьер-министра), его способность должным образом использовать политическую власть. Она близка к харизматической. Персональная легитимность в большей степени базируется на симпатии граждан к лидеру, поклонение, готовность к полному подчинению. К примеру, президент США должен обладать персональной легитимностью, но там нет харизмы. Проблема легитимности политических режимов исследовалось М.Доганом. Анализирую состояние легитимности современных политических режимов, он приходит к выводу, что классическая веберовская типология легитимности перестает быть плодотворной, становится инструментом, который полезен лишь для исторических исследований. «Традиционная легитимность королевской власти является реальным феноменом для большей части населения лишь в некоторых странах - Марокко, Саудовской Аравии, Иордании, Омане, Кувейте.
В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым. Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. ( Например, книга Р.Л.Кричевского “Если вы - руководитель” об элементах психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства - коллективная работа авторов московского центра политических исследований “Никколо М “ “Имидж лидера”.) Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами: - наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства; - низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации. Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства. 1. Типология лидерства.
Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. Совершенно ясно, что принятое в социальной психологии понимание лидерства как свойственного лишь малой группе было обусловлено не столько теоретическими позициями разных исследователей, сколько идеологическими и политическими заказами и запретами недавнего прошлого, когда недопустимо было даже теоретически предположить, что руководители партии и государства – не лидеры. Главой государства в течение десятилетий оказывались руководители, назначаемые на этот пост и не проходящие сложной процедуры выборов, присущей феномену политического лидерства. Итак, можно констатировать, что в нашей психологии вопрос о политическом лидерстве, т.е. о лидерстве на уровне больших социальных групп, вообще не поднимался, если не считать робких попыток рассмотреть феномен руководства. В западной же литературе возобладали тенденции прямого, механического перенесения личностных характеристик и механизмов лидерства в малых группах на личность политического, государственного деятеля и на механизмы лидерства в больших системах.
И если брать приведенные примеры, то здесь прослеживается именно вторая точка зрения. Лидерство необходимо в процессе руководства. Оно дает импульс для развития всей организации. «Все взлеты и падения случаются благодаря лидерству»1 - Максвелл Дж. Данное высказывание истинно на 100%. Чем больше пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее приходит вывод, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от лидерства. ЗаключениеЛидерство - это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные, доминантные позиции на все общество или группу. Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер.
Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер. Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций повышаются. Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.
![]() | 978 63 62 |