![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
История политических и правовых учений | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Автор работ по политическому процессу в России и Восточной Европе, геополитике, социальной философии, истории политико-правовых учений, технологии Soft Power.Севастьянов Александр НикитичКандидат филологических наук. Член Союза писателей, Союза журналистов и Ассоциации искусствоведов России. Автор книг: «Национал-капитализм», «Национал-демократия», «Итоги XX века для России», «Русская идея, век XXI», «Время быть русским!» и др. Сергеев Сергей Михайлович. Кандидат исторических наук, специалист по истории русской общественной мысли XIX-XX веков. Заведующий сектором отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Заведующий отделом публицистики журнала «Москва». Автор научных, научно-популярных и публицистических работ по социально-политическим и историософским проблемам. Третьяков Виталий Товиевич. Главный редактор журнала «Политический класс». Автор и ведущий телепрограммы «Что делать? Философские беседы» на канале «Культура». Автор книг: «Филантропия в советском обществе», «Горбачев, Лигачев, Ельцин. Политические портреты на фоне перестройки», «Русская политика и политики в норме и патологии
Отсюда и определяющее значение способов и приемов исторического подхода к политико-правовым учениям прошлого, поскольку без принципа историзма нельзя вообще всерьез говорить и об истории этих учений. В области истории политико-правовых учений принцип историзма играет существенную роль в процессе освещения генезиса и последующей жизни той или иной политико-правовой теории в исторической ретроспективе и перспективе, исследования места и значения политических и правовых теорий в совокупной системе знаний определенной эпохи, характеристики их соотношения с другими элементами в общей структуре политических и правовых знаний соответствующей эпохи, раскрытия связей между различными концепциями прошлого и современности, уяснения специфической логики в истории политических и правовых учений, взаимодействия политико-правовых идей с политической и правовой практикой прошлого и современности и т.д. Исторический подход выступает при этом в качестве способа адекватного понимания, интерпретации и оценки политико-правового содержания освещаемых учений в контексте прошлого и современности.
Специфика приемов и средств исследования отчетливо проявляется там, где дело касается таких проблем, как своеобразие теоретического познания и трактовки политико-правовых явлений, особенности взаимосвязей различных политико-правовых теорий прошлого, отличительные черты механизмов преемственности и новизны, процессов взаимодействия исторического и теоретического начал в истории политических и правовых учений и политологии. Сочетание хронологического и проблемно-теоретического подходов позволяет глубже и четче выявить и осветить общее и особенное в истории политических и правовых учений, проследить роль традиций в истории идей, соотношение объективного и субъективного в истории политико-правовых учений, взаимодействие общего. Особенного и единичного (концепции определенного мыслителя). 3. Место и роль истории политических и правовых учений в системе юридических наук История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин, которая наряду с историей государства и права занимает одно из ведущих мест в системе юридических наук
Раскрытие темы «Философия Нового времени» предполагает освещение основных элементов этой темы, указанных в пунктах плана. Во-первых, это социально-политические воззрения эпохи, рассмотренные в первой части путем анализа отдельных частей явления, то есть социально-политические воззрения Нового времени складываются из взглядов Ф. Бэкона, Т. Гоббса. Вторая глава посвящена определению общественно-правового идеала Нового времени. В третьей главе представлены идеи направления немецкой классической философии. Рассматривая философию Нового времени я использовал литературу, указанную в тематике контрольных работ по философии. В основном я пользовался такими изданиями как В.В. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов «Западноевропейская философия XVIII в.», «Философия. Курс лекций» (под ред. В.Л. Калашникова), «История политико-правовых учений» (под ред. В.С. Нерсесянца). Из числа дополнительной литературы использована журнальная статья (Вопросы философии,1997. – № 3), посвященная философии Иммануила Канта. Часть 1. Социально-политические воззрения эпохи.
Был главным редактором реферативного журн. "Государство и право за рубежом". Творчество Н. характерно тем, что в рамках марксистско-ленинской общей теории государства и права (в к-рой не было места для философии права как самостоятельного раздела) он, исследуя историю политико-правовых учений, плодотворно развивал философско-правовые идеи. Итогом его многолетних исследований стала собственная юридико-либертарная теория, сходная по своим базовым положениям с естественно-правовыми концепциями. С т. зр. Н., существует два противоположных типа правопонимания: юридический (от ius право) и легистский (от lex закон). Если легистское правопонимание отождествляет право и закон (что таит в себе опасность принятия неправовых законов), то юридическое различает (в этом случае право выступает как идеал, как средство борьбы за установление правовых законов). Юридическое правопонимание, в свою очередь, подразделяется на естественно-правовые теории и юридико-либертарную концепцию. Специфика последней, ее отличие от естественно-правовой, по мнению Н., состоит в том, что право здесь понимается только в формально-юридическом смысле, очищенном от неюридических (моральных, религиозных и т.Pп.) наслоений (влияние Г. Кельзена)
У Монтескье впервые в истории политико-правовых учений прослеживается тесная связь политических и правовых явлений в социальной жизни людей. Важное значение в концепции Монтескье имеет его анализ форм правления в их соотношении с различными факторами общественного развития, где тому или иному обществу необходимо может соответствовать лишь какая-либо одна из форм правления. Для классификации форм правления Монтескье использовал два понятия: природа правления и принцип правления. Что понимал Монтескье под природой правления — до сих пор еще спорный вопрос в истории политических и правовых учений, поскольку сам Монтескье «четкого определения понятия природы правления не дает»1. Вот почему некоторые исследователи этот критерий различия форм правления выводят из определений Монтескье образов правления в трактате «О духе законов», где он писал: «Я предполагаю три определения, или, вернее, три факта: «республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; монархическое,— при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица»1.
И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве. История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти. Историю политико-правовых учений Древнерусского государства условно можно разделить на два этапа. I этап (X-XII в.в.) характеризуется разработкой внешнеполитических проблем, таких как независимость государства, вопрос происхождения государственной власти, выбор курса (мирный – не мирный) внешней политики и т.д. II этап (XIII-XVI в.в.) охарактеризуется как этап решения внутренних политических проблем. Генезис русской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства. В XI-XII в.в. Древнерусское государство переживало свой культурный расцвет.
Понятие "политико- правовое учение" основано на тесной связи проблем государства и права, но не означает сведения права на уровень надстройки над государством, придатка к нему, "формы политики". В содержании ряда политико-правовых учений на первом месте стояли именно проблемы права, по отношению к которым устройство государства и другие политические проблемы рассматривались как второстепенные. Право занимает ведущее по отношению к государству положение в некоторых религиях (брахманизм, ислам), и потому правовые проблемы являются главными в содержании политико-правовых учений, построенных на идейной основе соответствующей религии. В истории политико-правовых учений было также немало не связанных с религией проектов детальной регламентации неизменными законами жизни общества, проектов, отводящих государству второстепенную роль хранителя этих законов ("Законы" Платона, "Кодекс природы" Морелли, "Путешествие в землю Офирскую." Щербатова и др.). Проблемы права по-новому вышли на первый план в эпоху, становления гражданского общества в тех политико-правовых учениях, которые обосновывали юридическое равенство людей, их права и свободы, отводя государству роль гаранта прав человека (Локк, Кант и др.). Вместе с тем в истории было немало политико-правовых учений, уделявших большее внимание проблемам политики и государства (Макиавелли, Боден и др.). Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины.
Хронологическое освещение при этом ориентировано на характеристику как “портретов” соответствующих мыслителейклассиков (например, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта и т. д.), выступивших с обоснованием новых концепций государства и права, так и наиболее значительных и влиятельных школ, течений и направлений политико-правовой мысли (например, брахманизма, буддизма, даосизма, древнекитайских логистов, софистов, римских юристов, тираноборцев, исторической школы права, юридического позитивизма и т. д.). Это позволяет исторически конкретнее и полнее раскрыть последовательность и своеобразие процесса формирования, развития и смены тех или иных концепций, учений и школ, специфику их политико-правовых воззрений, характер их связей с породившей их эпохой и т. д. Сочетание хронологического и проблемно-теоретического подходов позволяет глубже и четче выявить и осветить общее и особенное в различных политико-правовых учениях, проследить роль традиций и “скачков” в истории идей, соотношение объективного и субъективного в истории политико-правовых учений, взаимодействие и взаимовлияние всеобщего (всемирной истории политических и правовых учений), особенного (истории политико-правовой мысли в соответствующих регионах и странах в тот или иной период времени) и единичного (концепции определенного мыслителя и т. д.). Значительную роль при этом играют приемы и средства историка-сравнительного исследования.
Из дореволюционных авторов можно выделить: В. Виндельбанд, Н.М. Коркунова, А.Н. Гилярова, П.И. Новгородцева, А. Клеванова, Б.Н. Чичерина, В. Соловьева, Карпова, Е.Н. Трубецкого, С.Н. Трубецкого и др. В советский период были опубликованы работы В.Ф. Асмус, А.Ф. Лосева, А. Ципко, В.С. Нерсесянц, Г.В. Васильевой и др. Из авторов современного периода можно отметить В.Н. Сафонова, Е.А. Кондрашову и др. По своему характеру источники подразделяются на работы по истории Древней Греции, философии права и истории политико-правовых учений. Цель настоящей работы — раскрыть основные положения учения Платона о государстве и праве и показать актуальность идей Платона в современный период. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе изложен материал о жизни и творчестве философа. Во второй главе, самой объемной по содержанию, рассматриваются вопросы государства и права в диалоге Платона «Государство», а именно, характеристика сословий и учение о совершенных и несовершенных формах государственной власти.
Всемирная история как прогресс в сознании свободы представляет собой историю суверенных государств(нравственных субстанций), история прогресса вгосударственных формированиях. Всоответствии с этим всемирная история распадается на 4всемирно-исторических мира: восточный,греческий, римский и германский. Имсоответствуют следующие формы государства: восточная теократия (свобода одного), античнаядемократия и аристократия (свобода некоторых), современная конституционнаямонархия (свобода всех). “Восток знал и знает только что один свободен, греческий и римский мир знает только, что некоторые свободны, германский мирзнает, что свободны все”. Все новое время, начавшееся Реформацией, Гегель считает эпохой германской нации, под которой имеет в виду не только немцев, но и вообще народысеверо-западной Европы. Славянские народы, в том числе и Россия, а также США, по оценке Гегеля, еще не успели обнаружить себя во всемирной истории. Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли, гегелевская философия даваладовольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и оппозиционных воззрений.
Во главе отдельных сословий должны стоять наиболее добродетельные люди. Процесс постепенной рационализации исходных мифических представлений об общественной жизни, политике, государстве и праве и возникновения зачатков теоретических воззрений в разных областях социально-политического знания у разных народов протекал с различной интенсивностью, принимал различные формы и имел несхожие последствия. Но в целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально-политических явлений достаточно отчетливо проявляется в 1 тысячелетии до н.э. во всех культурных центрах тогдашнего мира. Значительную связующую роль между мифологическими представлениями и последующими рационалистически ориентирующими политико-правовыми воззрениями и концепциями сыграла религия. При всей своей специфике религия тематически и хронологически следует за мифом и является по отношению к первичным мифам о богах последующим, вторичным образованием. Мифологические представления и в целом опыт подхода к организации общественной жизни людей оказали большое влияние на последующую политико-правовую мысль – как непосредственно в эпоху формирования религиозных, философских и зачаточно научных концепций политики, государства и права, так и в последующие периоды развития политических правовых учений. § 2. Политическая и правовая мысль Древней Индии и Древнего Китая Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в древней Индии.
Его выдающееся место в истории политической мысли определяется и соответствием его платформы тем сдвигам, которые произошли в Англии в конце XVII в. Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, 18 столетия - столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и американской. ЛИТЕРАТУРА 1. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений Москва, 1987 – 435 с. 2. Бахрушин С.В. Джон Локк - Английское Наука, 1986. - 241 с. 3. Нерсесянцев К.С. История политических и правовых учений. Москва, 1990. - 421 с.
В целом добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбие, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданности правителю. Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями. Вместе с тем Конфуций полностью не отвергал значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль. ПЛАТОН Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений. Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407 – 399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины. Воззрение Платона заметно изменялись на протяжении его долгого творческого пути. Так, в его ранних диалогах, называемых «сократическими» («Апология Сократа», «Протагор», «Критон» и др.), в целом доминируют взгляды, метод и подход Сократа – рационализм; поиски общих понятий, углубленный интерес к моральной проблематике и т. п. Собственно платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах («Государство» «Политик» «Софист» «Парменид» и др).
Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время.
ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ кафедра "Теории и истории государства и международного права" КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине "История политических и правовых учений" слушателя 1 курса факультета заочного обучения (специальность - юрисконсультская) майора ИВАНИСОВА С.С. тема: "УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕ" МОСКВА - 1996 ПЛАН 1. Введение 2. Учение Конфуция о государстве 3. Заключение Анализируя высказывания Конфуция о государстве ощущаешь как бы изменения тональности. Голос учителя становится более строгим, подчас даже резким. По-видимому, личный опыт пребывания, пусть даже кратковременного, на высших административных постах убедил Конфуция, что управлять людьми и государством - задача не из легких. Cогласно разработанной Конфуцием схеме, все управление государством, ровно как и обществом должно базироваться на пи (правилах). Соблюдению правил он придавал особое значение. Значение пи (правил) весьма объектно; оно включает в себя: жэнь - человеколюбие, и прежде всего любовь к родственникам и сородичам; сао - сыновюю почтительность к родителям и предкам, уважение к старшим и подчиненость им; честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию; вежливость и т.д. Конфуций считал, что уступчивость (жан), особенно для людей, исполняющих государственные функции, является обязательным элементом в делах управления. Пройдут века, и бюрократия превратит понятие уступчивость и вежливость, в неотъемлимую часть правил.
Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или линии Платона " в античной философии. Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества.
Плебейские еретические движения представлены выступлениями странствующих священников лоллардов в Англии (требовали передачи земли крестьянским общинам и освобождения от крепостничества. Пытались на практике реализовать простой, аскетический образ жизни ранних христиан). Итабористов во главе с Яном Жижкой в Чехии. Объединенными усилиями церковных и светских властей и лолларды и табориты были разгромлены. Вывод: Несмотря на разгром, оппозиционные церкви идеи сохранились в народе. Они подготовили почву, а частично вышли в духовный арсенал широкого общественно-политического движения в ряде стран Западной и Центральной Европы, известного в истории как Реформация. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Средние века – период спада в истории политических и правовых учений по сравнению с античным миром. Перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, устремленность значительной части этого сознания к потусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты святого писания и каноны церкви – все это резко сужало тематику и содержание политико-правовых доктрин.
![]() | 978 63 62 |