![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Реформа советского правосудия 1922г. | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Какие последствия вытекали из применения на практике таких понятий? Проанализируйте важнейшие для советского правосудия идеологические принципы большевиков: а) "благо революции - высший закон"; б) "диктатура пролетариата - власть, опирающаяся на насилие, не связанная с законом"; в) "законно все, что отвечает интересам партии большевиков"; г) "когда гремит оружие, законы молчат". Сделайте выводы из анализа. Объясните слова В.Г. Короленко: "Революция чрезвычаек сразу продвинула нас на столетия назад в отношении правосудия" (используйте текст главы и знания о судебной реформе 1864 г.). Охарактеризуйте причины, сущность, формы и методы "красного" и "белого" террора. Выскажите суждения об их последствиях для страны, ее народов, ее будущего. Попробуйте объяснить слова, высказанные в середине 1920-х гг. Дзержинский: "Страх приносит пользу как в самой ВЧК, так еще больше вне ВЧК, в стране, т.к. он играет роль предохранителя от проступков и преступлений". Чешский дипломат: "Страх учит советских людей лжи, лицемерию, неискренности, он - причина всеобщей неуверенности и всеобщего экономического бездействия советского государства"
Одним из важнейших направлений судебной реформы является возвращение в Россию суда с участием присяжных заседателей. В Концепции судебной реформы этому процессуальному институту отводится центральное место в демократизации уголовной юстиции. Авторы концепции, подчеркивая ряд преимуществ суда присяжных перед советским правосудием (состязательность, независимость, "привнесение в атмосферу казенной юстиции житейского здравого смысла и народного правосознания"), указывали, что суд присяжных "выступает в качестве средства разрешения нестандартных ситуаций, где из-за тяжести возможных последствий опаснее погрешить против справедливости, нежели, против веления абстрактной правовой нормы".1 С момента первого упоминания о суде присяжных в действующем законодательстве Российской Федерации (ст. 11 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик в ред. от 13 ноября 1989г.), до момента закрепления этого института в уголовно-процессуальном законодательстве РФ ( 16 июля 1993 г.), прошло около четырех лет. За это время произошло переосмысление сущности суда присяжных от "расширенной коллегии народных заседателей" до процессуального института, кардинально отличающегося от традиционной формы участия представителей народа в отправлении правосудия.
Концом всех «реформ» Родько стал разгром фашистской Германии. А через некоторое время ему, по заданию новых хозяев, пришлось отправиться для подрывной работы в Советскую Белоруссию. Только дальше скамьи подсудимых этот бандит не ушёл. Не ушёл от советского правосудия и другой предатель, кровавый наёмник гитлеровцев И.А.Гелда. В 1919 году он подвизался в армии Юденича, пытавшейся захватить революционный Петроград, год спустя очутился в банде Булак-Булаховича на территории Белоруссии, а после её разгрома удрал за границу. Там и жил, как придётся, до тех пор, пока власть в Германии не захватили фашисты. Шпион немедленно пошёл к ним на службу, не раз совершал нелегальные вояжи в Советский Союз. Когда началась война, Гелда вновь поспешил в Белоруссию. Стал членом антисоветской националистической организации «Белорусское объединение», командиром одного из так называемых добровольных военных формирований оккупантов — вспомогательной полиции, участвовал в карательных экспедициях и арестах советских граждан. Поистине можно удивляться неисчерпаемым способностям этого негодяя, которого вместе с Родько задержали советские пограничники
Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Проводимая Н.С.Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. Председатель Верховного Совета СССР - Л.И. Брежнев. Возрастал культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии. В Программе были определены задачи построения коммунизма. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения.
Потому, утверждает автор, тюремные нравы вместе с тюремной лексикой так легко принимаются широкой публикой на воле. А все беды, по Абрамкину, от того, что люди меняют справедливый тюремный порядок на беспредел. В целом же книга рассчитана на широкий круг читателей. Еще бы: по статистике, 15 процентов взрослого населения страны сидело или сидит. Это не считая тех, кому сесть только предстоит. Название у книги, конечно, неточное. Дело даже не в устаревшем слове «советской», а в том, что к заголовку надо добавить «Если повезет». И речь в книге не только про то, что трудно выжить,P остаться нормальным человеком там тоже трудно. Валерий Абрамкин родился в 1946 году. Русский, из рабочих. После МХТИ посвятил себя науке: чистил сточные воды в Курчатовском институте. Сидел в 19791985 годах: за издание нелегального журнала «Поиски взаимопонимания» (более известен как просто «Поиски»). Самые крамольные тексты Абрамкина были про творчество детского автора Хармса. Сейчас Абрамкин руководит общественным центром содействия реформе уголовного правосудия
Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах. Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование сборного железобетона. Во второй половине 50-х годов почти четвертая часть населения страны переселилась в новые квартиры. «Оттепель» в общественной жизни страны. Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий. В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину.
Первоначально было два проекта земельной реформы – советский и англо- американский. В итоге в жизнь был проведен англо-американский проект. Японское правительство, руководствуясь этим проектом, в тесном контакте со штабом генерала Макартура разработало «положение о завершении реформы земельной системы». Еще в декабре 1945г. парламент принял первый закон об аграрной реформе. Однако этот закон вызвал недовольство крестьян и общественности Японии, так как практически ничего существенного в земельных отношениях не менял. В результате «положение о завершении реформы земельной системы было утверждено на заседании кабинета министров 26 июля 1946г. Исходя из этого положения, министерство земледелия и лесного хозяйства подготовило проект «Закона об особых мерах по созданию хозяйств крестьян- собственников», а также проект вторичного пересмотра «Закона об упорядочении сельскохозяйственных земель» 1938г. Реформа вызвала рост сельскохозяйственного производства. С 1946 по 1970 г. оно выросло более чем вдвое. Ведь до реформы значительная часть доходов крестьян изымалась из сельского хозяйства и шла на паразитическое потребление помещиков.
Такую помощь призваны оказывать работающие в юридических консультациях или имеющие лицензии на занятие частной практикой адвокаты. Юридическая помощь, оказываемая адвокатами гражданам и организациям, разнообразна. Сюда входят консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера; представительство в судах, других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; участие на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, ответчиков и др. В ряде случаев юридическая помощь оказывается бесплатно. В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество "Мемориал", комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский центр по правам человека, Фонд защиты гласности, Центр содействия реформе уголовного правосудия и др.
В решениях Десятого Конгресса ООН закреплено положение о том, что содействовать созданию и развитию системы правосудия для несовершеннолетних путем применения упомянутых документов – значит осуществить реформу системы правосудия в отношении несовершеннолетних. Ратифицировав указанные документы и признав юридическую силу их норм, Россия взяла обязательство привести свое национальное законодательство, процессуальные процедуры и практику судопроизводства по делам несовершеннолетних в соответствии с положениями, закрепленными в этих нормах. Щерба С.П. в ходе анализа УПК РФ на предмет соответствия вышеуказанным международным документам выявляет следующие проблемы1: Прежде всего, необходимо закрепить в Законе понятие «несовершеннолетний». В ст. 5 УПК РФ раскрывается 60 основных понятий, используемых в законе – от «алиби» до «экспертного учреждения». Однако не раскрывается содержание чрезвычайно важных понятий «малолетний», «несовершеннолетний», «несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый и осужденный». Этот явный пробел в российском законодательстве необходимо незамедлительно восполнить. Обеспечение конфиденциальности – общепризнанный принцип судопроизводства по делам несовершеннолетних. В ст. 8 «Пекинских правил» содержится требование обеспечить неотъемлемое право несовершеннолетнего на конфиденциальность на всех этапах судопроизводства, чтобы избежать причинения ему вреда из-за ненужной огласки или из-за возможности нанесения ущерба репутации путем «клеймения» (стигматизации) несовершеннолетнего.
Они присоединились к и так уже большому воздушному флоту из самолетов более старых конструкций. Полное производство новых самолетов и полное оснащение ими реформированной структуры советских ВВС должно было быть завершено к лету 1942 года. Как и в случае с механизированными войсками, изучение Советами военного опыта в конце 1930-х годов, особенно боев Гражданской войны в Испании, на Халхин-Голе и в Финляндии, побудили советских военных теоретиков модифицировать свои взгляды на полезность стратегической и оперативной воздушной мощи. Усиление воздушной мощи явно позволяло ВВС решать более крупные оперативно-стратегические задачи. На первом месте среди этих задач стояла поддержка операций сухопутных сил и достижение превосходства в воздухе. От ВВС также ожидали прикрытия своей мобилизации, приведения в расстройство мобилизации противника, уничтожения скоплений неприятельских войск и ключевых политико-административных и военно-экономических центров. Теоретически ВВС могли действовать независимо или же в тесном контакте с сухопутными войсками и флотом. Опыт советских летчиков и самолетов во время Гражданской войны в Испании подчеркнул необходимость реформы советской авиации.
Когда в апреле 1991 года Грузия объявила о своем полном отделении от Советского Союза, правительства западных стран не торопились установить с ней дипломатические отношения. Так как в данной ситуации ставился вопрос о неправомочности Звиада Гамсахурдиа выступать в качестве демократически избранного президента. Отказ руководителей западных стран признать первое правительство постсоветской Грузии был обусловлен еще и тем, что еще сохранялась надежда на демократическую реформу советской федеративной системы и радикальной политики Гамсахурдиа, которая имела непредсказуемый характер. Проводя политику конфронтации, Гамсахурдиа изолировал тем самым свою страну от международного сообщества. В итоге Гамсахурдиа лишился и внутренней поддержки, что привело к его смещению с поста президента в 1992 году. В декабре он обратился к западным странам за помощью и заявил о своей готовности включить Грузию в состав СНГ, что он категорически отказывался делать ранее. Запад не откликнулся на просьбу президента Грузии, как и Россия, которая заявила, что грузинскому президенту: прежде всего следует уладить свои внутренние проблемы.
Но радикальная экономическая реформа не только не завершилась, но по-настоящему и не начиналась. В 1990 г. впервые за послевоенный период был допущен абсолютный спад производства. Нарушение межотраслевых производственных связей, необеспеченность сырьем, комплектующими изделиями, запчастями поставили на грань остановки сотни предприятий. Сократился товарный запас потребительских благ. В чем суть реформы советской политической системы во второй половине 80-х гг. и каковы ее последствия? Сделать все, чтобы миллионы трудящихся были включены в управление страной не на словах, а на деле. Создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий, способной ко все более активному развитию и внедрению во все сферы жизни и управления. Конечная цель реформы: всестороннее обогащение прав человека, повышение социальной активности советских людей. Проанализируйте сущность и причины незавершенности реформ 1965 года. Преобразования коснулись прежде всего с/х. В марте 65 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры.
На очередь дня в Советской России, по их мнению, выдвинулся вопрос « о демократической ликвидации большевистского периода русской революции».Подобные настроения проникали и в ряды РКП(б), в смысле ожидания начала реформы советского политического строя. Уже на Всероссийской партконференции известный большевик И.М. Варейкис потребовал у В.И. Ленина ясного ответа на вопрос:«крестьянство это класс или не класс?» Если, по мнению Варейкиса, »это класс, то класс не обманешь, а раз не обманешь класс, с ним придется заключить соглашение. Стало быть ясно, что если это класс в целом, то с ним нужно не только строить компромисс, но должны быть определенные политические отношения, ибо каждый класс неизбежно выделяет определенные группы, которые будут руководить » . Но, вероятно испугавшись собственной смелости, Варейкис тут же поспешил добавить: »надо поменьше указывать, что крестьянство класс». Для того, чтобы указание В.И. Ленина на невозможность политического соглашения с крестьянством яснее дошло до сознания делегатов партконференции, в ее повестку был срочно поставлен «погромный» доклад К.Радека «О роли социалистов-революционеров и меньшевиков в переживаемый момент».
Кризис советской государственности и попытки его преодоления (1950-е - 1985 гг.) Воронин Алексей Викторович, доктор исторических наук, профессор, Мурманский государственный педагогический институт 1. Реформы советской политической и социально-экономической системы в 50 - 60-х гг. Первые послевоенные годы принесли мало изменений в функционирование политической системы СССР. Этот период можно охарактеризовать как расцвет сталинизма, подкрепленного победой в Великой Отечественной войне. Правда, если, с одной стороны, укрепилась личная власть И.В. Сталина, то с другой - усилилась и борьба "под ковром" за его политическое наследство между возможными преемниками. Одним из проявлений этой борьбы и стало так называемое " Ленинградское дело", знаменовавшее новый этап в избиении кадров. Продолжались репрессии и против других социальных слоев ("дело врачей" и др.). Резко возрос идеологический консерватизм, отчетливо проявившийся в кампании "борьбы с космополитизмом и преклонением перед иностранщиной", что противоречило даже основам былого интернационалистского мировоззрения большевиков.
Хотя при внесении предложений по усовершенствованию работы Академии Несмеянов постоянно ссылался на опыт физиков-ядерщиков, своего главного союзника он видел не в радикально настроенных представителях Отделения физико-математических наук, а в лице Отдела науки и вузов ЦК. Открытая критика существующих методов идеологического контроля науки, которая проскальзывала в высказываниях физиков, могла погубить здоровые начинания в Академии, как это было, кстати сказать, с реформой советских вооруженных сил, проводившейся примерно в тот же период маршалом Г.К. Жуковым. Жуков, являясь в то время министром обороны, без согласия ЦК издал несколько приказов, ослаблявших влияние руководящих органов партии в армии, что в конечном итоге привело к обратному результату – усилению идеологического контроля в армии и отстранению самого Г.К. Жукова от должности министра . Решающим событием для начала реорганизации Академии была смерть Сталина в 1953 г. Решающим событием для завершения академической реформы было выступление Н.С. Хрущева на июньском Пленуме ЦК КПСС 1959 г.
В суде могут быть обжалованы коллегиальные и единоначальные действия (решения), которыми: 1) нарушены права и свободы гражданина; 2) созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод; 3) на гражданина незаконно возложена обязанность; 4) он привлечен к какой-либо ответственности. Особенное значение процедура приобретает на стадии контроля за соблюдением законодательства в сфере прав человека. Наряду с традиционными институтами политической системы создаются новые государственные и общественные учреждения по контролю, охране и защите прав человека: избран Конституционный Суд РФ; образована Комиссия по правам человека при Президенте РФ с широким кругом полномочий; на основании Конституции РФ учреждена должность Уполномоченного по правам человека. В стране возникли и официально действуют многочисленные неправительственные правозащитные организации. Такие, как общество «Мемориал», Московская Хельсинкская группа, Центр содействия реформе уголовного правосудия, Проектная группа по правам человека, фонд «Право матери» и другие, которые помогают конкретным лицам заниматься просветительской деятельностью, оказывают большое влияние на формирование общественного мнения в стране и за рубежом, а также на государственную политику в сфере прав человека.
Эти меры способствовали созданию условий для постепенного укрепления общинного самоуправления, развития сельской экономики. Новая политика в отношении крестьян привела к отмене крепостного права, а затем и к столыпинской реформе, предоставившей крестьянам право выхода из общины для самостоятельного хозяйствования, способствовавшей развитию сельской экономики. 2.Реформы советского периода Они отчетливо показали наличие тесной связи между качеством государственного управления экономикой и её развитием. Вместе с тем не все реформы советского периода сопровождались изменением методов управления. Часть из них сводилась к структурной перестройке (изменению количества министерств, созданию Госагропрома и т.д.). Такие реформы носили формальный характер, не способствовали изменению условий хозяйствования, усилению мотивации труда производителей. Несомненно, советское руководство прилагало определенные усилия, направленные на развитие села. В результате, в области материально-технического и финансового обеспечения хозяйств удалось осуществить крупные сдвиги.
Уходят в прошлое многие государственные институты, о некоторых благополучно забыли, а некоторые с новым наполнением возрождаются вновь (мировые судьи, присяжные заседатели, судебные приставы и т.п.). Не это ли является лучшим подтверждением того, что исторический опыт всегда полезен? Думается, что и в наших условиях построения правового государства, развития демократических тенденций нашего общества мы еще не раз обратимся к российской истории. Таким образом, исследованная нами тема считается закрытой. Список использованной литературы Агеева Г.Н. Законодательство о судоустройстве в СССР. 1985г. Москва. Асташенков В.Г., Белозеров Ю.Н. Организация суда и прокуратуры в СССР. 1988г. Москва. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. 1995г. Москва. Зайчук В.И. Советская судебная система и ее демократическая сущность. 1977г. Киев. История Советского суда. Справка. «Отечественные записки». 2003 №2. Кожевников М.В. История Советского суда. 1957г. Москва. Ликас А.А. Культура правосудия. 1990г. Москва. Мартынчик Е.Г. Авторитет советского суда. 1991г. Кишинев. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР. «Известия». 1980г. №4 Петрухин И.Л. Правосудие: время реформ. 1991г. Москва. Моршакова Т.Г. Сборник обзоров. 1990г. Москва. Смыкалин А.А. Судебная реформа 1922 года. «Российская юстиция» 2002 №4 Смыкалин А.А. Довоенный период развития советской судебной системы. «Российская юстиция» 2002 №6 Смыкалин А.А. Судебная система страны в годы Великой Отечественной войны. «Российская юстиция» 2002 №9 Смыкалин А.А. Советская судебная система в послевоенные годы. «Российская юстиция» 2002 №12 Министерство труда и социального развития РФ Московский государственный социальный университет Филиал в г.
![]() | 978 63 62 |