![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Искусство |
Искусство античного Рима | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Культура Древнего Рима. В 2 т. М., 1985. Машкин Н.А. История Древнего Рима. Л., 1949. Очерки истории искусств. М., 1987. Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима: Очерки быта. М.-Л., 1964. Словарь античности. М., 1989. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971. Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима // Общая история европейской культуры. Т. 4. СПб., 1914. Лекция восьмая Христианство и его культурное значение Еще в первой лекции мы отмечали, что религия является мощным культурообразующим фактором. Некоторые крупные исследователи, например, А.Тойнби, вообще считают, что религия составляет фундамент любой цивилизации. Даже воздерживаясь от столь категоричных тезисов, необходимо признать, что религия, во-первых, существенным образом определяет миропонимание народа (это хорошо видно на примере уже известных нам цивилизаций Египта, Месопотамии, Греции и Рима), поскольку задает видение Космоса, представление о месте человека в мире и обществе, формирует идеалы; во-вторых, принадлежность к какой-либо религии, выбор ее всегда имели принципиальное значение и самым прямым образом влияли на исторические судьбы того или иного народа
Первая – искусство конца принципата (III в.) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклектиана до падения Римской империи). В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских. Императоры III в., стремясь угождать скорее не общественным, но частным вкусам и потребностям городских жителей, создавали не огромные как ранее, форумы или храмы, а исключительные по размерам и великолепию термы. В то же время храмы поражают многоколонными портиками, высокими подиумами, многоступенчатыми, ведущими ко входу лестницами. Чувствуется напряженность архитектурных форм, монументализация всех элементов: громадных плоскостей высоких стен, могучих стволов колоннад, гипертрофированную мощь которых слегка смягчает некоторая, очевидно, восточного происхождения, декоративность. К концу III в. творческие возможности античного Рима постепенно исчерпывали себя; все сильнее проявлялись новые идеалы, связанные с усиливавшимся христианским мировоззрением.
С этой точки зрения большое значение имеет полемика Лессинга с Винкельманом, создателем буржуазно-демократического культа античности в Германии. В своей "Истории искусства древности" (1764) искусству императорского Рима, бывшему образцом для теоретиков классицизма, Винкельман противопоставлял художественный идеал демократических Афин. На примере античности он доказывал, что не меценатство "просвещенного" монарха - Августа или Людовика XIV, - а политическая свобода создает подлинные условия для расцвета искусства. Но художественные взгляды Винкельмана носили идеалистический характер. Винкельман призывал не к борьбе за действительную, материальную свободу, а к поискам "внутреннего", духовного "освобождения", предвосхищая реакционные тенденции немецкой идеалистической философии конца XVIII начала XIX в. Он видел истинное величие в стоической невозмутимости человеческого духа, который, подвергаясь насилию и мучениям, не негодует и не возмущается против них, а уходит в себя и внутренне торжествует над ними. Образец подобной невозмутимости, выражение несокрушимой твердости духа, противостоящего земным страданиям, Винкельман усматривал в образе Лаокоона
Во время шумных праздничных процессий в честь Диониса разыгрывались сценки из его жизни на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). Наряду с торжественными и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. Где игра – там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно. И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров. Расцвет античного театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие поэты драматурги - Эсхил, Софокли Еврипид. Персонажи их трагедий - Эдип, Антигона, Прометей - стали вечными образами мирового сценического искусства. Римский театр По своему культурному развитию римляне были гораздо ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческой мифологией и драматургией. Развитие римского театра началось в середине 3 века до н.э. Это было время, когда классический период у греков был уже позади и достиг расцвета культуры эллинистского периода. Развиваясь позже, чем Греция, Рим часто находил там ответы на многие идеологические вопросы. Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений.
Правда, порою по его лицу пробегает нервная дрожь. У меня даже создается впечатление, что сами слова начинают причинять ему боль, в чем он не хочет сознаться. Эта боль - словно признание собственного бессилия убедить других в своей правоте. Да что там других, когда ему не удается убедить ни своего друга Сандро Боттичелли, ни Филиппино Липпи *. Один лишь Лоренцо ди Креди * сохраняет свою преданность ему, слепо следуя его советам и используя их в своих картинах. * Филиппино Липпи (1457-1504) - живописец и рисовальщик, учился у своего отца, фра Филиппо, затем у Боттичелли. Его фресковые росписи в капелле Бранкаччи (церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция) и капелле Караффа (церковь Санта Мария сопра Минерва, Рим) отличаются выразительностью образов и обилием архитектурно-декоративных мотивов, навеянных искусством античности. * Лоренцо ди Креди (1459-1537) - флорентийский живописец, ученик Верроккьо. Его композиции отличаются тонкостью исполнения и поэтической одухотворенностью героев. Среди работ выделяются "Поклонение пастухов" (Уффици, Флоренция), "Мадонна с младенцем" (галерея Боргезе, Рим)
Получает развитие культ слепой судьбы — Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страждущим, накажет гонителей. Искусство Общая характеристика Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами. Античность была и осталась вечной школой художников. Когда начинающих художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя.
Победитель Веспасин, придя к власти занялся приведением Рима в порядок, т.к. от некоторых храмов остались одни руины. А амфитеатр, который в средние века стали называть Колизеем, стоит и сейчас: это самый величественный и грандиозный памятник античного Рима. Возникновение здания амфитеатра связано с тем, что именно в Италии стал приобретать популярность новый вид зрелищ, - бои гладиаторов. Гладиаторские игры возникли из погребального обряда этрусков, в который когда-то входили человеческие жертвоприношения; со временем обряд видоизменился: обреченных на смерть перестали убивать сразу, а заставляли их с мечами в руках сражаться около могилы, и таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. К концу П века до н.э. гладиаторские бои в Италии полностью утратили связь с культом мертвых и сделались наиболее популярным видом зрелищ. Возникли специальные школы, где обучали этому сложному и в высокой степени опасному искусству. В гладиаторы отдавали преступников, военнопленных, рабов, которые навлекли на себя гнев господина, но свободные люди тоже иногда становились профессионалами этого своеобразного вида спорта.
Большинство из них найдено во время археологических раскопок в XIX—XX веках на северном побережье Черного моря на месте античных городов-колоний Пантикапея, Нимфея, Феодосии, Херсонеса (Крым), Ольвии (Николаевская область), Фанагории (Таманский полуостров) и др., а также приобретено в Италии и других странах для эрмитажного собрания. Собрание памятников античности существует в Эрмитаже с момента открытия музея в 1852 году (до Октябрьской революции коллекции памятников античного мира входили в состав отделения Древностей). В советское время отдел был реорганизован, а его коллекции значительно пополнены. В настоящий момент это крупнейшее в нашей стране собрание памятников культуры и искусства античного периода. 2.1.1. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА На выставке „Культура и искусство Древнего Рима" богато представлены все основные виды римской скульптуры: культовые статуи, портретная пластика, рельефы, декоративная скульптура. Среди статуй выделяются статуи Юпитера, мрамор, выполненная в I веке н.э. и найденная в XIX веке во время раскопок древнего храма в окрестностях Рима, статуя Венеры Таврической – парковой скульптуры эллинистического периода, Римская декоративная скульптура.
Другие начинают отсчет эпохи средневековья в 395 году, когда Рим раскололся на Западную и Восточную империи. Многие искусствоведы ограничивают верхнюю рамку "средневекового искусства" XIII веком. В любом случае, нельзя сказать: "Средневековье началось в 12.00 пополудни 5 января 395 года". Важно знать, что это длительный период истории человечества, длиною в целое тысячелетие. Европейское средневековое искусство пришло на смену искусству античному. Наследие античного мира: искусство, философские взгляды, основы права, политические взгляды, политические идеи, — стали одним из фундаментов на которых выросла европейская культура средевековья. Предпосылки для перехода к новому средневековому мироощущению, к новой системе художественных воззрений возникают еще в эпоху поздней античности. В сложные десятилетия, предшествовавшие падению Римской империи, мир утрачивает в представлении людей былую гармонию. Всеобщая депрессия, невозможность найти выход из бедственного положения, в котором оказался Рим стали причиной роста религиозных настроений, поиска религии, способной дать ответы на важные жизненные вопросы.
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима -- явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами. Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики. В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы -- не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах.
Можно поэтому сказать, что Аристотель заложил фундамент риторической системы, которая получила название классической, и которая на протяжении свыше двух с половиной тысячелетий принималась в качестве образца для обучения искусству публичной речи. Более того, идеи Аристотеля, как мы покажем дальше, послужили основой для возникновения одного из современных направлений в теории аргументации, которое его родоначальник — бельгийский философ Х.Перельман назвал “Новой риторикой”. Это свидетельствует о том, что аристотелевская риторика ориентировалась прежде всего на логические принципы убеждения, что придавало ей прочные, надежные основания и обеспечивало стройность и последовательность в процессе аргументации. 2. Риторика и ораторское искусство в древнем Риме Несмотря на то, что Аристотель оставался для античного Рима высшим авторитетом в области риторики, тем не менее римляне внесли немало ценного и заслуживающего внимания в эту науку и особенно практику ораторского искусства. Прежде всего их заслуга заключается в разработке приемов составления речей, анализе тех аргументов, или доводов, которые Стагирит называл нетехническими, и совершенствовании стиля и красоты речи.
Роли богов в таком театре исполнялись только с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками. Исполнение роли бога человек взять на себя не мог. В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приводились в движение только в самые торжественные моменты религиозного действа. Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элемент театрализации в этих представлениях все-таки существовал. Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в Древнем Риме. Здесь устраиваются шествия с огромными куклами. Карикатурные механические изображения потешали толпу или наводили на нее страх. Кроме того, в каждом доме – и в Древней Греции, и в античном Риме – обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекции. Они составляли часть убранства комнат или украшения стола. На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято называть вифлеемским ящиом. Этот “театр” впервые и очень своеобразно попытался рассказать о мироздании – в том виде, как это представлялось древним. Кому-то пришла мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали.
Каждую фигуру предвосхищает длинный ряд летящих гениев и эротов, получивших широкое распространение в декоративном искусстве императорского Рима. Из-за этих фигур башня и получила свое название – Башня ветров. Она стала практическим воплощением разделенной на восемь частей розы ветров, изображение которой встречается еще в трудах Аристотеля и Эратосфена. Башня исполняла в том числе и метеорологические функции – флюгер и рельефы на гранях позволяли определить, какой ветер дует в данный момент. Но главный секрет таился внутри сооружения. Туда ведут два входа, расположенные с северо-восточной и северо-западной сторон. Перед ними некогда были устроены небольшие портики с фронтонами, опиравшимися на две коринфские колонны, от которых сохранились лишь нижние части. От колоннады внутри здания вообще не осталось никаких следов, равно как и от находившихся здесь больших водяных часов – клепсидры. Водяные часы – не новость для античного мира. Считается, что они были изобретены еще в древнем Вавилоне. Однако часы Башни ветров стали, вероятно, первыми в мире астрономическими часами, предназначенными для общественного пользования.
Ленотр не любил и всячески избегал ярких садовых цветов, зато из всех уголков Франции в Версаль были свезены и высажены самые красивые взрослые деревья. В парках Версаля, как и в Во, немаловажная роль отводилась воде, и для подпитки 1400 фонтанов была устроена сложная насосная система. В узловых композиционных точках Версальского парка размещены сугубо классические по стилю и сюжетам мраморные изваяния римских богов и богинь. Людовик XIV преклонялся перед античным Римом, считая его образцом идеального государственного устройства. Версальский дворец был не только символом французского могущества, единства и централизованной власти, но и витриной отечественных искусств и ремесел, где дипломаты и заморские гости могли любоваться - а позднее и заказывать - модные и изысканные изделия французских мануфактур. Двор был диктатором в искусстве, насаждая вычурный, помпезный стиль. Лебрену принадлежат эскизы большинства статуй Версальского парка, многих предметов мебели, гобеленов, столового серебра и ковров. Лебрен учился живописи у Никола Пуссена. Пуссен и Клод Лоррен, бесспорно, были самыми видными французскими живописцами той эпохи, но оба жили в Италии, и даже Король-Солнце не сумел заманить их во Францию.
Сохранились плиты фриза, архитектурные фрагменты, статуи: Статуя Мавсола (ок. 350 до н.э.), Битва греков с амазонками (плиты восточного фриза Мавсолея) (ок. 350 до н.э.), выполненные скульптором Скопасом (380–330 до н.э.). Среди произведений искусства Древнего Рима в музее хранятся скульптурные портреты римских императоров: Голова императора Августа (нач. 1 в.), Бюст императора Адриана (117–138). Выставлены: настенная роспись из виллы Боскореале близ Помпей (ок. 30 до н.э.) и мозаичный пол (1 в. до н.э.) римского дома из Помпей или Геркуланума. Экспонируется декоративно-прикладное, ювелирное искусство античного мира, геммы, стеклянные сосуды, терракотовые статуэтки. Среди шедевров – Портлендская ваза из двухслойного непрозрачного стекла (ок. 25). Сложнейшая техника резьбы по стеклу напоминает приемы работы ювелиров над камеями. 4.4 Отдел доисторических древностей и памятников РимскойБритании Охватывает период от создания примитивных орудий труда до эпохи римского господства в Британии (5–1 вв. до н.э.): Бронзовые сосуды (5–4 вв. до н.э.), Двурогий шлем (1 в.), Бронзовое зеркало из Десборо (1 в.), Бронзовый щит (1 в.), уникальный Клад серебра из Милденхолла (4 в.), состоящий из 34 предметов, воинские доспехи и т.д. Коллекция английских древностей могла быть прямо названа бедной, и только в последнее десятилетие на нее обратили внимание. 4.5 Отдел памятников средневековья и нового времени Знакомит с произведениями декоративно-прикладного искусства от раннего христианства до 19 в.
На террасах размещались прямые широкие аллеи с сооружениями для спорта, со статуями, вазами, фонтанами. Садово-парковое искусство Древнего Рима развивалось на основе традиций Античной Греции. Новый элемент озеленения – внутренний дворик (перистиль) с бассейном и колоннадой. В V – IX вв. н.э. феодализм принес с собой междоусобные войны, замедлившие развитие садово-паркового искусства. В Испании в VIII – XIV вв. н. э. после завоевания ее арабами (маврами), возникает особый вид сада – патио. XIV – XVI вв. охватывают новый период развития культуры Европы – эпоху Возрождения (Ренессанса), которая наиболее ярко проявилась в Италии. Сады стали целостными художественными произведениями. В XV в. во Франции садово-парковое искусство развивается в итальянских традициях, с учетом национальных особенностей: появились обширные партеры без деревьев, стриженые боскеты, аллеи сложных форм. На Дальнем Востоке озеленение развивалось самостоятельно. Его принципы наиболее проявились в Японии и Китае. Это утверждение первичности естественной красоты природы и абсолютизма ее эстетических качеств, подчиненности этой красоте всего, что создается человеком.
Многие из таких фонтанов стали в наши дни достопримечательностями городов. Широко известны такие фонтаны в Москве, Львове, Нюренберге, Флоренции, Болонье, Вене, Риме, Париже. Есть водоразборные фонтаны, сохранившиеся до наших дней со времен античного Рима и Греции. Еще большее значение и для современных, и для исторических ландшафтов имеют декоративные фонтаны. Особенно много примеров дают исторические парки. Достаточно назвать такие парковые шедевры как Версаль, Петергоф, Пильниц, Тиволи. В настоящее время широко применяется декоративная форма в виде цветосветомузыкальных композиций. Немало их создано и в нашей стране. Наиболее известны цветосветомузыкальные фонтаны в Москве, Пятигорске, Сочи, Мисхоре, Ереване. Живописные комбинации цвета, света, музыки и живой изменчивости форм в таких фонтанах создают большое эмоциональное воздействие на зрителя, способствует развитию эстетической требовательности к ландшафтной архитектуре, музыке, скульптуре, живописи. Особого внимания заслуживает искусство создания разнообразных композиций водяных струй в таких фонтанов. Известно удачное решение этих композиций, имитирующих цветы, корзинки, гейзеры.
Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии нашего времени. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Древнегреческая мифология и литература уже много столетий вдохновляет поэтов, писателей, художников, композиторов. Трудно переоценить влияние античной скульптуры на скульпторов последующих эпох. Значение древнегреческой культуры столь велико, что недаром мы называем времена ее расцвета «золотым веком» человечества. И теперь, спустя тысячелетия мы восхищаемся идеальными пропорциями архитектуры, непревзойденными творениями скульпторов, поэтов, историков, ученых. Эта культура- самая человечная, она и до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество. Периоды, на которые принято делить историю и искусство античного мира. Древний период- эгейская культура: III тысячелетие-XI в. до н. э. Гомеровский и раннеархаический периоды: XI-VIII вв. до н. э. Архаический период: VII-VI вв. до н. э. Классический период: с V в. до последней трети IV в. до н. э. Эллинистический период: последняя треть IV-I в. до н. э. Период развития племен Италии; этрусская культура: VIII-II вв. до н. э. Царский период Древнего Рима: VIII-VI вв. до н. э. Республиканский период Древнего Рима: V-I вв. до н. э. Императорский период древнего Рима: I-V вв. н. э. В своей работе мне хотелось бы рассмотреть греческую скульптуру периодов архаики, классики и поздней классики, скульптуру эллинистического периода, а также римскую скульптуру.
![]() | 978 63 62 |