![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Брачно-семейное право в России в XV-XVIII веках | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Замечая всеобщее неудовольствие, иностранные министры писали об опасном положении регента и объясняли его желание занимать эту должность страхом очутиться в Митаве в кругу надменного и беспокойного дворянства, которое его ненавидит, страхом быть принуждену удалиться в свои имения Вартенберг в Силезии или Биген близ Франкфурта-на-Одере, где он был бы в руках австрийского или прусского правительств, одинаково ему враждебных. Уже толковали, что для утверждения себя в России Биронне ограничится регентством, что он соблазнится примером персидского Кулы-хана, который свергнул с престола молодого шаха и сам занял его место; уже толковали, что Бирон, неравнодушный к цесаревне Елисавете, женится на ней и таким образом приобретет право на престол русский. Эти толки усиливали всеобщее недовольство новым порядком, которое высказывалось в разных слоях общества при удобных случаях. Роптали, слыша, как в церквах после императора, его матери и цесаревны Елисаветы поминали иноверного герцога Курляндского. Роптала гвардия. Во всех дворцовых переворотах в России в XVIII веке мы видим сильное участие гвардии; но из этого вовсе не следует, что перевороты производились преторианцами, янычарами по своекорыстным побуждениям, войском, оторванным от страны и народа; не должно забывать, что гвардия заключала в себе лучших людей, которым были дороги интересы страны и народа, и доказательством служит то, что все эти перевороты имели целью благо страны, производились по национальным побуждениям
Средствами обеспечения обязательств были задаток, залог, неустойка и поручительство. Нормы семейного права, установившиеся в XVIII в. Не претерпевали изменений. Единственной формой брака признавался брак церковный. Вступление в брак и разводы регулировались правилами того или иного вероучения. Свод законов установил для православных брачный возраст в 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Свод законов закрепил принцип раздельности имущества супругов. Права законных детей и незаконнорожденных были различны. Законодательство в XIX в. Значительно пересмотрели нормы наследственного права. Можно завещать имущество любому лицу, будь то родственник или посторонний. Предусматривались завещания нотариальные и домашние. К наследованию по закону призывались все кровные родственники без ограничения степени родства. Уголовное право по Своду законов Российской империи. В Своде законов жесткая система уголовного права, принесенная в Россию из Западной Европы и требовавшая не щадить преступника, смягчается. Уголовные законы были помещены в XV том Свода, получившим название – Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Сперанский был вынужден признать несовершенство XV тома, и он продолжал работать над кодификацией уголовного законодательства.
Процесс был неудержим: расширение прав дворян-помещиков шло за счет сокращения (до исчезновения) прав крепостных крестьян. XVIII век - век императриц и дворянства был одновременно веком полного закрепощения крестьян. Видимо, игрой исторического случая следует объяснить тот факт, что законодательство, лишившее в конце века крестьян всех человеческих прав, вводилось императрицами. В 1796 году, когда почила в бозе Екатерина II, любимица французских философов, образец просвещенного монарха, в России жило 36 миллионов человек: в частном владении находилось 9790000 мужских душ, в государственном владении - 7276 мужских душ. Считая с семьями, 90% населения России были помещичьими или государственными крепостными - рабами. Императрица Анна внесла значительный вклад в процесс полного закабаления крестьян, возложив на помещиков фискальные обязанности, право взимать подушную подать с крепостных. Усиление крепостного права, но в еще большей степени два неурожайных года подряд (1734-1736) выбросили на дороги множество нищих и бродяг, бегство крепостных приобрело гигантские размеры
Тяжелая судьба Радищева дает ему право на исключительное внимание историков русского национального движения в XVIII веке - он, бесспорно, является вершиной этого движения, как яркий и горячий представитель радикализма. Секуляризация мысли шла в России XVIII века очень быстро и вела к светскому радикализму потомков тех, кто раньше стоял за церковный радикализм. Радищев ярче других, как-то целостнее других опирался на идеи естественного права, которые в XVIII веке срастались с руссоизмом, с критикой современной неправды. Но, конечно, Радищев в этом не одинок - он лишь ярче других выражал новую идеологию, полнее других утверждал примат социальной и моральной темы в построении новой идеологии. Но Радищева надо ставить прежде всего в связь именно с последней задачей - с выработкой свободной, внецерковной, секуляризованной идеологии. Философское обоснование этой идеологии было на очереди - и Радищев первый пробует дать самостоятельное ее обоснование (конечно, опираясь на мыслителей Запада, но по-своему их синтезируя).
Таким образом, в России в XVIII веке существовало, по крайней мере, три способа решения крестьянского вопроса. Но все они были обусловлены тогдашними объективными обстоятельствами, и нельзя было выйти за их пределы. Нельзя было, например, сразу отменить крепостное право, так как для этого не созрели еще условия. Выражаясь гегелевским языком, оно было необходимо и, следовательно, разумно. Оно пока не мешало развитию российского общества. Но со временем оно стало неразумным и, хотя реально существовало, в нем не было никакой необходимости, так как оно тормозило дальнейшее продвижение России по пути социального прогресса. Это стали осознавать одни раньше, другие позже. Это поняли и верхние эшелоны власти, которые царским манифестом 19 февраля 1861 года отменили крепостное право. 352 Другой пример связан с Октябрьской революцией, о значении которой английский философ Б. Рассел писал в 1920 году: "Российская революция одно из величайших героических событий в мировой истории. Ее сравнивали с французской революцией, но в действительности ее значение еще более велико
СПбГУАП Кафедра экономической теории и истории. КУРСОВАЯ РАБОТА По теме: Развитие капиталистических отношений в России XVII-XVIII веков. Выполнил: студент группы . Санкт-Петербург, 199г. Основные вопросы и историография.42. Развитие мануфактур.93. Процесс первоначального накопления и становления всероссийского рынка.124. Развитие мелкого промышленного производства.165. Развитие внутренней и внешней литературы.24 ВВЕДЕНИЕ.Проблема перехода России от феодальной формации к капиталистической сложна и многопланова. Классический феодализм западноевропейских стран ни в кой мере нельзя сравнивать с феодализмом российским, т.к. его формирование происходило при господстве крепостнической системы, тогда как “к западу от Эльбы” капиталистический способ производства утвердился в то время, когда было “уже давно уничтожено крепостное право”. Характер перехода к капитализму в России был также обусловлен многообразием естественно- географических и социально-экономических условий огромной империи. Замена феодально-крепостнических отношений капиталистическими осложнялась многоукладностью российской экономики, наличием территории с дофеодальными и феодально-патриархальными отношениями.
Однако замыслы Петра I о производстве сплошного межевания выполнить не удалось, и первое генеральное межевание было начато в 1754 г. Оно было основано на писцовом наказе 1684 г. (приложение 1) и помимо учета земель имела целью лишение прав владения и изъятия не соответствующих документам земель. Такой формальный подход привел к возбуждению споров соседствующих владельцев даже в случаях отсутствия взаимных претензий до начала межевания. По свидетельствам очевидцев, нередко возникали бурные споры на межах, драки и даже убийства. Это вызывало отрицательное отношение землевладельцев к самой идее генерального межевания и предопределило его неудачный исход. Глава III. Генеральное межевание земель России в XVIII веке. Генеральное межевание может считаться логическим завершением писцовых межеваний. В XVIII веке в России начинает применяться так называемый геометрический метод межевания, при котором довольно точно определялись как общая площадь владений, так и площадь всех угодий. Начато генеральное межевание с обнародования Манифеста о генеральном размежевании земель всей Империи от 19 сентября 1765 г. К Манифесту прилагались Генеральные правила, данные межевой комиссии для сочинения по оным межевой инструкции и Инструкция землемерам, к генеральному всей Империи земель размежеванию (приложение 2).
Так, в одной из ранних своих заметок она выделяет особой строкой чрезвычайно крамольное для России середины XVIII века утверждение: «Рабство есть политическая ошибка, которая убивает соревнование, промышленность, искусства и науки, честь и благоденствие»/30, с. 646/. Уже в 1775 году первым плодом реформ стал один из наиболее значительных актов екатерининского царствования – «Учреждение для управления губернией Всероссийской империи» /4, с. 87/. Покончив с организацией системы управления, Екатерина приступила к реализации главного своего замысла – созданию законодательства о сословиях.В день своего рождения 21 апреля 1785 г. Она издала сразу два обширных документа, которые в исторической литературе принято именовать Жалованными грамотами дворянству и городам. Грамота подтверждала дарованное Манифестом «О вольности дворянства» 1762 г. Право дворян служить или не служить по своему выбору и наниматься на службу в иностранные государства. В губерниях создавались губернские дворянские собрания, в обязанности которых входило ведение дворянских губернских родословных книг для записи всех местных помещиков.
Судебная власть не пыталась контролировать законодательную и исполнительную ветви власти. В СССР трудно было найти что-либо подобное контролю за конституционностью законов. В настоящее время, в результате перемен произошедших в первую очередь в бывшем СССР, социалистическое право (за исключением некоторых стран) практически перестало существовать. Это в очередной раз доказывает, что когда государство ставит себя выше права, когда право является "инструментом в руках господствующего класса или партии" - такое государство заранее обрекает себя на развал и гибель. Правовая система России Российская правовая система своими корнями уходит в глубокие пласты национальной культуры и государственности. Древнейшие источники русского права - обычаи славянских племен. При возникновении княжеств обычаи превращались в обычное право. Дальнейшее развитие русской правовой идеи выразилось в движении к созданию единой государственности. На смену вечевым собраниям приходят земские соборы. Основным источником права делаются законодательства. XVIII век завершил самостоятельные этапы развития русского права. При Петре I идет активный "экспорт" европейской правовой культуры, который насаждается "сверху", самим государством.
Выдержки из «Генеральных правил .» по межеванию Приложение 3. Положения 19 февраля 1861 года Приложение 4. Законодательные акты столыпинской реформы Приложение 5. Первые законодательные акты Советской власти Приложение 6. Аттестат Константиновского межевого института Приложение 7. Титульный лист единственного оставшегося экземпляра по истории русского межевания Приложение 8. Титульный лист топографических известий Российской империи Список литературы. 1. Германъ И.Е. Исторiя русскаго межеванiя. 3-е изданiе. Москва, Типо-литографiя В. Рихтеръ, 1914. 2. Комов Н.В. и др. Земельные отношения и землеустройство в России. Москва, 1995г., с.512. 3. ГИС-Ассоциация. Информационный бюллетень, №2(4), 1996, с. 25-26. Содержание стр. Введение Глава I. Общие положения Глава II. История развития кадастра в России с IX до XVIII века Глава III. Генеральное межевание земель в России в XVIII веке Глава IV. Земельная реформа 1861 г Глава V. Столыпинская реформа Глава VI. Учет земель в годы Советской власти Глава VII. Земельные отношения на современном этапе Заключение Приложения Описание приложений Список литературы Контрольные вопросы Подписано к печати . .96. Формат 60 х 90. Бумага иллюстр. Уч.-изд.л. 2. Тираж 100 экз.Заказ № Цена договорная.
Теория естественного (возрожденного) права. Возникла в XVIII веке. Её развитием занимались: Руссо, Локк и другие. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав (все равны), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что близкие родственники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, если они дали согласие на допрос в качестве свидетеля по данному делу. В одном из своих предпасхальных выступлений патриарх Московский и всея Руси Алексий II заметил: «Духовная жизнь – это ежедневное возделывание земли своего сердца»1. В современной России идет борьба за цивилизованный путь развития общества и государства. Находясь в смутном состоянии, общество обязано отдавать себе отчет в том, куда и к чему оно идет. Поэтому проблема моральности поведения наблюдается во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политической. Например, с моральной точки зрения, нельзя назвать идеальным поведение ряда губернаторов, вначале добровольно ушедших в отставку, а затем принявших участие и победивших в новых выборах (А.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра истории и философии Реферат по дисциплине ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН на тему: Выполнил: Руководитель: ПОПОВ В. И. ТАМБОВ – 1999 План:Введение 1. История создания Законов XII таблиц 2. ОсновОПОЛАГАЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ римского права по Законам XII таблиц2.1 Право собственности 2.2 Обязательственное право 2.2.1 Обязательства из договоров 2.2.2 Обязательства из деликтов 3. БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 4. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО 5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 6. СУД И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Законы XII таблиц – это древнейший памятник римского цивильного права. Создав реальную защиту против произвола патрицианских судей, они явились олицетворением важного этапа в борьбе между патрициями и плебеями в Древнем Риме. К сожалению, подлинник их не сохранился, и материалом для реконструкции этого древнейшего кодекса, предпринятой в XIX веке, стали фрагменты, приведенные в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в пересказе.
Упущенная выгода – это неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Так, для коммерческих организаций упущенной выгодой является неполученная прибыль, а для граждан – неполученная заработная плата или иной доход.В законе или договоре могут быть указаны конкретные варианты формы ответственности, когда взыскиваются: 1) только неустойка без убытков; 2) убытки в полной сумме сверх неустойки; 3) либо неустойка, либо убытки по выбору кредитора.Закон закрепляет принципы полного возмещения убытка. Но в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, возмещение убытков может быть ограничено (например, ответственность перевозчика ограничена стоимостью утраченного или поврежденного груза). Тема 17.ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА РОССИИ. 1.Понятия семейного права (СП),семейных правоотношений ,принципы СП 1.СП-отрасль права,нормы которой регулируют семейно-брачные отношения. Семья-группа лиц,возникающая на основе супружеских или родственных отношений, в том числе и на основе отношений усыновления/удочерения. Брак-юридически оформленный,свободный и добровольный союз мужчины и жен-щины,направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Итак, Троицкий монастырь выполнял роль не просто сокровищницы, а сокровищницы особой, сакральной. Здесь, «у Троицы» (так часто называли Троицкую обитель), царские моления проходили не в обычном храме или монастыре, они совершались у гроба преподобного Сергия – покровителя царской семьи, перед иконой «Троица». Поэтому сам монастырь со временем стал хранилищем не только редких или уникальных исторических памятников, но и образцов святости, предметов священных. Складывание исторического и художественного собрания Троице-Сергиева монастыря, формирование древнего хранилища сокровищ – монастырской ризницы – по праву можно считать одной из страниц предыстории музейного дела в России. В XVIII веке происходит становление определенной системы учета и хранения монастырского имущества, в том числе ризничной и казенной утвари. Причем не только сам монастырь, но и государственная власть принимала деятельное участие в упорядочении и систематизации денежных, имущественных и исторических ценностей Троицкой обители. Государство также заботилось о пополнении монастырской сокровищницы драгоценными раритетами, сакральными предметами и значительными духовными памятниками (мощами святых и другими реликвиями).
Но настоящие проблемы имеют огромное значение; брачно-семейные нормы права являются своего рода квинтэссенцией политических, экономических, правовых институтов. Их внешняя несвязанность с политическими и экономическими задачами общества на самом деле фокусирует многие ключевые проблемы русского феодального общества. Принятие Русью христианства, ставшего официальной религией, заменившей язычество, было важнейшим историческим событием. Христианство было взято из Византии, чьей метрополией стала русская церковь. Поэтому в России были введены византийские нормы брачно-семейного права. Главным сборником законов стала Кормчая книга. Брачно-семейными делами занималась, как и в Византии, церковь. И я сразу хочу подчеркнуть, что русская церковь, вслед за Византией, не отвергала участия государственной власти в решении некоторых вопросов, относящихся к семейному праву. Принятие христианства означало не только подчинение русской церкви византийскому патриарху и распространение византийского законодательства, но и утверждение в обществе (и это, наверное, главное) христианских идей: о смысле брака, об отношениях в семье.
Именно юридическое оформление брака имеет конститутивное значение. Лишь зарегистрированный в органах загса брак порождает предусмотренные семейным законодательством права и обязанности супругов и подлежит правовой защите со стороны государства.Религиозный обряд брака (венчание), брак, заключенный по местным или национальным обрядам, не имеют правового значения и не влекут возникновения взаимных прав и обязанностей супругов. Этот принцип был впервые закреплен в нашем государстве декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917г. “О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния”. Данная мера была направлена на исключение влияния церкви на семью.И в последующие годы развития брачно-семейного законодательства России проводилась линия полного отстранения церкви от регулирования брачно семейных отношений. Более того, вплоть до принятия Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий” лица, совершавшие обряды венчания, крещения в церкви, подвергались осуждению со стороны партийных, комсомольских организаций.
1. Социально-экономическое развитие России в XVIII веке. В XVIII в. развитие России, как и в предшествующее время, осуществлялось на феодально-крепостнической основе. Крепостнические отношения охватывали все сферы общественной жизни, они распространялись на новые территории и категории населения, принимали всё более тяжёлые формы. Вместе с тем, XVIII в. был периодом, когда в недрах феодального строя начали складываться капиталистические отношения, что в процессе социально-экономического развития страны явилось событием исключительной важности. Новый уклад, будучи очень слабым, испытывал сильное влияние господствующего строя и сохранял ряд черт крепостнических отношений. Социально-экономическое развитие России в XVIII в. протекало в сложных и противоречивых условиях. В основе структуры населения в XVIII в. лежал сословный принцип. Господствующим сословием стало российское дворянство, консолидировавшееся в первой четверти XVIII В. в единый класс-сословие. Сословные права и привилегии дворянства, закреплявшие его господство в экономике и политике, укреплялись и расширялись на протяжении всего столетия. К концу XVIII в. дворяне составляли около 1% населения страны.
Сатира Новикова разоблачала пороки привилегированных сословий и оказывала этим сильное воздействие на умы (Г. Макагоненко, Н. Новиков и просвещение в России в XVIII веке, М.-Л., 1951.). Жан-Жак Руссо и Мабли признавали право народа подниматься против феодальных злоупотреблений. Но Вольтер сомневался в умственных силах народа и не скрывал своего презрения к „черни". На Западе утверждали, что необходимо сперва освободить душу, то есть дать народу образование, прежде чем освободить его тело. Русские просветители относились с большим доверием к простым людям. Радищев был убежден, что как только народ получит свободу, он породит героев. В поисках золотого века мыслители Запада обращались к первобытному обществу арабов и индейцев. Русские мыслители угадывали в трудовой и патриархальной жизни русских крестьян мудрость, которой не хватало светскому обществу. Скромный дар, полученный Радищевым от слепого нищего, рассматривается им как знак его сердечного согласия с народом. Представители третьего сословия во Франции уделяли мало внимания нуждам крестьянства, и это стало источником их постоянных разногласий.
![]() | 978 63 62 |