![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Правовое положение коммерческих банков на территории России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Граждане России, приобретая товары и услуги, расплачиваются преимущественно наличными деньгами. Хотя сейчас у нас создаются условия для широкого распространения безналичных платежей. Но денежные расчеты между организациями это совсем другое дело. Все необходимые условия для широкого использования безналичных платежей организациями созданы уже давно. В России создана полноценная среда для прохождения безналичных платежей банковская система. Банковская система состоит из двух уровней: Банк России и его подразделения; коммерческие банки. Коммерческий банк это учреждение, которое получило у Банка России лицензию на право заниматься банковской деятельностью. Организационно-правовой формой коммерческого банка может быть любая организационная форма хозяйственного общества. Банк России предъявляет к коммерческим банкам довольно жесткие требования, важнейшим из которых является наличие значительного размера собственных средств. Обычно коммерческие банки имеют территориальные подразделения филиалы. Совокупность филиалов коммерческого банка охватывает некоторую территорию и образует небольшую банковскую систему, которая входит в общую банковскую систему Российской Федерации как ее составная часть
Так же хочется отметить, что с учетом, всего ранее происходящего, на сегодняшний день, правовое положение банков в целом, банки в России начинают стадию своего процветания. Люди перестают верить в различного рода денежным пирамидам и стараются направить свою прибыль в банки для большей уверенности в её сохранности. Хочется верить, что инфляция в скором времени станет практически не возможным и тогда денежные поступления в банки увеличатся и станут работать на благо России. Глава 4 Понятие и правовое положение коммерческих банков В России коммерческие банки явились результатом перехода от централизованно управляемой экономики к рыночной. Возникновение в нашей экономике различных коммерческих структур с альтернативными формами собственности потребовало адекватных им кредитных учреждений, базирующих свою деятельность на двух постулатах – риске и прибыли. Понятие коммерческих организаций дает нам Гражданский кодекс Российской Федерации из которого можно сделать вывод о том, что под понятием коммерческий банк в России – это организация, имеющая лицензию ЦБР на совершение банковских операций, целью которой является извлечение прибыли из совершаемых им банковских операций.
Реклама и государственные институты 1.PВ рекламе недопустимо необоснованное использование государственных атрибутов и символов, правового статуса и авторитета органов государственной власти, а также должностных лиц, вводящее потребителей в заблуждение относительно реального правового положения коммерческих (негосударственных) организаций и результатов их деятельности, действительных гарантий их надежности. Недопустимо размещение рекламы в интерьере студии или иного помещения, в котором тот или иной государственный деятель выступает либо дает интервью, а также другие некорректные способы эксплуатации авторитета государственной власти и государственных деятелей в электронных СМИ в интересах коммерческих (негосударственных) организаций. 2.PНедобросовестное использование авторитета представителей органов государственной власти, ее институтов, государственных атрибутов и символов в частных коммерческих целях будет рассматриваться Рекламным Советом России как нарушение рекламной этики, дискредитирующее российское государство и его институты
Правовое положение Банка России имеет много общего с правовым положением государственных банков, существовавших до начала реформы банковской системы. Однако есть и существенные отличия. Дореформенные банки контролировали деятельность только своей клиентуры, а Банк России осуществляет в настоящее время надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков, других кредитных учреждений. Осуществление Банком России хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не происходит независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибыли (продажа государственных облигаций, переучет векселей и т.д.), он прежде всего оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются Банком России в рамках общей государственной денежно-кредитной политики. По сути дела, управление денежно-кредитной системой Российской Федерации Банк России производит двумя способами: во-первых, с помощью властных предписаний, во-вторых, экономическими методами, то есть путем совершения различных сделок с коммерческими банками, другими организациями.
И эти утверждения, казалось, были не лишены оснований. Предварительные переговоры в Далате, длившиеся с апреля по май 1946 года, зафиксировали расхождения в позициях сторон. Вьетнамцы отстаивали государственный суверенитет в области внутренней и внешней политики и территориальную целостность страны, а французы выдвигали проект «Индокитайской федерации» во главе с французским губернатором и претендовали на то, чтобы представлять Вьетнам во всех его международных отношениях. Французы хотели включить Вьетнам в зону франка. Все это имело целью восстановить старую колониальную систему, но под новым названием. Основной конфликт заключался в вопросе о правовом положении Намбо – Кохинхины, территорию которой французы хотели отколоть от остальной части страны. Вьетнамская делегация отстаивала принцип единства Вьетнама. …В октябре 1946 года Национальное собрание ДРВ поручило президенту Хо Ши Мину сформировать новое правительство на базе широкого сплочения национальных сил. На этой же сессии Национальное собрание страны приняло Конституцию, которая провозгласила Вьетнам единой страной от Севера до Юга
Организация и деятельность банков регулируются при помощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К организации и деятельности кредитных организаций имеют применение нормы, регулирующие имущественный оборот вообще (в частности, нормы Гражданского кодекса) и нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных правовых отношений в процессе банковской деятельности. Правовое регулирование банковской деятельностью осуществляется Конституцией РФ федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России. Таким образом, право понимается как совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, т.е. устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций, регулирующих публичные отношения банков, а также их частноправовые отношения с клиентами. Другими словами, банковское право включает нормы, в той или иной степени соотносимые с банковской деятельностью. Отношения коммерческих банков с Центральным банком РФ строятся, как правило, по принципу власти-подчинения (на основе властных предписаний Центрального банка), а отношения банков друг с другом и со своей клиентурой — на юридическом равенстве сторон.
Задача 1 В ходе проверки коммерческого банка «Восток» представителем Центрального Банка РФ было выявлено, что администрация банка неоднократно нарушала предписания Банка России, а также предоставляла недостоверную информацию. По результатам проверки Банк России принял решение о замене администрации коммерческого банка и его реорганизации. 1. Опишите надзорные функции Банка России. 2. Оцените правомерность действий Банка России. Какие санкции вправе применять Банк России к нарушителям финансовой дисциплины? Решение Прежде чем характеризовать надзорные функции Центрального Банка РФ, кратко опишем его сущность. Правовое положение Центрального Банка РФ регулируется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. №28. Ст. 2790 (далее ФЗ «О Центральном Банке») Центральный Банк Российской Федерации относится к федеральной государственной собственности и является главным банком страны. Банк России является юридическим лицом, но цель его деятельности состоит не в извлечении прибыли, что не умаляет его качеств, как экономически самостоятельного учреждения, расходы, включая отчисление половины прибыла в федеральный бюджет, Банк России несет самостоятельно, исходя из принципов обособленности имущества юридического лица и величины собственных доходов.
В правовую инфраструктуру России были внесены серьезные изменения. В апреле 1995 г. Федеральным Собранием после парламентских дискуссий, длившихся почти год, был окончательно одобрен Закон «О Центральном Банке Российской Федерации». Вступивший в силу Федеральный Закон содержит достаточно много статей, регулирующих деятельность коммерческих банков. Положения, относящиеся к регулированию, в новом Законе « О Центральном Банке» достаточно конкретны и нередко даже содержат числовые параметры, что, несомненно, является прогрессивным изменениям в банковском законодательстве России. Таким образом, политика минимальных обязательных резервов становится одним из главных инструментов регулировании деятельности коммерческих банков в России. Динамика обязательных резервов за последние годы свидетельствует о постоянном увеличении обязательных резервов как в абсолютном выражении, так и в удельном весе в денежном выражении. Таким образом, влияние резервных требований на состоянии банковской системы и всего народного хозяйства постоянно возрастает. Многие экономисты и банкиры считают существующие в настоящее время в России нормы резервирования чрезмерно завышенными и даже вредными для экономического развития.
Но как и во всех странах с рыночной экономикой, Центральный банк РФ является основным звеном банковской системы. В течение 1988-1989 гг. в Российской Федерации было создано более 150 коммерческих и кооперативных банков в основном на базе денежных накоплений отдельных отраслей промышленности. По состоянию на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков в России составило 2150. Но с 1996 г. началось их сокращение. Причем не только за счет снижения темпов роста банков, а в связи с их банкротства-ми, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко стало уменьшаться количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием. На 1 октября 1997 г. количество коммерческих банков сократилось до 1764. В настоящее время в Российской Федерации преобладают мелкие и средние банки. По данным Банка России, на 1 июля 2008 г. в России зарегистрировано 1258 кредитных организаций (на 1 июня 2008 г. - 1265), в том числе 1204 банка (на 1 июня 2008 г. - 1212) и 54 небанковские организации. По форме собственности банки делятся на государственные, частные, смешанные, в соответствии с организационно-правовой формой - на акционерные (открытого или закрытого типа), паевые, и с дополнительной ответственностью (в Российской Федерации таких банков нет).
1995. № 11. 10. Кутафин О.Е. Основные принципы организации деятельности Центрального банка РФ и реформа Национального банковского совета// К проекту реформы Национального банковского совета. М. 2001. 11. Лебедев К.К. Правовое регулирование банковской деятельности// Коммерческое право: Учебник. Под ред. В.Ф.Попондопуло, В.Ф.Яковлевой. СПб., 1998. 12. Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица. Ав-реф. М. 2001. 13. Минин С.В. К вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации// Деньги и кредит. 1999. № 11. 14. Муранов А.И. Собственность Российской Федерации, закрепленная за Центральным банком России и находящаяся за границей// Московский журнал международного права. 2000. № 6. 15. Нефедов Д.В. Основные направления совершенствования банковской системы// Труды конференции. 10 лет кафедре коммерческого права.
И только в конце 1996 года Правительством И Национальным банком было принято совместное постановление, утвердившее "Временное положение о небанковских финансовых организациях в Республике Беларусь". Правовой статус Национального банка отличается от правового статуса коммерческих банков тем, что Национальный банк является одновременно органом управления и хозяйствующим субъектом. Как орган управления он наделен широкими полномочиями по управлению финансово-кредитной системой Республики Беларусь. Его хозяйственная деятельность есть продолжение реализации его административных функций, так как, вступая в отношения с Правительством и коммерческими банками он руководствуется интересам, денежно-кредитной политики. Национальный банк подчиняется Парламенту. Председатель и члены правления назначаются Президентом с согласия Нижней палаты Парламента. Главной целью Национального банка является обеспечение внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы, поддержание стабильности цен. Основные задачи заключаются в выработке и проведении денежно- кредитной политики, выдаче лицензий и осуществлении надзора за юридическими лицами, занимающимися банковской деятельностью.
Центральный банк: - научно организует денежное обращение; - ориентирует деятельность коммерческих банков на повышение благосостояния общества и выполнение приоритетных задач; - укрепляет финансовое положение коммерческих банков. Следует заметить, что Центральный банк Российской Федерации, как и центральные банки многих стран, применяет по отношению к коммерческим банкам в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании административных. Некоторые итоги функционирования банковской системы России. С 1996 г. в российской банковской системе появился новый вид услуг – ломбардный кредит. Он выдается под залог высоколиквидных активов. В соответствии с «Положением о порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам» от 13.04.1996 №36 – кредит выдается под залог ГКО и ОФЗ на срок до 30 дней. Для того чтобы постоянно не производить переоценку активов, ЦБ ввел поправочный коэффициент 0,8. В 1997 г. номинальная задолженность правительства ЦБР увеличилась на 15%, в реальном выражении (с учетом инфляции) – на 1,9%, что является достижением по сравнению с 1996 г.
Система местных провинциальных банков начинает уступать свое место крупным банкам с обширной территорией своей деятельности, причем Правления этих банков начинает централизоваться в столице и центрах промышленности и торговли. Одновременно с централизацией банковского дела замечается исчезновение многих провинциальных банков. Начало 20 века - период их вымирания. Причина вымирания банков состоит в невозможности конкурировать с крупными банками, открывавшие свои филиалы в тех городах, где были провинциальные; многие из них закрывались, другие превратились в филиалы крупных банков. Наряду с процессом централизации банковского дела в Петербурге намечается процесс концентрации, путем слияния двух или нескольких банков в один. Период концентрации захватывает все десятилетие с 1903 по 1914 год. За сравнительно короткое время своего существования Акционерные Коммерческие Банки в России выросли в гигантские учреждения, захватившие в свои руки всю торговлю и промышленность страны. Акционерные коммерческие банки, несмотря на кризисы, проявляли неуклонный рост своих капиталов, вкладов, активных операций и сети отделений. Следующие данные свидетельствуют о концентрации банков.
В силу ряда присущих им черт (о которых подробнее будет сказано в последующих разделах данной работы) акционерные предприятия стали фактически наиболее массовой формой коммерческих организаций во всех развитых странах. В этой связи естественным является тот факт, что при переходе российского общества к рыночной экономике значительная роль отведена акционерным предприятиям, позволяющим участвовать в инвестиционном процессе, наряду с предпринимателями, и значительному количеству простых граждан, а также способствующим перераспределению капиталов в экономике страны по наиболее продуктивным сферам хозяйствования. Акционерное предприятие является в настоящее время преобладающей по своему количеству организационно-правовой формой коммерческих организаций в России (до 60 % от числа зарегистрированных коммерческих организаций в стране). Соответственно, изучение тенденций развития данной формы собственности, анализ особенностей её видов, правового положения всегда будет иметь положительный результат, как в целом - для понимания общей системы гражданских правоотношений, так и в частности – применительно к конкретному юридическому лицу.1 Возникновение акционерных предприятий и их сущность. 1.1 История возникновения акционерных предприятий в России.В Российской империи развитие акционерного дела шло с существенным отставанием от передовых европейских стран.
Система местных провинциальных банков начинает уступать свое место крупным банкам с обширной территорией своей деятельности, причем Правления этих банков начинает централизоваться в столице и центрах промышленности и торговли. Одновременно с централизацией банковского дела замечается исчезновение многих провинциальных банков. Начало 20 века - период их вымирания. Причина вымирания банков состоит в невозможности конкурировать с крупными банками, открывавшие свои филиалы в тех городах, где были провинциальные; многие из них закрывались, другие превратились в филиалы крупных банков. Наряду с процессом централизации банковского дела в Петербурге намечается процесс концентрации, путем слияния двух или нескольких банков в один. Период концентрации захватывает все десятилетие с 1903 по 1914 год. За сравнительно короткое время своего существования Акционерные Коммерческие Банки в России выросли в гигантские учреждения, захватившие в свои руки всю торговлю и промышленность страны. Акционерные коммерческие банки, несмотря на кризисы, проявляли неуклонный рост своих капиталов, вкладов, активных операций и сети отделений. Следующие данные свидетельствуют о концентрации банков.
Если продавец в нарушение договора не передает покупателю проданную вещь или передает вещь, не соответствующую условиям договора, покупатель вправе требовать передачи ему проданной вещи и возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо расторгнуть договор и требовать возмещения причиненных убытков. Аналогичным образом, если покупатель в нарушение договора откажется принять купленную вещ или оплатить ее, продавец вправе требовать принятия товара покупателем и уплаты цены, а также возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. Договором может быть предусмотрена и предварительная оплата, и оплата в рассрочку.6 Заключение. Договор купли-продажи – основной вид гражданско-правовых обязательств, применяемых в имущественном обороте. Отношения купли-продажи регулируются положениями действующего на территории России гражданского законодательства и договорами купли-продажи, заключенными между сторонами сделки. Купля-продажа – это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия, то есть их временных границ. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления. Нормы и положения Конституции РФ, регламентирующие социально-трудовые отношения, вступают в силу, как и другие статьи этого основного источника российского права, со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Отдельные нормативные положения Конституции РФ, как и она сама в целом, действуют до принятия в установленном порядке новой Конституции либо до принятия конституционного федерального закона, вносящего изменения и дополнения в эти положения.
Общая социально- экономическая обстановка в России привела к крайней неустойчивости финансового рынка, что породило все разрастающийся процесс банкротства банков. События истекшего года подтверждают правильность выводов специалистов Всемирного банка, которые еще в 1992-93 годах предупреждали, что коммерческие банки в России неизбежно столкнутся с серьезными проблемами, в том числе с проблемой грамотной оценки финансового состояния коммерческого банка, так как на современном этапе банки работают в условиях повышенного риска. В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса в банках проблема выявления их надежности становится особенно актуальна, необходимо правильно оценить положение того или иного банка, сделать банковскую систему более «прозрачной» и предсказуемой. Помимо того, что результаты проводимого анализа позволяют предостеречь потребителей банковских услуг от проблемных банков, сами кредитные учреждения нуждаются в объективной и надежной системе оценки текущего и, возможно перспективного положения, так как, эффективность управления коммерческим банком определяет возможность осуществлять свою деятельность умело и в полном соответствии с нуждами и экономическими целями государства, чего невозможно добиться, не имея оперативной информации.
![]() | 978 63 62 |