![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Искусство |
Резьба по дереву | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Отрывок 3 (30) И сказал Моше сынам Исраэйлевым: смотрите, Г-сподь призвал именно Быцалэйла, сына Ури, сына Хура, из колена Йыудина. (31) И исполнил его духом Б-жиим, мудростью, разумением, знанием и всяким искусством. (32) И способностью изобретательною для работы по золоту и по серебру, и по меди, (33) И по резьбе камней для вставления, и по резьбе дерева для изделий всякой художественной работы. (34) И способность учить (других) вложил в сердце его, его и Аолиава, сына Ахисамаха, из колена Данова. (35) Он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу резчика и парчевника, и вышивателя по синете и по багрянице, и по червленице, и по виссону, и ткача — исполнителей всякой работы и искусных мастеров. [36] (1) Итак, делать будет Быцалэйл и Аолиав, и все, мудрые сердцем, которых одарил Г-сподь мудростью и разумением, чтоб уметь сделать дело священной работы во всем так, как повелел Г-сподь. (2) И призвал Моше Быцалэйла и Аолиава, и каждого, мудрого сердцем, которого одарил Г-сподь мудростью, всякого, кого влекло сердце приступить к работе, для исполнения ее. (3) И взяли они от Моше все приношения, которые принесли сыны Исраэйлевы, для совершения священной работы, чтобы исполнить ее, а те продолжали еще приносить к нему добровольный дар каждое утро. (4) И пришли все мудрые исполнители всего священного дела, каждый от работы своей, какою они занимались, (5) И сказали Моше, говоря: народ больше приносит, нежели нужно для совершения работы, какую повелел сделать Г-сподь. (6) И приказал Моше, и провозгласили по стану, говоря: мужчинам и женщинам не заниматься более работой для священного приношения
Знаменитый художественный критик второй половины XIX — начала XX в. Стасов писал: «Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало — дескать, дело пустое и вздорное Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь». Древние русичи, окружая свою жизнь постоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов. Это касалось не только резьбы дереву и камню, но и многих видов художественных ремесел. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры — золотых и серебряных дел мастера. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие.
СЕМАР - в индуистской мифологии Индонезии и Малайзии бог-карлик, воплощение темных чувств, человеческого несовершенства. СЕМАР (Semard) Пьер (1887-1942) - деятель французского и международного коммунистического движения. генеральный секретарь Французской КП в 1924-30. Арестован в 1939; выдан властями "Виши" немецким оккупантам и казнен ими. СЕМАРАНГ (Semarang) - город и порт в Индонезии, административный центр пров. Центр. Ява. 1,1 млн. жителей (1990). Переработка на экспорт сельскохозяйственных продуктов. Текстильные, деревообрабатывающие, судоремонтные предприятия; производство национальных музыкальных инструментов. В районе Семаранга - центр резьбы по дереву Джапара. СЕМАРГЛ - в восточнославянской мифологии божество - воплощение священного числа семь и семерки богов. СЕМАСИОЛОГИЯ (от греч. semasia - значение и ...логия) - см. в ст. Семантика. СЕМАФОР (от греч. sema - знак - сигнал и phoros - несущий), сигнальное устройство.1) Семафор железнодорожный - мачта с подвижными крыльями; сигналом является определенное взаимное расположение крыльев
Знаменитый художественный критик второй половины XIX - начала XX в. Стасов писал: «Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало - дескать, дело пустое и вздорное. Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь». Древние русичи, окружая свою жизнь постоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов. Это касалось не только резьбы дереву и камню, но и многих видов художественных ремесел. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры - золотых и серебряных дел мастера. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие.
Проводят машинами - фумигаторами. ФУНАБАСИ - город в Японии, на о. Хонсю, спутник Токио. 538 тыс. жителей (1992). Порт на Тихом ок. Главный рыбный рынок страны. Машиностроение, цветная металлургия. ФУНАКОСИ (Funakosi) Кацунаро (р.1951) - японский скульптор. Живет и работает в Токио. Деревянные скульптуры Фунакоси выполнены из камфорного дерева в средневековой технике резьбы ("Мадонна с младенцем", 1977); в основном это поясные обобщенные портреты-аллегории в натуральную величину ("Портрет моей жены", 1981; "Луна бежит", 1995). ФУНАНЬ (Бапном) - государство (1-6 вв. н. э.) в Юго-Вост. Азии. Занимало дельту Меконга. Одно из первых государственных образований в этом районе. ФУНАФУТИ (Funafuti) - столица государства Тувалу, на аттоле Фунафути. Порт на Тихом ок. 2,8 тыс. жителей (1985). Вывоз копры. ФУНГИЦИДЫ (от лат. fungus - гриб и caedo - убиваю) - химические препараты для уничтожения или предупреждения развития патогенных грибов возбудителей болезней сельскохозяйственных растений. Фунгициды вносят в почву, ими протравливают семена, проводят опыливание и опрыскивание растений
В живописи появились исторические и батальные картины патриотического характера. В 20 в. для строительства столицы приглашались архитекторы из многих европейских и азиатских стран, в 1930-х гг. велись планировочные работы в городах Северо-восточной Эфиопии. Строительство развернулось в 1950-60-х гг., когда были возведены общественные здания легких, ясных форм из бетона, цветных пластиков, стекла. Традиционное народное жилище Эфиопии — круглые в плане плетневые обмазанные глиной дома ("тукуль"), с конической кровлей; прямоугольные дома ("хедме") из камня с глиной и щебнем, имеющие плоскую крышу и навес; на юге — также куполообразные хижины. Традиционные народные ремесла — гончарство (разнообразные, часто глазурованные сосуды), плетение из соломы (столы-корзины для еды, корзины с конической крышкой, украшенные узором из концентрических кругов и ромбов), обработка металла (ажурные, чеканные, филигранные кресты и украшения), вышивка (на накидках "шамма", на женских рубахах и штанах, часто со сложным плетеным орнаментом), резьба по дереву, тиснение по коже.
Резьба по дереву, керамическая и стеклянная мозаика, витражи в сочетании с эффектами света, цвета и тканей создают сложный архитектурно-декоративный образ (например, Большая мечеть в Тазе, медресе Аттарин в Фесе и Абуль-Хасана в Сале). Декоративно-прикладное искусство средневекового Марокко запечатлено в шелковых и парчовых тканях и коврах, в обработке кожи (книжные переплеты, тисненные золотом и серебром, с геометрическим ленточным орнаментом на фоне мельчайшего узора или с центральным медальоном), металла (бронзовые ажурные люстры, сосуды, светильники), в керамике со штампованными геометрическим и растительным узорами. Памятники культуры XVI — XIX вв. в основном повторяют устоявшиеся формы, но отличаются большей пышностью (например, ансамбль усыпальниц в Марракеше, Большая мечеть в Танжере, Тетуане, Марракеше). Рабат основан В XII В. как укрепленное поселение под названием Рибат-аль-Фатх («Лагерь победы»). Это важный транспортный узел. Железной и автомобильными дорогами связан с крупными городами, а также с Алжиром и Тунисом.
Шапсугам, натухайцам и абадзехам (так называемые демократические племена) удалось ограничить права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Так называемые аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. С 1820-х годов правительство России начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъем освбодительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгейцев, сопровождался внутренней самоорганизацией адыгейцев, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгейцев. Последние очаги сопротивления адыгейцев были подавлены военной силой в 1864 году. Несколько сотен тысяч адыгейцев в 1860-е годы были депортированы и рассеялись по странам Ближнего Востока, меньшая часть адыгейцев переселилась в равнинные районы. В 1922 году образована Адыгейская автономная область, с 1937 года в составе Краснодарского края, с 1991 года - Республика Адыгея. Традиционные занятия - пашенное земледелие, садоводство, виноградарство, скотоводство. Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. В начале XX века при преобразовании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков человек).
У зулусов распространены изготовление украшений из цветного бисера, развито производство керамики (в основном изготовление кувшинов для хранения пива и кисло-молочных продуктов). Одним из наиболее известных современных зулусских гончаров является Неста Нала, получившей главный приз на Первой национальной ремесленной выставке, которая прошла в Дурбане в 1995. У зулусов распространено также плетение корзин, сосудов, циновок, салфеток для стола, коробочек для хранения медикаментов, фильтров для процеживания пива (пивная церемония – важная часть жизни зулусов) из пальмовых веток и листьев. Отличаются изяществом уникальные маленькие сосуды, изготовленные современным мастером из Хлобисы Р. Ндвандве. Распространены также резьба по дереву – изготовленные из цельного куска дерева и тщательно отполированные и украшенные геометрическим орнаментом ковши, ложки и блюда, а также подголовники (у зулусов они считаются связующим звеном с прошлым их рода). Литература. Основана на богатых традициях устного творчества – зулусские, бушменские и готтентотские сказки, а также мифы, песни и пословицы других народов, населяющих страну.
Классические мотивы — сухарики, зубчики, полочки и др. — в калужском пропильном декоре довольно распространенное явление. Но они постоянно разбиваются сложной системой кругов, розеток, ромбов, зигзагов, треугольников, являясь по сути уже своеобразной стилизацией крестьянской геометрической резьбы. Светелки и пилястры с декоративно трактованными элементами ордерности, кронштейны, наличники с очельем в виде арки и с рядом резных балясин мелкого штучного набора постоянно теряют свои очертания в ажурных живописных излишествах русского стиля. Модерн привносит в декор наличников новые орнаментальные мотивы, например, лирообразную фигуру. Первоначально она просто удачно вкомпанована в резьбу наличника, но далее получает ряд причудливых переработок. Причудливая текучесть, прихотливый контур подобных форм вызывают ассоциации с виньеточной графикой модерна, которая легко могла быть приспособлена к формам пропильного декора, о чем свидетельствует целый ряд памятников и в других регионах. Творчество калужских мастеров, переходивших на новый вид архитектурной резьбы по дереву — пропильной — питали самые разные источники. Одни из них восходили к прошлому, другие — к современности.
Система декоративного убранства этого храма не имела аналогий в искусстве средних веков. Рельефы собора выполнены с различным мастерством и в различной технике. Часть изображений сделана высоким округлым рельефом. Большинство рельефов выполнено в плоскостной, орнаментальной ма- нере, напоминающей резьбу по дереву. Особенно характерна моделиров- ка, выполненная на ногтеобразным или «ногтевидными» врезами (ле- вое деление южного фасада). Мотивы деревянной резьбы можно наблю- дать и в орнаментации колонок пояса, напоминающих столбики дере- вянных прялок. Ковровый орнамент покрывает архивольтов порталов, широкий барабан главы и простенки между колонок пояса. При всем значении скульптурной декорации конструктивная яс- ность и строгость здания не утеряны: пилястры четко прорезают рез- ной наряд Дмитриевского собора. Этот собор был центром ансамбля княжеского двора, две лестничные башни с западной стороны соединя- лись с хорами собора посредством переходов. Башни, по – видимому, бы- ли также украшены белокаменной резьбой (плоскими рельефами) и ар- катурно - колончатым поясом. К северу и югу от собора были располо- жены дворцовые здания из белого камня и кирпича.
Искусство коптов — египтян, исповедующих христианство,— развивалось в IV—VII веках н.э., в период, когда Египет входил в состав Византийской империи. От этого времени сохранились базилики в Белом и Красном монастырях на краю Ливийской пустыни и многочисленные купольные гробницы. С развитием архитектуры был связан расцвет скульптурного узора и настенных росписей, исполненных на религиозные сюжеты. Большим своеобразием отличались произведения прикладного искусства: резьба по кости и дереву и особенно ткани. В искусстве коптов нашло выражение общее для всех областей Византии стремление подчинить поздне-античные художественные традиции требованиям новой средневековой религиозной идеологии. С другой стороны, в нем оказались сильны и чисто местные черты, уходившие своими корнями в древнеегипетскую культуру. Борьба этих тенденций определила своеобразие коптского искусства, выработавшего свой специфический художественный язык и подготовившего почву для высокого подъема и расцвета искусства Египта в эпоху зрелого средневековья.
До 18 века развитию скульптуры в России мешали церковные запреты. Более всего была распространена плоская резьба по камню и дереву. Пётр пригласил в Россию скульпторов, ему посчастливилось привлечь одного действительно крупного мастера – итальянца Карло Бартоломео Растрелли. Гораздо скромнее эффектных скульптурных компазиций Карло Растрелли были произведения живописца Алексея Петровича Антропова Но зато люди в его портретах живее и проще. Художник не заставляет нас смотреть на них снизу вверх, он не умеет и не хочет льстить своим моделям. Лицом к лицу видим мы в его портретах полных достоинства пожилых дам, важных архиепископов. Даже в торжественном парадном портрете молодого царя Петра 3 среди тяжёлых драпировок, колонн, позолоты стоит в эффектной позе не грозный самодержец, а болезненный узкоплечий юноша с вялым, лишённым всякой значительности лицом. Другой талантливый портретист 18 века – Иван Петрович Аргунов был крепостным графа Шереметева. Его портреты изящнее, легче антроповских, позы его героев свободнее и подвижнее, сама живопись мягче, воздушнее.
Они имели столь же многозначные функции, как и предметы из фарфора. Начиная с минского времени эта техника получила в Китае широкое распространение. Из перегородчатой эмали изготовлялись многие предметы быта знати — курильницы и вазы, шкатулки и блюда. Огромным спросом наряду с перегородчатой эмалью пользовались и предметы из красного резного лака, прочные, нарядные, не боящиеся влаги. Длительный процесс нанесения на дерево, металл или бумажную массу сока лакового дерева позволял резчикам использовать слоистость фактуры для выявления сложных светотеневых эффектов, бархатистости фона. Минские резные лаки отличаются сочностью узоров, крупным и гладким рельефным рисунком растений и цветов. Виртуозной техники достигли китайские мастера и в резьбе по камню. Любой мельчайший предмет — чашу в виде грозди винограда, тушечницу или украшение — они умели наделить трепещущей жизнью, играющими переливами красок. Из горного хрусталя. неврита, халцедона и яшмы извлекались все эффекты матового или яркого свечения, бликов, пятен, природных рисунков.
Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел. В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно- прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов, населявших территорию современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорирования утилитарных предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер орнаментации домовой резьбы. Ткацкие станы, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл.Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка куклы, фигурки, лошадки, упряжки.
Глиняная модель храма 8в. до н. э. Из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание в Гермоне). Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел , a представления о красоте- от восхищения мастерством, по словам Гомера, сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда. Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого сeрдце Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой по дереву, росписями , декоративными тканями; путника манят богатый дом, искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей усадьбы, наполненной творениями человеческих рук. Архаика(8-6 вв. до н. э.) Греческая культура VIII-VI вв. до н. э.- это культура общества, в котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как, например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд.
Их важно чашники носили И низко кланялись гостям.Так описывает А.С. Пушкин в поэме "Руслан и Людмила" картину тесного, замкнутого неторопливого быта Древней Руси. Ковшички для питья имели ладьевидную форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши- утицы. Братины – точёные сосуды для напитков в виде шара – тоже расписывались, давались к ним и надписи, например такого содержания: "Господа, гостите, пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!" Из дерева вырезали и красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки. Деревянные ложки и в наши дни не стали музейными экспонатами. Мы охотно покупаем их для себя, дарим друзьям. Деревянные ложки необыкновенно удобны: и черенок по руке, и не обожжёшься. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник.
В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская Оранта», изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки над человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее, человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание, византийцы видели Богородицу по-своему, русские живописцы — по-своему. На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще. Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном.
![]() | 978 63 62 |