![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Семейные и наследственные отношения регулируемые мусульманским правом (шариатом) | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Во время империи принадлежность к патрицианскому роду была не более важна для римлянина, чем для нашего современника боярское происхождение его предков. Законы XII таблиц содержат множество конкретных положений, которые были развиты впоследствии в западноевропейском и позднеримском праве. Заслуга их составителей состоит в том, что они заложили основы правотворческого процесса на будущее и сформулировали нормы, позволившие молодому классовому обществу достаточно эффективно функционировать. Прежде всего составители таблиц установили определенный порядок судебных процедур, т.Pе., говоря профессиональным языком, зафиксировали нормы процессуального права. Законы XII таблиц охраняют устои древней патриархальной семьи. Законы XII стали первым древнеримским судебником: многие их положения относятся к сфере уголовного права. Законы ХII таблиц были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах и были выставлены для всеобщего обозрения на главной площади Рима, отсюда и пошло их название. Таким образом, Законы ХII таблиц регулировали семейные, наследственные отношения, займовые операции и частично уголовные преступления
В России евреи нередко принимали лютеранскую веру. По российскому законодательству разрешался брак между иудеями и лютеранами без перемены веры. В семьях смешанных из детей, как правило, крестились сыновья, если христианином был отец, и дочери, если христианкой была мать. Мусульмане и православные Непрерывное расширение территории Российского государства, включение в его состав Поволжья, Приуралья, Сибири, Крыма, части Польши, Кавказа, Туркестана сделали российскоподданными многочисленные народы, исторической верой которых был ислам. К концу XIX в. по материалам первой Всеобщей переписи населения из 130 млн. человек населения России примерно 14 млн. составляли российские мусульмане. Подавляющее большинство их было суннитами, лишь на Кавказе и на Памире (совр. Таджикистан) часть мусульман придерживалась шиитского толка Ислама. В отношении мусульманского населения страны в целом действовало общегражданское право, но в сфере брачных и семейно-наследственных вопросов признавалось также действие мусульманского права (шариата).
Сумарокова), но различие это соблюдалось нестрого. Жанр изжил себя к началу 19 в. Эклога (свод визант. законодательства) Экло'га, краткий свод византийского законодательства, изданный императором Львом III Исаврийским в 726. Представлял собой обработку извлечений из Кодификации Юстиниана и последующих актов византийских императоров (устава о земледелии и т.д.) с целью сделать законодательство менее громоздким и более доступным для населения Византии. В Э. включены главным образом нормы обязательственного, семейного, наследственного, уголовного и процессуального права. Хотя Э. по-прежнему закрепляла рабство, в ней отражена более высокая ступень развития феодальных отношений, в частности упрощалась процедура отпуска рабов на волю. Э. оказала влияние на некоторые законодательные памятники славянских народов. Эклогит Эклоги'т, метаморфическая горная порода, сложенная главным образом клинопироксеном и гранатом. Клинопироксен (омфацит) представляет собой смесь диопсидового, геденбергитового и жадеитового компонентов; гранат смешанного состава содержит пироп и альмандин, а также в переменном количестве — гроссуляр и андрадит. Разновидности Э. с существенно гроссуляровым гранатом и дистеном называются. гроспидитами
Содержание. Введение 1. Мусульманское право 1.1. Основные черты мусульманской правовой системы. 2. Источники мусульманского права. 2.1. Коран 2.2. Сунна 2.3. Иджма 2.4. Кияс 2.5. Фирманы, кануны 3. Право мусульманских стран: право Арабского Халифата 3.1. Право личного статуса. 3.2. Правовое регулирование имущественных отношений 3.3. Обязательства 3.4. Семейные отношения 3.5. Наследственное право 3.6. Преступления и наказания 3.7. Судебный процесс 4. Приспособление мусульманского права к современному миру. Заключение. Список литературы. ВВЕДЕНИЕ Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия. Считалось, что все необходимые для мусульман законы и правила поведения были изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новых законов, а лишь исполнять волю Аллаха. Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат).
К России отошли устье Дуная, крепости Каре, Ардаган, Батум с округами, а Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину. 60 Лойола Игнатий (1491? — 1556), основатель ордена иезуитов. Выработал организационные и моральные принципы деятельности ордена. 61 Обручев Николай Николаевич (1830—1904), генерал от инфантерии, почетный член Петербургской Академии наук, профессор Академии Генерального штаба. Был членом организации «Земля и воля». В 1867—1881 годах был управляющим делами Военно-Учебного комитета. Участвовал в проведении военных реформ 60—70 годов. С 1881-го по 1891-й год был начальником Генерального штаба. 62 Кадий — судья, рассматривающий дела на основе мусульманского права (шариата). 63 Восточное понятие «длинного уха» примерно равно европейскому понятию «длинного языка»; «длинным ухом» в Средней Азии называли разносчиков слухов и всякого рода известий по стране в тех или иных целях. 64 Гелиограф — светосигнальный прибор для связи, работающий при помощи зеркал и отражающий солнечные лучи на большие расстояния.
При этом в светском государстве, каким является Российская Федерация, собственно религиозная деятельность (вопросы вероучительного характера, богослужебно — культовая практика, процедура избрания, назначения и замены священнослужителей и религиозного персонала и пр.) не является компонентом государственно-конфессиональных отношений и не регулируется законом. В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях"1 декларируется, что государство уважает внутренние установления религиозных организаций и не препятствует их реализации, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, не нарушают права и законные интересы других лиц. То есть в Российской Федерации, как во всех светских государствах, установлен приоритет светского права над религиозным (каноническим). И если, к примеру, мусульманское право — шариат — позволяет своим последователям многоженство, то оно не подлежит применению и влечет ответственность по закону, так как противоречит Семейному кодексу Российской Федерации2.
Специфика имущественных прав и обязанностей во многом определяет выделение брачно-семейных отношений из всего массива товарно-денежных отношений, регулируемых гражданским правом. Поэтому имущественные права и интересы семьи и ее членов являются важной составной частью брачно-семейных отношений и включены в качестве предмета рассмотрения в данное пособие. Знание и умение правильно применять нормы главы 7 Закона «Имущественные права и обязанности супругов» необходимы в основном при разрешении в судебном порядке целого ряда категорий споров, в том числе о признании недействительными сделок по распоряжению общим имуществом супругов; о разделе имущества супругов; об обращении взыскания на имущество по обязательствам должников, состоящих в браке. Нормы данной главы могут быть востребованы также при рассмотрении споров о разделе наследственного имущества, освобождении имущества от ареста и др. Необходимо отметить, что знать права и обязанности должны и сами граждане, вступающие в брак. Таким образом, предметом исследования являются личные и имущественные права и обязанности супругов.
В результате этих факторов, шариату в центральных средствах массовой информации авторами, не имеющими никакого понятия об исламе, придается демонический характер. Особенно это относится к мифу о, якобы, рабском положении женщины у народов, исповедующих ислам. В то же время даже в Дагестане, где и в советское время ни один партийный работник не выдавал свою дочь замуж без тайного оформления брака по шариату (никях, «магар») большинство находится в неведении о нормах шариата. Используя свои скромные возможности, я в дипломной работы сделал попытку приблизиться к пониманию различий и общего между регулированием семейных правоотношений российским и мусульманским правом. В первой главе дипломной работы дается сравнение российского и мусульманского права по порядку и условиям заключения брака, условиям, препятствующих заключению брака. Здесь раскрывается также отношение российского и мусульманского права к таким вопросам, связанным с заключением брака, как полигамия, заключение брака недееспособными гражданами и к другим вопросам.
Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и. д. Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере – их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских гос-в.Билет № 13 1) Общенаучные и частно-научные методы познания ТГП. Общенаучные: На протяжении долгого времени в науке противоборствуют идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения экономического потенциала общества.
Предмет отрасли права — круг общественных отношений, которые она регулирует. Предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на юридическом равенстве сторон (гражданские правоотношения). Имущественные отношения — общественные отношения, возникающие по поводу различного рода материальных благ (вещей, работ, услуг и иного имущества), имеющих стоимостный характер. Материальное благо как объект имущественных отношений должно иметь меру стоимости, отражающую общественную потребность в нем и учитывающую затраченный на его реализацию труд. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, имеют взаимооценочный характер и подразумевают обмен в принципе равными по стоимости (в юридическом смысле) материальными благами, в отличие от отношений, регулируемых иными отраслями права: финансового, семейного и др. Личные неимущественные отношения —общественные отношения, возникающие по поводу нематериальных благ, имеющих взаимную оценку участниками индивидуальных качеств личности друг друга (имя, честь, достоинство, деловая репутация, авторство, здоровье.). Связаны с имущественными отношениями через индивидуальную оценку личности как субъекта гражданского правоотношения с точки зрения устойчивости и эффективности его реализации. 2 1. Источники права — нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.
Однако, насколько мы знаем, никаких реторсионных мер по отношению к гражданам Эстонии, Литвы и Латвии, находящимся на территории РФ, не применяется. Стоит ли пересмотреть это вопрос?Границы применения национального режима Что касается границ применения национального режима, то они становятся почти прозрачными в области личных прав и обязанностей иностранных граждан. Поэтому не случайно иностранцы пользуются практически всеми правами наравне с российскими гражданами. Это — право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Они принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают собственные граждане и иностранцы. Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным правом, практически не имеют ограничений. Государство устанавливает в сфере личных прав для иностранцев лишь некоторые ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства, что в принципе соответствует нормам международного права и международной практике. В отношении социально-экономических и политических прав действие национального режима не имеет столь широкого применения. Это обусловлено тем, что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительные ограничения для иностранных граждан.
Правоверные мусульмане получили название ахль ас-сунна - "люди сунны", "сунниты". Дальнейшее развитие мусульманского общества потребовало развития правоведения - фикха. Его основными корнями у суннитов наряду с Кораном и сунной были признаны иджма (согласное мнение авторитетных учёных) и кыяс (суждение по аналогии). Правоведы-факихи составили своды или кодексы мусульманского права - шариат. Обычное право - адат, к-рое регулировало различные отношения у завоёванных арабами народов и племен, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже приравнено к нему. Во 2-й пол. 8-9 вв. выработка норм мусульманского права была завершена. При этом сунниты разделились на последователей четырёх правоверных мазхабов (религиозно-правовых школ) - ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов. Основателями этих до настоящего времени существующих школ были Абу Ханифа (ок. 699-767), Малик ибн Анас (708/715-795), аш Шафии (767-820) и Ибн Ханбаль (780-855). Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад - самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них "двери иджтихада" были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи фетв (официального суждения высшего религиозного авторитета).
Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат – это совокупность обращенных к людям обязательных норм. Данное понятие используется как в юридическом, так и в широком смысле, рассматривается в качестве элемента религиозной или правовой системы, либо включается в состав обеих систем одновременно. Не совпадают взгляды ученых и на соотношение мусульманского права с широко используемыми при его анализе другими понятиями, такими как «шариат», «фикх», «муамалат». Между тем установление смысловых рамок указанных понятий в связи с отражаемыми ими реалиями имеет прямое отношение к осмыслению самого мусульманского права как юридического феномена, к решению проблемы его источников, характерных особенностей, перспектив развития, а также к толкованию современного законодательства (в том числе конституционного), закрепляющего шариат или фикх в качестве источника права1. Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата.
Кияс, таким образом, не только позволял урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал в ряде случаев освобождению шариата от теологического налета. Но в руках феодальных мусульманских судей кияс часто становился инструментом откровенного произвола. В качестве дополнительного источника шариат допускал местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречащие его принципам. Наконец, источниками права в Арабском Халифате, считались производные от шариата, указы и распоряжения халифов - фирманы. В более поздних мусульманских государствах ( Османская империя и т.д.) с развитием законодательства в качестве источников права стали государственные законы - кануны. Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского Халифата. После его падения мусульманское право не потеряло свое былое значение. Установление абсолютной монархии во Франции Глубинные изменения произошедшие в сословно-правовой структуре Франции привели к возникновению новой формы монархии - абсолютизма.
Как конфессиональное право шариат отличался от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм.Раздел 5 Источники мусульманского права. Шариат отличает множественность источников, на рассмотрении которых кратко остановлюсь.5.1.Коран Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
Это законодательство регулирует указанные отношения при наличии двух непременных условий: речь идет о случаях, когда семейные отношения не урегулированы семейным законодательством, при этом применение гражданского законодательства не противоречит существу семейных отношений (ст. 4 Семейного кодекса РФ). Таким образом, есть все основания, думается, для признания и брачного договора разновидностью гражданских договоров. Особый интерес вызывают международно-правовые и трудовые договоры. И в том и в другом случае договоры представляют собой набор правоотношений, сходных с цивилистическими конструкциями. При этом, однако, сферы использования каждого из них существенно далеки одна от другой. Имеется в виду, что соответствующие отношения занимают различное место уже на первой ступени классификации отраслей права: отношения, регулируемые международным правом, составляют область публичного права, а аналогичные по своей конструкции отношения трудового права - область права частного. Отраслевая принадлежность указанных договоров проявляется среди прочего в особенностях их субъектного состава и содержания. В силу Закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июня 1995 г.1 международным договором признается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Образ жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни простого народа; социальные различия сказывались в одежде, еe цветовой гамме, покрое. В общественном и семейном быту, помимо обычного права (адат), действовали нормы мусульманского права (шариат). До настоящего времени Адыги во многом сохранили единую традиционную культуру, различия в которой (особенно в хозяйстве, поселении, пище) определяются природно-климатическими условиями, вертикальной зональностью. Сохранялась общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, мн. традиции обществ. быта (напр., творчество певцов-импровизаторов), традиц. представления. Адыги чeтко осознают своe историческое единство.
Это прежде всего единогласное мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов - муджтахидов и факихов, и кияс (кийас) - суждение по аналогии. Путем многолетнего развития мусульманское право выработало огромный массив правовых норм. Но к мусульманскому праву могут быть отнесены отнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и сунне, либо разработанные мусульманскими богословами и правоведами. Будучи закрепленными в священном писании, преданиях или трудах муджтахидов, они прежде всего являются нормативно-религиозмыми предписаниями или моментом мусульманско-правовой идеологии и действующими становятся только те из них, которые реально действуют и поддерживаются государством Мусульманское право представляет собой довольно сложный, многоуровневый комплекс, структурными элементами которого, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы, регулирующие все сферы жизни людей. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы.
![]() | 978 63 62 |