![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
С помощью средств социализации (язык, ценности и нормы, навыки и умения, статусы и роли) становится возможным постоянное взаимодействие между личностями, личностью и институтами социализации, т.Pе. теми группами, которые и обеспечивают процесс вхождения молодого поколения в общество. Рассмотрим подробнее основные институты социализации. Семья один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или неполных семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше. Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал и др.)
Эти возможности выявляются при изучении и социально-педагогическом анализе культурно-производственного окружения, материально-бытовых условий, духовного потенциала проживающего здесь населения. Центры воспитательной работы микрорайонов составляют и постоянно обновляют характеристики («паспорта») на семьи, группы неформального общения школьников. (смотри приложение № 1) На основе этих данных разрабатываются обобщенные характеристики, в них несколько разделов. В первом – данные о составе семьи (число ее членов, их возраст, простая, сложная, неполная семья, количество детей); о социальном положении, роде занятий, образовании; о состоянии жилищных и материальных условий; о наличии в семье библиотек, аудио- и видеотехники; о бюджете свободного времени всех членов семьи. Во втором разделе – характеристика социальной направленности, морально- психологического климата семьи; данные о характере проведения свободного времени; об отношении к воспитанию детей; об интересах, склонностях, запросах, индивидуальных особенностях членов семьи; о согласованности взаимоотношений в семьях (между родителями и детьми, между различными поколениями взрослых); об обычаях, традициях, имеющихся в семье.
Я судья в NN, из тех, что регулярно принимают просьбы о выдаче защитных ордеров. Проблема домашнего насилия сильно политизирована. Мы, судьи, обязаны посещать семинары усиления сознания, где нас обрабатывают феминистские эксперты. Надзирающим судьям было оказано особое внимание (со стороны феминисток), их склонили на свою сторону». Кроме того Непредвзятая статистика показывает, что абсолютное большинство нации учится насилию от женщин,P 82% граждан США впервые в жизни столкнулись с насилием, которое было направлено на них со стороны матери, а не отца. И это ещё не всё! Выяснилось, что женщины вообще не могут адекватно воспитывать детей без присмотра мужчин они просто растят из своих чад преступников: у детей из неполных семей (воспитанных одной мамой) вероятность сесть в зрелом возрасте в тюрьму в 8 раз выше, чем у детей из полных семей! Восемьдесят процентов всех сегодняшних преступников США бывшая безотцовщина. И это притом, что в годы, когда эти преступники были детьми, неполных семей в США было всего 25% от общего числа
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу: «ПЕДАГОГИКА» Тема: “Воспитание различных категорий девиантного поведения. ” Проверил: к. пед. н. доцент Лузгин С. А. Рязань 2002 г. План Введение 3 Девиантное поведение – что это такое? 4 СМИ – причина девиантного поведения? 8 Практическая психотерапия или протяни падающему в пропасть руку! 13 Центры психологической реабилитации 18 Заключение 22 Литература 23 Введение К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь», «Особенности молодежных субкультур и их влияние на нынешнее поколение подростков», «Смысложизненные предпочтения подростков», «Внимание: беспризорные дети» и т. д. Активно обсуждаются проблемы детской проституции, наркомании, снижение возраста преступников. Но это в печати, в I er e e, на телевидении, в свете специально организованных дискуссионных «круглых столов». А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать? Самое красноречивое отношение общества к этим проблемам просматривается, если оценить результаты социологических опросов прохожих на улице.
Иногда причиной конфликтов являются и сами родители. Это могут быть и мать, и отец одновременно. Родители устают, у них свои проблемы на работе, и чтобы расслабиться, они выплескивают все на ребенка. Конечно, этого быть не должно. Ребенок просто может «уйти в себя», перестать уважать родителей. И начать плохо вести себя. Иногда даже дети уходят из дома, не желая слушать скандалы. ЛЕКЦИЯ P14. Правила семейного воспитания 1.PТипы семей Одной из ключевых проблем в решении многих задач является проблема семьи. Ф. Энгельс писал, что «современное общество это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей. Как бы его молекул». В семье, как в миниатюре, отражается картина тех «противоположностей и противоречий, в которых движется общество» Воспитание детей в семье выдвигает в проблеме семьи несколько аспектов: укрепление и сохранение семьи (сокращение разводов, воспитание детей в неполной семье), забота детей о родителях (воспитание у школьников правильного, сердечного и гуманного отношения к родителям, родным и близким)
Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных конфликтов в 4-5 раз выше, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Во многих случаях дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения. Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителей и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что «трудные» воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные сверстники. При этом среди неблагоприятных факторов социализации отмечают такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, педагогическая несостоятельность семей, эмоционально-конфликтные отношения в семье. В целом можно выделить три основные группы негативных явлений, снижающих негативность семейного воспитания . неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи; неблагоприятный социально-психологический климат в семье; психолого-педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей.
Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципальные, общественные и частные средства. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консультации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», службы социальных педагогов, различные семейные клубы. Ценность таких центров состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы. Литература Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе//Воспитание школьников. - 1994. - С.2-3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ , 1994 - 199с. (Часть 2) - С.181-183. Учитель социальный педагог - социальный работник и их практическая деятельность. Сборник научных статей/Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина. - Тамбов: ТГУ, 1997 - 113с. Энциклопедия социальной работы. Пер.с Англ. Т.1-3. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994 (Т.3. С.183-203). 23
В 30% неблагополучных семей, систематически злоупотребляют спиртными напитками. Спасаясь от жестокого обращения и насилия около 50 тыс. подростков ежегодно уходит из дома, 2 тыс. подростков заканчивают жизнь самоубийством, также усиливается тенденция жестокого обращения с детьми. В учреждениях системы социальной работы имеются специальные образовательно-воспитательные потребности, необходимо специализированная социально-педагогическая помощь в работе с социально-дезадаптированными детьми и подростками, многодетными и неполными семьями, лицами социально-негативного поведения, с людьми, больными алкоголизмом, употребляющими наркотические вещества, жертвами насилия и лицами, склонными к суицидальности. Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка. Задача социального педагога в работе с семьями риска – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
Медико-социальную реабилитацию прошли 3756 детей, нуждающихся в особой заботе государства (в том числе: 1856 детей из малообеспеченных семей: 436 детей инвалидов; 384 ребенка из неполных семей 148 детей-сирот; 117 детей из многодетных семей) и 280 матерей, по линии Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по КБР - 250 детей. Центр оснащен современным диагностическим, реабилитационным оборудованием, тренажерами, новым мягким инвентарем. На содержание Центра в 2004 году из республиканского бюджета было выделено 19,5 млн. рублей. С 1996 года действует Республиканский Территориальный центр социальной помощи семье и детям в Урванском районе, получивший в 2002 году статус базового экспериментального учреждения Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Деятельность Центра направлена на проведение социальной и психолого-педагогической коррекции ребенка, восстановление его связей с семьей, защиту прав ребенка до определения его дальнейшего жизнеустройства на территории всей республики Для оказания помощи семье, профилактики деструктивных взаимоотношений членов семьи, разводов, безнадзорности при Центре функционирует клуб «Гармония».
Вопрос: «Где наш папа?» - и соответствующие переживания все равно возникнут на том или ином этапе». «Чисто женское», равно как и «чисто мужское» воспитание детей приводит к формированию искаженного образа поведения. В первом случае - это «феминизация», во втором – «маскулинизация» и все связанные с ними комплексы проявляются особенно ярко, когда единственный родитель воспитывает ребенка противоположного пола. Предметом изучения курсовой работы являются неполные семьи. Объект изучения – пути решения проблемы неполной семьи в социальной работе. Цель работы – определить пути решения проблемы неполной семьи в социальной работе Задачи: изучить проблемы неполных семей в современном обществе; дать характеристику основным направлениям решения проблемы неполной семьи; создать проект Центра социальной помощи неполной семье. Глава 1. Проблема неполной семьи в современном обществе Семья как социальный институт Семья - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения .
Всего в Центре состоят на учете 2247 семей, 1498 детей; из них 136 детей-инвалидов, 534 ребенка из многодетных семей, 874 ребенка из неполных семей, 38 детей из опекунских семей (для сравнения приведена диаграмма, см. Приложение 3). II. Структура ЦСПСиД В структуру Центра входят 6 отделений, предназначенных для оказания помощи различного вида. Это следующие отделения: отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования; отделение социально-экономической помощи; отделение медико-социальной помощи; отделение психолого-педагогической помощи; отделение средовой адаптации детей и подростков; телефон экстренной психологической помощи «Доверие». Далее будут указаны направления деятельности каждого отделения. Отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования. Данное отделение предназначено для выявления потребности граждан, обратившихся в Центр, в конкретных видах социальных услуг, выявление таких потребностей у семей и детей, проживающих на территории обслуживания, информирования жителей об услугах, предоставляемых Центром, анализа реальной и перспективной потребности в них.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую которые схематично представлены ниже. Социально – педагогическая помощь образовательная психологическая посредническая воспитание коррекция координация обучение поддержка организация информация Деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов: педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей; роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам; воспитание детей в семье с учетом пола и возраста; социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, безнадзорности и беспризорности на психику ребенка; сущность самовоспитания и его организация, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания подростков; особенности воспитания подростков с отклонениями в физическом и психическом развитии; нравственное, физическое, эстетическое и половое воспитание; причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с ассоциациями пристрастия их родителей.
Социальная педагогическая помощь семье – очень интенсивное, адресное обслуживание и консультирование семьи. Важно самообразование родителей, включающее в себя самостоятельное чтение специальной по рекомендации социального педагога литературы. - оказание помощи трудному ребенку, подростку в решении проблем адаптации в обществе. В такой помощи нуждаются дети, оказавшиеся в неблагоприятных условиях, угрожающих их здоровью и развитию: жертвы жестокого обращения в семье, дети которые находятся в длительном конфликте с родителями, друзьями, сверстниками и т.д. Таким детям свойственны неустойчивость внимания, раздражительность, слабость неправильного воспитания в семье; - профилактическая работа – это профилактика трудновоспитуемости; - организация творческой деятельности детей происходит на базе досуговых центров: ДДТ, природно-охранная деятельность, спортивно – оздоровительные комплексы и т.д. Семейный социальный педагог входит в контакт со специалистами, сотрудничая с ними. - социальная адаптация детей – обретение ими положительного взаимодействия с окружающими, активное самоутверждение в среде.
С начала – середины 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки. Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200.1 Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям. На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д. Суть этой широкой и многоплановой деятельности – оказание помощи одинокому родителю и его ребенку (детям) на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг.
Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей. Эти две категории вполне благополучны. Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости. Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами. 3. Неблагополучные многодетные семьи. Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи. В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус. 3. Проблемы многодетных семей Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету.
Проект социально-педагогического центра “Семья" Актуальность проекта определяется: ростом числа родителей, испытывающих проблемы в воспитании и общении с детьми; увеличением количества детей, имеющих затруднения в учебе, общении со сверстниками и старшими; частотой проявлений асоциального и антисоциального, вплоть до противоправного, поведения детей и подростков в сфере досуга; отсутствием в дошкольных учреждениях и школах квалифицированной психологической и социально-педагогической помощи, а также соответствующих обучающих и развивающих программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка. Цели и задачи проекта: создание в городе условий, обеспечивающих оптимальное развитие личности ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями; комплексное решение проблем, связанных с социализацией, реабилитацией, адаптацией развитием творческого потенциала у детей, имеющих личностные проблемы, путем интеграции интересов и ресурсов учреждений образования, здравоохранения, культуры, правоохранительных органов; оказание психолого-педагогической и психологической помощи детям и родителям; организация досуга детей и родителей, создание условий для их совместного творчества.
Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает такие задачи как: 1. Познание семьи ученика. 2. Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика. 3. Организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей. 4. Помощь родителям в воспитании детей дома. 5. Организация педагогического просвещения родителей. 6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи». Однако, американский педагог Ричард Арендс отмечает: «Учителя хотят, чтобы нормы, регулирующие их отношения с родителями, охватили и заботу о детях, и поддержали их учебную программу. В тоже время большинство учителей не хотят, чтобы родители вмешивались в их классную работу. Вообще, учителя склонны сохранить расстояние между собой и родителями. .Правила, как работать с родителями зависят от конкретных обстоятельств». Русский педагог Т. Воликова пишет: «Формы работы учителя с родителями разнообразны: Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе; Групповые: (Родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом.
СОДЕРЖАНИЕВведение 1. Теоретические основы проблемы влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье 1.1 Сущность и особенности воспитания ребёнка в семье 1.2 Роль супружеских взаимоотношений в семейном воспитании 1.3 Научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье 2. Социально-педагогическая помощь в формировании и коррекция супружеских взаимоотношений в семейном воспитании 2.1 Социально-педагогическая диагностика супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание 2.2 Программа социально-педагогической помощи в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений в семье 2.3 Опытно-экспериментальная работа по формированию и коррекция супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье Заключение Библиографический список Приложение А. Анкета на изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемых в быту Приложение Б. Тест – опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) Приложение В.
![]() | 978 63 62 |