![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Роль функций государства в формировании предметного и функционального критериев выделения отраслей в системе права | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
С. Г. Микидзе Налоговое право 1.PИстория развития налогов Налоги и государство это два взаимосвязанных между собой института. Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия. Изначально налоги выполняли военную функцию государства: формирование и содержание армии, а затем по мере развития государства фискальную, регулятивную и контрольную функции. В истории развития налогов можно выделить следующие три этапа. Первый этап: налоговая система в государстве отсутствовала, поэтому органы власти сами устанавливали количество денежных средств, взимаемых в виде налога. Данная функция возлагалась на город или общину. На данном этапе характерна «случайность» возникновения налогов, так как сборы не имели постоянного характера и зависели от различных причин начала войны, голода, эпидемии
Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели. Можно выделить две группы регулирующих функций государства: а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде; б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста. А теперь рассмотрим эти функции подробнее. 2.1 Стимулирование сбалансированного экономического роста Одна из важнейших функций — стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию.
Буддизм в начале своего распространения в Японии выступал как регулятор определенных социальных отношений, в частности как регулятор отношений "человек — государство". Поэтому при ликвидации государственных переворотов именно буддизму отводилась правителями роль охранителя государства от мятежников. Функциональную разницу между буддизмом и синтоизмом можно представить в виде оппозиции "культурное- природное". Нарушение структуры природного универсума неизбежно влечет за собой гнев богов. В "Нихон сёки" зафиксированы записи, повествующие о том, как сам государь или его посланники навлекают на себя гнев божеств, если осмеливаются рубить лес. В одном случае бревна идут на постройку кораблей, и бог грома не может помешать этому — он запутывается в ветвях дерева, а Кавабэ-но оми сжигает его [Нихон сёки, 1975, Суйко, 26-8-1]. Но в другой раз богам удается разрушить царский дворец [Нихон сёки, 1975, Саймэй, 7-5-9, 661 г.]. Таким образом, деятельность государя, точно так же как и последующая строительная активность приверженцев буддизма, «возмущает» привычный порядок этого пространства, вызывая гнев местных божеств
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач: - раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности, позиций различных ученых в определении функций государства; - раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения самого государства в последние десятилетия; - выделение формальных признаков функций государства; - характеристика различных классификаций функций государства, спорных и новейших критериев классификации; отношение современных ученых к общепризнанным в советское время критериям классификации; - проследить эволюцию функций советского государства, а затем проанализировать предложения современных ученых о выделении новых функций, характерных для России; - кратко рассмотреть взгляды зарубежной юридической науки, на понятие, сущность и классификацию функций государства. Раздел I. Понятие функции государства. Глава 1. Понятие и содержание функции государства. Термин «функция» в отечественной и иностранной научной литературе имеет различные значения. Само понятие «функции» не является собственно юридическим.
Особенно актуально это участие в условиях неблагополучия в экономике, когда государство не в состоянии полностью обеспечить эти направления. При экономическом спаде, а тем более кризисе, деятельность специальных государственных служб может быть эффективно дополнена негосударственными организациями. Деловое сотрудничество государственных и общественных служб может быть также эффективно использовано в осуществлении функций государства в социальной сфере, например при создании системы занятости, значение которой будет возрастать. При осуществлении функций государства могут возникать определенные противоречия, в связи с чем возникает вопрос о формах и способах их преодоления. Например, при сокращении армии, когда осуществляется переход к доктрине «достаточной обороны», разоружении, конверсии, словом, когда осуществляется военная реформа, высвобождаются люди и возникает проблема трудоустройства бывших военнослужащих, обеспечения их жильем, а также адаптации к новым условиям жизни. Выход из сложившейся ситуации лежит на путях создания специальных центров для переобучения увольняемых военнослужащих, в том числе и офицеров
Результаты проверок оформляются актами, в соответствии с которыми принимаются меры по устранению нарушений, недостатков и упущений, возмещению материального и морального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности. Социально-экономическая сущность и роль бюджета Формирование бюджета. Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы РФ. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. 2.1Расходы бюджета РФ Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятыми органам государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемые на иные уровни власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Иногда понятие функций государства ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов». Кроме того, ранее существовала точка зрения на функции государства как на предметно-политическую характеристику содержания его деятельности. Существенными признаками функций государства являются: - предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; - направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей, которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества; - определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных функций, связанные с применением особых, в том числе властно- принудительных, методов.
Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распределительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др. Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны. Контрольно-надзорная деятельность — это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью, а также в применение принудительных мер к ее нарушителям. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства. Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций (см. приложение схема №4).
Одной из центральных по значимости является статья 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (ч. 1). Данная норма определяет роль и место природных ресурсов, с учётом их естественных и экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях. Именно в этой норме закрепляется экологическая функция государства и субьектов-природопользователей. В соответствии с теорией права экологическая функция, или функция охраны окружающей среды, - одна из основных постоянных функций российского государства. С учётом роли природных ресурсов как основы жизни и деятельности людей природопользователи и государство призваны обеспечивать рациональное их использование и эффективную охрану на уровне, отвечающим жизненным потребностям общества. Статья 9 Конституции РФ устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Тульвинг изучил и представил теоретические основы сознания: Аноэтичное сознание (процедурная память) — это состояние, когда мы не сознаем ничего, но регистрируем сигналы окружающей среды и реагируем на них. Ноэтичное сознание (семантическая память) — это состояние, когда мы сознаем что-то, не входящее в имеющееся окружение, как бы символическое сознание. Автоноэтичное сознание (эпизодическая память) — это то, что мы знаем о себе самом, память о событиях личной жизни. Ранее изучением сознания занимались философы и психоаналитики, Тульвинг же научно обосновал свою классификацию и экспериментально подтвердил ее. Исследование мозга, функциональная асимметрия Следующий этап в изучении сознания — исследование мозга. Рассмотрим, например, какой вклад в работу нервных механизмов зрения, играющего немаловажную роль в процессах внимания, вносит функциональная асимметрия мозга. Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа. Для правого полушария свойственна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость.
Исходя из содержания Указа, можно заключить, что федеральный центр всеми силами стремится сохранить единое правовое поле для формирования новых федеративных отношений, тем самым выбив питательную почву правового сепаратизма, процветающего во многих регионах России. 2.3 Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Единство системы государственной власти. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Вместе с тем это единство является одним из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации. Единство системы государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция этих органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимно исключающие друг друга правила поведения.
Для ее осуществления нужно определиться в функциях государства в экономике: Законодательная регламентация экономической жизни Охрана прав собственности Создание условий для поддержания конкуренции Поддержание и защита национального предпринимательства Поддержание социальной стабильности Защита нетрудоспособных Для того, чтобы осуществить эти функции, их нужно материализовать – государственное программирование (регулирование) экономики. С точки зрения срока разрешения программы бывают: краткосрочная, среднесрочная (ежегодное корректирование объекта), долгосрочное. С точки зрения объектов регулирования, государственные регулируемые программы бывают: отраслевые региональные общегосударственные программы развития предприятий. Разработка государственных программ включает в себя 4 основных этапа: Формирование целевой функции (вступают в действие политические решения, посредством которых определяется очередность целей и их необходимые уровни) Формируются пакеты вариантов экономической политики, которая должна обеспечить эффективное достижение целей государственных программ Прогнозируется ресурсное покрытие всех вариантов программ.
Аналогичные доходы зачисляются в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов. В бюджеты этих уровней зачисляются еще местные налоги и сборы. Более ограниченный перечень закрепленных доходов определен для районных бюджетов районов в городе, поселковых и сельских бюджетов. Закрепленные доходы обеспечивают лишь часть доходной базы бюджетов. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства.7 Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления Состав расходов бюджетной системы определяется задачами и функциями государства. В зависимости от уровня бюджетов он может иметь некоторые различия. Однако анализ российского бюджетного законодательства позволяет выделить следующие основные направления расходов, характерные для бюджетной системы в целом: 1) расходы на финансирование народного хозяйства; 2) расходы на финансирование социально-культурных мероприятий; 3) расходы на финансирование государственных и муниципальных программ и инвестиций; 4) расходы на финансирование фундаментальных научно-технических исследований, государственных и муниципальных научно-технических программ; 5) расходы на оборону; 6) расходы на содержание органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры; 7) расходы на внешнеэкономическую деятельность; 8) расходы, связанные с выплатой разного рода пособий и компенсаций гражданам; 9) расходы по выплате дотаций, субвенций и т.д. Конкретные направления и размеры расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяются соответствующими органами государственной или местной власти и закрепляются в правовых актах о бюджете на конкретный год.
Важнейшей является функциональная классификация, согласно которой расходы бюджетов группируются по выполнению основных функций государства и решению вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. При этом функциональная структура расходов бюджета того или иного уровня позволяет охарактеризовать приоритеты бюджетной политики, обусловленные уровнем социально-экономического развития территории и важностью решаемых задач. Она отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. В целом функциональная классификация расходов представлена: расходами на оборону; расходами, связанными с экономической деятельностью; расходами, связанными с социальным страхованием и обеспечением; расходами, связанными с управление государством, обеспечением общественного порядка и безопасности.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
![]() | 978 63 62 |