![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Судебное оспаривание нормативных правовых актов: оправдано ли установление государственной пошлины? | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В соответствии с данной статьей суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; 4) дела особого производства, указанные в ст.262 ГПК РФ. В порядке особого производства суд рассматривает, в частности, дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства; 5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; 6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. В соответствии с ч.2 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций
Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений: в соответствии со ст. 231 ГПК суд рассматривает дела по жалобам: 1) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; 2) на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; дела об оспариваний нормативных правовых актов; 3) на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан; 4) на отказ в разрешении на выезд из РФ за границу или на въезд в РФ из-за границы. Особое производство — специальный порядок рассмотрения дел в судах первой инстанции, применяемый в отношении определенного, установленного законом круга гражданских дел, общей чертой которых является отсутствие в них материально-правового спора между заинтересованными лицами. К делам особого производства относятся дела: 1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение; 2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; 3) о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным; 4) об установлении усыновления (удочерения) ребенка; 5) о признании имущества бесхозяйным; 6) об установлении неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния; 7) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении; 8) о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (ст. 245 ГПК). Общие процессуальные особенности рассмотрения перечисленных дел и исполнения вынесенных по ним судебных решений заключаются в следующем.
Для рассмотрения этих дел установлен сокращенный срокP десять дней со дня возбуждения дела (ст.P257PГПК). Лицами, участвующими в деле, могут быть: заявитель, заинтересованное лицо. Прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления участвуют в деле по основаниям, указанным в ст.P45, 46PГПК. Неявка в судебное заседание заявителя и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о дне заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению дела по существу (ч.P2 ст.P257PГПК). Это объясняется тем, что суд по этим делам, как и по делам об оспаривании нормативных правовых актов, исследует в качестве основных судебных доказательств письменные официальные документы. Их анализ с точки зрения правовой обоснованности, законности дает право суду удовлетворить требование заявителя либо отказать в этом. Предметом судебного разбирательства является правовой конфликт между заявителем и заинтересованным лицом. Предмет судебной защиты будут составлять личные субъективные права, свободы, законные интересы заявителя
Помимо целевого нормоконтроля судебный контроль за нормативными актами реализуется в форме опосредованного, индивидуального или инцидентного нормоконтроля. Эта форма реализуется при разрешении конкретных дел (за исключением дел по оспариванию нормативных правовых актов). Суд, придя к выводу о том, что подлежащий применению нормативный правовой акт не соответствует Конституции РФ или общим принципам и нормам международного права, либо конкретный нормативный акт не соответствует нормативному акту более высокого уровня, принимает решение по данному делу на основании установленной Конституцией РФ иерархии нормативных актов. Такая форма нормоконтроля применяется при рассмотрении арбитражными судами практически всех категорий споров согласно ст. 168 АПК РФ, предусматривающей, что при принятии решения суд устанавливает, какие законы и какие нормативные правовые акты следует применить по данному делу. То есть в случае, когда суд пришел к выводу, что нормативный акт, регулирующий соответствующие правовые отношения, не соответствует Конституции РФ и законам РФ, такой акт не подлежит применению в данном деле.
Такими действиями являются, в частности, возбуждение судебного производства по иску, жалобе заявителя. Государственная пошлина, как и любой другой сбор, имеет своим назначением компенсацию расходов государства на осуществление соответствующей публичной деятельности, в данном случае по отправлению правосудия арбитражными судами. В соответствии с п.P3 ст.P3 НК налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Вместе с тем государственная пошлина не является прямым эквивалентом соответствующей «публичной услуги», ее размер жестко не связан с суммой реальных затрат на рассмотрение каждого конкретного дела. При установлении размеров госпошлины и порядка ее уплаты законодатель учитывает необходимость обеспечения доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п.P2 ст.P2 АПК), значимость тех или иных дел для широкого круга субъектов, например дел о несостоятельности (банкротстве), дел об оспаривании нормативных правовых актов, в связи с чем размер госпошлины по некоторым категориям дел может быть неадекватен их сложности и длительности рассмотрения
По делам, рассматриваемым по правилам глав 23-26, 29-31 АПК: - об оспаривании нормативных правовых актов; - об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления; -об административных правонарушениях; - о взыскании обязательных платежей и санкций; - о рассмотрении дел в порядке упрощенного производства; - об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; - о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений сроки подготовки дела к судебному разбирательству, а также необходимость проведения предварительного судебного заседания и совершение иных подготовительных действий определяются в каждом конкретном случае судьей самостоятельно в пределах срока, установленного в АПК РФ для рассмотрения определенных категорий дел. Если при подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд установит наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 143, 144, 148, 150 АПК РФ, то в предварительном судебном заседании производство по делу может быть приостановлено, заявление оставлено без рассмотрения либо производство по делу прекращено, о чем выносится определение, за исключением случаев, когда производство по делу подлежит прекращению в связи с заключением сторонами мирового соглашения.
Российской Федерации; 10) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности; 12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.
В исключительной компетенции арбитражных судов находятся также дела с участием иностранных лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Никаких исключений из общих правил подведомственности, установленных АПК, для иностранных лиц не делается. Иные правила могут быть предусмотрены лишь международным договором Российской Федерации. 4. Подсудность дел арбитражным судам Статья 34. Подсудность дел арбитражным судам 1. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции: 1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
В-третьих, по фактическому содержанию среди налоговых споров можно выделить: споры, связанные с разногласиями о фактическом составе; споры, связанные с разногласиями в толковании норм налогового права. Особенностью налогового законодательства является наличие большого количества норм с относительно-определенной диспозицией, когда нельзя точно установить, какие обстоятельства должны быть доказаны, то есть включаться в предмет доказывания по тому или иному спору. Поэтому в этих случаях значительно усиливается роль суда в конкретизации общих норм. В настоящее время судебная практика наполняет конкретным содержанием нормы материального права. Такое положение дел неизбежно влечет дискуссии о том, какие факты, имеющие юридическое значение, необходимы для разрешения дела. Помимо этого, большие затруднения возникают в толковании норм налогового права. В-четвертых, в зависимости от вида обжалуемых актов, налоговые споры подразделяются на: споры об оспаривании нормативных правовых актов; споры об оспаривании ненормативных правовых актов.
Суд надзорной инстанции не может принимать и исследовать новые доказательства. Он работает только с теми материалами, что уже имеются в деле. Если выявляется необходимость истребования и исследования новых доказательств – дело должно быть направлено на новое рассмотрение. Если необходимости в дополнительных доказательствах нет, новых обстоятельств устанавливать не нужно, то дело на новое рассмотрение не направляют, суд надзорной инстанции сам исправляет ошибки нижестоящего суда, неправильно применившего или неправильно истолковавшего закон, т.е. принимает собственное решение по делу. У суда, пересматривающего судебный акт, вступивший в законную силу, полномочий на вынесение нового решения, как правило, быть не должно. Такое полномочие нарушает права лиц, участвующих в деле, ведь они не могут обжаловать постановление суда последней инстанции. Однако в качестве исключений, тщательно мотивируемых судом при вынесении постановления, такое полномочие быть должно. Например, дела о защите избирательных прав, об оспаривании нормативных правовых актов, где особенности вида судопроизводства и доказательственной деятельности в нем располагают к тому, чтобы суд, пересматривающий вступившее в законную силу решение, мог вынести собственное постановление по существу дела.
Необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 7 ст. 251 ГПК РФ подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Порядок рассмотрения заявлений. Рассмотрение судом заявлений об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в порядке, определенном ст. 252 ГПК РФ. Следует указать, что дела по заявлениям об оспаривании нормативно-правовых актов по общему правилу рассматриваются и разрешаются судьей районного суда единолично (ч. 1 ст. 246 ГПК РФ). Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием: лиц, обратившихся в суд с заявлением; представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Напомним, что эта позиция основана на особых и только ему присущих возможностях суда второй инстанции по устранению судебных ошибок, а также на том, что производство в суде второй инстанции возбуждается по волеизъявлению заинтересованного лица (в то время как надзорное производство – по решению соответствующих должностных лиц). Правовая позиция Конституционного Суда РФ относительно лиц, возбуждающих надзорное производство, в новом АПК РФ учтена. Однако вторая составляющая этой правовой позиции (на наш взгляд, не менее значимая) в АПК РФ проигнорирована. Более того, сфера действия правовой нормы, противоречащей Конституции РФ, расширена. Арбитражный процессуальный кодекс 1995 г.10 предусматривал немедленное вступление в силу только решений Высшего Арбитражного Суда РФ (абз. 2 ч. 1 ст. 135). Действующий АПК РФ, сохранив данную норму, к числу решений, немедленно вступающих в законную силу, отнес и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 180 и ч. 4 ст. 195). Конечно, для таких решений остаются возможности пересмотра надзорного (решения ВАС); кассационного и надзорного (для решений об оспаривании нормативных правовых актов).
Законодательством не допускается одновременное рассмотрение в производстве из публичных правоотношений требования о проверке законности актов, решений, действий органов публичной власти и разрешение спора о субъективном праве. И это вполне логично. Судья, установив, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю его право предъявить исковое заявление в соответствии с требованиями ст. 131 и 132 ГПК. Судебные решения по делам из публичных правоотношений имеют характерные особенности, касающиеся пределов его законной силы, свойств преюдициальное, исполнимости. Объективные и субъективные пределы судебных решений по делам, возникающим из публичных правоотношений, также имеют специфические особенности. Лаконичное изложение этих свойств в ГПК (ст. 250) с большими затруднениями воспринимается практиками, в том числе судьями. Это объясняется тем, что по таким делам, как оспаривание нормативных правовых актов, по защите избирательных прав решение, принятое по заявлению одного субъекта, чьи права нарушены, вступив в законную силу, распространяется на всех субъектов регулируемых этим актом правоотношений.
Например, регулируются другими законами приватизация жилищного фонда и имущества государственного резерва, государственного имущества, находящегося за пределами России, и другие случаи отчуждения, указанные в законе. Законодательство о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении; государственного и муниципального имущества на основании судебного решения. Отчуждение государственного и муниципального имущества в указанных случаях регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Например, отчуждение имущества государственного предприятия, признанного в установленном порядке банкротом, регулируется о а банкротстве, а не законодательством о приватизации. Таким образом, указанные отношения не подпадают под понятие приватизации. 1.2.Развитие законодательства Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства РФ.
Коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции рассматривают уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания. Рассмотрение уголовных и гражданских дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей, в порядке судебного надзора – в составе судьи-председательствующего и не мене двух судей. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматривается судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено АПК РФ. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей и двух арбитражных заседателей. В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматривается: 1) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; 2) дела об оспаривании нормативных правовых актов; 3) дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом; 4) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение.
Исходя из этого, в резолютивной части Определения Конституционный Суд РФ сделал вывод, что «Положения пункта 1 части первой статьи 134 и статьи 220 во взаимосвязи со статьей 253 ГПК Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего гражданского процессуального регулирования предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, признанного по решению органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего данный нормативный правовой акт, утратившим силу после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами». Т.е., так же, как и в случае с конституционным судопроизводством, суд общей юрисдикции не может отказаться рассматривать утративший силу нормативный акт на предмет его законности при наличии двух условий: заявление о признании нормативного акта незаконным должно быть подано в суд§ до признания нормативного акта утратившим силу; в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение§ оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Билет 1 1. Понятие и источники права Что такое право? Источник права Виды источников права 1.Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Различают источник права в материальном и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле - это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т.п. Источник права в формальном (юридическом) смысле - это способ закрепления и существования норм права. В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле: нормативный правовой акт; Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[ нормативный договор; Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права). правовой прецедент (судебный или административный прецедент); правовой обычай; Правовой обычай — исторически сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права. религиозные догмы; правовая доктрина; принцип права; правосознание.
2010г. Никитин С. Особенности проверки судебных решений по делам об оспаривании нормативных правовых актов. // Арбитражный и гражданский процесс. 2009г., № 10. Решетникова И.В. Оптимизация арбитражного процесса и деятельности апелляционных судов. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2006г., № 12. Семушкин В.С. Некоторые проблемы производства по пересмотру судебных актов в арбитражном суде апелляционной инстанции. // Апелляция. Арбитражные споры. 2006г., № 1 Тимошенко А.С. Проблемы апелляционного производства в арбитражном процессе // Законодательство. 2007г., №7 Широкова Е.К. Проблемы исчисления сроков на апелляционное обжалование судебных актов по делам о несостоятельности (банкротстве). // «Арбитражный и гражданский процесс» №6, 2010г.
![]() | 978 63 62 |