![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Искусство |
Московский кремль и Красная площадь | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В основном приведены в порядок площади и магистрали, въезды в город, благоустроены старые дома, снесены ветхие, отжившие свой век, неблагоустроенные здания. При этом постоянное внимание обращалось на сохранение всего, что представляло историческую, культурную и архитектурную ценность. За 18 лет объем работ по реставрации памятников культуры и истории возрос в 15 раз. Приведен в порядок центр города: Кремль, Красная площадь были реставрированы, подверглись капитальному ремонту Кремлевская стена, все башни, соборы, Мавзолей Ленина, Александровский сад, площади 50-летия Октября, Свердлова, Боровицких ворот, Арбатская, Пушкинская, Никитских ворот, Ногина и многие другие. Вокруг исторически сложившегося ядра города осуществлено формирование семи планировочных зон с населением свыше миллиона человек в каждой. Новое жилищное строительство велось почти целиком на свободных территориях внутри кольцевой автомобильной дороги. Вместе с жилыми домами в новых микрорайонах сооружались школы, детские учреждения, больницы, поликлиники, АТС, кинотеатры, предприятия торговли и быта; конечно, строились дороги, проводились работы по благоустройству территорий. * * * Учитывая, что жилищная проблема в городе оставалась острой, МГК КПСС и Мосгорисполком по согласованию с Госпланом СССР разработали программу ликвидации очередей на жилье и обеспечение отдельной квартирой каждой московской семьи к 1995 году
В списке около четырех тысяч имен. 22 мая 2001 года в Успенском храме был установлен древний образ святителя Николая Мирликийского с частицей мощей. 25—28 июня 2000 года в Успенском храме обители пребывала для поклонения глава великомученика Пантелеймона, привезенная со Святой Горы Афон; с 21 сентября по 19 декабря 2003 года — чудотворная икона Бо-жией Матери «Неупиваемая Чаша» из Серпуховского Высоцкого монастыря. Ныне в храме установлен список этого почитаемого образа, необыкновенно популярного среди паломников. Перед иконой каждую среду совершается молебен с чтением акафиста. В 2004 году Новодевичий был включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. В России на сегодняшний день только 21 объект имеет такой статус — Московский Кремль, Красная площадь, Китайгородская стена и др. 10 августа 2009 года исполняется 485 лет со дня основания Новодевичьей обители. Сегодня здесь подвизаются около сорока насельниц. В течение последних лет совершено восемь монашеских и тридцать пять иноческих постригов. Сестры трудятся на различных послушаниях: в церкви, на кухне, в швейной и иконописной мастерских, за свечным ящиком, в церковной лавке, которая расположена в подклети Успенского храма.
В студии царил дух творчества и товарищества, можно было спорить с мэтром, и воспоминания донесли до нас отрывки этих яростных споров, в которых рождалась истина. Почти у каждого из тех, кто вышел из стен студии на Арбате, есть работы, посвященные Москве. Виды города писал Фаворский, "Вид на Кремль" есть у Куприна, рисунки, акварели, картины Москвы созданы и другими мастерами; все они дополняют огромную великолепную панораму Москвы, созданную Константином Юоном. Юон родился в доме на Мещанских улицах, провел отрочество в старинном Лефортове, где сохранились многие памятники времен Петра I - Яузские дворцы и парки, помнившие музыку его ассамблей, Анненгофская роща и громадный дворец с колоннадой Дж. Кваренги, это и многое другое навсегда запало в детскую душу, а за тем перешло на бумагу и холст. Константин Юон начинал с пейзажей, пытался искать вдохновение на лоне экзотической природы Кавказа, но его неудержимо тянуло в родной город, где он нашел свой путь, свою тему, своих героев. Одна за другой на художественных выставках появляются красочные картины с изображениями Москвы, Кремля, Красной площади, старинных улиц, народных гуляний..
Руку, читатель! Поднимемся по уступам, пройдем по кирпичам, на которые ступало не одно поколение. Башня имеет десять этажей. Когда вы поднимаетесь на самый верх, то перед вами открывается - вместе с хлынувшими потоками света - панорама Кремля, Красной площади, окружающих улиц, просторы реки, струящейся неизменно, как и в дни Юрия Долгорукого. Все изменили века, невозможно разглядеть семь знаменитых холмов, нет лесной и полевой дали, как при Иване Калите, но небо и вода - все те же. Они воплощают в себе вечность. Народ всегда любил и почитал Спасскую башню, как святыню. Когда старинные куранты еще в прошлом веке начинали играть "Коль славен" и "Марш Преображенского петровского полка", все на площади снимали шапки. Через ворота было принято проходить в Кремль без шапки. Нарушителей народ незамедлительно наказывал. Через Спасские ворота отправлялись в поход полки, проходили торжественные народные процессии, триумфальные шествия, встречались знатные иноземные гости и послы. В особых случаях проход устилали дорогим красным сукном, украшали ветками вербы. Много событий повидала Спасская башня, запомнившая и Петра Первого, и знаменитого архитектора Василия Баженова, Наполеона и его маршалов - в войну двенадцатого года она только по счастливой случайности избежала гибели.
В студии царил дух творчества и товарищества, можно было спорить с мэтром, и воспоминания донесли до нас отрывки этих яростных споров, в которых рождалась истина. Почти у каждого из тех, кто вышел из стен студии на Арбате, есть работы, посвященные Москве. Виды города писал Фаворский, "Вид на Кремль" есть у Куприна, рисунки, акварели, картины Москвы созданы и другими мастерами; все они дополняют огромную великолепную панораму Москвы, созданную Константином Юоном. Юон родился в доме на Мещанских улицах, провел отрочество в старинном Лефортове, где сохранились многие памятники времен Петра I - Яузские дворцы и парки, помнившие музыку его ассамблей, Анненгофская роща и громадный дворец с колоннадой Дж. Кваренги, это и многое другое навсегда запало в детскую душу, а за тем перешло на бумагу и холст. Константин Юон начинал с пейзажей, пытался искать вдохновение на лоне экзотической природы Кавказа, но его неудержимо тянуло в родной город, где он нашел свой путь, свою тему, своих героев. Одна за другой на художественных выставках появляются красочные картины с изображениями Москвы, Кремля, Красной площади, старинных улиц, народных гуляний..
На пелене представлен крестный ход в Вербное воскресенье 8 апреля 1498 года, в котором принимал участие великий князь Иван III и его коронованный внук.11 А. Н. Грабар подверг сомнению утверждение М. В. Щепкиной относительно конкретного события, убедительно показав, что сюжет пелены восходит к сцене Акафиста Богоматери, изображающей вынос главной царьградской святыни – иконы "Одигитрии", совершавшийся по вторникам.12 Установленная исследователем зависимость композиции пелены от иллюстрации соответствующего стиха Акафиста очевидна (иллюстрация кондака 13 на иконе "Похвала Богоматери, с Акафистом" из Успенского собора). И вместе с тем несомненно, что здесь представлен великий князь со своей семьей и митрополит с церковным клиром. Совершаемое ими действо мало похоже на традиционный крестный ход, в который брали несколько чтимых икон. На пелене представлен вынос только одной "Одигитрии". С точки зрения Л. А. Щенниковой, пелена изображает торжественный молебен, совершаемый в Московском Кремле на площади перед той чтимой иконой "Одигитрии", которая считалась тогда точным списком царьградской святыни.13 Такой иконой была именно "Одигитрия" из Вознесенского монастыря.
Эту главную идею трагедии и стремился донести до читателя Пушкин. Свою задачу поэт видел в том, чтобы точно и верно воспроизвести подлинную ческую действительность. В «Борисе Годунове» Пушкин показал длительный процесс развития общества, настроения народа – от политической пассивности в начале: Собором положили В последний раз отведать силу просьбы Над скорбною правителя душой. Заутра вновь святейший патриарх, В Кремле отпев торжественно молебен, Предшествуем хоругвями святыми, С иконами Владимирской, Донской, Воздвижется; а с ним синклит, бояре, Да сонм дворян, да выборные люди И весь народ московский православный, Мы все пойдем молить царицу вновь, Да сжалится над сирою Москвою И на венец благословит Бориса. Идите же вы с богом по домам, Молитеся – да взыдет к небесам Усердная молитва православных до народного бунта на Красной площади в конце трагедии: Вязать! топить! Да здравствует Димитрий! Да гибнен род Бориса Годунова! Не судьба отдельных двух-трех героев развивается в трагедии Пушкина, а судьба, взаимоотношения, борьба больших общественных и национальных групп – бояре, дворяне, духовенство, простой народ, польские аристократы и так далее.
Ведь пушка такого размера и калибра вряд ли могла быть использована в качестве мобильного наступательного орудия, а вот в отражении внешних врагов столицы и государства сослужила бы великую службу. Известный русский историк ХIХ века Алексей Федорович Малиновский считал, что: "Сие огромное орудие вылито на подивление простому народу и на устрашение приезжавших тогда в Москву татар." Голос же Царь-колокола укрепил бы душу русскую в вере в Бога и Царя, слышен был бы он не только по Москве и окрестностям, но и по всей Руси великой. Символичен и тот факт, что Царь-пушка была отлита на Московском Пушечном дворе и уже никогда не покидала сердца Москвы - Кремля и Красной площади. Царь-клокол же и вовсе был отлит в литейной яме, расположенной на территории Кремля. Интересно отметить и факты, символизирующие единение двух русских столиц - Москвы и Петербурга. В "северной столице" находятся семь пушек, отлитых Чоховым, лафет для Царь пушки был отлит на заводе Берда в Петербурге, а известнийший архитектор А.А. Монферран, создатель величественного Исаакиевского собора, принимал живейшее участие в судьбе как одного, так и другого произведения.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Портнов М. Э. Царь-пушка и Царь-колокол.-изд. Московский рабочий, 1990г. 2. Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы-изд.
Характерной особенностью строительства гостиничной базы в конце 70 – начале 80-х годов было значительное расширение международного сотрудничества в этой области. В сооружении крупных гостиничных комплексов в Ялте и Сочи приняли участие югославские строительные организации. Крупнейшим центром иностранного туризма является Москва. Для иностранных туристов она символ России, политический, научный и культурный центр страны. Иностранные туристы не мыслят поездку в Россию без возможности побывать на Красной площади, в музеях Кремля, в Третьяковской галерее и других музеях, посетить Большой театр. В Москве начинается и заканчивается один из наиболее популярных туристических маршрутов – «Золотое кольцо», включающий посещение городов-музеев древнего Московского государства, сохранивших уникальные памятники древнерусской архитектуры. Вторым по популярности туристским центром является Санкт-Петербург – колыбель Великой Октябрьской революции, второй по значению культурный центр страны. Всему миру известны Санкт-Петербурга – Эрмитаж, Русский музей; театры – Опера и балета им. С.М. Кирова, Большой драматический им. А.М. Горького. Россия обладает богатейшими туристскими ресурсами и хорошо развитой туристской индустрией.
Среди кремлевских памятников – «Царь-пушка» 16 в и отлитый в 18 в. «Царь-колокол». К Кремлю примыкает Красная площадь с огромным собором Василия Блаженного (собор Покрова на Рву, построенный в 16 в.). На площади находятся также памятник Минину и Пожарскому (начало 19 в) и мавзолей В.И.Ленина. Много исторических и архитектурных памятников в других частях Москвы. Самые знаменитые – отреставрированный Спасский собор Андроникова монастыря (15 в.), Данилов и Донской монастыри, кафедральный Богоявленский собор, воссозданный огромный храм Христа Спасителя, Новодевичье кладбище, где похоронены многие известные деятели политики, науки, культуры. Огромные ценности собраны в 70 Московских музеях, среди которых крупнейшие – Третьяковская галерея, музей мирового искусства им. Пушкина А.С., самый большой в стране исторический музей. В черте города находятся бывшие подмосковные дворянские музеи-усадьбы 18 в.: Кусково, Кузьминки, а также архитектурный ансамбль Коломенское с великолепной церковью Вознесения – памятником Всемирного культурного наследия (16 в.). Высокоразвитая по сравнению с другими городами России инфраструктура Москвы (гостиницы, транспорт, дороги, коммунальное хозяйство и пр.) и сфера обслуживания позволяет принимать большое число отечественных и иностранных туристов.
Не на этом ли Красном Холме - на Таганской площади располагалась ставка Мамая? Более того, рядом до сих пор находится Краснохолмская набережная (Москвы- реки) и известный Краснохолмский мост. Сегодня на карте Москвы сам Красный Холм формально не обозначен. Впрочем, рядом с Кремлем ести хорошо известная Красная горка, где до сих пор стоит старое здание Московского университета. Московское поле Кулишки окружено несколькими холмами. На одном из них - известная Красная площадь (и Кремль). Поэтому Холм тоже мог называться Красным. Возможно, ставка Мамая была и на этом Холме, также возвышающемся над Кулишками со стороны Славянской площади. КУЗЬМИНА ГАТЬ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ И КУЗЬМИНКИ В МОСКВЕ Перед началом Куликовской битвы войска Мамая остановились на "Кузьмине гати". Любой москвич тут же воскликнет: так это же московские Кузьминки! Известный район Кузьминки. Итак, наша гипотеза звучит так: Мамай подходил к Кулишкам (в центре современной Москвы) с восточной стороны, находясь на левом берегу Москвы- реки. То есть на том берегу, где вскоре произойдет Куликовская битва. А Дмитрий шел ему навстречу с южной стороны Москвы, находясь на правом берегу Москвы-реки.
Юнкера стали занимать стратегические позиции города. На Красной площади произошло первое вооруженное столкновение. Отряд революционных солдат («двинцев») двигался из Замоскворечья к Моссовету. Юнкера преградили ему дорогу и предложили сдать оружие. Солдатам пришлось пробиваться с боем. В схватке был смертельно ранен командир отряда Е.Н. Сапунов; погибли многие другие «двинцы». Так на улицах Москвы пролилась первая кровь. Контрреволюция в Москве не останавливалась перед крайними средствами, прибегала к массовым расстрелам пленных. Захватив утром 28 октября (10 ноября) Кремль, юнкера выстроили перед воротами Арсенала безоружных солдат революционного 56-го полка. Раздались отрывистые слова команды, и пулеметные очереди начали косить ряды солдат (ныне посетители Кремля видят справа от входа в здание Арсенала памятную доску, установленную в 1927 г.). Вооруженная борьба в Москве продолжалась почти 7 дней. В то же время с 28 октября (10 ноября) по призыву Московского комитета партии большевиков, Военно-революционного комитета и Центрального бюро профсоюзов в городе началась всеобщая политическая забастовка.
Восстание Болотникова После того, как бояре-заговорщики во главе с Василием Шуйским в ночь с 16 на 17 мая 1606 года тайно выпустили из московских тюрем всех уголовников и раздали им оружие, на рассвете тревожно зазвонили колокола. Народ хлынул на Красную площадь, где в полнм вооружении уже ждали бояре. Они послали толпу на расправу с поляками, расквартированными в городе. Шуйский с ближайшими помощниками направлялся в Кремль. В поднявшейся суматохе стража не смогла оказать сопротивление, и заговорщики проникли в царские покои. Самозванец пытался бежать, но был схвачен и зарублен мечами. 1 июня 1606 года Василий венчался на царство, а 3 июня в Москву были спешны, привезены из Углича и выставлены на всеобщее обозрение в Архангельском соборе мощи царевича Дмитрия. Однако все эти меры не внесли успокоения в общество. Мало того, спустя 2 месяца на юге разнесся слух, что Дмитрий вовсе не погиб в Москве. Хотя самого Дмитрия никто не видел, вскоре вся Северская земля, Белгород, Елец, Оскол провозгласили Дмитрия царем.
В России можно выжить только в единении Легенд о вечевом колоколе много, но летописи говорят о том, что колокол на Валдае не разбивался, а благополучно добрался до Москвы, был вознесен на колокольню, “с прочими колоколы звонити”, т.е., забыв о гордости, стал петь в один голос с другими русскими колоколами. Однако единого взгляда на то, как сложилась его дальнейшая (московская) судьба тоже нет. Разные исследователи приводят разные версии. Н.М.Карамзин в “Истории государства Российского” говорит о том, что в Москве Новгородский вечевой колокол повесили на колокольне Успенского собора. Исследователь новгородской старины А.А.Навроцкий сообщает, что колокол висел в кремле, в настенном шатре, справа от Спасских ворот. Сюда входили русские цари после коронования показаться народу, собравшемуся на Красной площади. В 1583 году колокол был перелит и сделан московским набатным или всполошным. В 1681 году испугав неожиданным полуночным звоном царя Федора Алексеевича, был сослан в Николаевский Корельский монастырь в 34-х верстах от Архангельска. М. И. Полянский, занимавшийся историей вечевого колокола в начале XX века, утверждал, что этот колокол два столетия служил всполошным в Московском Кремле у Спасских ворот.
Первые письменные упоминания о Коломенском относятся к 1336 г. и 1339 г. и содержатся в духовных грамотах Ивана Калиты. По сообщениям исторических источников, здесь останавливались войска Дмитрия Донского после Куликовской битвы 1380 г. и войска Петра I после Полтавской битвы 1709 г., собирались в военные походы дружины великих князей Московских, происходили другие события, связанные с историей русского государства. С XIV в. Коломенское являлось летней загородной усадьбой Московских правителей. В XVI-XVII вв. складывается уникальный архитектурный ансамбль Коломенского, подчиненный идее торжественной царской резиденции, представляющей большую художественную и историческую ценность. На высоком берегу Москвы-реки расположена церковь Вознесения, построенная в 1532 г. Это один из первых шатровых каменных храмов на Руси. Небольшой по внутренним размерам храм служил летней домовой церковью русских царей в XVI в. В настоящее время храм, по договору с Патриархией, находится в общем пользовании музея и патриаршего подворья, основанного в 1994 году. В 1917 г. в подклете церкви была обретена Великая Чудотворная икона Державной Богоматери. В 1996 г., наряду с Московским Кремлем и Красной площадью, храм включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пожары начались на Красной площади, в Китай-городе, в районах Каменного и Яузского мостов. 4 сентября ветер занес огонь на ту сторону реки Москвы, и пламя стало охватывать Замоскворечье. В этот же день запылали Пречистенка, Арбат, вся Тверская (теперь улица Горького). 4 сентября Наполеон вынужден был оставить Кремль и переселиться в Петровский загородный дворец. Лишь 8 сентября он переехал обратно в Кремль. Московский пожар, затихший 8 сентября, уничтожил массу домов. Из 9158 жилых строений сгорело 6532. В огне погибло много культурных ценностей, в том числе подлинная рукопись «Слово о полку Игореве» из богатейшей коллекции любителя и собирателя древностей Мусина-Пушкина. Пожар облегчал грабеж. Мародеров особенно привлекали церкви. Они надеялись найти там несметные богатства. Монастыри были ограблены все без исключения. В грабеже принимали активное участие офицеры и генералы французской армии, что содействовало ее разложению. Падала дисциплина в войсках. Одна группа мародеров нападала на другую и захватывала ее добычу. Солдаты «великой армии» надеялись, что взятием Москвы кончится война, что Москва обогатит их награбленным добром, и они скоро будут дома.
С тех пор часто гремели артиллерийские залпы в Москве. Это были салюты за освобождение Харькова, Минска, Киева. за освобождение Варшавы, Белграда. за взятие Бухареста, Вены, Берлина. По московским улицам проходили бесконечные колонны пленных гитлеровцев. Наконец пришел долгожданный день. В два часа ночи 9 мая 1945 года раздались торжественные позывные и диктор сообщил, что через несколько минут будет передано важное сообщение. Москва проснулась. Все прильнули к репродукторам. И в ночной тиши раздалась весть о капитуляции фашистской Германии. Москвичи вышли на улицы. — С победой, товарищ! Много военных парадов было на Красной площади, но такого величественного парада — парада Победы — еще не видели древние стены Кремля. Он состоялся 24 июня 1945 года. В Москву со всех недавних великих фронтов собрались смелейшие из смелых. Они стоят в шеренгах сводных фронтовых полков, осененные боевыми знаменами, — солдаты, сержанты, офицеры, генералы, маршалы, участники сотен сражений. Как были размещены фронты, так и выстроились на Красной площади сводные полки. Справа — герои Заполярья, воины Карельского фронта. За ними — защитники Ленинграда, участники боев в Прибалтике, славные воины Белорусского фронта — те, что прикрывали Москву в 1941 году, брали Гдыню, Гданск, что прошли величественный путь от Волгограда до Берлина.
Второго ноября красногвардейцы и солдаты Замоскворечья захватили здание Штаба военного округа на Пречистенке. В тот же день здание Городской думы перешло в руки войск Военно-революционного комитета. От юнкеров были полностью очищены Театральная и Воскресенская площади, Китай-город. Революционные войска заняли Исторический музей и вышли на Красную площадь. Кремль был окружен революционными войсками. В лагере противника началась паника. Враг капитулировал. Были подписаны условия капитуляции: власть буржуазии прекращала свое существование, белогвардейцы и юнкера разоружались. Вечером 2 ноября 1917 года Московский Военно-революционный комитет издает следующий приказ всем войскам: «Революционные войска победили. Юнкера и «белая гвардия» сдают оружие. Комитет общественной безопасности распускается. Все силы буржуазии разбиты наголову и сдаются, приняв наши требования. Вся власть — в руках Военно-революционного комитета. Московские рабочие и солдаты дорогой ценой завоевали свою власть в Москве. Все на охрану завоеваний новой рабочей, солдатской и крестьянской революции. Враг сдался. Военно-революционный комитет приказывает прекратить всякие военные действия (ружейный, пулеметный и орудийный огонь).» Рано утром 3 ноября 1917 года революционные войска заняли Кремль.
![]() | 978 63 62 |