![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Биология |
Физиология, психология и интеллект близнецов | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Тьюринг полагает, что следует дать утвердительный ответ. Идея, ставшая достоянием такого "надкритического" ума, может породить целую "теорию", состоящую из вторичных, третичных и еще более отдаленных идей. Разумеется, эти аналогии весьма условны и, по признанию самого А. Тьюринга, их нужно считать аргументами скорее риторического характера. Существенно, однако, что машина, достигшая некоторой критической ступени сложности, приобретает качественно новые черты, такие как способность к самоорганизации, самообучению и самовоспроизведению. Следовательно, проблема творческого мышления становится важнейшей проблемой создания искусственного интеллекта - междисциплинарного научного направления, объединяющего определенные аспекты кибернетики, бионики, математики, физиологии, психологии, философии и других наук. Одной из объективных трудностей, возникающих на пути к искусственному интеллекту, является разноуровневый характер исследований, проводимых в рамках этих наук, что подчас создает ситуации взаимного непонимания, например, между кибернетиками и психологами
Перцептивная организация. //Хрестоматия по практической работы психологов также необходимо ощущению и восприятию. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975. что существенно иное делают психологи по сравнению с Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная другими специалистами: медиками, педагогами и т.д. анатомия головного мозга. – М., 1958. Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология психических явлений. Одни исследователи ищут эти интеллекта. – М., 1969. механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. – управляющие отношениями между объектами. М., 1969. Если допустить правильность такой ориентации Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932. психологических исследований, то это будет означать, что Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. //Вопр. психические явления не имеют собственно психологических психол. – 1966. – № 5. механизмов и что психология ограничена одними Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических "явлениями".
Тем не менее с давних пор предпринимали попытки найти связь интеллекта (как общих свойств ума человека, его талантов и как частных способностей с индивидуальными особенностями) и свойств материального субстрата психической деятельности мозга. Долгое время анатомы и физиологи, психологи и врачи изучали особенности строения мозга умственно отсталых и выдающихся людей, пытались сопоставить одаренность с массой мозга, числом и выраженностью извилин, развитием каких-либо специальных областей коры больших полушарий, особенностями цитоархитектоники. Что касается массы мозга, то у многих знаменитых писателей и ученых он действительно оказывался превышающим среднюю величину, которая для человека составляет 1400 г. И.С. ТургеневP 2012Pг, Ж. КювьеP 1829Pг, И.П. ПавловP 1653Pг, Д.И. МенделеевP 1571Pг, Г. ГельмгольцP 1440Pг, Ю. ЛибихP 1362Pг, А.Ф. КониP 1100Pг, А. ФрансP 1017Pг. Однако у такого, например, выдающегося ученого, как Ю. Либих, или талантливого писателя, как А. Франс, масса мозга оказалась даже меньше, чем у человека средних способностей
Причина заключается в многоаспектности терминологического понимания феномена интеллекта. Прежде, чем приступить к определению интеллектуального потенциала и категориального аппарата исследования, необходимо рассмотреть генезис психологического знания об интеллекте человека: основания классификаций и критерии интеллектуального развития. Проблема интеллектуальных возможностей человека затрагивается в той или иной степени представителями различных наук (акмеологии, антропологии, кибернетики, педагогики, психологии, физиологии, и т. д.). Известно, что способ изучения явлений неотделим от понимания их природы. Природа же интеллектуальной активности характеризуется большой сложностью. Термин Томск: Из-во Том ун-та, 1997. – 392 с. 12. Якиманская ИС. Основные направления исследования образного мышления // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С. 5 – 16. 13. В.Келер Некоторые задачи гештальт-психологии//Христоматия по истории психологии. М.: Изд-во Моск. университета(1980г.) 14. М.Вертгеймер Психология продуктивного мышления. М.:Прогресс, (1987г.) 15. К.Дункер Психология продуктивного (творческого) мышления//Психология мышления. М.:Прогресс (1965г.) 16. М.А.Холодная Психология интеллекта//Парадоксы исследования. СПб.:Питер (2002г.) 17. Г.Ю.Айзенк Узнай свой собственный IQ.
Ixodidae; включает виды, являющиеся переносчиками возбудителей клещевого энцефалита, туляремии, бруцеллеза и др. гемеллология (лат. gemellus парный + греч. logos учение, наука) -раздел биологии и медицины, изучающий близнецов (с позиций генетики, морфологии, физиологии, психологии и патологии). гемералопия (hemeralopia; греч. hemera день + alaos слепой + ops, opos глаз; син.: никталопия, слепота куриная, слепота ночная) -- резкое ухудшение зрения в условиях пониженной освещенности, обусловленное нарушением функции палочкового светочувствительного аппарата сетчатки. гемералопия алиментарная (h. alimentaria) -- эссенциальная Г., обусловленная отсутствием или недостатком в пище ретинола. гемералопия врожденная (h. congenita) -- Г., проявляющаяся в детском или юношеском возрасте и обусловленная врожденными патологическими изменениями глаз. гемералопия симптоматическая (h. symptomatica) -- Г., наблюдающаяся при некоторых органических заболеваниях сосудистой оболочки глаза, сетчатки и (или) зрительного нерва. гемералопия
Несмотря на решающее значение социально-экономического фактора в организации труда, нельзя недооценивать биологическую, естественную сторону трудовой деятельности н ее роль в организации труда. Процесс труда, взятый как психофизиологический процесс воздействия на силы природы, изучается серией биологических наук: гигиеной, физиологией, психологией. Эти науки вооружают экономиста естественнонаучными методами оценки и совершенствования организации труда и трудового процесса. Естественно, что и сами они согласуют свои выводы и предложения с требованиями экономики труда. Особое место занимают правовые мероприятия, объединяемые общим термином «охрана труда». Они направлены на обеспечение нормальной и безопасной обстановки в процессе труда. Соблюдение норм и требований охраны труда и техники безопасности, определяемых специальными государственными органами, является обязательным условием правильной организации и повышения эффективности труда. Все названные общественные и естественные науки изучают отдельные стороны труда. Экономика труда синтезирует и использует выводы этих наук для выработки конкретных методов хозяйственной политики к области труда.
Сохранились лишь некоторые названия систем и школ. Это школы "Белого журавля", "Шоу-Дао", "Белого лотоса", "Длинной руки", "Железной рубашки", "Ядовитой руки". В начале XI века н. э. в Китае уже широко распространилось учение, так называемой "даосской йоги", которая выдвинула множество теорий о взаимодействии тела и духа. До сих пор в "даосской йоге", давшей базу для многих стилей и направлений в рукопашном бое, сохраняется причудливое смешение мистики с глубокопродуманными и обоснованными изысканиями в физиологии, психологии, аутогенной тренировке и рефлексотерапии. Однако следует сказать, что именно эта разновидность йоги внесла огромный вклад в развитие теоретической и практической базы воинских искусств. Развивая воинские искусства даосские мастера, разработали тычковые способы воздействия на различные участки человеческого тела, как голыми руками, так и с помощью оружия. Тычковые удары использовались не только в кулачном бою, но и в фехтовании на копьях (удары наносились не только острием, но и тупым концом), палках (шестах), мечах (удар рукоятью или ножнами).
Способы проведения экспертизы многообразны. Для условий школы наиболее подходящим является метод предпочтения (ранжирования) в соответствии с которым эксперты расставляют оцениваемых детей по рангам в порядке ухудшения или улучшения их КС. Место, занятое учащимся, определяется числом набранных баллов. Чем меньше (больше) сумма баллов, тем выше (ниже) занятое место и относительный уровень КС школьника в данной группе (классе). Однако, во- первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти одного или нескольких лиц (экспертов), имеющих высокую квалификацию и опыт. Во-вторых, метод экспертных оценок страдает тем же основным недостатком, что и метод наблюдения: с его помощью можно получить лишь субъективную характеристику о степени развития КС, которая далеко не всегда совпадает с объективной, действительной оценкой. Использование аппаратурных, или инструментальных, методов позволяет получить точные качественные оценки уровня развития КС и их отдельных компонентов (признаков). Это преимущественно методы таких наук, как биомеханика, физиология, психология физического воспитания и спорта и методы их основных ветвей: психофизиологии и психобиомеханики.
Например, Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894), автор фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии, летом 1879 г. писал: ".Область электродинамики превратилась в то время в бездорожную пустыню. Факты, основанные на наблюдениях и следствиях из весьма сомнительных теорий, - все это было вперемежку соединено между собой" . Одним из камней преткновения в теории Максвелла являлось утверждение, что переменное электрическое поле создает и соответствующее магнитное поле. За экспериментальное доказательство этого утверждения Берлинская Академия наук в 1879 г. (в год смерти Д. Максвелла) установила премию . Именно Г. Гельмгольц и поручил своему бывшему ученику, в то время - уже профессору Высшей технической школы в Карлсруэ, Генриху Рудольфу Герцу (1857-1894) проверить экспериментально теоретические положения Д. Максвелла. Оценив известный путь решения поставленной задачи, Герц убедился в его неэффективности и отказался от предложенной работы. Но не забыл о ней, он искал другой способ решения задачи. И нашел. Для своих экспериментов Герц решил использовать токи очень большой частоты, которые можно было получить при искровом разряде с помощью уже хорошо известной тогда индукционной катушки, созданной Генри Румкорфом в 1848 г. и удостоенной Парижской академией наук большой денежной премии имени Вольта .
О самостоятельной роли партии руководители КПГ забыли; это одна из главных причин октябрьского поражения". "Правда", 24 июня 1924 г.". И Л.Троцкий надрывно мучительно кричит: "Когда же объективные предпосылки созрели, тогда ключ ко всему историческому процессу передаётся в руки субъективного фактора, то есть партии. Если последняя упускает критический перелом ситуации, эта последняя переходит в свою противоположность". Тщетно! Л.Троцкого не слышат. А что Л.Троцкий пытается донести до сознания других? То же самое, что и в математике, физиологии, психологии, политической экономии, химиии, философии, логике, - ДИАЛЕКТИКУ. ".Самое трудное для революционного руководства в нашу эпоху крутых поворотов - это суметь в нужный момент прощупать пульс политической обстановки, уловить её крутой перелом ("а э т о с а м о е в а ж н о е") и своевременно дать твёрдый поворот рулю". Мы имеем две противоположные истории, две противоположные правды, две противоположные истины, два противоположных факта, две противоположные позиции, два противоположных принципа, две противоположные науки, два противоположных понятия, две противоположных теорий, два противоположных метода познания, две противоположные логики, два противоположных мышления, два противоположных подхода, два противоположных руководства (аппаратный, бюрократический и инициативный, творческий, научный).
Метод расщепления состоит в том, что тест разбивают на две сопоставимые части. Респондент выполняет задания этих двух частей в течение одного сеанса с получением двух результатов (например, тест Равена содержит две части: четные и нечетные задания). За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя этими частями. Он называется коэффициентом внутренней согласованности теста . Валидность и надежность. Тест может быть надежен, но не валиден. Это означает, что он измеряет какое-то свойство очень точно, но какое именно – остается под вопросом. В такой ситуации необходима более точная валидизация теста, как содержательная, так и практическая. 5. Виды психологических тестов Тесты интеллекта Понятие интеллекта. Проблемы тестирования интеллекта. Тесты интеллекта, или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Понятие интеллекта еще со времен первых интеллектуальных тестов претерпевало различные изменения со стороны подходов к тестированию интеллекта как психической реальности. Еще в 20-х гг. возникла кризисная ситуация в психологии интеллекта.
Это свидетельствует об актуальности исследований по развитию интеллекта средствами физического образования и, в частности, средствами формирования методологических и прикладных знаний, которые, на наш взгляд, в состоянии положительно влиять на это развитие. В психологии интеллекта наряду с объяснительными подходами существует ряд факторных подходов и комплекс моделей с соответствующей той или иной модели иерархией. Факторный подход в теории интеллекта или факторный анализ интеллекта предполагает метод измерения различных атрибутов интеллекта с помощью отдельных тестов и определение факторов интеллекта на основе корреляционной обработки результатов в батарее тестов. Большинство иерархических моделей факторного подхода предполагают на вершине иерархии некий G –фактор (по теории Ч.Спирмена), определяющий общий интеллект, а также S–факторы (или конкретные факторы) . Наборы тестов Г.Айзенка и Дж.Равена настроены на измерение G–фактора. В основе исследования структуры интеллекта лежит группа тестов Р.Амтхауэра, основанная на многофакторной теории интеллекта по модели Л. Терстоуна. По ряду субтестов структуры интеллекта можно сделать вывод как о теоретических, так и о практических способностях, как о двух гранях интеллекта. В работе М.Е.Бершадского , посвященной когнитивному мониторингу уровня понимания, приводятся доводы в пользу использования теста Р.Амтхауэра для интегральной характеристики интеллекта и измерения уровней вербального, пространственного и математического интеллекта в области первичных базовых когнитивных способностей, непосредственно не связанных с предметной информацией.
Но семя им было брошено. И из этого идейного семени выросла особая школа. Чтобы отличить ее от малого научного коллектива, назовем ее школой – исследовательским направлением. Это направление превратилось на почве русской науки в могучее разветвленное древо, со множеством линий развития в различных направлениях физиологии, психологии, медицины, педагогики, других ветвей знания. Самой величественной и знаменитой из этих линий развития стало учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности (поведении). И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторнай деятельности. Если Сеченов разрабатывал свое учение в одиночку, то Иван Петрович Павлов (1849-1936) создал огромный коллектив, к которому примыкали ученые из многих стран. По существу им была создана интернациональная, международная школа, равной которой мировая наука не знает. Он был великим командармом армии исследователей, энергией которой учение о поведении составило мощный раздел современного научного знания. С именем Павлова ассоциируется, прежде всего, понятие об условном рефлексе. Термин "рефлекс" был паролем научного объяснения поведения у Сеченова.
Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления - независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.ЛитератураПсихология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1995. - 576 с. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - М. 1981. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М., 1969. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986 Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/Под ред. Л.А. Венгера. - М.:Просвещение. 1985. - 272 с. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.
Одним из важнейших критиков Пиаже является отечественный ученый Л. С. Выготский. Он упрекал Пиаже в неправильном выборе исходного пункта исследования – индивида как такового, лишь постепенно вовлекающегося в сферу общественных отношений. Недооценена роль обучения. По мнению одной из его учениц, М. Доналдсон, не совсем верно интерпретированы результаты экспериментов. Значение выдающихся трудов Ж. Пиаже, как мне представляется, в том, что он задал научной мысли правильное направление, спровоцировал поток критики, споров, в которых, как известно рождается истина.Литература. 1) Ж. Пиаже Логика и психология. Избранные психологические труды. М., 1969 2) Ж. Пиаже Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М., 1969 3) Л. Обухова Возрастная психология М., 1999 4) М. Доналдсон Мыслительная деятельность детей. М., 1985
Однако нельзя не заметить, что для этих теорий характерной оказываетсятенденция искать объяснения природы интеллекта «вне» интеллекта за счет обращения к тем или иным неинтеллектуальным факторам. Так, генетическоеобъяснение Пиаже обернулось логическим редукционизмом. Айзенк пришел к заключению, что интеллект следует объяснять некогнитивными процессами. Хант иСтернберг тяготеют к представлению об аналогичности элементарных информационных процессов, лежащих в основе интеллектуальных способностей и характеризующихработу компьютера. Что касается роли личностных факторов, то тезис о пристрастности познавательного отражения человека, безусловно, верен. Тем не менее существуют, видимо, границы этой пристрастности, и задаются дни в первую очередь уровнем интеллектуальнойзрелости личности. В этом как раз и заключается один из парадоксов психологии интеллекта: на познавательную деятельность на любом ее уровне (восприятия.памяти, мышления и т. д.) действительно оказывают влияние разнообразные личностные факторы. Специфическая же роль интеллекта заключается в том, что интеллект«производит» такие субъективные состояния, которые не зависят от характеристик познающего субъекта и являются условием объективации всех аспектов егопознавательной активности.
Но, поскольку большинство тестируемых психологических свойств введены условно, то абсолютно точное значение свойства может вообще не определяться экспериментально, а являться своего рода психологической абстракцией. Также коррекционная программа должна быть релевантна диагностической методике. В этом случае программа должна быть такой, чтобы не было возможности тренировки заданий данных в тесте, а нужно обеспечить формирование тех или иных качеств, аспектов развития, которые диагностирует тест. Коррекционная программа дает возможность осознать свои ошибки и недочеты и раскрыть процессы мышления. Компьютерные варианты методик позволяют отследить процессуальную сторону выполнения тестовых заданий, скрытую от психолога при обычном тестировании, и помогают выявлять индивидуальные особенности мышления. Компьютерные технологии в экспериментальной психологии В 20-м веке исследования большинства специалистов в области психологии одаренности сводились в основном к вопросам психологии интеллекта и креативности. Это привело ученых к формированию различных направлений: психофизиологического, психогенетического, тестологического (психометрия интеллекта и когнитивных функций), общепсихологического, ориентированного на изучение мышления и когнитивных функций и социально-психологического.
Указанные направления имеют достаточно глубокое научно-методическое обоснование в советской теории и методике физического воспитания и изложены в специальной, литературе. Этим определяется и структура изложения материала в данном реферате: она основана на положениях теории и методики физического воспитания, применительно к задачам ППФП вообще и студентов высших учебных заведений в частности. При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положения ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения социологических исследований, должны дополняться более углубленными психофизиологическими исследованиями на рабочих местах с применением методик, используемых в физиологии, психологии, гигиене труда и спортивной тренировке. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства под влиянием научно-технической революции. Следует отметить, что при определении содержания ППФП студентов все шире используются математические методы анализа полученных материалов. Есть все основания полагать, что более широкое применение дисперсионного, корреляционного и регрессионного методов для объективной оценки существенности значения различных компонентов в ППФП намного повысит научность подбора средств и методов для ее реализации в системе физического воспитания студентов.
![]() | 978 63 62 |