![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек |
Работа со сновидениями | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Никто никак не реагирует на мои слова. Я чувствую, что начинаю расстраиваться, и, одновременно, оживляюсь от того, что сумела выразить свои мысли. Когда приносят еду, я не получаю того пирожного, которого хотела, но мы, вместе с какой-то блондинкой стали выбирать и есть приглянувшиеся нам куски от одного апельсинового пирожного." Это сновидение выражает частично расстройство, ощущаемое мной перед представлением моей первой профессиональной работы по сновидениям: никто иной, как мой муж, принял самое деятельное участие в ее обсуждении. Хотя сновидение очень символично, я обращусь к уникальному образу сновидения "женщина с ветвями, растущими из ее головы". Что это было? Я даже не припоминала, чтобы подобные сны снились раньше. Может быть я забыла? Обращаюсь к массивным томам записей, листаю их в поиске женщины с ветвями. Наброски необычных образов, которые я делаю в левой колонке весьма полезны при подобных затруднениях. За два года до "ветвистой женщины" я обнаружила подобную странную особу. В мае 1971 года мне приснилось, что я ощутила в себе огромную силу: я обнаружила, что могу заставлять ползущие ветви голубоватого, слегка устрашающего меня растения приближаться ко мне внутренним усилием воли
Отталкиваясь от первично заданного образа, клиенты (особенно художественного склада) могут просмотреть целый фильм в своем воображении, что само по ходу является трансформацией личности. Расширение осознания. Метод предполагает умение терапевта задавать вопросы, проявляющие скрытый смысл, содержащийся в образе. Цель его – более полное осознание клиентом своего проблемного поля. Волшебство. Этот метод предполагает различные варианты волшебных изменений по желанию клиента под магическим воздействием терапевта. Он применяется при разрешении тупиков третьей степени, когда человек считает, что чувствовал себя так всегда и не находит способа изменить образ. При этом клиенту предлагается представить, что образ изменился в нужном русле и описать, как он себя при этом чувствует. 2.3. Использование образов в психотерапии Еще Фрейд широко использовал образы в психотерапевтической работе. Материалы сновидения были им признаны элементами «столбовой дороги» в бессознательное. Также Шульц, автор знаменитой системы аутогенной тренировки, ввел в последние упражнения его аутотренинга некоторые установки для того, чтобы пациент «видел» в своем воображении определенные образы.
Состояние сна зависит от отношения к нему в реальной жизни. Возможно, это подобно взгляду некоторых экзистенциалистов, что значение жизни таково, какое мы сами ей придаем. Таким образом, первая ступень на пути к творческим сновидениям - вера в них, как в нечто важное и полное значения. Если вам пока не удалось достичь такого отношения к снам, вы сможете со временем этого добиться, экспериментируя с собственными сновидениями. Вы можете перейти к другим сторонам техники, но вы гораздо быстрее достигнете положительного результата, если вовремя оцените свои сны. Мы видели, как сны проникали в реальную жизнь, когда общество использовало их. Пока наше общество не награждает спящего за сновидения, вы будете вынуждены сами находить поощрение в результатах работы со сновидениями. Творческий результат, которым можно поделиться с друзьями, понимание, личностный рост - хорошая награда за сновидения. Эта книга предоставляет доказательства того, что спящий может индуцировать как общее, так и детальное содержание сновидений, обрести сознание во время сна, мы видим, как это происходит вновь и вновь во многих культурах, включая нашу собственную
Во время этого процесса, который Фрейд назвал смещением в сновидении (смещение – один из основных механизмов работы сновидения, а также искажения бессознательных мыслей и желаний в других явных формах психической жизни, заключается в смещении акцента с главного на второстепенное. В результате смещения, например, важнейший скрытый элемент представлен в явном содержании сновидения весьма отдаленными и незначительными намеками.), наблюдается также замещение психического напряжения, значимости и аффективной наполненности мыслей живостью образов. Чем темнее и спутаннее сновидение, тем большее участие в его создании можно приписать процессу смещения. Когда мы в содержании сновидения находим безразличное впечатление вместо волнующего и безразличный материал вместо интересного, то это нужно рассматривать как результат работы смещения. Сновидение никогда не интересуется тем, что не могло бы привлечь нашего внимания днём, и мелочи, не волнующие нас днём, не в состоянии преследовать нас и во сне. Сновидение не состоит исключительно из ситуаций, а содержит также остатки зрительных образов, речей и даже неизменённых мыслей. Работа сновидения располагает изобразительными средствами для выражения скрытых мыслей так называемая вторичная обработка (вторичная обработка – один из механизмов работы сновидения, заключающийся в перегруппировке и связывании элементов явного сновидения в более или менее гармоничное целое).
Тренировка биологической обратной связи Категория 3. Направляемое зрительное воображение Категория 4. Переходные объекты Категория 5. Писание "другой" рукой Категория 6. Стимуляция чувств Категория 7. Фантазия Категория 8. Работа со сновидениями Категория 9. Свободные ассоциации Категория 10. Дары правого полушария мозга Категория 11. Утверждения Два условия для достижения успеха Часть III. Практика. Ваша персональная программа Введение. Как использовать персональную программу День 1. Диаграмма осознания и оценки состояния Что левое полушарие вашего мозга "думает" о вас 1. Мандала №1 2. Классическое начало 3. В далеком лесу 4. Вы можете снова вернуться домой 5. Что правое полушарие вашего мозга "думает" о вас 6. Тренировка ваших чувств 7. Воссоздание 8. Послушаем сновидца Специальные инструкции для работы со сновидениями (дни 1-6) 9. Утренняя мудрость №1 10. Сводная характеристика сознания №1 11. Программирование успеха День 2. 1. Мандала №2 2. Цвета сознания 3. Место для вас 4. Мудрость прошлого 5. Синтез целей 6
Теперь о групповом применении арт-терапии. Группы классифицируются на открытые, полузакрытые и закрытые; состав групп при этом варьируется: дети, здоровые люди, психосоматические больные, невротики и др. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая и семейная. Тематика сеансов включает индифферентные, индивидуально-значимые и общезначимые темы. Бывают комбинации арт-терапии с другими формами терапии творчеством и психотерапевтическими техниками: в сочетании с музыкой, поэзией, с драма- терапией, с телесноориентированной терапией, с аутогенной тренировкой и направленной медитацией, с техниками работы со сновидениями, мифами и сказками, а также с психоделической терапией. Материалы используются самые разнообразные: визуальные виды (графика, живопись, коллаж, фотография, видео, компьютерная графика), скульптура (пластилин, глина, тесто и т.д.), Песок, Куклы (марионетки, силуэты и т.д.) Арт-терапия, как никакой другой психотерапевтический прием, связана с творчеством и реализацией креативных, игровых аспектов личности специалиста, использующего этот метод.
Будет ли канальный кластер сформирован — это во многом зависит от дальнейшей работы терапевта и клиента. Заметим, что психоаналитическая работа со сновидениями может рассматриваться как типичная методика формирования локального канального кластера в определенной области смыслов. А что произойдет, если третья стадия не наступит и произойдет простое формирование мощного глубинного кластера? Велика вероятность, что этот кластер разрушит своим полем уже сформированные адаптативные структуры (рис. 2б). Через некоторое время на их месте, разумеется, сформируются новые кластеры, но не сразу и неизвестно какие. При этом после такой терапии клиент может оказаться еще менее адаптированным и более фрустрированным, нежели до нее. После инициации Рейки в одном маленьком провинциальном городке участник семинара, школьный учитель, бегал по городу в голом виде и пришел в себя только на другой день. Схожие, хотя и не столь ярко выраженные эффекты иногда наблюдаются после сессий холотропного дыхания и при работе с другими методиками, основанными на ИСС.
Этот пример подкрепляет идею Ламберта (предлагавшего рассматривать проявления защитных механизмов в сновидении) о том, что угрожающие фигуры могут быть проявлениями проецируемого гнева сновидца. Однако, обосновывая значимость объективного уровня интерпретаций, Дикман одновременно возражает против ригидного использования правила: не обращаться к субъективному уровню до тех пор, пока не исчерпаны объективные ассоциации (там же). «Акцент на субъективном уровне интерпретации в терапевтическом процессе, как мне кажется, всегда важен, когда речь идет о периоде воссоединения с Самостью и о достижении изначальной целостности. это приводит к усилению функций Эго, что делает возможным отказаться от механизмов защиты, сделать границы проницаемыми и испытать связь с Самостью». Второй подход, обогащающий методологию работы со сновидениями, предложен Джеймсом Хиллманом, автором архетипической психологии, В отличие от Дикмана, предлагающего поставить в центр анализа Эго сна, Хиллман считает, что Эго также является образом, не единственным, не наиболее важным, а просто одним из множества других, равных по важности.
Одна из методик – разыгрывание ролей. Такая работа может побудить человека к проигрыванию новых форм поведения. Каждая форма поведения, которую участник выбирает с целью преодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта методика помогает выявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными намеренные несоответствия, преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего эмоционального фона если начать утрировать их невербальные выражения. О скрытых эмоциях можно судить и по интонации. Анализ сновидений и фантазий. Теоретически образы сновидения – фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. В групповой гештальт-терапии не приписывают сновидениям того символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и фантазиями включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, которые были спроецированы на вымышленные образы. Перенос на реальную почву – участник описывает сон (фантазию) в настоящем времени. Описывая сон таким образом, человек вновь погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в условиях группы.
У меня есть интеллект, но я — это не мой интеллект. Я — Центр чистого самосознания. Я — Центр Воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами. Я — это постоянное и неизменное «Я»». Можно использовать модель этого упражнения для разотождествления с субличностями. Техника «Работа со сновидениями» Упражнение «Элементы сновидения» «Расскажите сон от первого лица. Выделите наиболее «энергетизированные» элементы сна. Последовательно идентифицируйтесь с каждым «объектом» из сна, произнесите монолог от его имени. Возможна организация диалога между элементами сна. Найдите проекцию этих отношений в «дневной» жизни (это действие называется «челнок»)». Упражнение «Рисование сна» «Выберите фрагмент сна и нарисуйте его. В паре выберите двух «персонажей» из сна. Вылепите из партнера, как из глины, одного из персонажей вашего сна. Это может быть движущаяся скульптура. Повзаимодействуйте с этой фигурой, действуя от имени второго персонажа. Поменяйтесь ролями — теперь вы сами сыграете ту роль, которую играл ваш помощник, а он сыграет второго персонажа вашего сна». Упражнение «Работа над сном» «Превратитесь в персонаж (предмет, элемент) вашего сна.
Вернувшись в Вену, Фрейд становится практикующим врачом. Первоначально он пытался – вслед за французскими учителями – применять в терапевтических целях гипноз, но вскоре убедился в его ограниченной применимости. Постепенно Фрейд отрабатывает собственную психотерапевтическую технику, метод «свободных ассоциаций». В конце 1899 года выходит его фундаментальная работа «Толкование сновидений», которая до сих пор является «библией» психоанализа. Затем появляются многочисленные книги и статьи Фрейда по самым разным вопросам медицинской психологии. Вокруг него постепенно собирается кружок последователей, который в 1908 году превращается в «Венское психоаналитическое общество». Психоанализ выходит из «подполья», несмотря на резкую критику большинства психиатров. В том же 1908 году происходит I Международный психоаналитический конгресс, а через год Фрейд и его ученик К. Юнг отправляются пропагандировать психоанализ в США. В 1910 году создается Международная психоаналитическая ассоциация. До самой своей смерти Фрейд руководил постоянно возраставшей армией единомышленников и последователей.
Примером может служить случай мужчины-импотента (см. выше), который идеально вписывается в классическую схему Боссовской интерпретации. К сожалению, Босс практически не использует возможности работы в экзистенциале Бытия-вместе, в описании его случаев нет не только описания этой целостности, нет описания процесса самого терапевта, что не очень согласуется с его же идеологическими установками. Также некоторые сомнения вызывает отношение Босса к символике. Традиция символической интерпретации сновидений родилась задолго до Фрейда и насчитывает не одну тысячу лет. Все это, естественно, нисколько не принижает его заслуг в разработке метода экзистенциальной работы со сновидениями, которая если не более валидна по сравнению с фрейдистской и юнгианской, то бесспорно более экологична. Тема работы со сновидениями выводит нас еще на одну довольно интересную тему. Это тема будущего бытия, которое уже присутствует в настоящем. Босс только отчасти затрагивает эту тему, очевидно, что она заслуживает гораздо большего внимания и не только относительно работы со сновидениями, но и других психотерапевтических техник.
Одну из показал, что человек не является хозяином в самых фундаментальных попыток отчетливо своей собственной душе. поставить и разрешить проблему духа Таким образом, представление гуманистов о предпринял древнегреческий философ Платон. том, что человек в принципе хорош, а В его философии бесплотное неопределенное обстоятельства плохи – чистая иллюзия. идеальное начало превращается в достаточно За эту точку зрения Фрейда и любят, и четко систематизированную и ненавидят: иерархизированную структуру, которая 1) любят за то, что это даёт буквально «держит» мир, составляет его возможность людям оправдать свои пороки; основу. Именно идеальное начало оказывается 2) ненавидят, так как он отнял у первосущим, а материальный мир — лишь его человека возможность гордиться величием несовершенным подобием. Но как ни велик своего разума. Платон и как ни уважали в античности Фрейда часто обвиняют в отсутствии философов, духовные ценности отнюдь не гуманизма. превалировали в сознании юдей той эпохи. А А психоаналитики (Черкасов С.М.) говорят, вот на следующем крупном отрезке европейкой что «Фрейд – великий гуманист, ибо истории, в Средневековье, «линия Платона» благодушие в отношении природы человека получила продолжение в развитие вредно». христианства. Сделавшись в силу ряда Проявления бессознательного. исторических причин монополистом духовной Как вы думаете, где проявляется жизни Европы чуть ли не на тысячу лет, бессознательное? христианская религия весьма существенно 1. Сновидения. изменила шкалу основных жизненных В своей работе «Толкование сновидений» ценностей.
С такими состояниями и настроениями как боль, вина, тревога, печаль нужно работать более тщательно, поскольку каждое из этих состояний может нести для человека очень важную функцию. Например, состояние тревожности для одного из моих пациентов было неприятным, но в тоже время являлось своего рода гарантом, что он не пропустит в этот день ничего важного и все сделает правильно. В ходе работы мы вместо тревожности определили для мониторинга два настроения: внутренняя тишина и бдительность. Предложенная методика работы со сновидениями хорошо зарекомендовала себя при работе с депрессивными состояниями циклического характера, в том числе с начальными стадиями алкоголизма (в итоге пациент нетолько бросил пить, но и курить). Предполагается высокая ее эффективность при терапии компульсивных пациентов. Тем не менее, при работе с ярко выраженными невротическими и психотическими состояниями, ее терапевтические возможности могут быть ограничены. Работать с данной методикой можно как индивидуально, так и в небольших группах. Участники группы могут давать обратную связь по поводу искренности рассказа сновидца, а также предложения по идентификации базовых настроений и возможным альтернативам.
Он назвал перевод этого языка подсознательных процессов на язык повседневности «искусством толкования». Однако по-настоящему все это было осознано и понято лишь после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений. Он заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи с тем или, иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти ассоциации раскрывали тайный смысл сновидения. Затем он попытался, пользуясь внешним содержанием этих ассоциаций, реконструировать тайный смысл сновидения — его латентное содержание — и таким путем обнаружил особый язык подсознательных умственных процессов. Он опубликовал свои находки в работе «Толкование сновидений» в 1900 г.; эта книга по праву может считаться самым существенным его вкладом в науку. Сам Фрейд в 1931 году писал об угон своей работе: «Она содержит, даже с моей сегодняшней точки зрения. наиболее ценные из открытий, которые мне посчастливилось сделать».
За ее пределами остались такие аспекты, как вклад стадий психосексуального развития в симптомообразование, эдипова проблематика, анализ сновидений и др. Поэтому первые два рассматриваются в следующей главе, а принципы и методы работы со сновидениями будут изложены отдельно, в рамках нескольких подходов (см. главу 7). Список литературы
Действительно, вскоре начинает всплывать ряд идей, за которыми следуют новые идеи. Опыт показывает, что, следуя без критики за ассоциациями, при анализе любого сновидения мы приходим к ряду мыслей, связанных между собой по смыслу и правильным образом. Сновидение, как оно вспоминается нам, мы противопоставляем полученному при анализе материалу и называем первое (т.е. сновидение) явным содержанием сновидения,а второй (т.е. материал) - скрытым содержанием сновидения. Процесс переработки скрытого содержания сновидения в явное мы будем называть работой сновидения. Работа сновидения состоит из процессов, благодаря которым из скрытых мыслей сновидения, соматических раздражителей во время сна, остатков дневных впечатлений формируется явное содержание сновидения. 3.2. Превращение скрытых мыслей сновидения в явное его содержание заслуживает нашего полного внимания как первый пример перехода одного способа выражения психического материала в другой: из способа выражения, понятного нам без всяких объяснений, в такой способ, который становится понятным лишь с трудом и при наличии определенных указаний.
Основоположник психоанализа австрийский врач -- психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856--1939). Основные идеи психоанализа изложены в его работах: "По ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.), "Массовая психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.), ""Я" и "Оно"" (1923 г.) и др. Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека -- бессознательное. Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда. Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, подсознательного и сознательного.
![]() | 978 63 62 |