![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Искусство |
Античный театр | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В 1907 окончил Петерб. балетную школу. В 1921-37 работал балетмейстером белорус. драм. т-ров. В 1937- 1941 - гл. балетмейстер Ёелорус. ансамбля песни и танца. В 1922-28 пост. в 1-м Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Купалы) спектакли "Коппелия" Делиба, "Очарованный лес" Дриго. Бр. С. АЛЕЙТТИ (Aleotti), Джованни Баттиста (1546, Арджента,- 12. XII. 1636, Феррара) - итальянский архитектор и инженер-гидролог. Ученик А. Палла-дио. Двадцать два года состоял на службе у герцога Альфонсо 11 д'Эсте. В 1598 был избран городским архитектором Феррары, где по его проекту в 1606 построен т-р при "Академии неустрашимых", считавшийся в то время одним из красивейших в Италии (сгорел в 1679). Имя А. получило мировую известность в связи с постройкой в 1618-19 по его проекту Театра Фарне-зе в Парме во дворце герцога Рануччо I Фарнезе (см. Фарнезе театр). В. Мюл. Лит.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра, сост. и ред. С. Мокульского, т. 1, 2 изд., М., 1953; Лукомский Г. К., Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания, т. 1, СПБ, 1913; Проблемы архитектуры. Сб. материалов, т. 2, кн. 2, М., 1937
Конечно, объяснение этих законов на первых порах еще очень примитивно, оно не выходит за рамки традиционной полисной религии, но положительным моментом является уже само стремление понять и познать окружающий мир, определить в нем место человека. Вопросы общественно-по-литической жизни широко обсуждались афинскими гражданами не только в народном собрании, но и в театре. В дни определенных праздников античный театр собирал все население города и окрестностей. Особенно велика была политическая и культурная роль греческого театра в V в. до н. э., когда афинская рабовладельческая демократия достигла своего расцвета. Связь с общественно-политической жизнью, служение интересам народа, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, использование лучших достижений греческого эпоса и лирики — все это сделало афинский театр театром больших идеи и прекрасной художественной формы. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ И ТЕАТРА Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а затем лирика.
В 1939 сыграла роль Матери в спектакле "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки, создав глубоко драматич. образ. Среди ролей С.: Гельби ("Песнь об Урсаре" Ром-Лебедева), Настасья Филипповна ("Венчальная" Финна), Мануй-лиха ("Олеся" по Куприну), Матрёна ("Верность" Лу-ковского), Гордыля ("Цыганка Аза" Старицкого), Мария Васильевна ("Кабачок Макрель" Ром-Лебедева), Мать ("Марианна Пинеда" Гарсиа Лорки), Доротея ("Кармен из Трианы" по Мериме) и др. В творчестве С. органически сочетались иск-во драмы, песни, танца. Актрисе присущи артистизм, большое обаяние, её сценич. образы исполнены человечности, теплоты, глубокого драматизма. Лит.: Альтман И., Гарсия Лорка и театр "Ромэн". "Театр", 1939, № 4; Московский цыганский театр "РОМУН",М., 1961; Рыжова В., Необычные судьбы, "Театральная жизнью, 1962, № 4. С. Г. СКЕНА (греч. стхт, основное значение - палатка, дерев. будка) - одна из трёх частей др.-греч. театра. В ранний период (до Эсхила) С.временное деревянное помещение для переодевания и выхода актёра, исполнявшего разл. роли. С усложнением театр. действия и введением 2-го и 3-го актёров, позади орхестры или по касательной к её окружности была построена стена, получившая назв. С. С. являлась резонатором, на ней же укреплялись рисованные на досках или холсте декорации (позже для этой цели используется проскений). В сер. 5 в. к С. были пристроены боковые крылья - параскении. От древнегреч. слова (JT.T и лат. scaena происходит совр. слово "сцена". Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М.-Л., 1940; Колобова М.М., Древний город Афины и его памятники, Л., 1961; См. также ст
Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии. В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинае клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися огромной популярностью. Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности византийской культуры. Прежде всего к ним следует отнести то, что византийская культура была открыта други культурным влияниям получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синтезировались главной , ведущей греко-римской культурой. Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где сохранялось богатое наследие античности.
Investigaciones bio-bibliograficas, Madrid, 1893; Gabriel y Ramirez de Cartagena A. de. Alrededor de Tirso de Molina, Madrid, 1950. 3. Л. ТИТЙНИЙ (Titinius; 2-1 вв. до н. э.) - др.-рим. комедиограф. Видный представитель тогаты. Сохранилось 15 назв. его комедий и отрывки из них (ок. 80 стихов): "Сестра-близнец", "Валяльщики", "Адвокат-ка", "Падчерица" и др. Исследования стилевых и лек-сич. особенностей дошедших фрагментов показывают, что Т. был последователем Плавта. Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; [W e i n s t о с k St.], Titinius, в кн.: Paulys-Wissowa Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, 2 Reihe, Halbd 12, Stuttg., 1937, Kol. 1540-46. Лид. Ф. ТИТОВ, Григорий Иванович [р. 1(14).1.1907] - удм. сов. певец (бас), актёр муз. т-ра. Нар. арт. Удм. АССР (1949). Засл. арт. РСФСР (1950). В 1933-39 Г, -солист хора Удм. радиокомитета и Удм. ансамбля песни и пляски. В 1947 окончил Моск. консерваторию (класс Н. И. Сперанского). В 1947-50 - артист Удм. муз.-драм. т-ра; играл роль Камита Усманова в о. п. И. Г. Гаврилова с муз. Н. М. Греховодова. С 1951- солист Удм. филармонии, совершил ряд концертных поездок по стране
Интересные данные приводит Э.Сороко. Построенный Поликлетом-младшим театр был рассчитан на 15 тысяч зрителей. Места для зрителей (театроп) имели 2 яруса : первый- 34 ряда мест, а второй – 21 ряд (числа Фибоначчи). Раствор угла , охватывающего пространство между театропом и скемой (пристройка для переодевания актеров и хранения реквизита), делит окружность основания амфитеатра в отношении : , что равно 1: 1,618 . Это соотношение углов реализовано практически во всех античных театрах. Театр Диониса в Афинах трехъярусный. Первый ярус имеет 13 секторов, второй – 21 сектор. Древние скульпторы знали и использовали золотую пропорцию как критерий гармонии, канон красоты, корни которой лежат в пропорциях человеческого тела. “Человеческое тело – лучшая красота на земле”, - утверждал Н.Чернышевский. Эталонами красоты человеческого тела, образцами гармонического телосложения издавна и по праву считаются великие творения греческих скульпторов: Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя. В создании своих творений греческие мастера использовали принцип золотой пропорции. Центр золотой пропорции строения человеческого тела располагался точно на месте пупка.
Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии. В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинае клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися огромной популярностью. Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности византийской культуры. Прежде всего к ним следует отнести то, что византийская культура была открыта други культурным влияниям получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синтезировались главной , ведущей греко-римской культурой. Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где сохранялось богатое наследие античности.
Благодаря этому начинается активный процесс театрализации мессы. При этом многие фрагменты римско-католического ритуала уже заключали в себе потенциальные возможности для развития драматического действия (освещения церкви, крестный ход, ряд «пророческих» текстов и т. д.). 2.1 Театр средневековья: 1. Литургическая и полулитургическая драма. Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против остатков античного театра, против сельских игрищ, церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Как я уже говорила театрализуется месса, вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа, о его погребении и воскрешении. Из этих диалогов рождается ранняя литургическая драма. Существовало два цикла такой драмы – Рождественский, рассказывающий о рождении Христа, и Пасхальный, передающий историю его воскрешения. В Рождественской литургической драме посредине храма ставили крест, потом его заворачивали в черную материю, что означало погребение тела господнего.
Традиции Испании В Испании Вас ждет встреча с загадочным прошлым. Испания пережила период римского владычества, о чем свидетельствуют римские акведуки, элементы античных театров и арен, сторожевые башни, сохранившиеся в городах, где римляне основывали свои поселения. Господство арабов также сильно повлияло на культуру полуострова. Самыми знаменитыми сооружениями этой эпохи, выполненными в восточном стиле, является мечеть Мескита в Кордобе и грандиозный дворец Альгамбра в окрестностях Гранады. След католической средневековой культуры остался в виде великолепно сохранившихся романских церквях и монастырях, кафедральных соборах и храмах, королевских дворцах и замках. Праздники и фестивали: Богатство и древность традиционной испанской культуры, определили красоту и оригинальность праздников, отмечаемых ежегодно в селах и городах Испании. Около 200 праздников и фестивалей имеют туристическое значение, а некоторые из них популярны во всем мире. В феврале по всей Испании празднуют карнавал. Особенно он интересен в Кадисе и Тенерифе, где музыка, веселье и обилие красок и цветов совершенно меняют повседневный ритм жизни этих городов.
Иллюзию правдоподобия он стремился заменить условностью. Это делалось в противовес МХАТу, в котором всегда выявлялся замысел драматурга и неустанно подчеркивалось центральное значение творчества актера в спектакле. В.Э.Мейерхольд нашел художников, которые стали его союзниками (Н.Н.Сапунов, С.Ю.Судейкин, Н.П.Ульянов, В.С.Денисов и др.). В театре Комиссаржевской постановки В.Э.Мейерхольда были неровными. Так социально-бытовую, психологическую пьесу “Гедда Габлер” Ибсена (художники Судейкин, Сапунов, В.Д. Милиоти) поставил в условно- символическом ключе. В 1906-1907г. В.Э.Мейерхольд ставит в театре Комиссаржевской ряд спектаклей в каждом из которых ищет новых приемов оформления. Режиссер стремился достичь почти полной статуарности в игре актеров, мотивируя ее то “мистириальностью” постановки (например, “Сестры Беатрисы”) , то идеей возрождения античного театра. Это вело к подмене живого человека марионеткой. И поэтому против В.Э.Мейерхольда очень скоро взбунтовалась часть труппы во главе с самой Комиссаржевской. И она рассталась с В.Э.Мейерхольдом, как ранее расстался с ним Станиславский.
Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно- музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии. В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных.
Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином-антрепренером, который по договоренности с властями организовывал театральное представление, где сам обычно играл главные роли. Все женские роли исполнялись мужчинами, женщин в труппы не брали. Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н. э., играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно - в 130 г. до н. э. Поэтому, в отличие от греков, римляне могли следить за мимикой актеров. Маски использовались и раньше, но лишь в особых случаях - когда надо было, например, обыграть мотив двойника в комедии. В масках также играли актеры-любители, принадлежавшие к высшим слоям общества. Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Достигнув больших идейных и художественных высот, античный театр заложил основы всего последующего развития европейского театра.
Эти "мушкетеры", как их тогда называли за оглушительные дружные крики, состояли в основном из ремесленников, слуг и мелких торговцев. Они и решали судьбу пьесы. Нужно ли говорить, что и духовенство, и сам король относились к публичным театрам весьма неприязненно, не без оснований усматривая в них очаги всяческих крамольных идей. Церковная цензура пристально следила за репертуаром и актерами, вырезая из пьес целые сцены, а порой запрещая их; при малейшем поводе закрывали театры вообще. Именно на этот народный театр и его демократического зрителя и ориентировался Лопе де Вега. Его требованиям и нуждам была подчинена вся эстетическая система драматурга. "Когда мне нужно писать комедию, я запираю все правила под тройной замок и удаляю из своего кабинета Плавта и Терентия из страха услышать их вопли.",— писал Лопе в своем трактате "Новое искусство сочинять комедии в наше время". Пусть в этом утверждении содержится доля преувеличения — как гуманист, драматург, безусловно, использовал опыт античного театра, но основой его драматургии все же является реалистическая народная традиция, наиболее ярко выраженная в площадном театре артиста и драматурга XVI ст. Лопе де Руеде. Цель драматурга — согласно Лопе де Вега — нравиться зрителям.
От современного античный театр отличался не только тем, что показывали, но и тем как он был устроен. Представления шли под открытым небом, на круглой площадке - орхестре. Скамьи для зрителей вырубались в каменистом склоне. Именно этот простейший зрительный зал назывался «театроном» (отсюда название театр). Картина культурной жизни Греции будет не полной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось 60 праздников, некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные - Дионисии и Большие Панафинеи. В праздниках наглядно проявлялся всенародных характер греческой культуры, ее демократизм. Дионисии - праздник в честь Диониса - бога виноградарства и виноделия. Первоначально отмечались в ноябре-декабре Сельские Дионисии, позднее появились Городские, или Великие Дионисии, проходившие в феврале-марте в течение 5 дней. Панафинеи - праздник в честь богини города Афин -отмечался раз в четыре года в середине лета. Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры, которые проходили через 4 года на юге Греции, в Олимпии.
Однако скульптору удалось передать «благородную красоту и тихое величие» своего героя — качество, присущее всем эллинским творениям. Портреты философов знаменуют отход от классической системы, приверженной героическим идеалам, когда было принято изображать лишь «прекрасных и доблестных» граждан. Однако по мере того как стареет мир, стареет и культура. В этом смысле эпоху эллинизма можно назвать «осенью» древнегреческой культуры. Характерен для той эпохи и нетрадиционный выбор сюжетов: пьяные старухи, старые морщинистые рыбаки, слащавые женщины с томными взглядами и пухленькими губками, оригинальные сюжеты на грани жанрового искусства. Так, например, в Афинском музее хранится скульптурная группа «Афродита и Пан» (ок. 100 г. до н. э.). Козлоногий Пан, сын Гермеса, пытается ухаживать за прекрасной богиней. Шалун Эрот, изображенный в полете, предостерегающе хватает Пана за рога, давая понять, что тот переходит всякие границы. Афродита и сама отбивается от поклонника-урода, замахиваясь на него сандалией. Заключение Древнегреческая драматургия оказала огромное влияние на развитие мирового театра. Особенно в древнегреческой драматургии привлекает постановка больших общественно-политических и философских вопросов, насыщенность произведений античного театра идеями патриотизма, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, глубокая обрисовка героических характеров, воспитывающая сознание зрителей.
Некоторые жанры античного театра продолжали жить и в первые столетия средних веков. В эпоху Возрождения образцами для первых литературных трагедий и комедий послужили пьесы античных авторов, а позже, западноевропейская драматургия неоднократно обращалась к богатому театральному наследию. В настоящее время произведения античной драмы продолжают доставлять нам огромное эстетическое наслаждение. Предметом нашего исследования является раскрытие сущности эстетической категории «трагическое» в истории эстетической мысли и в современности на примере развития античного театра и музыки. Задачами данной работы являются: Изучить категорию трагического в истории эстетической мысли; Раскрыть основные изобразительно – выразительные средства античного театра и музыки; Рассмотреть творчество великих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида. Показать взаимосвязь театра и музыки. В процессе работы над данной темой нами были изучены следующие произведения и источники: Аристотель «Поэтика», Эсхил «Персы», Софокл «Царь Эдип», Головня В.Н. «История античного театра», Бореев Ю.Б. «Эстетика», Шестаков В.И. «От эпоса к аффекту.
Классицизм возник вместе с возрожденным античным театром и первоначально мыслился как прямое противопоставление «варварской» средневековой драматургии. Поэтому наиболее яркое воплощение классицизм получил прежде всего в драматургии. Гуманисты эпохи Возрождения отвергли средневековую драму, хотя она уже успела накопить некоторый опыт и приспособиться к художественным вкусам народа. Они решили умозрительно, без всякого учета своеобразия эпох и народов, возродить трагедию Еврипида и Сенеки, комедию Плавта и Теренция. Они были и первыми теоретиками классицизма (Скалигер Ю. «Поэтика», 1561). Видя, и не без основания, в античной драме образец художественного совершенства, они рассудочно установили некие непреложные и вечные законы театра, исходя из тех закономерностей, которые заметили в театре античном. В Италии, родине классицистического театра, до XVI столетия еще широкой популярностью пользуются «духовные представления», подобные испанским аутос сакраменталес. Однако гуманисты уже начали ставить трагедии Сенеки.
Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публи- ки.Зрителей привлекало то,как разрабатывается даже банальный сю- жет или привычная маска:пружиной действия стала ловко устроенная интрига, развитие которой велось тонко и искусно. Архитектура древнегреческого театра. Первоначально место для представлений устраивалось крайне прос- то:хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой ут- рамбованной площадке-орхестре (от глагола орхеомай-"танцую"),вок- руг которой и собирались зрители.Но по мере того,как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жиз- ни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях.Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мес- т:орхестра стала располагаться у подножия холма,а зрители разме- щались по склону. Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей.Афинский театр Диониса,например,вмещал до 17 тысяч человек,театр в Эпидавре-до 10 тысяч. В V в. до н.э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения,характерный для всей эпохи античности.Театр имел три главные части:орхестру,театрон (места для зрителей,от глагола теаомай -"смотрю") и скену (скенэ-"палатка",позже деревянное или каменное строение).
![]() | 978 63 62 |