![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Экзистенциальная и гуманистическая парадигмы в психологии. Их взаимоотношение | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Зарождение новой, психологически ориентированной философии человека (Перле, Капра, Уилбер, Уолш и Воган, Бом и Вебер, Тарт, Экартсберг, Гроф) Здесь хочется обратить внимание на то, что поиск новых методов психотерапии, в которых так нуждается духовно обедненная культура наших дней, стал порождать новые представления о природе человека. Эту мысль мы иллюстрируем прежде всего на примере Гештальт-терапии, породившей свою философию человека. Во введении к книге с несколько необычным названием gestalt is(*46) говорится [Stevens and Stevens, 1975]: Гештальт-философия служит как ориентация в жизни, являясь напоминанием о том, что осведомленность всегда полезна, и предлагая набор специфических стратегий и техник, которые мы можем использовать, двигаясь к большей осведомленности (с. и). В той же книге в статье Ф. Перлса [Perls, 1975] читаем: Гештальт-терапия есть одно из проявлений бунта, это гуманистические, экзистенциальные силы в психологии, которые стремятся затормозить лавину еамопоражающих, саморазрушающих сил среди некоторых членов нашего общества
Гуманизация образования непосредственно подготавливалась педагогической системой, рожденная опытом В.А. Сухомлинского, педагогическими экспериментами Макаренко, новой дидактической системой, созданной экспериментальным путем под руководством Л.В. Занкова, работами психолога Л.С. Выгодского и концепцией содержательных обобщений, созданной на основе эксперимента под руководством его учеников – Д.Б, Эльконина и В.В. Давыдова, концепцией функциональных тенденций Д.Н. Узнадзе. На позициях гуманизма стоят педагоги Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулаева, чьи исследования перекликаются с идеями американских педагогов – психологов К. Роджерса, А. Маслоу и австрийского психолога В. Франкла, которых принято объединять в школу гуманистической психологии. Главным положением гуманистической парадигмы педагогики является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.), что закреплено во Всеобщей диклорации прав человека.
Когда в 70-х годах я начал размышлять о сновидящем теле, мне и присниться не могло, что это выльется в нечто подобное процессуальной работе. Клянусь, лично я бы никогда не осмелился планировать такое. Эта тема слишком огромна для меня. Ну и, кроме того, теперь в моей жизни стало уж очень много людей и телефонных звонков! Группа засмеялась. То, как Арни рассказывает о себе, создает теплую и уютную атмосферу. Процессуальная парадигма Таким образом, работа со сновидящим телом привела к созданию концепции процесса и каналов. А это, в свою очередь, открыло мне дорогу к работе с взаимоотношениями, медитации, психиатрии, работе с умирающими, глобальным проблемам, разрешению конфликтов. Все эти области суть лишь разнообразные сферы приложения одной и той же парадигмы. Я полагаю, что если хочешь стать успешным терапевтом, предельно внимательным и гибким в своей работе, то для этого необходимы определенные знания во всех областях психологии. К примеру, занимаясь глобальными проблемами, надо знать психологию взаимоотношений и психологию личности, ведь пока человек не разберется с глубинными личностными проблемами, недостижим мир вовне
У остальных же участников депрессия либо минимальна, либо отсутствует вообще. 2. 2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества. В течение многих лет психологи высказывали свои суждения об одиночестве. Их рассуждения классифицируются на восемь групп: психодинамические, феноменологические, экзистенциально-гуманистические, социологические, интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико- системные. Сама позиция, позволяющая называть некое собственное состояние одиночеством, уже исходит из отношения к себе извне, наблюдая как бы со стороны собственную ущербность и недостаточность в не принадлежности к коллективу или разделенному существованию общности. Признание за собой состояния одиночества свидетельствует о том пространстве существования, которое занимает личность. Одиночество может признаваться только у того человека, кто сознательно отторгает свое право на создание внутренних событий собственного сознания, признавая лишь наличие других, внешних себе личностей, в качестве событий собственного сознания; и при этом не сопротивляясь тому, когда другие себя навязывают и ведут как единственно возможные события твоего собственного сознания.
В области психотерапии психолог неизбежно использует эклектичный подход, однако желательным является специализация в каком–то определенном психотерапевтическом направлении: психоаналитическом, поведенческом, экзистенциально–гуманистическом или другом. Основные задачи немедицинской психотерапии Согласно современным взглядам (А. А. Александров, 1997; Ж. Годфруа, 1992; Б. Д. Карвасарский, 1999; К. Рудестам, 1997 и др.), в немедицинской психотерапии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы: • исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении; • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; • изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми; • развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха
Таким образом, под углом зрения объекта и предметной области ЭП предстает как психология взаимоотношений человека с жизненным миром, взятым как целое. Она исходит из признания наличия и принципиальной важности общих законов бытия человека в мире, познание которых необходимо для решения любых конкретных проблем. Экзистенциально-психологический анализ расширяет контекст рассмотрения человеческих проблем до общих принципов бытия, вовлекая в анализ вопросы человеческого существования. Это оказывается не только единственно возможным способом решения этих проблем, но и весьма продуктивным путем решения проблем, которые поначалу кажутся гораздо более простыми и локальными. Специфика способа рассмотрения экзистенциальной психологией тех или иных конкретных проблем вытекает из принципа философии экзистенциализма (Ж.-П.Сартр). Это означает, что то, что происходит с нами в процессе жизни, невыводимо полностью (хотя в отдельных случаях такое выведение вполне возможно) ни из каких сущностей или структур типа характера, установок, темперамента, классовой принадлежности, национальности или даты рождения, а также стимульной ситуации, социальных норм и др.
В отличие от животного, адаптация человека к окружающим условиям происходит не на основе биологических изменений, а путем использования различных «технических» средств познания, имеющих социальную природу. Различный характер и состав этих средств в разных культурах приводит к различию в развитии познавательной деятельности детей, вырастающих в условиях этих культур. Психическое развитие ребенка определяется не биологическими факторами, а, прежде всего культурными условиями его жизни. 24. Гуманистическая психология. Теоретические и психотерапевтические концепции А. Маслоу и К. Роджерса Возникшая в 60-х гг. XX в. в США как психотерапевтическая практика, гуманистическая психология получила широкое признание в различных сферах социальной жизни — медицине, образовании, политике и др. Существует мнение, что гуманистическая психология — это не отдельное направление или течение в психологии, а новая парадигма психологии, новый этап ее развития. На идеях гуманистической психологии оформилась особая педагогическая практика. Основные принципы гуманистической психологии: подчеркивается роль сознательного опыта; утверждается целостный характер природы человека; акцент на свободе воли, творческой силе личности; принимаются во внимание все факторы и обстоятельства жизни индивида.
Тем не менее, каждая из теорий выполняет четыре основных функций: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов. Эти функции вполне подходят к любой теории лежащей в основе консультативной практики. Каждый консультант на основе практики «конструирует» свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации: психоаналитическую, поведенческую, экзистенциально- гуманистическую ( Приложение 1.) с накоплением опыта постоянно происходит корректировка , расширение , укрепление теоретической базы. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точка зрения консультанта на природу человека. От нее зависит характер ответов на принципиальные вопросы: Что есть человек? Какие врожденные тенденции ему свойственны? Свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же он определяется наследственностью и событиями прошлого? Существуют ли предпосылки изменения человека и как он может измениться? Ответы на эти вопросы определяют, как консультант понимает структуру личности, детерминацию поведения, генезис патологии, перспективу нормально развития.
Основные тенденции развития современного общества, как в нашей стране, так и за рубежом направлены на гуманизацию всех его сфер. Поэтому психология все чаще обращается к теориям, развивавшимся в русле экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Одной из наиболее широко известных теорий в рамках данного подхода является концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу[Maslow A. Mo iva io a d perso ali y. - .Y., 1954. – 268 с.]. Популярность этой теории связана, с одной стороны, с эвристичностью понятия самоактуализации и возможностью его операционализации и использования в эмпирических исследованиях. С другой стороны, данная модель личности, подчеркивает положительные проявления человеческой природы, такие как творчество, альтруизм, любовь, дружба и т.д., которые служат эталоном в процессе воспитания, формирования личности. В нашем исследовании мы используем понятие самоактуализации, предложенное А. Маслоу. Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.
На основе этих механизмов можно говорить о разных типах мировоззрения. Так, мировоззрение «бегущего от свободы» будет характеризоваться отказом от бремени свободы и автономности и принятие авторитаризма. Ее крайними выражениями будут отказ от своего собственного Я и проявления садомазохистского комплекса. Обратная сторона той же медали – автоматизирующий конформизм, при котором человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему социальным шаблоном, утрачивая индивидуальность. Убежать от мира можно и через его разрушение. Деструктивность отличается от садизма тем, что не стремится к господству, но превращает все живое в мертвое. Такой тип мировоззрения сбалансирован «позитивной свободой» - подлинной связью с миром через любовь и труд. Последователи данного типа мировоззрения свободно и осознанно выбирают ту или иную привязанность . Итак, экзистенциально-гуманистическая психология делает акцент на высших проявлениях человеческой личности, таких, как ее духовное бытие и самоактуализация. Духовное бытие предполагает выход за пределы своей личности.
Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя Братченко Сергей Мы не можем сделать все, но мы можем сде-лать намного больше, чем мы обычно делаем. Трагизм в том, как мало мы это осознаем. Дж.Бюджентал В гуманитарной сфере изложение теоретических концепций, ориентированных на практическое применение, является делом очень сложным и рискованным - даже для самих их создателей. Как говорил Фридрих Дюрренматт, ". и у меня есть своя теория . Однако я не предаю свою теорию гласности, считая ее своим частным делом (иначе мне пришлось бы ею руководствоваться)" . Скорее всего, Джеймс Бюджентал тоже осознает эту опасность оглашения своих теоретических взглядов, но, тем не менее, постоянно рискует и публикует их. Видимо - в надежде, что читатель будет воспринимать их не как "последние истины" и "прокрустово ложе" для практической работы, а скорее как "информацию к размышлению", как призыв сделать собственный выбор. Бюджентал верит в свой подход, но не верит, что он годен для всех. В то же время его концепция столь богата и многогранна, что любой психолог или психотера-певт может найти на этом "шведском столе" много ценного для себя.
Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому. Недавно в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать - официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реально работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Международной конференции по гуманистической психологии произошла наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж. Бюджентала . Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 - 1995 гг. в Санкт-Петербурге 3 семинара-тренинга по ЭГП. В промежутках между семинарами группа обсуждала полученный опыт, основные идеи и методические аспекты работы в этом направлении. Таким образом, в качестве базового (но не единственного) секция экзистенциально-гуманистической терапии выбрала подход Дж.
О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей Постановка проблемы Исследование материнства на этапе беременности, родов и младенчества, психотерапевтическая работа с родителями, а в дальнейшем с младенцами развивается в русле психоанализа со второй четверти прошлого века (А.Фрейд, Дж. Боулби, Э.Эриксон, К. Хорни, М.Кляйн, Д.Винникотт, С.Фанти, М.Марконе, К.Эльячефф). Применение психоанализа предполагает длительную работу с клиентом и возможность актуализации в процессе работы глубинных внутренних конфликтов, что в случае склонности беременной женщины к соматизации проблем может негативно сказаться на течении беременности. Серьезных профессионалов-психоаналитиков в нашей стране насчитываются единицы, и подготовка их в массовом масштабе, предполагающая длительные сроки обучения и супервизию, не налажена. Направление под названием «перинатальная психология» зародилось и развивается с середины прошлого века в русле трансперсональной психологии (С. Гроф, Ф.Лэйк, А. Хантер, В.Эмерсон). Однако обоснованность и целесообразность применения техник, обычных для трансперсональной психологии, в частности, холотропного дыхания, по отношению к беременным женщинам представляется сомнительным и опасным в связи с непредсказуемыми последствиями влияния гипервентиляции на организм женщины и возможными сложностями выхода из трансового состояния.
Сравнение результатов первичного, промежуточного и последующего тестирования показало, что положительный эффект появляется уже через неделю работы с программой настройки и в дальнейшем усиливается. Настройка по пиктографическим символам позволяет восстановить равновесие саморегулирующих механизмов психики человека. Программа оптимизации психического состояния человека. Данная компьютерная программа предназначена для снятия негативных эмоциональных напряжений, усиления позитивных компонентов эмоций, интеллекта и физического состояния человека посредством активизации всех систем психики (бессознательное - предсознательное - сознание) и их взаимодействия. В качестве теоретической основы программы приняты базисные положения экзистенциально-гуманистической теории личности и сопрягающиеся с ней другие идеи современной психологии, а также результаты экспериментальных исследований, подтверждающие наличие значительного потенциала человека, позволяющего ему управлять своей психикой, поведением и позитивным ростом на основе активации собственных психических и интеллектуальных ресурсов.
Важно подчеркнуть, что речь идет о собственной методологии психологии, учитывающей реальную сложность ее предмета и не сводящей психологию в целом либо к естественнонаучной, либо гуманистической парадигме. Можно назвать несколько характеристик этой методологии. Наверное, это должна быть методология на исторической основе. Такой тезис в свое время формулировался Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, М.Г.Ярошевским и др. Наверное, это должна быть методология, свободная от идеологии. В нашем отечестве об этом полезно помнить. Наверное, это должна быть методология плюралистическая, исходящая из того, что путей к истине может быть много и некоторые из них более адекватны, чем другие. Но это не основание принимать какой-то за универсальный. Наверное, это должна быть методология, ориентированная не только на познание психического, но и на практику. И последнее, может быть, самое главное. Это должна быть содержательно психологическая методология, не пытающаяся свести "многомерное" человеческое существо к адаптации, деятельности, общению, но осознающая его и как душевное, и как духовное, то есть психология, принявшая новую, широкую трактовку психического.
Создается такое впечатление, что это потрясающая работа с самим собой всегда. Е: Кто он для Вас? Чему Вам хочется у него научиться? М: Бьюдженталь для меня учитель. Не самый первый, но один из тех, которого я всегда буду вспоминать как учителя. Скажем, до знакомства с этим подходом у меня не было вообще четко сформулированной позиции, из меня можно было лепить все, что угодно, в любом подходе. Я в свое время очень испугалась идти на психоанализ - учиться еще лет 5-6. С тех пор прошло 9 лет, я уже давным-давно бы выучилась, но не жалею. Мне повезло, и я увлеклась другим направлением. А Джим для меня олицетворение этого направления, при том, что существуют и Роджерс, и Мэй. Е: Даже не экзистенциально-гуманистического направления психотерапии, а вообще всей психологии 3-ей силы? М: Да, потому, что я с ним познакомилась с первым. Для меня в свое время это было откровением. Е: Чему бы Вы хотели у него научиться? М: Искусству быть самим собой – то, что у него получается так органично. Быть аутентичным не только в терапии, но и во всей жизни.
О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем. Одной из таких проблем является проблема гуманизации школьного образования. Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование. Так как школьное образование дает базу для дальнейшей жизнедеятельности, формирует человеческое мировоззрение, особо важное внимание стоит уделять проблеме гуманизации школьного образования, так как данная проблема является достаточно актуальной для дальнейшего успешного развития общества. Таким образом, основной целью данной курсовой работы является рассмотрение проблемы школьного образования. Для достижения заданной темы были поставлены следующие задачи: Рассмотреть понятие гуманизации; Рассмотреть гуманизацию целостного педагогического процесса как цель психологической службы образования; Рассмотреть гуманизацию в качестве функции образования; Рассмотреть основные проблемы гуманизации школьного образования. ГЛАВА 1. ГУМАНИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Гуманистическая парадигма педагогического процесса Гуманизм рассматривается как определенное мировоззрение, гуманность как качество личности, гуманизация как процесс, характеризующий его качество.
И как следствие реформ любые проекты, программы, планы школ содержат в себе цели всестороннего развития личности ребенка, учета индивидуальности ребенка. Внедрение личностно-ориентированных технологий идет пока еще с трудом. Ведь развитие личности дело очень хлопотное, трудоемкое. Часто хорошо и грамотно составленные планы, программы остаются лишь на бумаге. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В основе ее лежит понимание и взаимопонимание, общение и сотрудничество. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. От того, каким педагог видит ребенка, будет зависеть его концепция дальнейшего взаимодействия с ним, а, следовательно, и успех реализации гуманистической парадигмы образования.
![]() | 978 63 62 |