телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАТовары для дачи, сада и огорода -5% Сувениры -5% Игры. Игрушки -5%

все разделыраздел:Психология, Общение, Человекподраздел:Психология, Общение, Человек

Проблема сознания в психологии

найти похожие
найти еще

Ночник-проектор "Звездное небо, планеты", черный.
Оригинальный светильник-ночник-проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фанариков); 2) Три
350 руб
Раздел: Ночники
Брелок LED "Лампочка" классическая.
Брелок работает в двух автоматических режимах и горит в разных цветовых гаммах. Материал: металл, акрил. Для работы нужны 3 батарейки
131 руб
Раздел: Металлические брелоки
Ночник-проектор "Звездное небо и планеты", фиолетовый.
Оригинальный светильник - ночник - проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фонариков) 2) Три
330 руб
Раздел: Ночники
Тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем.  Удерживается внимание на объекте только в том случае, если в нем открываются все новые и новые стороны. Можно обнаружить, что процессы сознания делятся на два больших класса. Одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются субъектом. Первые процессы называются непроизвольными, вторые – произвольными. Оба типа процессов, а также ряд других свойств сознания хорошо демонстрируются с помощью прибора, которым пользовался в своих экспериментах В. Вундт. Это – метроном; его прямое назначение – задавать ритм при игре на музыкальных инструментах. В лаборатории же В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором. В. Вундт предлагает вслушаться в серию монотонных щелчков метронома. Можно заметить, что звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизируется. Например, мы можем услышать его как серию парных щелчков с ударением на каждом втором звуке («тик – так», «тик – так»). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать это объективному свойству метронома. Однако такое предположение легко опровергается тем, что, как оказывается, можно произвольно изменить ритмическую организацию звуков. Например, начать слышать акцент на первом звуке каждой пары («так – тик», «так – тик») или вообще организовать звуки в более сложный такт из четырех щелчков. Итак, сознание по своей природе ритмично, заключает В. Вундт, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной (1, стр 10). С помощью метронома В. Вундт изучал еще одну очень важную характеристику сознания – его «объем». Он задал себе вопрос: «Какое количество отдельных впечатлений может вместить сознание одновременно?» Опыт В. Вундта состоял в том, что он предъявлял испытуемому ряд звуков, затем прерывал его и давал второй ряд таких же звуков. Испытуемому задавался вопрос: «Одинаковой длины были ряды или разной?». При этом запрещалось считать звуки; следовало просто их слушать и составить о каждом ряде целостное впечатление. Оказалось, что если звуки организовывались в простые акты по два (с ударением на первом или втором звуке пары), то испытуемому удавалось сравнить ряды, состоящие из восьми пар. Если же количество пар превосходило эту цифру, то ряды распадались, т. е. Уже не могли восприниматься как целое. Вундт делает вывод, что ряд из восьми двойных ударов (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Далее он ставит следующий важный опыт. Он снова предлагает испытуемому слушать звуки, однако произвольно организуя их в сложные такты по восемь звуков каждый. И затем повторяет процедуру измерения объема сознания. Оказывается, на этот раз испытуемый может услышать, как целостный ряд пять таких тактов по 8 звуков, т. е. всего 40 звуков. Этими опытами Вундт обнаружил очень важный факт, а именно, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. При этом он подчеркивал, что способность к укрупнению единиц обнаруживается не только в простейших перцептивных процессах, но и в мышлении. Понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, есть не что иное, как организация единицы более высокого порядка.

Как альтернатива интроспективной психологии выступил бихевиоризм, представителем которого явился Джон Уотсон. Он заявил, что наука может изучать только то, что объективно наблюдаемо и регистрируемо; переживания же – это нечто субъективное, которое научно изучаться вообще не может (пусть литература занимается этими переживаниями, описывает их и так далее). Поэтому психология должна сменить свой предмет: изучать поведение человека и животных, под которым следует понимать совокупность внешне наблюдаемых и  регистрируемых объективно реакций на определенные воздействия (стимулы) из внешней среды. Психолог должен заниматься выяснением вопроса, на какой стимул следует та или иная реакция и какие стимулы нужны человеку, чтобы воспитать из него полезного члена общества (то есть отвечающего «нужным» обществу реакциями) В этой системе интроспекции вообще не было места. Но помимо такого предложения сменить предмет психологии были предложены и другие варианты метода интроспекции. Один из них был предложен в так называемой Вюрцбургской школе, которая занималась изучением мышления человека методом «систематической интроспекции». Ярким представителем этой школы был О. Кюльпе. Он говорил: «Лишь только опытные испытуемые на основании самонаблюдения над переживаниями во время исследования начали сообщать непосредственно после опыта полные и беспристрастные данные о течение душевных процессов, тотчас же обнаружилась необходимость расширения прежних понятий и определений. Было обнаружено существование таких явлений, состояний, направлений, актов, которые не подходили под схему старой психологии. Испытуемые стали говорить на языке жизни, а представлениям во внутреннем мире отводили лишь подчиненную роль. Они знали и думали, судили и понимали, схватывали смысл и толковали общую связь, не пользуясь существенной поддержкой случайно всплывающих при этом чувственных представлений. Приведем несколько примеров. Испытуемых спрашивают, понимают ли они предложение: «Лишь только золото замечает драгоценный камень, оно тотчас же признает превосходство его сияния и услужливо окружает камень своим блеском». В протокол после того вносится: «Вначале я обратил внимание на выделенное слово золото. Я понял предложение тотчас же, небольшие трудности составило только слово видит. Далее мысль перенесла меня вообще на человеческие отношения с намеком на порядок ценностей. В заключение я имел еще что – то вроде взгляда на бесконечную возможность применения этого образа». Здесь описан процесс понимания, который происходит без представлений, но лишь при посредстве отрывочного внутреннего языка Мысли являются не только чистыми знаками для ощущений, они вполне самостоятельные образования, обладающие самостоятельными ценностями, о мыслях можно говорить с той же определенностью. Как и о чувственных впечатлениях (6, стр 22,25). В экспериментальных исследованиях Вюрцбургской школы на первый план выступили активность сознания, его процессуальность. Кюльпе не раз повторяет, что в его школе «заговорили на языке жизни», то есть попытались посмотреть на сознание не через призму абстрактных его «элементов», а ухватить его процессуальную, действенную сторону, в частности, понять мышление как акты различного типа: понимание, суждение, установление отношений, схватывание общего смысла И это изучалось в данной школе путем метода все той же интроспекции, но интроспекции определенного типа, названной «методом систематической интроспекции», которая была направлена на выделение и изучение отдельных фаз процесса мышления.

Обладая сознанием, человек может более объективно воспринимать мир, т. е. с разных сторон и непредвзято, он может увидеть себя глазами других людей. Такой способности нет у животных. Ко всему сказанному следует добавить представления Выготского о строении сознания. Каждый человек имеет высшие и низшие психические функции. Во – первых, они не противопоставлены друг другу, а представляют собой единство, где ВПФ возникают на основе низших. Во – вторых, каждую ВПФ Выготский понимал как определенную целостную систему, однако главной для него явилась мысль о том, что «в процессе развития изменяются не столько функции , не столько их структура , сколько изменяются и модифицируются отношения, связи функций между собой» (цит по Соколовой Е. Е. стр 420). Таким образом, Выготский настаивает на идее различных «целостнообразующих» факторов на каждом этапе развития. В частности, в онтогенезе, в доподростковом возрасте, «целостнообразующей» функцией, по Выготскому,  является память. В это время для ребенка мыслить – значит «вспоминать», т. е. память определяет закономерности других психических процессов. Наоборот, у подростка вспоминать – значит мыслить. В – третьих, Выготский считал, что системное строение сознания, о котором сейчас говорилось, определяется в целом развитием речи (смысловым строением сознания), которая играет центральную роль в формировании сознания и регуляции поведения человека. С одной стороны, в значениях слов идеально «кристаллизуется» общественно – исторический опыт человечества; с другой стороны, эти значения имеют и второе свое «движение» - в процессе деятельности и сознания конкретных индивидов, во - вторых, они индивидуализируются и «субъективируются». Таким образом, целостность индивидуального сознания включается в более широкую целостность – общественное сознание, но не тем мистическим способом («проявление в сознании душевных и духовных структур»), как это пытались представить Лейпцигские психологи, а опосредствованно – через человеческую деятельность. Концепция Л. С. Выготского называется «культурно – исторической». Исторической она является потому, что согласно автору, невозможно понять имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом именно развитие, т. е. качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию и развертывание того, что заранее дано. При этом изучать развитие для Выготского означало не просто наблюдать имеющиеся уже различия между разными возрастными группами, например, но искусственно организовывать, моделировать это развитие пусть даже в условиях лабораторного эксперимента Тем самым метод исследования Выготского означал одновременно формирование психических функций. Культурной же данная концепция называется потому, что Выготский считал что сознание ребенка, специфические особенности его высших психических функций – под которыми он понимал произвольную память, произвольное внимание и другие психические функции – формируются у ребенка в общении со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Общая психология: конспект лекций

Кроме того, все психические явления предстают перед человеком лишь в той степени, в которой они осознаются. Многие из них могут не достигать порога осознанности. Поэтому данные самонаблюдения могут быть искаженными и неточными. И, наконец, третий фактор, затрудняющий изучение сознания, заключается в невозможности вычленить в нем отдельные временные интервалы, отдельные единицы исследования, поскольку сознание, когда оно работает (т.Pе. человек не спит, не находится в обмороке и т.Pп.), является непрерывным потоком и представляет собой параллельное протекание множества психических процессов. В результате многолетнего изучения проблемы сознания психологи различных течений составили собственные представления о нем. Но независимо от того, каких позиций придерживались исследователи, с понятием сознания они неизменно связывали наличие у человека рефлексивной способности, т.Pе. возможности сознания познавать другие психические явления и самого себя. Именно наличие у человека такой способности обусловливает существование и развитие психологии как науки, поскольку без возможности рефлексии весь пласт психических явлений был бы недоступен познанию и изучению

скачать реферат Теоретическая педагогика и психология (ответы на экзамене)

Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Подчеркивая значение переживаний, В. И. Ленин говорил, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Вопрос № 11. Проблема сознания и самосознания человека. Сознание – представляет собой сложную философско-психическую проблему, связанную с пониманием сущности человека, его отличия от животных. С изучением этой проблемы связаны труды крупнейших философов и психологов: Рубинштейна, Юнга, Фрейда, Маслоу и др. Многие исследователи сознания любят ссылаться на положения Гесли, который пишет, что сознание также непонятно, как и появление джина из лампы Аладдина.

Караоке микрофон "Любимые песенки".
В каждом микрофоне – 12 популярных песенок известных композиторов: "Улыбка", "Пусть бегут неуклюже", "Танец
301 руб
Раздел: Микрофоны
Напольное покрытие "Орто. Микс", 25х25 см (8 штук).
Массажные коврики "ОРТО МИКС" - это обновленный набор включает 8 ковриков. Элементы имеют разный рельеф, отличающийся по форме,
1367 руб
Раздел: Коврики
Набор карандашей цветных "Сафари", 36 цветов.
Цветные карандаши "Сафари" непременно, понравятся вашему юному художнику. Набор включает в себя 36 ярких насыщенных цветных
345 руб
Раздел: Более 24 цветов
 Философия (Учебник)

Однако в наши дни такое решение мало кого может удовлетворить, поэтому большинство обсуждающих психофизическую проблему философов придерживаются того или иного варианта материализма. Наиболее последовательным и крайним вариантом материалистического подхода к проблеме "сознание-тело" является так называемая теория тождества, согласно которой наши ощущения, восприятия и мыслительные процессы тождественны определенным состояниям мозга. Сразу же может возникнуть вопрос: как же так может быть, ведь мы ясно видим, что состояния сознания совсем не похожи на состояния мозга. Однако сторонники теории тождества отвечают на это, что для описания сознания мы пользуемся представлениями "народной психологии" с ее устарелым обыденным языком (который в будущем будет сменен языком нейрофизиологии) и к тому же систематически заблуждаемся, видя две вещи там, где в действительности есть лишь одна. Здесь можно привести такую аналогию. Известно, что перед самым заходом солнца на небе можно видеть очень яркую звезду. Ее с древних времен называли "вечерней звездой"

скачать реферат Общение

Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей. Список литературы Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976. С.130. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С.5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289.

 Принципиальные вопросы общей теории Чакр

Таинственная Кундалини. Бомбей, 1927. 61. Ромен А.С. Психоэнергетическая активность и ее внешнее и внутреннее проявление. - "Психическая саморегуляция. Вып. 2". Алма-Ата, 1974. 62. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 63. Сатпрем. Шри Ауробиндо или путешествие сознания. Пондишерри, 1963. 64. Сержантов В.Ф. Философские проблемы биологии человека. М., 1974. 65. Симонов П.В. Познание неосознаваемого. - "Наука и жизнь". 1980, N1. 66. Скарнитзл Р. Человек по Йоге и Тантрам. - "Йога". Прага, 1970. 67. Судзуки Р. Ум Дзен - ум начинающего. Нью-Йорк, 1971. 68. Тулку Т. Время, пространство, знание. Беркли, 1977. 69. Уолтер Г. Живой мозг. М., 1966. 70. Успенский П.Д. В поисках чудесного. Нью-Йорк, 1949. 71. Философские тексты "Махабхараты". Вып. 1, книга 2. Ашхабад, 1977. 72. Философские тексты "Махабхараты". Вып. 7, часть 2. Ашхабад, 1981. 73. Фрейд З. Метапсихология. Париж, 1968. 74. Фролов В.А. К вопросу об информационном воздействии электромагнитных полей на живые организмы. - "Психическая саморегуляция. Вып. 2". Алма-Ата, 1974. 75. Холл М

скачать реферат Особенности психического развития личности взрослого человека

И как уже показала автор курсовой работы в предыдущей главе, проходит путь своего становления в жизни. Есть человек - есть проблема. У взрослого их многократно больше. Больше судьбоносных решений, больше потерь. И у всех по- разному (у каждого индивидуально). Автору курсовой работы импонируют исследования Маслоу. По Маслоу до 5- гоуровня удовлетворения потребности (познавательного) поднимается только 50% популяции. Остальные 50% застревают на предыдущих 4-х ступенях. До самоактуализации - 7 уровня (обретения человеческой сущности) поднимается только 4% популяции. (Сам Маслоу на протяжении жизни встречал таких лишь 14 человек). Поэтому автор курсовой работы предлагает свой вариант видения решения проблемы возрастной психологии. В своей курсовой работе она показывает, что только путем расширения своего сознания, самопознанием, медитативными техниками, т.е. огромными усилиями в работе над собой человек поднимется до самоактуализации (по Маслоу- 7 уровень). А это, к сожалению, дано не многим. Как же можно скомпоновывать, обобщать необобщаемое Ведь конечная цель человека на земле - самоактуализация. Доктор А.Е. Червоненко - Лидер Международно- оздоровительного движения "Тай-Панг" - на взгляд автора курсовой работы пошел истинно верным путем.

скачать реферат Теоретическая психология (ответы на экзамене)

Ответы на экзамен: Версия 6.06.02РАЗДЕЛ теоретическая ПСИХОЛОГИЯ: 1. Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер. 2. Общая характеристика ощущений как психологического процесса. 3. Основные психологические направления (школы) в понимании и изучении психики человека. 4. Общая характеристика психических процессов, их взаимосвязь и целостность функционирования. Приведите пример. 5. Память. Её основные характеристики. Виды памяти. 6. Общая характеристика восприятия как психологического процесса. 7. Способы управления процессами запоминания. 8. Способы управления эмоциональными состояниями. 9. Способы активизации мыслительной деятельности. 10. Эмоции и чувства человека. Проблема эмоций в психологии. Формы проявления эмоций человека. 11. Проблема сознания и самосознания человека. 12. Предмет психологии. Причины сложности в определении предмета психологии. Связь психологической науки с другими. 13. Рефлексия как психологический механизм развития самосознания. 14. Мышление. Основные характеристики. Виды мышления. ©Автор: Григорьев П.В. Вопрос № 1 Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер.Основными методами получения фактов в психологии являются: > Наблюдение > Опрос > Эксперимент.

скачать реферат Сознание и бессознательное

Это неоспоримо доказано в биологии, постоянно подразумевается в психологии, и понимание этого положили в основу своих учений научные философы. Современный философ Д. И. Дубровский серьёзно подошел к рассмотрению проблемы «сознание и мозг». Окружающая действительность отражается в нашем сознании как поток информации (поэтому сознание с некоторыми оговорками он отождествляет с сознанием). Мы воспринимаем его как поток образов, хотя на самом деле в нашем мозге всё закодировано на материальном носителе. Для пояснения он обозначает события О и Х как одномоментные и однопричинные, только событие О - это субъективно переживаемый образ в нашем сознании, а Х – это его нейродинамическая кодировка в нашем мозге. И между ними есть зависимость– но не физическая, а качественно иная, характерная для отношения информации и её носителя. Помимо собственно первичной информации, есть и вторичная информация (отражение отражения - мое знание о моём знании). То есть наличие О означает наличие в действительности предмета О, наличие в сознании образа О, наличие знания о существовании и того и другого.

скачать реферат Психоанализ по Фрейду

Лекции" (1933), "Почему война?" (1933). Завершалась разработка представлений о психоанализе как целостной системе и его возможностях. Развивались концепции о структуре личности, механизмах ее защиты и деятельности. Исследовались проблемы массовой психологии, морали, конфликта личности и культуры, проблемы и перспективы развития религии, культуры, человека и общества. Намечались направления и ориентиры развития психоаналитического учения. В качестве центральной в своей психоаналитической концепции Фрейд выдвинул проблему бессознательного в его соотношении с сознанием. Обращаясь к осмыслению психической реальности, Фрейд переосмысливает существующие в то время картезианские представления о тождестве человеческой психики с сознанием. Если в философских системах прошлого признание самостоятельного статуса бессознательного ограничивалось в лучшем случае попытками рассмотрения взаимоотношений между сознательными и бессознательными процессами, то Фрейд идет далее. Он не только рассматривает взаимоотношения между двумя сферами человеческой психики, т.е. сознанием и бессознательным, но стремится раскрыть содержательные характеристики самого бессознательного психического, выявить те глубинные процессы, которые протекают по ту сторону сознания.

Barbie. Набор парикмахера с феном.
В пластиковом чемоданчике с прозрачной крышкой есть все необходимое для создания модной прически: фен, он шумит и дует, почти как
2004 руб
Раздел: Наборы "Парикмахер"
Бутылка под оливковое масло "Танго Магнолия", 18x8,5x24 см, 1100 мл.
Бутылка под оливковое масло. Размер: 18x8,5x24 см. Материал: доломит. Объем: 1100 мл.
315 руб
Раздел: Ёмкости для масла, уксуса
Подарок «Вкусный Новый год».
Новый год - это волшебное время, которое особенно ждут самые маленькие. Подарочный набор «Вкусный Новый год» станет отличным решением для
350 руб
Раздел: Новогодние наборы от My-shop.ru
скачать реферат О самоопределении личности в современном обществе

Самоопределение, таким образом, это "относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества" [Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65]. С.Л. Рубинштейн проблему самоопределения рассматривал в контексте проблемы детерминации: "всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)" [см. Рубинштейн "Проблемы общей психологии", М.,1973]. Самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа "внутренних условий". Подчеркивается роль "внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему". Более того, сама "специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия".

скачать реферат Анализ проблемы сознания в психологии

В системной организации человеческого сознания А.Н. Леонтьев выделяет следующие образующие: значение;. личностный смысл; чувственная ткань. Такое представление о системной организации сознания было пересмотрено Ф.Е.Василюком, который обнаружил его неполному и дополнил перечень составляющих структуру сознания еще двумя образующими: предмет и знак. Таким образом, установлено, что сознание: высший уровень психического отражения и саморегуляции; присуще только человеку как общественно-историческому существу; формируется в процессе общения, опосредствуется речью; направлено на преобразование действительности; связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта. Список литературы Каюмова О.Х. (МНЭПУ). Анализ проблемы сознания в психологии

скачать реферат Учение о физиологии

Центральное место в философии Декарта занимал вопрос о критерии достоверности знаний. Его не устраивали ссылки на авторитет Аристотеля или на авторитет отцов церкви. Всякое познание, согласно Декарту, должно начинаться с сомнения. Есть только одна вещь, в которой нельзя сомневаться,- это реальность своего сознания. «Cogi o ergo sum»-« Я мыслю, следовательно, я существую.»- так формулировл Декарт своё кредо. И хотя система, которую он издал и которая получила название- дуализм, была во многом наивна, интерес Декарта к проблемам сознания и мышления значительно способствовал систематизации знаний в этой области, приведшей к обособлению психологии как самостоятельной дисциплины. Наидольшую роль в развитии материалистического отношения к функции мозга сыграло также представление Декарта о рефлекторном механизме взаимоотношения организма и среды. Однако его взгляды, в силу ограниченности научных знаний того времени, носили вульгарно- материалистический характер. Организм животного он уподоблял несложным машинам (часам, кузнечному меху и т.д.) и полагал, что в результате действия « внешнего предмета» на органы чувств, «нити», идущие в нервных стволах к мозгу, натягиваются.

скачать реферат Л.С. Выготский и его школа

Однако не всякое решение этой проблемы приближает нас к истинному пониманию объективной диалектики действительности. Этому истинномупониманию противостоят не только метафизические теории, отрицающие в корне саму идею развития, но и теории, проводящие ложные идеи развития". К этим ложным идеям относятся прежде всего теории эмпирического эволюционизма, опасностьвозрождения которых постоянно ощущается в детской психологии на протяжении последних лет. Эмпирический характер подобных теорий, писал Л. С. Выготский,"приводит к тому, что они теряют всякую теоретическую устойчивость, вбирая в себя и эклектически ассимилируя чужеродные элементы". Центральной для всей истории советской психологии стала проблема сознания. В философском планесознание обычно понимают как специфическую особенность человеческой психики, формирующуюся в системе общественных отношений, в труде, на основе речи иосвоения различных форм общественного сознания. Подчеркивается не только обусловленность сознания людей их общественным бытием, но и его активная роль вдеятельности людей, когда "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его".

скачать реферат Сознание и бессознание в психике и поведении человека

Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы. 2. Разработанность проблемы. Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты.

Подставка для канцелярских принадлежностей "Башня", металлическая, 4 секции, серебристая.
Подставка для письменных принадлежностей, металлическая, сетка. Цвет: серебристый. Размер: 16х8х11 см.
344 руб
Раздел: Подставки, лотки для бумаг, футляры
Папка для труда с ручками "Милые котята", А4.
Папка для труда с ручками. Формат: А4. Размер: 350х265х45 мм. Материал: ткань.
309 руб
Раздел: Папки для труда
Средство для мытья посуды биоразлагаемое "Synergetic", концентрированное, 5 л.
Концентрированное высокопенное средство для мытья всех видов посуды от любых видов загрязнений. 100% смываемость. Подходит для мытья
745 руб
Раздел: Гели, концентраты
скачать реферат Деятельность и общение как способы социальной жизни человека

Механизм формирования индивидуальных способностей — интериоризация. Учение об общественно-историческом происхождении человеческой психики противостояло натуралистическим и социологизаторским концепциям человека в психологии. В натуралистических теориях взаимоотношения человека и общества рассматриваются по аналогии с животным миром как приспособление индивида к условиям своего существования. Социологизаторские концепции полагают социальное устройство в качестве главной детерминанты и объяснительного принципа развития человека, который формируется по меркам этого социума. Еще один аспект общественно-исторического подхода к изучению психики человека представлен постановкой проблемы сознания и деятельности. Важный вклад в анализ этой проблемы внес С.Л.Рубинштейн. “Основной закон исторического развития психики человека, —писал он, —заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в своей деятельности практической и теоретической —предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу”. С.Л.Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший основополагающим для советской психологии.

скачать реферат Функционализм

Она не удалась из-за несовместимых с принципами научного познания философских установок – индетерминизма и субъективизма. Тем не менее, в психологическую теорию вводилась чуждая структуралистам проблема адаптивного двигательного акта, в связи с которой Джеме по-новому подходит к проблеме сознания. Оставаясь в пределах психологии сознания с ее субъективным методом. Джемс придал трактовке сознания новую ориентацию, соотнеся его с телесным действием как инструментом приспособления к среде и с особенностями личности как системы, несводимой к совокупности ощущений, представлений и т.п. Стремление Джемса трактовать личность как духовную тотальность, созидающую себя "из ничего", оказалось в дальнейшем созвучным умонастроениям приверженцев экзистенциализма. "Именно Джемс был тот, кого мы сегодня должны назвать экзистенциалистом", – утверждает один из американских авторов. Джемс много сделал для развития психологии как самостоятельной науки, независимой от медицины и философии. Хотя он и не является основоположником психологической школы или системы, им разработаны многие тенденции продуктивного развития психологической науки, намечен широкий план необходимых преобразований и направлений в этом развитии.

скачать реферат Философская нищета марксизма

Все философские проблемы теперь ставягся иначе, чем во времена Маркса и Энгельса. Марксизм их просто не понимает: для него не существовало и не существует проблемы детерминизма и индетерминизма в физике, проблемы сознания и бессознательного в психологии, проблемы свободы и необходимости в этике и, наконец, новейшей фундаментальной философской пробуемы ценности. В сущности, для него не существует вообще, никаких проблем, ибо все принципиально решено и он утверждает свое тоталитарное знание. А так как наука и философия есть всегда диалектическое движене, сомнение, научное незнание, для которого бытие есть всегда задача со многими неизвестными, то догма марксизма и катехизиса диамата не есть ни наука, ни философия. Марксизм есть классовая идеология, и это признается его собственной доктриной. Такая идеология сеть прямая противоположносгь науке и философии. Она есть коллективная психологическая мобилизация для целей борьбы, завоевания, покорения и властвования. Она не идет в сущности никакого миросозерцания, ибо не хочет ничего "созерцать" и ничего "искать": она нашла средство внушать, пропагандировать, психически властвовать, вести массы.

скачать реферат Бытие и сознание

Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок. В современных условиях углубленная разработка философских вопросов сознания диктуется к тому же развитием информатики и компьютеризацией человеческой деятельности, обострением ряда аспектов взаимодействия человека и техники, техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения людей. Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен настолько сложен, что его исследует целый ряд наук - психология, логика, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика, информатика и др. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.