![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Русский путь в науке о поведении | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
По поводу диспута профессора Струве // Русский вестник, 1870, апрель. Яковенко Б.В. История русской философии. — М.: Республика, 2003. Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: Мысль, 1985. Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский и проблема социокультурной детерминации психики // Психология развития как феномен культуры. Избранные психологические труды. — М.: Инст. практ. псих, 1996. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. Избранные психологические труды. — М.: Инст. практ. псих, 1996. Ярошевский М.Г. Творческий путь Николая Николаевича Ланге как психолога // Ланге Н.Н. Психический мир: Избранные психологические труды / Под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. Примечания 1 Шевцов А.А. Очищение. В 3 томах. — Том 1. Организм. Психика. Тело. Сознание. — СПб.: Тропа Троянова, 2004. 2 Мазыки или масыги — одно из самоназваний офеней, коробейников, живших на территории бывшей Владимирской губернии, у которых я вел этнографические сборы с 1985 по 1991 год.
Курсовая работа Мотивация поведения и формирование личности подростка СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ § I Развитие науки о неведении 1.1 Зарождение знаний о теории деятельности человека 1.2 Русский путь в науке о поведении 1.3 Зарубежные теории о поведении человека § 2 Мотивационная сфера личности 2.1 Личность и ее структура 2.2 Потребностно-мотивационная сфера личности 2.3 Мотивация учебной деятельности и ее развитие § 3 Мотивация профессиональной педагогической деятельности §4 Диагностика мотивационной сферы личности подростков ЗАКЛЮЧЕНИЕ. БИБЛИОГРАФИЯ ВВЕДЕНИЕ Проблема развития личности подростков и формирования мотивационной сферы личности на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе, старые ценности критикуются, а новые еще не выкристаллизовались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла - в XXI веке именно сегодняшние подростки будут определять политику, экономику и социальные инициативы. И.А. Зимняя определяет то, что мотивация как психологическая категория является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии.
Войдя в унию с католичеством в 1439 г. греки, по мнению русских, потеряли право на первое место в православном мире. Они перестали соблюдать православную веру в чистоте. В том, что греки способны на любую сделку со своей совестью убеждало русских и нечистоплотное поведение греческого духовенства в Москве, куда оно приезжало за сбором милостыни в пользу греческой Церкви. Живший в это время в Москве хорват Юрий Крижанич писал: "В настоящее время греки не занимаются ни искусствами, ни науками, так что сами они - слепые и вожди слепых, то каковы были учители таковыми же свойственно стать и их ученикам". "Греки, - писал Юрий Крижанич, - за пенязи (деньги) посвящают свинопасов и мужиков, за пенязи отпускают людям грехи без исповеди и покаяния, всякие святыни они обращают в товар". Один из образованных москвичей того времени, Арсений Суханов, поехавший в Грецию для покупки древних священных книг, отрицательно отзывается о благочестии греков. Он видел церкви без престолов, храмы, содержащиеся в нечистоте, обнаружил искажение догматов, обрядов, подражание католикам в богослужении
У истоков каждой из них стояли выдающиеся мыслители. У первой – Николай Чернышевский, у второй – Владимир Соловьев. Они заложили в России традиции человекопознания исходя из противостоящих друг другу способов осмысления природы личности. К антропологическому принципу Чернышевского восходит русский путь в науке о поведении – от Сеченова до Павлова и Ухтомского. К теологическому принципу Соловьева восходит апология «нового религиозного сознания» в трудах Н.А. Бердяева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, С.Л. Франка и других. И новое учение о поведении, и апология «нового религиозного сознания» являлись плодами русской мысли – двух ее мощных течений: естественно-научного и религиозно-философского. Предпосылкой понимания природы человека, согласно этому принципу, является отклонение дуализма. «Никакого дуализма в человека не видно. Если бы человек имел, кроме реальной своей натуры, другую натуру, то эта другая натура непременно обнаружилась бы в чем-нибудь: а т.к. она не обнаруживается ни в чем, т.к. все происходящее в человеке происходит по одной реальной его натуре, то другой натуры в нем нет».
Нужны ли нам господа саймсы, пайпсы, саксы, гарвардские советники, аргентинские президенты, по которым нас учили? Нет, нам нужны Хомяковы, Аксаковы, Киреевские, Суворины, Столыпины, Иваны Ильины, Жуковы, Косыгины, Валентины Распутины. Нам нужны философия сопротивления распаду, наука возрождения, организации и стойкости духа..." Из статьи Валерия Ганичева "Пророк в своем Отечестве", газета "Гудок", 21 мая 2002 г. БЫЛ ЛИ РУССКИЙ ОРДЕН В ЦК? Владимир Бондаренко. Как начинался твой русский путь, Валерий Николаевич? Казалось бы, комсомольская молодость, быстрая карьера в ЦК ВЛКСМ - как тут осознать себя русским? Все тогда распевали песенку на слова Роберта Рождественского "Наш адрес - не дом и не улица, наш адрес Советский Союз", все считали себя просто советскими, даже в паспорт собирались внести графу "советский". С утра до вечера твердили и по радио и по телевидению, что все мы "родом из Октября", а до 1917 года не было ничего путного, ничего хорошего. И вдруг не откуда-то снизу, с отброшенных историей замшелых островков уцелевшей лапотной Руси, а в кругах молодых коммунистических лидеров, военных, ученых заговорили о соборности, об особом пути России, о тысячелетней истории
Результатом сравнения стала теория изменения психологического портрета homo sapie s в процессе антропогенеза. По мнению Леви-Брюля, сознание примитивного человека можно охарактеризовать как дологическое и мистическое. Дологическое сознание, (которое нельзя путать с антилогическим и алогическим) характеризуется, во-первых, нечувствительностью к противоречиям и, во-вторых, «законом соучастия», когда одна и та же вещь может участвовать в нескольких совершенно различных формах бытия. В русской психологической науке идеи Л.Леви-Брюля развил Л.С.Выготский. В своей книге «Этюды по истории поведения» он показал процесс становления современного человека как результат трех линий развития: эволюционного, исторического и культурного. Особый интерес у исследователя вызывает историческая линия. В отличие от эволюционной изменчивости рода человеческого и возрастного развития отдельного человека, изученных достаточно полно, «историческое развитие психологии человека изучено значительно хуже». Причина этого в том, что «наука располагает гораздо меньшим материалом относительно исторических изменений человеческой природы, чем относительно детского и биологического развития.
Марксистская психология, существует ли она? Русская интеллигенция – творец и произведение отечественной психологии. Становление культурно-исторической психологии в России. Российская и советская психология - общее и различия. Специфика становления психологии в России. Наука о поведении – русский путь. Самоактуализация и ее значение в концепциях Маслоу и Франкла. Особенности подхода к проблеме бессознательного в гуманистической психологии. Сравнительный анализ подхода к проблеме психологический защиты в глубинной и гуманистической психологии. Роль интеллекта в развитии психики – позиции Фрейда и Пиаже. Проблема обучения в теории Пиаже – достоинства и недостатки. Современные технологии и их роль в развитии психологии. Исследования познания – традиционный и когнитивный подходы. VI. Методические указания по оформлению курсовой (реферативной) работы Выполнение курсовой (реферативной) работы осуществляется студентом самостоятельно под научным руководством преподавателя, при этом анализируются тенденции изменений основных положений психологической науки, ее предмета, объекта, методов, основных положений, школ, направлений и течений, которые тем или иным образом оказали влияние на развитие знаний о человеке, его душе, психики.
Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью ( предметной коллективной сознательной деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются в конечном счете также путем девиантного поведения. Под девиантным (лат. devia io-уклонение ) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам( стандартам, шаблонам ); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам ( стандартам, шаблонам) В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении-прдмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно. Исходным для понимания отклонений служит понятие нормы В теории организации сложилось единое-для естественных и общественных наук-понимание нормы как предела, меры допустимого(в целях сохранения и изменения системы ).
Основателем ф-фии мирового единства был Владимир Соловьев. Он одним из первых создал свою ф-кую систему. В основе этой системы находятся такие учения:1) О богочеловечестве. 2) О богочеловеке. 3) Учение о Софии. В рамках этой системы делается вывод, что проблема всеединства неразрешима только в рамках ф-фии. Требуется синтез ф- фии, науки и религии, в то же время этот синтез должен определятся приоритетом ф-фии, поэтому В.Соловьев основал идею создания более обширной науки чем ф-фия. Эта наука есть теософия. Теософия отличается от теологии тем, что в теологии приоритетом выступает религия. Русская ф-фия была также представлена таким направлением как «русская идея», или русский путь развития, основные положения этой ф-фии:1) Россия занимает особое положение в человеческой системе, находясь на стыке двух мировых культур. 2) По этой причине Россия представляет главную проблему в человеческой истории. 3) Россия есть неосуществимое единство запада и востока, и в этом заключается трагичность ее судьбы. 4) Россия является по своему положению потенциальным источником, эпицентром человеческих потрясений. 5) Россия также является потенциальным отстойником мировых культур, в то же время Россия может быть началом новой человеческой истории.
Серов выступал как пропагандист творчества классиков и живо откликался на выступления одаренных молодых композиторов. Анализируя исполняемые на концертной эстраде и оперной сцене музыкальные произведения, он одновременно давал тонкие и проницательные оценки исполнительскому искусству артистов. «Воинствующее» (выражение Серова) перо критика направлялось против различных явлений, тормозивших развитие музыкальной культуры. Серов обрушивался на реакционных критиков, клеветавших на русскую музыку, полемизировал с проповедовавшими неверные взгляды на музыкальное искусство известными европейскими теоретиками. Серов — один из основоположников русской музыкальной науки. В своих статьях он ставил важнейшие проблемы музыкальной теории и эстетики, прокладывал пути для развития научно обоснованного музыкального анализа и исторического исследования. Основополагающим для всех работ Серова был взгляд на музыку как на искусство, призванное правдиво отражать духовную жизнь человека. «Прекрасно в искусстве лишь то, что жизненно правдиво», «высшая правда выражения вызывает высшую красоту музыки», утверждал он.
Эта статья показала, что историки, к сожалению, слишком долго зависели от идеологии, от политической ситуации, от коньюктура. Происходило это потому, что от ответа на вопрос о варягах зависели , в огромной степени, «великие русские вопросы», и среди них главный – способна ли Россия найти свой путь (русский путь), или она всегда будет нуждаться в рюриках, в толчке из вне, в образце и т.д. И старая полемика между славянофилами и западниками, и современные дискуссии говорят о том, что все вопросы остались открытыми. Проблема варягов и проблема петровских реформ – все это достаточно тесно связано с современностью, с историческим выбором России последнего десятилетия. Философы говорят о кризисе менталитета: « мы не можем себя идентифицировать», понять , определить. Думается, что исторические науки могли бы помочь этой беде. Ну был Рюрик, были варяги, но ведь не потерялись в историческом пространстве! В конце концов норманнская тема как-то уравновесится. Свидетельство тому – более взвешенный тон публикаций последних лет.
Русская историческая наука находилась в ту пору, в сущности, еще в младенческом состоянии. Пушкин называл автора «Истории Государства Российского» Карамзина последним нашим летописцем и первым историком. Но по уровню исторической мысли Карамзин скорее был именно последним летописцем. Помимо того, он довел изложение только до начала XVII века. Что же касается эпохи Петра, она еще была тогда совсем не изучена. Пушкин позднее намеревался восполнить этот пробел, но историческую монографию о Петре он задумал только в 1831 году, то есть в год выхода в свет «Последнего Новика», а работать над ней начал и еще позднее. Монументальные «Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России.» (12 томов и 18 томов приложений) И. И. Голикова, вышедшие еще в конце XVIII века, представляли собой всего лишь свод разнообразных материалов, порой анекдотического характера, о жизни и деятельности Петра, расположенных в хронологическом - в виде летописи - порядке. Лажечникову, который при создании романа из Петровского времени стремился соблюдать историческую верность, приходилось, таким образом, идти почти непроторенным путем, взять на себя в какой-то мере не только работу романиста, но и труд историка. Так он и поступил. Позднее в автобиографической заметке «Знакомство мое с Пушкиным» Лажечников свидетельствовал: «Прежде чем писать мои романы, я долго изучал эпоху и людей того времени, особенно главные исторические лица, которые изображал.
Для нас, живущих в XXI веке, эта проблема становится все более актуальной с каждым годом. Быть может, проведение параллели между древней Русью, с ее язычеством и крещением, и Россией ХХI века, с ее идолопоклонничеством и «вторичным крещением», будет выглядеть неубедительно, однако, на мой взгляд, именно в данный момент мы становимся свидетелями того, как история, пройдя определенный этап, переходит на очередной виток на своем пути по спирали. Казалось бы: прошло всего 1000 лет, а Россия уже была готова вновь принять христианство, хотя, мне кажется, что дело не в возвращении религии как таковой, а в той атмосфере серьезных перемен, воцарившейся в нашей стране. Всякое явление, как бы оно ни было громко, как бы не изменяло, по- видимому, народный строй и образ, по сути - результат предшествовавшего развития народной жизни. Глава I. Два взгляда на начало нашей истории. В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории. Один из них изложен в критическом исследовании о древнерусских летописях, составленном членом русской Академии наук XVIII в., знаменитым ученым немцем Шлецером, на немецком языке и изданном в начале прошлого века.
Однако, Карташев был далек от отрицания положительного значения Петровских преобразований. Они были закономерным этапом в развитии России, идущей общими путями с европейскими государствами. Мы восточные христиане и восточные европейцы, как члены единой семьи христианской цивилизации, неизбежно должны были пережить в свой черед переход от теократического средневековья к новогуманистической эпохе. Петровская выучка принесла необходимое русской культуре гуманистическое просвещение, что подняло ее на уровень мировой культуры. Петр сделал России прививку Возрождения и Гуманизма и она блестяще удалась, писал Карташев. Через 50 лет мы имели русскую Академию Наук в лице Ломоносова, а через 100 лет Пушкина. Пушкин воплотил в своем творчестве лучшие достижение века Просвещения, доказав европейское призвание русского гения. Но он олицетворял собой как знаменательное начало нашего европеизма, так и некоторый конец этого неповторимого стиля. Такая оценка была вполне логична, поскольку дискурс концепции Святой Руси строился в соответствии с гегелевской триадой разворачивания процесса познания.
Этой работе предшествовала большая статья в "Russia Review", где были обозначены основные вехи развития русской исторической науки с 1700 по 1917 г. . Высокую оценку "Очерков" мы находим в современной эмигрантской литературе. Так, Н.А.Жернакова (США) называет тексты Г.Вернадского исключительно ценными статьями . В отечественном же научном сообществе историко-научные исследования Г.Вернадского остаются невостребованными и даже не попадают в перечень его крупных работ . Как известно, автор "Очерков", именитый историк, эмигрировавший осенью 1920-го года и прошедший длительный путь в поисках пристанища - Константинополь, Афины, Прага, Нью-Хэвен (Иельский университет). Но прежде он окончил Московский университет, где историографические традиции овеяны именами В.О.Ключевского и П.Н.Милюкова, а с 1912 года связан с Петербургом, куда годом позже переезжает на постоянное жительство и становится приват-доцентом Санкт-Петербургского университета, читает два курса - по истории масонства и истории Сибири и ведет просеминарии по русской истории.
Поскольку преступное поведение возникает не только в результате противоречия между культурой и социальной структурой, но и в результате противоречия между культурными ценностями и средствами их достижения, постольку индивид, разобщенный со своей культурной группой, легко может встать на путь отклоняющегося поведения. Мертон продолжил работу над развитием и уточнением своей концепции и в 1957 г. На начальных стадиях развития биологические импульсы человека находили свободный выход, но с укреплением социального порядка возникла необходимость в управлении этими импульсами, равно как и в социальном урегулировании возникающих трений. Развитие социальных наук привело к появлению социологических методов анализа и исследований. Потребовал разрешения и вопрос о том, почему внутри различных социальных структур существуют различия в отклоняющемся поведении. Воздействие, которое социальные структуры оказывают на отдельных людей, толкая их на путь неконформного поведения, представляется прежде всего объектом социологического изучения, которое следует проводить, учитывая биологические и личностные различия, влияющие на характер поведения.
Открытые биологией принципы адаптации, гомеостаза и др. вполне могли с ним сочетаться. В России же доминировала идея активности, установка не на сохранение стабильности (поддержание гомеостаза в отношениях с внешней средой), а на прорыв к более высоким уровням развития, к более сложным и совершенным формам поведения и психической организации. Антигомеостатизм, как показано, был присущ и сеченовской концепции торможения, и павловским представлениям о человеке как о самосовершенствующейся системе, и воззрениям Выготского на активность поведения, и трактовке Ухтомским энергии организма, и понятию Бернштейна о "потребном будущем", и идее Вернадского о движении к ноосфере. Отличающие русский путь ("антигомеостатические") прорывы к будущему, к новым формам бытия были сопряжены не только с преобразованием принципа развития применительно к естественнонаучному объяснению нервно-психической организации поведения. В их подтексте просвечивало общее воззрение на мироздание и грядущее место в нем человека и его духовной жизни. Особенно отчетливо это проступает в представлениях Вернадского о ноосфере.
Поведенческие барьеры Юрий Петрович Платонов, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы РФ. Даже при самых благоприятных условиях установлению позитивного контакта между людьми часто мешают индивидуально-типологические особенности сторон. Их наличие и создает барьеры на пути установления контакта. Наличие такого барьера: увеличивает психологическую дистанцию между партнерами; снижает степень взаимного доверия; деформирует характер взаимодействия и взаимоотношений. Рассмотрим наиболее распространенные барьеры, препятствующие взаимодействию, и причины их возникновения. Эмоциональные барьеры Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в поведении. Однако не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьезный барьер на пути нормального поведения. К таким фундаментальным эмоциям относятся: горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх и другие.
![]() | 978 63 62 |