![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Иконопись и ее особенности. Иконописные школы Древней Руси | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Отделение славянской языковой группы, получившей название «праславян», от общего индоевропейского массива. Начало распада «праславянского» мира. Нашествие гуннов в Европу, в результате которого был нанесен серьезный урон развитию славянских племен. Начало массового переселения ряда славянских племен на Балканский полуостров. Активное и повсеместное распространение этнонима "славяне". Проблема этногенеза восточных славян (славяне, финно-угорские, балтийские племена, норманны). Политический смысл норманнской теории. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Начало русского государства. Призвание Рюрика. Правление Олега. Киевская Русь: тенденции становления политического и социального строя, формирование законодательства. "Русская правда". Принятие христианства, его значение. Развитие земледелия и рост городов Руси. Складывание феодального земледелия. Эволюция восточнославянской государственности в XIXIIIPвв. Распространение ислама
Древнейшая русская рукопись «Остромирово евангелие» (1056-57 гг.) украшена изображениями евангелистов, яркие плоскостное наложенные фигуры которых сходны с фигурами; апостолов Софии Киевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах «Изборника Святослава» (1073) имеются портретные изображения великокняжеской семьи. Огромную роль жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Раннекиевская круглая скульптура не получила развития, в связи с тем, что церковь боролась против языческого идолопоклонства но сыграла свою роль в становлении национальны: традиций каменной резьбы. Впитав и творчески переработав разнообразны художественные влияния, Киевская Русь создала систему общерусских ценностей, предопределившую развитие искусства в последующие столетия. 2.2. Иконопись X-XIII вв. Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось, византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др.
Их вклад в развитие российской исторической науки. При этом основные понятия по указанным вопросам преподавателем излагаются в лекционном материале. Несколько подробнее рекомендуется объяснить их также на семинарских занятиях. Тема 2. Возникновение и развитие древнерусского раннефеодального государства: Русь в IXXIIIPвв. Целесообразно дать задание на самостоятельное изучение вопросов следующего содержания: Происхождение славян. Отделение славянской языковой группы, получившей название «праславян», от общего индоевропейского массива. Начало распада «праславянского» мира. Нашествие гуннов в Европу, в результате которого был нанесен серьезный урон развитию славянских племен. Начало массового переселения ряда славянских племен на Балканский полуостров. Активное и повсеместное распространение этнонима "славяне". Проблема этногенеза восточных славян (славяне, финно-угорские, балтийские племена, норманны). Политический смысл норманнской теории. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось, византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и собственные русские святые, и собственные русские праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли яркое отражение в иконописи. Художественный язык иконы издавна был понятен любому человеку на Руси, икона была книгой для неграмотных. В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной «живописи». Систему росписи храмов, разумеется, русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным « 17
Коренные славянские названия: в древней Руси изок [=кузнечик, сверчок], у подяков червец, у чехов и словаков червень, у иллирийцев липань, у хорватов розенцвет, иванчак, класень; у лужичан смажник, розовой; у вендов шестник, прашник, кресник) по современному счислению шестой месяц в году, а у древних римлян, считавших год с марта,P четвертый; название получил от Юноны почему у Овидия назыв. mensis Jnnonis; по др. мнению, назван по имени Л.Юния Брута, первого римского консула. В древней Руси месяц И. был четвертым, а когда год начали считать с сентября десятым; с 1700 г.P шестой. Имеет 30 дней. В герм. языках И. назыв. Brachmonat, так как при трехпольной системе хозяйства в этот месяц обрабатывают поле, лежащее под паром (Brachfeld). Название И. (в церковных книгах lyuiu) перешло к нам из Византии. По народному выражению, в И. «солнце поворачивается на зиму, а лето на жары». В римско-католической церкви И. месяц особенно посвящен Спасителю: везде совершаются службы «сердцу Иисуса». Йога Йога или iога (санскр. yoga): 1) у индусов напряженное сосредоточение духа, созерцание Божества, в результате которого получается мистическое соединение души с Богом, когда душа «чувствует себя в Боге и Бога в себе». 2) Так же называется одна из шести индийских философских школ, по преданию, основанная во II в. до Р. Хр
Икона пришла на Русь из Византии. Первыми учителями русских иконописцев стали византийские мастера, воспитывавшиеся на многовековых традициях, уходящих корнями в античный мир. Икону отличает гармония рисунка и цвета, чистота красок, изящество линий, отточенность композиции. Икона позволяет проникнуть в возвышенный и мудрый мир, сложившийся на основе древнехристианских представлений. Высокая степень самосознания и чувство социальной ответственности руководило выдающимися живописцами Древней Руси. В Византии после 9-го в. распространился новый тип иконы – житийный: в центре изображения фигура святого или святой, а на полях иконы в клеймах (маленькие живописные композиции) представлены сцены из жизни святого. Отсюда житийные иконы были завезены в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ. Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др.
В княжении Ярослава Мудрого (начало 11 в.) завершается существование Руси в едином виде. 2.Особенности социального строя Древней Руси. Аппарат управления Киевской Руси, его особенности. Во главе Киевского государства стоял князь с дружиной. Дружина делилась на старшую и младшую. Отличие между ними: старшая более богатая и привилегированная. Из старшей дружины составлялся совет при князе. Младшая дружина (ее члены-отроки)- менее состоятельны, ее члены – воины. Система управления в целом этого периода называлась численной или (десятичной) по количеству воинов в разных подразделениях (тысячи - тысячники, сотни-сотники) Наместники князья в городах назывались посадниками. Существовали сборщики податей, сборщики торговых пошлин. Княжеские слуги, выполнявшие разные поручения назывались тиунами. Весь княжеский род был носителем Верховной власти. Земля принадлежала не князю, а роду. И Киевский престол переходил от старшего брата к младшему. У князя в руках основные нити управления: назначение администрации, охрана торговых путей, организация судебных органов.
На границе между исторической хроникой и повестью стоит «История иудейской войны» Иосифа Флавия, переведенная, точнее переложенная, видимо, на Руси в середине XI века. Элементами своего стиля, характеризующегося наличием установившихся поэтических формул для изображения картин воинских сражений, она повлияла на стилистику воинских повестей, в частности «Слова о полку Игореве». Светская переводная повествовательная литература не была особенно многочисленна в древней Руси, очевидно потому, что, несмотря на свою во многих случаях религиозную окраску, она по существу не являлись прямым выражением церковной идеологии, и духовенство, в руках которого гл. обр. было сосредоточено и переводческое дело и распространение литературных произведений, не было заинтересовано в поощрении и культивировании материала, непосредственно не отвечавшего его интересам. В древнейшую пору у нас известны были такие переводные повести, как «Александрия», «Девгениево деяние», повести об Акире Премудром, о Варлааме и Иосафе, об Индийском царстве, сказания о Трое, «Стефанит и Ихнилат».
Историки культуры утверждают, что смех - коррелят страха. Освободиться от страха можно смехом, слезами или гневом. "Смех сквозь слезы", "смех до слез", грустный смех. такие сочетания неслучайны тоже. Смех и слезы связаны эмоцией, но противоположны по результату. В русской ментальности, говорят нам, доминирует черта: слезы, которые единят - в отличие от смеха, которым Нельзя поделиться. Якобы потому на Западе больше нас смеются, у нас - больше плачут в горе. Русские философы иного мнения; практика жизни - тоже. Горе убивают смехом, тем самым сохранив в своем подсознательном архаическую оппозицию смех я слезы', смех -достояние неба, слезы -подземного мира, смех и слезы есть метафора смерти в двух ее проявлениях, возрождения и умирания. Смех отличает человека от животного, он развивает вторую сигнальную систему на стыке образа и понятия, пользуясь языком, словом. Исполняя важные социальные функции, смех становится признаком общественной среды и характеристикой ее развитости. Чтобы, пробуждая к жизни, развеселить сказочную царевну Несмеяну (Природу), нужны труд, смекалка и внутренний огонь любви. Но мифологическим сюжетам и отрывочным историческим свидетельствам мы знаем особенности "смеховой культуры" Древней Руси, которая описана во многих трудах.
Они почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания 2. Сведения о восточнославянской мифологии немногочисленны не только потому, что в дохристианский период эти племена не имели письменности, но и потому, что в последующее время христианизации Руси языческая мифология сознательно разрушалась. Тем не менее различные косвенные свидетельства о ней сохранились главным образом в фольклоре. Немногочисленные, но важные сведения о жизни древних славян, их культуре и обрядах можно найти в летописях, словах, поучениях, житиях и описаниях иностранных путешественников. Много ценного открывают археологические раскопки, но особая роль принадлежит фольклору, народной коллективной памяти. В песенном фольклоре сохранились многие особенности музыкальной культуры Древней Руси, определившие своеобразие ее языка. Под их влиянием происходило развитие всей русской музыкальной культуры. Несмотря на естественный процесс эволюции и развития народного искусства, нельзя не отметить большой степени устойчивости традиций народной музыки.
Образ летописца неотделим от особенностей этики в Древней Руси и от узкоспециальной проблемы литературного этикета. Мораль летописца совсем не абстрактна - это не мораль монаха-отшельника, для которого добро и зло суть традиционные категории, лишенные конкретного наполнения. Это мораль человека, непосредственно заинтересованного в судьбе своей земли, озабоченного современным положением в стране и ее будущим. Мораль летописца конкретна: добро для него - то, что может принести благо Родине, зло - все то, что может чем-то угрожать ей. Вероломство и предательство - тяжкий грех, но не по отношению к врагам, которые нередко предавали первыми. Когда в 1095 г. в Переяславль к Владимиру Мономаху пришли "на мир" половцы, дружина посоветовала князю убить послов. "Како же могу створити, роте с ними ходив?" - спросил князь. "Княже! Нету ти в том греха; да они всегда к тобе ходяще роте (т.е. приносили клятву, присягали - М.Л.), губять землю Русьскую и кровь хрестьяньску проливають бесперестани", "И послуша их Володимир" - заключает летописец.
Здесь княгиня оказалась в самом центре общественной и церковной жизни: она вела оживленную переписку с видными церковными деятелями — епископом Владимиро-Суздальским Симоном (вероятно, своим духовником; † 1226), и печерским иноком Поликарпом (оба являются авторами знаменитого Киево-Печерского Патерика), пыталась влиять на поставления на епископские кафедры угодных ей лиц. Несомненно высокообразованная женщина, Верхуслава была к тому же весьма богата. Как сообщает епископ Симон, княгиня намеревалась потратить "и до 1000 сребра" на то, чтобы поставить Поликарпа епископом на одну из свободных кафедр — или в Новгород, или в Смоленск, или в Юрьев (иными словами, попросту купить епископское место); об этом сама княгиня писала Симону. Епископ Симон решительно осудил это намерение. В послании Поликарпу он цитирует фрагменты своей переписки с княгиней, и в частности свой ответ ей: "Дъщи моа Настасие! Дело не богоугодно хощеши сътворити " Эти факты биографии княгини Верхуславы-Анастасии проливают свет на некоторые особенности внутренней жизни древней Руси, в частности практику поставления епископов, а вместе с тем показывают реальное положение княгини-вдовы, которая, как выясняется, и после смерти супруга продолжала оказывать влияние на церковные (и, вероятно, не только церковные) дела.
Это небольшой кодекс вроде Эклоги и Прохирона (синоптический кодекс). В Византии по традиции, шедшей от римской юриспруденции, усердно обрабатывалась особая форма кодификации, которую можно назвать кодификацией синоптической. Образец её был дан Институциями Юстиниана, а дальнейшими образчиками являются соседи Русской Правды по Кормчей книге - Эклога и Прохирон. Это - краткие систематические изложения права, скорее, произведения законоведения, чем законодательства, не столько уложения, сколько учебники, приспособленные к легчайшему познанию законов. Сравнивая Русскую Правду с памятниками византийского церковного права, суммируя вышеизложенные наблюдения, можно прийти к выводу, что текст Русской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей работе составитель данного памятника права. 3. Преступление и наказание по Русской Правде Раздел, посвящённый преступлению и наказанию по Русской Правде, является ключевым в данной работе, т.к. именно в нём, пользуясь необходимыми источниками, наиболее точно отразить особенности уголовного права Древней Руси, ответить на поставленные вопросы и решить основные задачи, изложенные во введении к данной работе.
СодержаниеВВЕДЕНИЕ 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ВЕЧЕ 1.1 СОДЕРЖАНИЕ И ГЕНЕЗИС ЯВЛЕНИЯ «ДРЕВНЕРУССКОЕ ВЕЧЕ» 1.2 СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ДРЕВНЕРУССКОГО ВЕЧЕ 1.3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЧЕ 1.4 КОМПЕТЕНЦИЯ ВЕЧЕ 1.5 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЕЧЕ 1.6 ВЫВОДЫ И НЕЯСНОСТИ ИСТОРИИ ВЕЧА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВведениеДревнерусское государство сформировалось как раннефеодальная монархия, которая сочетала институты новой феодальной формации и старой первобытнообщинной. Данная особенность древнерусского государства особенно ярко прослеживается через наиболее важные институты государственного устройства Древней Руси, одним из которых является Древнерусское вече. Изучение институтов древнерусского государства, в срезе содержания противоречия между новой феодальной и старой первобытнообщинной формацией, представляет интерес для современности в связи с тем, что институты современного Российского государства также находятся в переломном моменте между движением от индустриального к постиндустриальному обществу. Особенностью государственного устройства Древней Руси является отсутствие четкого разделения полномочий между субъектами власти. Наряду с такими институтами, как вече, князь и его дружина, значительную роль в государственной жизни играл Княжеский совет – Боярская Дума.
Раздел, посвящённый преступлению и наказанию по Русской Правде, является ключевым в моей курсовой работе, т.к. именно в нём я, пользуясь необходимыми источниками, попытаюсь наиболее точно отразить особенности уголовного права Древней Руси, ответить на поставленные передо мной вопросы и решить основные задачи, изложенные мною во введении к данной работе. Современная наука уголовного права под термином “преступление” понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершённое виновно (т.е. с умыслом или по неосторожности) лицом вменяемым, достигшим возраста уголовной ответственности. А что же понималось под этим термином в далёкий период создания Русской Правды? На этот вопрос нам и придётся ответить в данной главе. С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как “обида”, т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц.
Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси. Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. Но в истории остались немногие: Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, и т.д. Настоящих меценатов всегда было мало. Даже если наша страна возродиться, много меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры и меценаты были людьми глубокой веры и цель каждого из них была служить людям.Глава 2. Коллекционеры. Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим поступательным движением музейного дела в России, поисками, открытиями мы обязаны им- энтузиастам, собирателям, меценатам.
Раздел, посвящённый преступлению и наказанию по Русской Правде, является ключевым в моей курсовой работе, т.к. именно в нём я, пользуясь необходимыми источниками, попытаюсь наиболее точно отразить особенности уголовного права Древней Руси, ответить на поставленные передо мной вопросы и решить основные задачи, изложенные мною во введении к данной работе. Современная наука уголовного права под термином «преступление» понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершённое виновно (т.е. с умыслом или по неосторожности) лицом вменяемым, достигшим возраста уголовной ответственности. А что же понималось под этим термином в далёкий период создания Русской Правды? На этот вопрос нам и придётся ответить в данной главе. С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц.
Подробно рассмотрен перелом в положении школы и просвещения в эпоху Петра Великого. В разделе о борьбе в российском обществе за школу и просвещение на протяжении ХIХ века выделено стремление к демократизации образования. Также дан систематизированный анализ положения школы и просвещения в СССР. Первая глава посвящена православной школе Древней Руси. Ни по одному вопросу нашей внутренней истории не существует такой разницы во мнениях, как по вопросу о роли школы и образования в Древней Руси. Однако существование правильной школы в Древней Руси нельзя доказать при помощи косвенных показаний, которые подбираются защитниками того мнения, что допетровская Русь уже стояла на высокой степени просвещения. Церковь того времени не могла обеспечить правильного школьного образования даже собственным членам, тем менее могла воздействовать посредством школы на светское общество. Первый в России богословский факультет, Киевская духовная академия, учрежденная в исходе первой четверти ХVII века, принял полную программу «свободных знаний», но вскоре академия принуждена была усилить дозу латыни в ущерб греческому языку.
![]() | 978 63 62 |