![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Патопсихология | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Поэтому культурологи смягчают, в общем, не греша против истины: русский социальный биотип - вожаческая стая, без вожака - стадо. Однако даже в первых фазах больших оборонительных войн, по ин и, русский социум остается "стадом" без вожака (Барклай); стадом уже с вожаком (Кутузовым) - и кто видел самопостроение и поведение стада (особенно дикого) и разъяренных быков при нападении волков, тот знает, что это - Бородинская битва; на маршруте Бородино - Москва - Калужское шоссе, великий Крылов моделирует адекватно, это уже свора волкодавов в руках старого и опытного псаря, превращающаяся от Калужского шоссе в "гончих стаю", а далее-то - в волчью стаю. Это, вожаческая свора-стая, - нормальное ное состояние русского (а также тюркского, здесь полная системная совместимость) социума, а значит и в целом Российского суперэтноса. Группировки психопатов, асоциальных и криминальных элементов ищут квазивожаков, в качестве которых могут выступать фигляры и психопатологические личности. И В.Высоцкий, видимо знакомый с криминальной патопсихологией, из учебников или из жизни - не столь важно, фиксирует адекватно: "Мы не сделали скандала - / Нам вождя не доставало:/ Наст х буйных мало - / Вот и нету вожаков." Группа с коллективным суггестивным воздействием может индуцировать психопатологии в окружающих, обрастая ими и вырастая в немалочисленное образование или движение. "Лидером преступной группы с мощным суггестивным воздействием может быть и душевнобольной",- пишут патопсихологи Антонян Ю.М. и Гульдан В.В.,"За счет чего психически больной человек становится лидером группы? Это кажется абсурдным, противоречит житейским представлениям о психич х заболеваниях и социальных отношениях
Так как она имеет непосредственное отношение к общению, еще одной весьма близкой ей психологической дисциплиной является социальная психология и психология общения как часть последней. Далее, поскольку формирование и развитие языковой способности и речевой деятельности тоже входит в объем психолингвистики, психолингвистика самым тесным образом связана с психологией развития (детской и возрастной психологией). Наконец, она взаимодействует и с этнопсихологией. В своем прикладном аспекте психолингвистика связана практически со всеми прикладными областями психологии: с педагогической психологией патопсихологией, медицинской психологией, нейропсихологией, психиатрией и коррекционной педагогикой (дефектологией) инженерной, космической и военной психологией, психологией труда и эргономикой судебной и юридической психологией наконец, с политической психологией, психологией массовой коммуникации, психологией рекламы и пропаганды. В сущности, именно эти прикладные задачи послужили непосредственным толчком к возникновению психолингвистики как самостоятельной научной области. 7. Психолингвистика и языкознание.ЯЗЫКОЗНАНИЕ (ЛИНГВИСТИКА) ТРАДИЦИОННО ПОНИМАЕТСя КАК НАУКА О яЗЫКЕ КАК СРЕДСТВЕ ОБЩЕНИя.
Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (Аристотель, "О душе" и др.). В 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" естественно-научной и культурно-исторической (см. Понимающая психология). Главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др
Психология является весьма разветвленной отраслью знаний. Современная клиническая (медицинская) психология, являясь одной из отраслей психологии, сама по себе также является чрезвычайно разветвленной прикладной областью психологии на ее стыке с медициной. В своем составе она имеет множество и самостоятельных разделов: нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику и др. Начала научной клинической психологии принято считать 1896 г., когда Л.Уитмиром в США была открыта первая психологическая клиника, а затем стал издаваться специальный научный журнал. В России вопросы медицинской психологии развиваются практически параллельно с организацией психологических лабораторий; первая лаборатория создается в 1886 г. В.М.Бехтеревым в психиатрической клинике Казанского университета. Список использованной литературы: . Клиническая психология; Сидоров П.И., Парняков А.В., учебник. – 2- е изд., дополн. – М.:ГЭОТАР-МЕД 2002 . Жить, чтобы выжить и выжить, чтобы жить: Учебное пособие. Москва: Мега Нэт. Т.С.Алферова, Г.В.Котлярова, В.Б.Гаптов . Общая психология. – СПб.:Питер,2001.Маклаков А.Г. . Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.:”Черо”. Гиппенрейтер Ю.Б. ----------------------- Психические процессыПсихические состоянияПсихические свойства личности
Потому так и труден анализ, что в сопротивлении больного видится принцип танатоса, разрушения. Два выдающихся ученика Фрейда - Карл Густав Юнг и Альфред Адлер вскоре откололись от ортодоксального П. и создали свои школы - соответственно аналитическую психологию и индивидуальную психологию (см. комплекс неполноцениости). От классического П. идет через аналитическую психологию такое направление современной патопсихологии, как трансперсональная психология. П. стал основой для философско-психологических построений таких блестящих умов ХХ в., как философ его второй половины Жак Лакан. Но сам Зигмунд Фрейд был и навсегда остается в человеческой культуре прежде всего гениальным врачом, первооткрывателем, мужественным изобретателем в области ментального. Работы Фрейда, во все времена предмет яростных дискуссий, остаются таковыми и по сию пору; многим их положения кажутся неприемлемыми и отвратительными. Но Фрейд был замечательным писателем, он умел постоять за себя и за свои мысли и успешно их пропагандировать. Его глубокий след останется не только в психопатологии, но и в философии, и в литературе. Лит.: Фрейд З
Материалы используются самые простые, такие, как наборы карандашей всех цветов, глина для лепки, а также деревяшки, камни, кусочки ткани и бумага. Иногда члены группы могут приносить и другие материалы, которые привлекают их: береговой песок и кору деревьев. Помещение должно обеспечивать место для движений и шумных игр. Руководитель старается быть как можно более незаметным, для того чтобы способствовать творчеству. Участники получают наставление полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений. Терапевт, занимающийся терапией искусством, не обязательно должен быть художником. Гораздо более существенны его интерес к проблемам художественного творчества, знания патопсихологии и групповой динамики. Процедурные аспекты терапии искусством зависят от теоретической и профессиональной подготовки руководителя и функций группы. Изначально групповая терапия искусством начиналась как работа с замкнутыми индивидуумами в больничных условиях (Garai, 1978). Пациенты постепенно заинтересовывались произведениями других пациентов и становились более коммуникабельными. Сегодня некоторые пациенты стремятся к занятиям терапией искусством, так как они чувствуют ограничения в творческом самовыражении.
Анализ этих связей в рамках разработанной Ананьевым концепции комплексного человекознания позволил сделать вывод, что психология синтезирует достижения других наук. Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» отмечал, что важнейшая функция психологии в том, что она «является интегратором всех (или, во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Ломов отмечает, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными — через психофизику, психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими науками — через медицинскую психологию, патопсихологию, нейропсихологию и др., с педагогическими — через психологию развития, педагогическую психологию и др., с техническими — через инженерную психологию, и т.д. Важным фактором дифференциации психологии являются именно отношения с другими науками.
Патопсихологический материал показывает различия в иерархии и смыслообразовании мотивов больного и здорового человека. Формирование любой формы деятельности не вытекает непосредственно из мозга, а проходит длинный и сложный путь прижизненного формирования. Возрастает значение патопсихологии для теоретических вопросов психологии. Всемирно известное исследование А.Н. Леонтьева об опосредованном характере высших форм памяти было проведено с больным корсаковским синдромом. Л.С. Выготский рассматривал материал патологии как один из методов исследования психической деятельности. Созданные в рамках психологии методы «двойной стимуляции» (А.Н. Леонтьева), метод пиктограмм (А.Р. Лурии) получили широкое распространение в практике патопсихологии. Список литературы
Процесс обучения, его сущность и содержание ОБУЧЕНИЕ — процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема обучения рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной психологии, нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к проблеме обучения во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в приобретении человеком общественного опыта, считают, что обучение есть процесс внешний по отношению к психическому развитию, разворачивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием субъекта. В советской психологии обучение и развитие не отождествлялось, но при этом подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся “зону ближайшего развития”, способствующего выработке средств и способов ориентации в действительности. Психологически проблема обучения может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом.
Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Так, поиск убийцы-садиста часто осуществляется на основе предположения, что он имеет судимость, наблюдается или состоит на учете в специальном медицинском учреждении, ведет антиобщественный образ жизни и т.п., то есть как бы вне пределов расследуемого события. Также может оказаться бесперспективной проверка образа жизни и круга знакомых жертвы - по ряду данных убийств, преступник не являлся близким человеком для жертвы либо ранее вообще не был знаком с ней. Решение указанных вопросов лежит в комплексном подходе, в более глубоком проникновении в существо проблемы за счет привлечения современных знаний криминалистики, психиатрии, сексопатологии, патопсихологии, криминологии. Исходя из данных лишь одного этапа, без изучения личности виновного по последствиям сексуально-садистские убийства трудно выделить из ряда других сексуальных убийств, более того, иногда они даже не похожи на сексуальные вообще. Следственная ситуация начального этапа расследования таких убийств характеризуется тем, что потерпевший погиб, как правило очевидцы убийства отсутствуют, виновный скрылся.
Но в действительности далеко не всегда и не все функции восстанавливаются, даже если объем повреждения невелик. Эклектическая концепция Гольдштейна, Хэда и др. исследователей предполагала существование разных механизмов мозговой организации для разных ВПФ - в отношении одних, вероятно, работают механизмы узкой локализации, по отношению же к другим функциям мозг эквипотенциален. В настоящее время основное направление в решении данной проблемы задает концепция системной динамической локализации психических процессов и функций - звено психического процесса соответствует некоторой распределенной функции мозга, фактору. 24. Эволюция взглядов на проблему локализации психических функций см. вопрос 23 25. Примеры психологических синдромов. «Перспективным в патопсихологии является направление , ставящее своей целью разработку патопсихологических синдромов - выявление и изучение нарушенных факторов в структуре психической деятельности и установление изменений психических процессов (интеллектуальных, перцептивных, мнестических и др.), основывающихся на этих факторах.
Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм Как известно, экспериментальная методика пиктограмм направлена на исследование опосредованного запоминания. Этот метод основан на положениях отечественной психологической теории (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев) об опосредованном характере психических актов человека. Сама же методика пиктограмм предложена впервые в Советском Союзе А.Р. Лурией, она широко применяется в отечественной психиатрии и вошла даже в последний учебник психиатрии. Впервые Г.В. Биренбаум использовала ее для анализа мышления больных. Чрезвычайно ценные данные ее исследования превратились теперь в библиографическую редкость. Однако сама методика широко применяется в патопсихологии именно для исследования мышления (Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн и др.). Задача исследования. Теоретическая задача исследования заключалась в попытке подвергнуть психологическому анализу те особенности мышления, которые в психиатрии обозначаются как "причудливость", а иногда даже как "разорванность" ассоциаций. См.: Тезисы докладов конференции "Проблемы патопсихологии". М., 1972. (Прим. Работа выполнена под руководством С.Я. Рубинштейн.) Нашей задачей в данной работе было исследование мышления больных с помощью метода пиктограмм.
ПЛАН: Введение. Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции. Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы: 1. причины биологического характера; 2. причины социально –психологического характера.
В данном случае следует тщательно исследовать внимание, память, мышление, признаки истощаемости. Для работы с этой группой требуются не только знания в области патопсихологии, но и в нейропсихологии. При заболеваниях головного мозга отмечаются признаки повышенной истощаемости, снижения памяти, трудности в оперировании абстрактными понятиями, переносным смыслом, инертность мышления. Более точную информацию для дифференцирования двух органических заболеваний (например, болезнь Пика или болезнь Альцгеймера), установление очага поражения головного мозга получают при применении специальных тестов из нейропсихологии. В результате органических изменений в головном мозге отмечаются психопатоподобные нарушения личности, астенические расстройства, снижение уровня интеллектуальных процессов. Психопатоподобные нарушения личности характеризуются сужением круга интересов, некоторой пассивностью, иногда наоборот, взрывной раздражительностью и грубостью. Астенические расстройства выражаются в повышенной истощаемости, раздражительной слабости. Если отмечается интеллектуальное снижение, то отмечается снижение критики, беспечность, эйфория, гневливость, слезливость.
Второе направление – изучение психосоматических проявлений при психогенных заболеваниях (нр рак) -Детская клиническая психология У ребенка все распады психики всегда сочетаются с развитием. - - психология воздействия (психокоррекция и психотерапия) психотерапия – д-сь, направленная на ведущую проблему с дальнейшей редукцией симптома. Психокоррекция – помощь в адаптации отдельных симптомов. Используя пластичность мозга, можно преодолеть через обходные пути некоторые симптомы. (разделение условное) - психология здоровья 2. Практические задачи патопсихологии. Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы, оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).Задачи ППС те же, что и у клиники, но предмет - другой.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии Кафедра специальной психологииКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАКурс: Клинические основы интеллектуальных нарушенийТема: Континуум: психический инфантилизм, задержка психического развития, дебильность, имбецильность, идиотия.Челябинск 1999 Содержание Введение 4 Психический инфантилизм 7 Задержка психического развития 15 Дебильность. Имбецильность. Идиотия. 32 Литература. 21 Введение Определение понятия «умственная отсталость» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Каждая наука заинтересована в правильном определении предмета ее исследования. Неясное определение предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в области данной науки. Ошибочное толкование понятия «умственная отсталость» неправильно ориентирует ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.
Отрасли (3 группы критериев): 1. Содержание выполняемой деят-ти - психология труда - педагогическая - спортивная - космическая - судебная 2. Субъект выполняемой деят-ти - детская - этнопсихология - социальная - пато - зоо 3. Конкретно-научная или практическая проблема - психофизиология - нейропсихология - психосоматика - психогенетика 4. Особые - зоо - клиническая - судебная Антитезы: общая – дифференциальная; общая – отраслевая. Разделы психологии: - общая - зоо (сравнительная) - психофизиология - нейропсихология - патопсихология - детская - индивидуальных различий (дифференциальная) - этно - социальная - психолингвистика - творчества2. Специфика психического отражения: определение психики и сознания. Основные классы психических явлений.Наука о психике. Свойства психики: 1) субъективное отражение реальности (психические процессы – восприятие, память) 2) зачем отражать? Для регуляции собственного поведения. Психика – это отражение окружающего мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для управления своим поведением. Сознание – высшая форма психики: 1) это способность отражать не только мир, но и себя в нем. 2) это форма регуляции совместной деят-ти людей.
![]() | 978 63 62 |