![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Обрядовая поэзия | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Лирика русской свадьбы. "Наука", Л., 1973. 48. Народные песни Брянщины. "Приокское кн. изд.", Брянск, 1972. 49. Обрядовая поэзия Пинежья. "Изд. МГУ", М., 1980. 50. Песенный фольклор Мезени. "Наука", Л., 1967. 51. Песни Печоры. "Изд. АНСССР", М.-Л., 1963. 52. Песни и сказки Пушкинских мест. в.1. "Наука", Л., 1979. 53. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. "Худ. лит.", М., 1984. 54. Русская народная поэзия. Лирическая. "Худ. лит.", Л., 1984. 55. Русская свадебная поэзия Сибири. "Наука", Новосибирск, 1984. 56. Русское народное творчество. "Учпедгиз", М., 1963. 57. Русские народные баллады. "Совр.", М., 1983. 58. Русские народные песни. "Правда", М., 1988. 59. Русские народные песни. "Сов. писатель", Л., 1988. 60. Русские народные песни. "Совр.", М., 1984. 61. Русские народные песни Астраханской области. "Наука", М., 1978. 62. Русские народные песни Карельского поморья. "Наука", Л., 1971. 63. Русские плачи. "Сов. пис.", Л., 1937. Сказки. 64. Бой на калиновом мосту. Русские народные сказки. "Лениздат", Л., 1985. 65
Видно, что автор свода имел в своем распоряжении летописи раз- личных русских городах, в том числе в Киеве, в Выдубиц- ком монастыре, создавались целые библиотеки летописных сводов, которые становились источниками для новых исто- рических сочинений XII-XIIIвв. Сохранение общерусской летописной традиции показал Владимиро-Суздальский летописный свод начала XIIIв., ох- вативший историю страны от легендарного Кия до Всеволода Большое Гнездо. в) Фольклор .Письменные источники свидетельствуют о богатстве и - виды фольк-разнообразии фольклора в Киевской Руси. Значительное лора. место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заго- воры, заклинания, обрядовые песни, являвшиеся неотъемле- мой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также свадебные песни, похоронные плачи-причита- ния, песни на пирах и тризнах. Распространены были и ми- фологические сказания, отражавшие языческие представле- ния древних славян. На протяжении многих столетий цер- ковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упор- ную борьбу с "поганскими" обычаями, "бесовскими игрища- ми" и "кощунами".
Купальская обрядовая поэзия. Дис. М., 1978. 211. Соколов Ю.М. Русский фольклор. Л., 1941. 212. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. "Полит. лит.", М., 1989. Литература по истории. Скифский период. 213. Авдеев В.И. История Древнего Востока. "Высш. шк.", М., 1970. 214. Античные города Северного Причерноморья. "Изд. АНСССР", Л., 1955. 215. Артамонов М. И. Киммерийцы и скифы. "Изд. Лен. унив.", Л., 1974. 216. Археология Прикарпатья, Волыни и Закарпатья ( энеолит, бронза и раннее железо ). "Наукова думка", Киев, 1990. 217. Бонгард-Левин Г. М., Гранатовский Э. А. От Скифии до Индии. "Мысль", М., 1974. 218. Брашинский И.Б. В поисках скифских сокровищ. "Наука", Л., 1979. 219. Граков Б. Н. Скифы. "Изд. МГУ", М., 1971. 220. Дьяконов И. М. История Мидии. "Изд. АНСССР", М.-Л., 1956. 221. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. "Изд. АНСССР", М., 1951. 222. Махортых С. В. Скифы на Северном Кавказе. "Наукова думка", Киев, 1991. 223. Ольвия. Теменос и Агора. "Наука" М.-Л., 1964. 224. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. "Наука", М., 1990. 225. Пиотровский Б.Б. Ванское царство. ( Урарту ). "Изд. вост. лит.", М., 1959. 226. Руденко С. И
Христианские имена и названия получили прозвища и наименования, лишь внешне связанные с церковными, а по содержанию - языческие, близкие и понятные крестьянству. Пример. Даты календаря Март - Апрель напоминают крестьянину о близких полевых работах. Март: 1 - Евдокия (гадали об урожае ржи по полосам снега) 4 - Герасим Грачевник (прилет грачей); 7 - Василий Капельник 9 - Сорок Мучеников (прилет жаворонков) и т.д. Анализируя праздники русского земледельческого календаря второй половины 19 века, я попыталась установить, какие из них сохраняли древние религиозно-магические черты. В русской новогодней обрядности и обрядовой поэзии получили преломление не только производственные моменты, но и некоторые черты древнего социального устройства общества, в частности отношение семейно- родового строя. Из обычаев такого рода следует отметить колядование. Оно заключалось в том, что перед Новым годом крестьянские девушки и молодые женщины группами ходили по селу, “днем и вечером под окна или в сени кричать коляду”. Песня - коляда некогда представляла собой магическую форму - заклятия богатства и благополучия семьи. Оно содержала или величание - прославление хозяев дома, пожелание им здоровья и довольствия, или просьбу.
Слово «огонь» («огнь») родственно имени древнеиндийского Бога огня Агни (agnн — «огонь»). В Ригведе — древнейшем своде обрядовой поэзии — значительная часть гимнов посвящена Богу огня — Агни. Почему — догадаться не трудно. В нелегких и некомфортных условиях переселенческой жизни огонь (особенно по ночам) оставался той рукотворной стихией, которая давала тепло, свет, защиту от диких животных и жар для приготовления пищи. Огонь же был и стихией, имевшей нерукотворное происхождение (молнии и другие небесные явления, лесные и степные пожары, вулканическая лава и т. д.). Ни в первом, ни во втором случае не требовалось специальных скульптурных или живописных изображений огня, поскольку он всегда был рядом перед глазами. Лишь впоследствии, когда одно из арийских племен завоевало Индостан, подчинив аборигенов и создав в условиях оседлого образа жизни уникальную древнеиндийскую культуру, — появилась возможность и необходимость воссоздавать образ Бога огня — Агни в виде скульптурных изваяний. В древнерусском языке имеется еще одно название огня — «крес»
Вина Льва Николаевича ни разу не была доказана. В 1956 г. и в 1975 г. его полностью реабилитировали. Из всего сказанного можно сделать вывод, что лирическая героиня "Реквием" очень необычна, она имеет три лика, выступает в трех образах, которые перетекают друг друга, а каждая из ролей автора мотивирует отдельную сюжетную линию. А теперь обратимся к сюжету. Каковы же его особенности? Н.Л. Лейдерман в работе "Бремя и величие скорби" говорит, что в "Реквием" не один, а три сюжетных пласта, они как бы лежат друг на друге, и каждый последний просвечивает сквозь предыдущий. Первый Сюжет – это сюжет ареста и осуждения сына. Здесь всё сверхреально: арест – тюрьма – приговор. "Уводили тебя на рассвете", 17 месяцев кричу ", "Я увидела верх шапки голубой". Второй сюжет – это сюжет материнской причети, плача, и он строится в соответствии с традициями обрядовой поэзии. А. Ахматова не пропускает ни одной фазы похоронного обряда: плач-оповещение: "Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад"; плач при выносе: "Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла.
Виды и жанры украинской устной народной поэзии в ее историческом развитии А. Белецкий Буржуазное литературоведение, как известно, долгое время не находило устной поэзии определенного места в историческом обзоре литературы. «Народная словесность» помещалась то в начале истории литературных курсов, как предпосылка истории письменности, то в промежутке между частями, посвященными старой литературе и литературе новой. И то, и другое не может быть научно оправдано. Украинский буржуазный литературовед акад. М. Грушевский, исходя из данных буржуазной социологии, впервые пытался периодизировать фольклор, обходя, однако, по возможности моменты классовой борьбы в нем и часто пользуясь фольклорным материалом для искусственного восполнения «прорывов» литературного развития, неприятных для «национальной гордости». На нынешней стадии изучения история украинского фольклора может строиться только гипотетически. Несомненно, к древнейшему ее периоду мы должны отнести разнообразные произведения магического характера, в том числе заговоры и обрядовую поэзию. В конце XVI в. украинская обрядовая поэзия уже остановилась в своем развитии, сложившись в те формы, в каких застали ее собиратели XIX в.
Глубокая архаичность культурных переживаний таким образом является существенной и отличительной чертой белорусской обрядовой поэзии. В бытовой лирике особый интерес представляют картины тяжелого подневольного труда эпохи крепостного права, жестокой эксплоатации и чудовищного бесправия. В ряду бытовых песен обращают на себя внимание также многочисленные юмористические песни: в них нежный лиризм соединяется с мягким и добродушным юмором, свойственным белоруссу. Сказка является наиболее разнообразным жанром белор-ого фольклора. Один авторитетный исследователь говорит: «Перечитав все русские сказки, мы можем смело утверждать, что по живописи и красоте рассказа белорусские сказки не имеют себе равных» (С. В. Савченко, Русская народная сказка, стр. 246). В ряду фантастических сказок особенно выделяется своим богатством животный эпос. По словам того же Савченко, «сказки о животных — это поистине перлы белор-ого сказочного эпоса» (ibid.). В позднейших изданиях, особенно в сборниках Сержпутовского, преобладает сказка-новелла, сатирически рисующая барство и духовенство.
В известных нам «веснянках», «егорьевских песнях», «жнивных песнях» и т. п. мы находим традицию древнейших жанров, при всех изменениях и осложнениях сохранивших свой магико-анимистический характер. Наиболее типические по своей традиционности образцы этой поэзии носят заклинательный, магический характер, имея своей целью воздействие на силы природы в желательном для человека направлении. Конечно на протяжении столетий (особенно с XV—XVI вв.) поэзия эта все более осложнялась элементами христианизации, мотивами более поздних стилей, тематикой, отражавшей классовую диференциацию феодального общества, так что песенный позднейший репертуар, входящий в обряд, становится чрезвычайно пестрым. Однако анализ позволяет выделить в нем образцы наиболее традиционные по своему характеру (см. напр.: Шейн, «Великорусс», т. I, вып. 1, №№ 1263, 1273, 1175, 1178, 1179, 1032 и др.; о календарной обрядовой поэзии см. «Обрядовая поэзия»). К той же линии фольклора относятся далее заговоры, заклинания, «обереги» и т. п., имеющие своим объектом предметы с.-х. труда (охотничьего, земледельческого, скотоводческого и т. п.) и также оставившие пережитки в позднейшей традиции.
Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также свадебные песни, похоронные плачи-причитания, песни на пирах и тризнах. Распространены были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих столетий церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с "поганскими" обычаями, "бесовскими игрищами" и "кощунами". Тем не менее эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-XX вв., потеряв со временем свой изначальный религиозный смысл. Существовали также и формы фольклора, не связанные с языческим культом,- пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Сказочные мотивы и образы нашли свое отражение в летописи, в житийной литературе (например, в "Киево-Печерском патерике"). Значение исторических жанров фольклора возрастает с образованием государства и началом складывания древнерусской народности. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную "устную летопись" в виде прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом родной земли. "Устная летопись" предшествовала летописи письменой и послужила одним из ее основных источников. К X в. относится возникновение нового эпического жанра - героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества.
Контаминация – слияние нескольких сюжетов в один. Фольклор отражает народную позицию, воспитание, мораль, мировоззрение. Жанровая система русского фольклора. а) 1 – обрядовая поэзия. Выделяются обрядовые комплексы, связанные с календарным циклом и хозяйственно-земледельческой деятельностью человека. 2 – Обрядовые комплексы, связанные с жизнью человека (бытовые) – рождение, именование, инициация, свадебный обряд, похороны. 3 – Обрядовые комплексы, связанные с физическим, моральным состоянием человека и со всем, что живёт в его доме (заговоры). б) 1 – Необрядовая поэзия. Эпос (былина, сказка, баллада) и несказочные (легенда, предание, быль, духовные стихи). Лирика (лирическая песня). Драма(народная драма): зазывание балагенных дедов, театр Петрушки. в) Малые фольклора жанры (частушка, пословица, колыбельная, поговорки, потешки). 1 – Детский фольклор (загадки, дразнилки, потешки и др.); 2 – Пословицы поговорки; 3 – Загадки; 4 – Частушки. Глава 1 Циклы и состав календарной обрядовой поэзии Обрядовая поэзия. Циклы и состав календарной обрядовой поэзии. Есть фольклор, связанный с подготовкой урожая (октябрь – конец июля - зимний и весенне-летний периоды).
Помощью здесь могут служить этнографические и культурологические материалы по аутентичной обрядовой поэзии, представленной в таких журналах, как «Этнографическое обозрение», «Живая старина», в трудах Русского географического общества и в фольклорных изданиях разных областей и регионов (Ю.Г. Круглов). Освоение культурологического образа младшим школьником в Этнокультурном и Кросскультурном социумах в начальной школе носит комплексный характер. В силу этого еще больше актуализируется проблема становления единого социокультурного и кросскультурного учебно-воспитательного пространства, интегрирующего все дисциплины начальной школы с учетом всех педагогических, психологических, социологических, культурологических и эстетических элементов. 3.2 Освоение культурологического образа на второй стадии культурологической драматизации (средняя школа) Освоение культурологического образа школьниками среднего и старшего возраста имеет свои особенности. Прежде всего, их социокультурное и кросскультурное пространство качественно изменилось. Изменился и сам способ освоения культурологического образа. 2 КО теперь не только устный результат воображения и фантазии, но и в большей степени письменный результат комплексного взаимодействия анализа, синтеза и рефлексии учащихся в процессе интерпретации аутентичного текста.
Многие воздаяния разным божествам, духам-покровителям, которыми сопровождались все этапы брачного церемониала, благословения молодых совершали местные старики, хорошо знавшие обычаи, гимны - призывания, благопожелания и другие жанры обрядовой поэзии. А если эту роль выполнял шаман, то только сагаан бив — шаман «белого» цикла обрядов. У забайкальских бурят, в частности хоринских, агинских, селенгинских, большое влияние на свадебные обряды оказал ламаизм. И, тем не менее, у всех бурят-ламаистов участие духовного лица — ламы — в женитьбе и отправлении свадебных церемоний было обязательным. Именно лама определял по существующим астрологическим книгам возможность брачного союза молодых, указывал дни исполнения досвадебных обрядов, день и месяц свадьбы, время выезда свадебного поезда. Он определял масть лошади, на которой поедет невеста, человека, который должен выносить ее из юрты и сажать на коня. Людей, которые должны были сопровождать невесту при исполнении обрядов поклонения. Также он определял, какого возраста мужчина должен начать забой скота, предназначенного для угощения гостей на свадьбе, копать канавы для огнища и ставить котлы для варки мяса и т. д. Столь значительная роль ламы при женитьбе и следование мирян всем указанным его предписаниям была характерна для районов наибольшего распространения и влияния ламаизма на все сферы жизни: в большей степени у селенгинских, несколько меньше у хоринских, агинских и других бурят-ламаистов.
Да как хозяин во дому - да как Адам в раю, Да как хозяйка во дому - да как оладья во меду, Да как малы деточки - да часты звёздочки, Да нам хозяин-то дарил да золотую гривну, Да нам хозяйка- то дарила бел крупитчатый калач, Да малы деточки - да по копеечке. Да золотую гривну мы в кабак снесём, Да мы в кабак снесём, да на вине пропьём, Да бел крупитчатый калач да на закуску съедим, Да эти копеечки - на конфеточки. Да виноградие да красно-зелёное! Жанр этой колядки - лирический. Колядование входит в зимний цикл календарной обрядовой поэзии. В данной колядке описывается начало, когда люди ходят в поисках дома, в котором можно было поколедовать, обращение к хозяевам дома, пожелания всех благ обитателям сего дома, символический портрет хозяев, требование вознаграждения за свои пожелания. Манера исполнения колядки - это пение хором, чаще всего с приплясыванием. Обычно под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента: балалайки, гуслей, гармошки и другие. Тематика произведения – пожелание богатства и благополучия обитателям дома и требование взамен гостинцев за пожелания. Основные образы данной колядки - Филипп Иванович, Ирина Ивановна- хозяина дома и их маленькие дети.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР Происхождение древнегреческой драмы и театра. Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос,а затем лирика.Все мы знаем богатый героический эпос-поэмы "Иллиа- да" и "Одиссея",дидактический (поучительный) эпос-поэмы Гесиода (VII в. до н.э.);это произведения лирических поэтов VI в. до н.э. Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми игра- ми,которые посвящались богам-покровителям земледелия:Деметре,ее дочери Коре,Дионису.Такие обряды иногда превращались в культовую драму.Например,в городе Элевсине во время мистерий (таинств,на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры,во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры,похище- ние Коры Плутоном,скитания Деметры в поисках дочери и возвраще- ние Коры на землю. Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы;поз- днее он стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра.Симво- лами Диониса служили растения,особенно виноградная лоза.Его час- то изображали в виде быка или козла.
Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла. На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров).Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий. Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово «трагедия» происходит от двух греческих слов: трагос - "козел" и одэ - "песнь", т.е. "песнь козлов". Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога.
Труверы Труверы (ед. ч. roveres, rouveres, от глагола rover, rouver — находить, изображать, сочинять) — так назывались в средневековой Франции, с конца XI до начала XIV в., поэты, слагавшие произведения как лирические, так и эпические или повествовательные (героические поэмы, романы, фабльо). В некоторых случаях Т. являлись лишь авторами произведений, исполнявшихся другими лицами, но очень часто они были жонглерами или менестрелями, т. е. сочинителями и исполнителями одновременно. Наряду с этим в литературоведении существует употребление слова Т. в узком значении (по аналогии с «трубадурами») — исключительно лишь как лирических поэтов Франции в названную эпоху. В дальнейшем имеется в виду только это значение. Поэзия Т. распадается на три основных периода. В первый, докуртуазный, период (до середины XII в.) творчество Т. носит анонимный характер и содержит, в отношении как формы, так и тематики, много черт народной поэзии (ритмы, припев, параллелизм с миром природы и животных, календарные и обрядовые мотивы), в большей или меньшей степени стилистически переработанных.
Как видим, в балладе отразились народные предания, обычаи, здесь нашли свое отражение и обрядовая песня: гадания, приметы, подблюдные и свадебные песни; и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок. Фантастические события, происходящие в поэме, - явление мертвого жениха, путь в его «обитель», оживление мертвеца – отражают борьбу добра и зла. Доброе начало в балладах Жуковского - это высшие силы. В «Светлане» они персонифицированы в образе голубка: Белоснежный голубок С светлыми глазами, Тихо вея, прилетел, К ней на перси тихо сел, Обнял их крылами. «Поэзия ужасного», характерная для многих баллад, связана со злым началом: наводящие ужас пришельцы с того света, мертвецы. Действие в произведении разворачивается в полночь. Нагнетанию ужаса способствуют традиционные балладные образы: луна, черный ворон, черный гроб, саван. Любовь в балладе дана в ореоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения, испытания веры. Основным состоянием героини является страх и ужас.
![]() | 978 63 62 |