![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек |
Структурно-логические конспекты по учебным дисциплинам: за и против. | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Школа состояла из трех отделений: легкоатлетического, гимнастического и лыжного. В каждом из них разрабатывались вопросы планирования, программ, методов работы, учета результатов и контроля, имеющие важное значение для овладения спортивной техникой. Результаты экспериментальных работ были опубликованы в «Конспектах учебных дисциплин ГИФК им. Лесгафта» (т. III, 1935Pг.) и в отдельных брошюрах Б. И. Бергмана[139], Г. В. Васильева и П. И. Козловского[140]. Это были одни из первых экспериментальных работ, проведенных на основе органической увязки спортивной специализации с общей физической подготовкой. Уже в указанных работах в значительной мере нашли отражение вопросы повышения индивидуального спортивного мастерства. Однако удельный вес научно-методических и исследовательских работ, посвященных этим вопросам, стал заметно увеличиваться лишь с 19341935Pгг. С этого времени научно-исследовательские учреждения усилили свою деятельность по научному обоснованию и совершенствованию методики обучения и тренировки в отдельных видах спорта
Следует обеспечивать преемственность как в содержании, так и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами, школой и высшим учебным заведением. Преподаватели должны будут использовать передовые достижения методики обучения: составлять со своими учениками опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний. Следует чаще повторять и совершенствовать ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении. Учителя всех учебных предметов, а не только учителя языка должны следить за способом и формой выражения мысли учащимися на всех уроках. Постоянно и терпеливо приучать учеников к самостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Учитель не делает ничего за учеников, но максимально помогает им. Следует чаще показывать школьникам и студентам перспективы их обучения. Хорошее преподавание никогда не подавляет ценных инстинктов и способностей; наоборот, оно отбирает и усиливает полезные инстинкты, предоставляя необходимое время и условия для тренировки.
Для этого преподаватель должен обладать развитым логическим мышлением, умением выделить главное в разных источниках и логические связи между рассматриваемыми (а позже и преподаваемыми) объектами. Преподаватель не должен быть диктором, "озвучивателем" чужих текстов или бесстрастным обозревателем точек зрения разных авторов - содержание преподаваемых учебных дисциплин должно быть пропущено через его сознание, однако, выражая личную точку зрения на преподаваемое, он должен оставаться объективным, предоставляя студентам возможность уяснить общее положение дел и осознать причины выбора излагаемой авторской концепции или сделанных им доработок позиций других авторов. Поскольку высшее образование предполагает становление у студентов социально одобряемых нравственных ценностей, преподаватель должен быть носителем и выразителем социально одобряемых ценностей, иметь активную социальную позицию, выделять социальную значимость изучаемого. Преданность своему призванию, обязательность, аккуратность отличают настоящего преподавателя, который осознает личную ответственность за проведение порученных ему занятий
Педагогическое наблюдение протекает в естественных условиях, а при педагогическом эксперименте происходит активное воздействие на процесс обучения путем создания специальных условий для обеспечения проверки цели эксперимента. Продолжительность педагогического эксперимента от нескольких недель до нескольких лет. Одной из форм педагогического эксперимента является сравнения обучения в экспериментальных и контрольных группах. В экспериментальных группах вводится экспериментальный фактор, который отсутствует в контрольных группах. Учитывается: - количественный фактор - доверительность выборки г) Тест успеваемости – это специально подобранные задания для проверки знаний учащихся, который имеет краткий однозначный ответ д) Анкетирование 2 а) Теоретический анализ – это структурно-логический анализ учебного материала и знаний учащегося, статистическая оценка отдельных элементов обучения физики. б) Системный подход ; при этом процесс обучения физики представляют, как сложную многоуровневую систему, которая функционирует под действием разнообразных факторов.
Фольклористика как теоретическая дисциплина сформировалась благодаря исследованиям В.PЯ.PПроппа, П.PГ.PБогатырёва, В.PМ. Жирмунского, Е.PМ. Мелетинского, К.PВ.PЧистова, Б.PН. Путилова и др. Сравнительно-исторический, структурно-типологический и семиотический аспекты рассмотрения фольклора дополняют друг друга, демонстрируя многомерность результатов научного анализа. Синкретический характер устных традиций (словесный текстP музыкальная формаP обрядовый или ритуализованный бытовой контекст) также предполагает синтез знаний в данной области, лежащей на пересечении филологических, этнографических и искусствоведческих исследований. Актуальными задачами фольклористики являются выяснение современных процессов в крестьянской культуре и связанная с ним «борьба» за аутентичность, исследования в области городского фольклора, проблемы персонального нарратива и устной истории, современного фольклора как интертекста, «антифольклора» и «постфольклора» (концепции Н.PИ.PТолстого, С.PЮ.PНеклюдова). Фольклористика представлена как научная и учебная дисциплина в академических институтах и на всех филологических факультетах высших учебных заведений
Первые ученики в классе пользовались глубоким уважением своих товарищей, которые даже называли их не иначе, как по имени и отечеству. Тесная связь возникла также между корпусными офицерами и воспитанниками. Особенности учебного процесса: 1. Первый класс посвящался более углубленному изучению тех наук, военных или гражданских, к которым каждый воспитанник больше склонности имел. Определение кадета в первый класс производилось по особому решению командиров, профессоров и учителей, 2. Большое внимание уделялось изучению языков, особенно русского, английского, немецкого и французского, которые преподавались во всех трёх классах, а также рисованию, танцам, фехтованию. 3. Обязательность повторения пройденного материала с тем, чтобы кадеты не забывали его в следующих классах. 4. Методы обучения были несовершенные. 5. Пребывание в каждом классе не ограничивалось определенным сроком. 6. В зависимости от успехов каждый кадет в любое время мог быть переведен в следующий класс. Недостатки учебного процесса: 1. Отсутствовала структурно-логическая схема учебной программы и связь одного предмета с другим. 2. Как только кадет усваивал изучаемую им науку и заканчивал предложенную ему программу, он переходил к следующему предмету и изучал до тех пор, пока учителя не находили его знания достаточными. 3. В Морском Кадетском корпусе создавалась индивидуально-типовая система обучения, при которой каждый ученик изучал тот или иной раздел учебного предмета.
Рейтинг по специальности определяется нарастающим итогом до окончания учебы. По мнению специалистов, рейтинг, подсчитанный таким образом может учитываться при рекомендации на творческую деятельность и другие льготы. Анализ разработанных и внедренных систем рейтинг-контроля умений, знаний и навыков студентов показал, что эта проблема требует дополнительных проработок и исследований. Для повышения эффективности внедренных систем требуется постепенное внедрение принципов программно-целевого управления качеством обучения. В этой связи, в качестве оптимальной, была выбрана ориентация на разработку систем рейтинг-контроля умений и знаний по схеме, описанной ранее. В основу разработки положен анализ содержания обучения и построения структурно-логической схемы учебного процесса, где в логической последовательности и взаимосвязи указываются учебные элементы, из которых, по мере необходимости, могут формироваться модули. На основании структурно-логической схемы по всем учебным элементам уточняются дидактические цели обучения на основе использования теории поэтапно-планомерного формирования личности П.Я. Гальперина. Согласно теории В.П. Беспалько в этом случае можно ввести в качестве обязательного нормативный коэффициент усвоения знаний, который учитывает: уровень усвоения знаний, сложность выполняемых работ, качество выполняемых заданий.
В «Общей теории» Кейнс писал: «.Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда ошибаются, – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподтвержденными интеллектуальным влиянием, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. В области экономической и политической философии не так уж много людей, поддающихся влиянию новых теорий после того, как они достигли 25- или 30-летнего возраста, и поэтому идеи, которые государственные служащие, политические деятели и даже агитаторы используют при оценке текущих событий, по большей части, не являются новейшими». Что это? Предупреждение? В любом случае в словах этих скрыта известная доля иронии: ведь сам Кейнс стал в области экономической теории фигурой исторического масштаба, а его идеи продолжают влиять на многие умы и поныне.Литература:Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Москва: Дело Лтд, 1995г. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Москва: Республика, 1992г. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. Санкт-Петербург: Литера плюс, 1997г. Протас В.Ф. Макроэкономика: структурно-логические схемы: Учебное пособие для ВУЗов.
Теоретические предложения образуют содержание заданий, из которых состоит пособие. Обучаемый в процессе интерактивного консультирования с преподавателем и в учебной группе должен заполнить пробелы в рисунках, тексте, строки таблиц. Этим он осуществляет оперативное конспектирование теории, приводит учебные либо реальные примеры ее применения. 2. Понимание терминов, ключевых слов и логической взаимосвязи тем дисциплины (с этой целью в пособии жирным шрифтом выделены ключевые слова, с которых начинается каждая глава; имеется структурно-логическая схема и гипертекст; термины, названия теорий их авторов также особо обозначены). 3. Применение теории в учебной или реальной практике осуществляется на основе комплекса заданий либо исследований по темам дисциплины в форме диагностических тестов, ролевых или деловых игр, аналитических схем и таблиц. Они позволяют структурировать опыт применения теории (на видеокассетах, в пособии, самих обучаемых). 4. Трансформация и синтез теорий либо их использование для решения новых задач (в процессах интерактивного учебно-управленческого консультирования в период очного общения преподавателя с обучаемым, а также самостоятельной углубленной проработки теорий опорных конспектов и практики заданий, оформленных в рабочей тетради).
Перед коллективами педагогических вузов стоит конкретная задача: обратить особое внимание на практическую направленность духовно-просветительской подготовки будущих учителей, а через них и школьников, при обучении различным учебным дисциплинам. Это должно содействовать воспитанию активных борцов за эффективность и качество работы, благосостояние своего народа, развивать у школьников конкретное нравственное и духовнопросветительское мышление, бережное отношение к государственной и общественной собственности, чувство собственного достоинства, умение применять полученные знания на практике. Важной предпосылкой воспитания духовности студентов педагогических вузов является создание духовнопросветительских центров, разработка системного подхода и алгоритмов управления их деятельностью. Большое значение при этом имеет организационно-педагогическая подготовленность к такой деятельности руководителей духовно просветительского центра факультета. Опыт показывает, что системный подход к исследуемой нами проблеме реализуется в следующих структурно-организационных аправлениях деятельности духовнопросветительского центра факультета профессионального образования ДжГПИ им. А.Кадырий (см. схему 1). Главное достоинство этого подхода заключается в соблюдении логической взаимосвязи и последовательности проводимых мероприятий.
Многоуровневый, иерархический характер организации теоретических систем научного знания о ФК предполагает использование концептуальной основы, специальных методов их формирования и благодаря их применению - специально-научной интерпретации формализованного знания. Методы формирования научных теорий отличаются многообразием, однако применительно к метатеоретическому формированию ТФК, а также самой МтФК следует выделить дедуктивно-аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, генетически-конструктивный методы; представляется возможным использовать синтез этих методов на методологической основе системного подхода в соответствии с метатеоретическими критериями относительной простоты, целостности, связанности (внутренней организованности), логической непротиворе чивости (внутренней согласованности), логической выводимости. Объектом МтФК выступает ТФК; объектной областью - структурированные массивы научной информации; предметной областью - характеристики структурной организации составляющих объектной области; предметом - структурная организация ТФК; цель МтФК - структурное формирование ТФК как научной и учебной дисциплины.
Методы занятия: лекция с элементами дискуссии; частично-поисковый; - эвристическая беседа. Тип учебно - воспитательного процесса: продуктивный. Цели занятия: Образовательные: сформировать научные знания о сущности мировоззрения для выработки навыков участия студентов в дискуссии; дать представление о структуре и основных типах мировоззрения на основе анализа структурно - логических схем; сформировать знания о важности мировоззрения в жизни человека. Развивающие: продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, сравнивать, выделять главное и существенное; развивать умение грамотно излагать мысли, защищать свою точку зрения; развивать навыки доказательной полемики; продолжить работу по формированию умения конспектирования, составления схем. Воспитательные: пробудить интерес к изучаемой дисциплине; продолжить формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления идей гуманизма; продолжить формирование умения общаться и находить общий язык; способствовать формированию активной жизненной позиции.
Предметным выражением единства технологии проектирования образовательного процесса и технологии обучения является структурно-логическая схема подготовки специалиста и соответствующая ей система видов учебных занятий. Такая технология реализует логику подготовки специалиста и оптимизирует междисциплинарные связи учебных дисциплин как по времени, так и по виду и месту проведения занятий. Педагогическая технология в педагогической системе отражает структуру и динамику учебной деятельности и ее результаты. Вот почему учебный план подготовки специалиста должен связывать единой целевой установкой комплект учебных программ, чтобы в итоге обучения можно было определить уровни обученности. Такими уровнями являются: о чем обучающийся должен иметь представление; что обучающийся должен знать и уметь использовать; какими навыками и умениями обучающийся должен владеть; какой опыт (навык, умение) в какой деятельности обучающийся должен иметь. Рассмотренный подход к формированию целевых установок учебных дисциплин и квалификационных требований позволяет преподавательскому составу дифференцированно подходить к определению целей учебных занятий (учебных и воспитательных), а руководящему составу максимально объективизировать оценку хода и результатов обучения, прогнозировать уровень подготовленности выпускника, и при необходимости, корректировать образовательный процесс.
Слагаемыми мастерства оратора, по мнению М. А. МИХАЙЛИЧЕНКО ( 44; 15 ), являются: - логическая культура, - языковая культура - психолого – педагогическая культура, - культура общения, - техника речи. Формирование этих качеств и составляет ПРЕДМЕТ риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам ДЕМОКРИТА, « ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться « ( 47; 52 ). РИТОРИКА в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур - сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое ( 45; 10 ). В средние века риторика вошла в число изучаемых предметов в университеты и школы многих стран, в том числе и в России. Знаменательно появление в России в XVII – XIX в.в. большого количества учебников по риторике ( красноречию, сладкоречию, витийству, теории словесности и т.д. ). В библиографии учебных книг по риторике около 150 наименований.
Применение этого аппарата позволяет " фиксировать разделы программ в виде множества объектов, а логические связи между ними в виде графов и матриц. Использование аппарата математической статистики позволяет получить количественные оценки значимости соответствующих разделов программы для практической деятельности специалистов" . Применение точных математических методов дает возможность упорядочить изложение содержания учебного материала. Знание количества и очередности ЭУЕ позволит более обоснованно распределять учебный материал от занятия к занятию по какой-то определенной дисциплине, по этапам многоступенчатой (общеобразовательная школа - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование) или многоуровневой (специалист - бакалавр - магистр) подготовки физкультурных кадров. Кроме того, знание содержания дидактических единиц по определенной дисциплине позволит более осознанно выстраивать межпредметные связи по учебным дисциплинам при подготовке физкультурных кадров. Метод структурного анализа представляет собой "ослабленный" вариант точного математического метода и может быть использован при структурировании учебного материала, содержащего небольшое количество дидактических единиц.
Информатика, как и математика, является наукой для описания и исследования проблем других наук. Она предоставляет свои общие и/или частные методы исследования другим наукам, помогает прокладывать и усиливать междисциплинарные связи, исследовать проблемы различных наук, цементирует их своими идеями, методами, технологиями и, особенно, своими результатами. Информатика предоставляет междисциплинарные методы и процедуры: абстрагирование и конкретизация; анализ и синтез; индукция и дедукция; формализация; виртуализация; визуализация; структурирование; алгоритмизация и программирование; инфологическое (информационно-логическое) моделирование; математическое моделирование; компьютерное моделирование, вычислительный эксперимент; программное управление; распознавание, классификация и идентификация образов; экспертное оценивание, тестирование, макетирование и другие методы. Список литературы Гейман Л.М. Этапы развития информатики. // Микропроцессорные системы и средства, 3, 1989. Герасименко В.А. Основы информатики (в 2-х частях). //МГИАН, 1991, Деп. в ВИНИТИ, 3718-B-91. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М., Наука, 1993. Дубровский Е.Н., Соколова И.В. Основы социальной информатики (конспект лекции). - М., МГСУ, 1996. Казиев В.М. Математика и информатика (в 3-х частях). – Нальчик, «Полиграфсервис и Т», 2001. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика - 94, М., 1994. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., Наука, 1991. Соколова И.В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины // Социальная информатика - 95, М., 1995. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. - С.-Пб., 1995. Соколов А.В. Феномен информатики и псевдофеномен информации // Вестник ВОИВТ, 1990, № 3, с.45-51. Страссман П. Информация в век электроники. Проблемы управления. М., Экономика, 1987.
На данном этапе перечисляются действия, демонстрирующие формируемые умения (знания); детализируются знания, умения, навыки, позволяющие выполнить это действие. Цели обучения являются инструментами, которые используются при отборе содержания, выборе дидактических приемов реализации, определении результативности разрабатываемых учебных материалов. В процессе отбора содержания гипертекстовой комплекса ЭУМ следует руководствоваться нормативными документами: государственными образовательными стандартами, учебными программами по дисциплине, списками литературы, приводимыми в них. Отбор содержания должен проводиться на основе принципов обучения. Состав отобранного учебного материала и связи между единицами материала (учебными элементами) наглядно могут быть представлены в виде структурно-логической схемы. В процессе разработки сценария ЭУМ формируется план конструирования и применения ЭУМ, определяется их тип (учебное пособие, локальная сетевая или дистанционная лабораторная работа, электронный урок, фрагмент урока, способ объединения в гипертекстовую систему ЭУМ), состав и внешний вид типовых структурных единиц (блока содержания, теоретических разделов, демонстрационных блоков, тренажеров и блоков генерации параметров, блоков обратной связи, типовых программных блоков), расположение их в файлах-документах программ Ma hCAD, Excel, Word.
Основные формы структурирования учебного материала - это матрица связей и упомянутый выше граф учебной ин формации. Первая в наглядной форме отражает содержательные и смысловые связи между: а) учебными дисциплинами (междисциплинарные связи); б) темами (внутрипредметные связи); в) вопросами темы (внутритемные связи). Любая матрица строится по правилу: на пересечении строк и столбцов знаком " " или цифрой "1" отмечается наличие связей между анализируемыми дидактическими единицами (УЭ, вопросами, темами, дисциплинами). На диагонали этой матрицы проставляются уровни усвоения УЭ как учебные Ц. При этом, если, например, в матрице внутритемных связей содержания эти связи не противоречат законам формальной логики, то при правильно построенной последовательности рассматриваемых структурных единиц матрица будет диагональ ной и треугольной (ниже ее диагонали не окажется заполненных клеток). Вторая форма - это граф учебной информации в виде множества элементов содержания (например, УЭ), построенных в определенных связях и отношениях, но в отличие от матрицы (отражающей логические связи УЭ), он отражает замысел педагога в построении и изложении учебного материала.
![]() | 978 63 62 |