![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Неосознаваемые процессы | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Он делает это, мгновенно пробежав по цепи умозаключений, которая в других случаях, у другого врача развертывается значительно медленнее, основательнее, последовательно переходя от этапа к этапу. Любая интуитивная до!адка, полагают сторонники приведенной точки зрения, может быть описана логическими средствами более мощной системы знания. Может быть, в этом и есть своя правда. Однако на обозрение не представлено ни одного подобного отчета, где была бы логически описана, пусть с пропусками, процедура интуитивно найденного решения. Мы можем подвести итог. Есть интуитивные, неосознаваемые процессы и есть процессы логические — такие, в которых мы отдаем отчет. В научном поиске они не вступают в противоречия, но и не подменяют др)г друга, а вместе, дополняя один другого, ведут ученого дорогой открытия. Как полагает большинство исследователей (хотя в науке вопросы не решаются большинством), интуитивное и логическое не разделены непроницаемой переборкой. Поисковый процесс, беря истоки в сознательном, уходит затем в сферу неосознаваемого, потом возвращается и снова уходит
Фактически опросники самоотчета используются более широко, чем любая другая форма оценки личности. В такого типа исследовании испытуемым предлагают отвечать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей их характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей.Проективные методы Проективные личностные тесты первоначально предназначались для помощи клиническим психологам в диагностике характера и сложности эмоциональных нарушений у пациента. Основанием для появления проективных тестов служит положение теории Фрейда, согласно которому неосознаваемые процессы важны для понимания психопатологии. Соответственно, цель проективной оценки заключается в раскрытии неосознаваемых конфликтов личности, ее страхов и источников беспокойства. Экспериментатор никогда не сообщает испытуемому истинной цели тестирования и не говорит, как будет подсчитывать или интерпретировать его ответы. В инструкциях подчеркивается, что правильных или неправильных ответов здесь не может быть, и испытуемый вправе отвечать так, как ему вздумается.
Хотя эта психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она формируется по единым основным принципам, стараться обнаружить и исследовать их. Другая особенность психологии в том, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования: приходится искать другие объекты и через их изучение косвенно делать выводы о собственно психике. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь,P от того принципа объяснительного, который предлагается некоей школой научной. Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в., в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические как наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты» (-> процесс душевный бессознательный)
Но в этом месте чувствуется прорыв более древней традиции - материнской линии, восходящей к изначальной всеобщей Праматери. Третий полюс расщепления - плохую мать - мы рассмотрим ниже. Рожденный естественным образом человек столь же естественно смертен. Поэтому все мифические традиции сходятся в этом пункте: чтобы достичь вечной жизни, человек должен умереть - и родиться заново. К.Юнг «Либидо, его метаморфозы и символы», СПб, ВЕИП, 1994, стр.226. Эту символику мы можем встретить не только в древних египетских мифах и ведических текстах, но и в сегодняшних мифах южноамериканских индейцев, а также в сновидениях пациенток, наших современниц. З.Фрейд «Интерес к психоанализу», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998, стр.38. И здесь речь идет о неконтролируемом, неосознаваемом процессе. Если описывать тип установки количественно (например, как степень инерционности психических процессов или нечто подобное), то это однонаправленная ось - и тогда экстраверсия есть всего лишь недостаток интроверсии, и наоборот. Типы установки (как и противоположные психологические функции), несомненно, взаимоподавляющие, но это еще не доказывает, что они обусловлены одним источником (и только им).
И мы обманываемся, мы часто не понимаем, что движет нами. А вот у людена, как нам представляется, будет совсем иное строение психики. Он сможет применять способ «сборки», если говорить языком Карлоса Кастанеды. Надо заметить, что последний был не мистиком и уж никак не эзотериком, а скорее блестящим педагогом. Он получил полномочия дать человеку знания, необходимые для преодоления порога, отделяющего обычного сапиенса от людена-творца миров. Из каких параллельных миров он получил знание? Ответ нам неведом. Поразительно, как Кастанеда каждый год открывал людям что-то новое, и это «что-то» всегда укладывалось в четко прочерченное, доступное для понимания учение. В систему, которой можно овладеть. Сегодня, когда он умер, понимаешь: Кастанеда в своих работах дал возможность каждому из ныне живущих овладеть искусством универсальной саморефлексии. Той самой технологией «тотальной сборки». Метагом-люден, пребывая в постоянной связи с морфогенетическим полем, сознает себя самого по всей целостности. Для него нет закрытых и запретных уголков психики, нет неосознаваемых процессов, нет феноменов внутри себя, которые он не мог бы понять
Весьма часто эти внутренние конфликты являются результатом нереализованных стремлений подросткового возраста из-за негативного отношения к ним родителей. Это так называемое «чуждое Я», или, иначе говоря, «Оно». В своих сновидениях взрослые выражают желания своего «чуждого Я» в искаженном виде. Деформации суть защита против внутренних конфликтов, которые неизбежно возникли бы, если бы склонности «Оно» проявились открыто, Таким образом, взрослые сновидения являются своего рода компромиссом: они удовлетворяют желания «Око» в завуалированной форме, выраженной инфантильным языком неосознаваемых процессов, другими словами, в выражениях, уже недоступных взрослому. Таким путем внутренний конфликт бывает обойден, и сновидение выполняет свою функцию охранителя сна, покоя. Изучение сновидений дало необходимый ключ к пониманию психопатологических явлений, фрейдовская методика свободной ассоциации и толкования открыла широкую дорогу в подсознание и предложила путь к пониманию психопатологических явлений, ибо эти явления, как и сновидения, представляют собой продукт неосознанных стремлений «Сверх-Я».
Бессознательное как предмет психологии Психоанализ и теория установки. 1) Классификация неосознаваемых процессов Все неосознаваемые процессы можно разбить на три класса: неосознаваемые механизмы сознательных действий; а) неосознаваемые автоматизмы (действия или акты, которые совершаются сами собой, без участия сознания. Иногда говорят о механической работе, при которой голова остается свободной. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали сознаваться. Первые составляют группу первичных автоматизмов, автоматическими действиями, вторые – вторичных (автоматизированные действия, навыки). В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, в течении первого года жизни (сосание, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и др.). Навыки лежат в основе развития наших знаний, умений и способностей. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: 1) действие начинает осуществляться быстро и точно; 2) происходит высвобождение сознания, которое может быть направленно на освоение более сложного действия (игра на фортепиано).
В динамике формирования каждого отдельного компонента сексуальности (половая идентичность, половая роль, психосексуальная ориентация) поиск постепенно сужается и становится конкретным к завершению этапа; в) преемственность и взаимосвязь этапов (стадий) и их нарушений, проявляющаяся в том, что выпадение любого этапа или фазы искажает течение последующих и в итоге - становление всей сексуальности. Все эти характеристики определяют развитие трех составляющих сексуальности: 2.3. 1. Половое самосознание (половая идентичность) 2.3.1.1. Идентичность и самосознание Не вдаваясь в дискуссию о сходстве и различии понятий "идентичность" и "самосознание", отметим лишь, что с прагматической точки зрения первый термин позволяет иметь ввиду тот факт, что индивид не всегда может осознать (то есть дать вербальный отчет) какую-то часть своей психической деятельности. Поэтому понятие "идентичности" дает возможность учитывать и неосознаваемые процессы. Идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности, несмотря на ее изменения и развитие, и связанное с этим ощущение, что другие также признают это (Erikso Е., 1996). В индивидуальной идентичности автор также различал личностную и Я-идентичность: если первая в основном совпадает с данным выше определением идентичности, то вторая означает более узкую, глубинную область, ответственную за постоянство личности.
Включает в себя работу защитных механизмов (неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях). На этом уровне разворачивается действие копинг-стратегий (сознательных усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях). Социально-психологический –связан с общественным характером человеческого бытия. Процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, от позиции окружающих по отношению к инвалиду. Ощущение духовного и социального благополучия базируется на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей собственной независимости и автономности. Ощущение благополучия связывается с 3 основными жизненными «опорами» - семья, профессия, ближайшее окружение. Социальный (высший) – его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Любое отклонение в развитии всегда имеет свою причину, независимо от того, известна она нам или нет. Перечень подобных причин необыкновенно велик.
Характеристики сознания – непрерывность, динамизм, направленность (с чем связан интерес) Структура сознания: - осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается - ощущения, - восприятия, - представления, - понятия, - мышление - внимание - волнение, - боязнь, - плач, - восхищение, -любовь -ненависть Содержание сознания: - образы непосредственного окружающего мира (напр.природы), -образы-воспоминания (напр.из детства, значимой встречи), -мимолетные ощущения себе, своей силы и благополучия, -острое отрицательное эмоциональное переживание (думаешь о чем-то хорошем, а затем вспоминаешь, что завтра тебе нужно что-то доделать на работе) - мысли - идеи 8. Состояния сознания. Неосознаваемые процессы Состояния сознания: -эмоциональные состояния (больше в литературе при описании состояний героев, их переживаний, эмоций) - устойчивые состояния (спокойно о чем-то думаем, о каком-то ярком образе) - изменчивые состояния (переход от одной мысли на другую) - произвольные (процессы сознания организуются и направляются субъектом) - непроизвольные (процессы сознания происходят как бы сами собой) Неосознаваемые процессы (3 класса): 1. неосознаваемые механизмы сознательных действий - многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни: а) неосознаваемые автоматизмы (действия или акты, которые совершаются чувства их протекают слабо и внешне выражены незаметно.
Таким образом, социальная реальность в своей основе – это мир опыта, он конструируется во взаимодействиях, коммуникациях. В общем виде под коммуникацией принято понимать обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Коммуникация есть сложный, символьный, личностный, транзакционный и часто неосознаваемый процесс. Коммуникация позволяет участникам выразить некоторую внешнюю по отношению к самим участникам информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают друг относительно друга. Информационные средства - идеологически окрашенные, в широком смысле, дискурсивные реализации - играют конститутивную роль в коммуникации, создавая иллюзию единственного познаваемого мира (если их рассматривать как его прямые репрезентации) и способствуют познанию предположительно независимой от самого общения действительности. Будучи продуктом коммуникации, информационные средства отображают ее социальную организацию. Социальное пространство, становящееся все более интегрированным на основе носителей сообщений, обретает свойства коммуницируемости, что в практическом плане открывает неведомые доселе горизонты свободы и в то же время создает неуловимые и незримые механизмы символического насилия.
Это внутренние условия поведения – активность субъекта: цели, намерения, гипотезы, познавательные карты. О наличии цели можно судить, если животное: - обнаруживает поисковую активность - при получении объекта прекращает активность - при повторных пробах находит путь быстрее Опыты с латентным научением: за 10 дней у крыс образуется когнитивная карта лабиринта (представление о местности).Мышление в бихевиоризме (прочитать!!) Заслуги бихевиоризма: 1. материалистический дух 2. объективный метод – развитие инструментальных приемов исследования 3. расширение класса исследуемых объектов (дети, животные)9. Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ и теория установки.Лейбниц: идея непрерывности психики, ее несводимости к сознанию – область б/с: б/с и сознание состоят из одного содержания, границы между ними проницаемы. Гербарт: содержание психики – представления. Они борются между собой за центр сознания. Слабые подвергаются вытеснению в б/с, а также слиянию, ассимиляции, диссимиляции и компликации. Пороги сознания: фокус – сознаваемое – б/с. Гельмгольц – гипотеза б/с умозаключений. Вундт – исключение б/с, так как его нельзя изучать путем интроспекции (сведение всей психики к сознанию). Неосознаваемые процессы: 1.
При известной схожести этих способов — результат достигается аналогичный — они имеют и существенные различия. Самым существенным различием является то, какие психологические механизмы оказываются задействованы в том и другом случае. При индивидуальной работе воздействие консультанта ориентировано прежде всего на самосознание индивида, а сама работа строится на более или менее рациональной основе (беседа, разъяснение, обратная связь и пр.). При групповой же работе значительно большую роль играют процессы идентификации, эмоционального заражения и пр., т.е. более или менее неосознаваемые процессы, которые лишь вторично становятся предметом анализа. При индивидуальном консультировании по проблемам профессиональной карьеры и ее оптимизации ключевым понятием является самосознание. Развитие профессионального самосознания личности в большой степени связано с развитием личности в целом. Реализуя представления о себе в процессе общения и включения себя в ту или иную деятельность, человек имеет возможность оценить свое соответствие выбранным идеалам, осознать уникальность своих возможностей, соотнести эти возможности с реальными условиями их реализации.
Существуют только разные степени ясности сознания. В мозгу. непрерывно разыгрываются процессы возбуждения, которых мы совершенно не замечаем. Эти процессы неосознаваемые в точном смысле этого слова, но это не неосознаваемые психические процессы (неосознаваемые мысли, стремления и т.п.), а неосознаваемые процессы нервного возбуждения, т.е. органические электрохимические проявления. Необходимо ясно понимать это развитие, чтобы избежать недоразумений". Наша позиция скорее отвечает тому пониманию места и роли бессознательного, какое предполагает Л.С. Выготский: "Бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют свое продолжение в сознании и наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся живая динамическая связь между обеими сферами нашего сознания. Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении и по этим следам и проявлениям мы учимся распознавать бессознательное и изучать его (3).
В динамике формирования каждого отдельного компонента сексуальности (половая идентичность, половая роль, психосексуальная ориентация) поиск постепенно сужается и становится конкретным к завершению этапа; в) преемственность и взаимосвязь этапов (стадий) и их нарушений, проявляющаяся в том, что выпадение любого этапа или фазы искажает течение последующих и в итоге - становление всей сексуальности. Все эти характеристики определяют развитие трех составляющих сексуальности: 2.3. 1. Половое самосознание (половая идентичность) 2.3.1.1. Идентичность и самосознание Не вдаваясь в дискуссию о сходстве и различии понятий "идентичность" и "самосознание", отметим лишь, что с прагматической точки зрения первый термин позволяет иметь ввиду тот факт, что индивид не всегда может осознать (то есть дать вербальный отчет) какую-то часть своей психической деятельности. Поэтому понятие "идентичности" дает возможность учитывать и неосознаваемые процессы. Идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности, несмотря на ее изменения и развитие, и связанное с этим ощущение, что другие также признают это (Erikso Е., 1996). В индивидуальной идентичности автор также различал личностную и Я-идентичность: если первая в основном совпадает с данным выше определением идентичности, то вторая означает более узкую, глубинную область, ответственную за постоянство личности.
В процессе коммуникации происходит обмен сообщениями, осуществляется передача информации от одного участника к другому. Из всех видов знакового поведения в человеческом сообществе важнейшими являются использование языка (вербальная коммуникация) и сопровождающее несловесное поведение (невербальная коммуникация). Коммуникация есть сложный символьный, личностный, часто неосознаваемый процесс. Коммуникация позволяет участникам выразить некоторую внешнюю по отношению к самим участникам информацию, внутреннее эмоциональное состояние. А также статусные роли, в которых они находятся относительно друг друга. Язык по определению символьной системы неоднозначен, однако его реализация в коммуникативных событиях обычно приводит к взаимному соглашению собеседников о трактовке языка. Различия в индивидуальном опыте лежат в основе утверждения универсальности каждого коммуникативного события, а также о принципиальной неоднозначности языка. Общность базовых знаний о мире объясняет принципиальную переводимость сообщений с одного языка на другой и возможность понимания между членами одного языкового коллективного.
В силу того, что внутренний мир ребенка еще недостаточно развит, еще не обогащен опытом переживания критических ситуаций, преграды, стоящие на пути удовлетворения жизненно важных социальных потребностей, не стимулируют его активности, направленной на их преодоление. Высший результат человеческих переживаний, ведущих к саморазвитию, самоактуализации и совершенствованию личности, еще не доступен ребенку. Поэтому обычно деятельность его самосознания направляется лишь «по линии наименьшего сопротивления», что и детерминирует возникновение защитных механизмов — непроизвольных, неосознаваемых процессов, призванных избавить индивида от восприятия нежелательной психотравмирующей информации, устранить тревогу и напряженность. Роль защитных проявлений личности прослеживается на любом уровне психической деятельности в случае невозможности удовлетворения потребности. Это обусловлено финальной направленностью любого психического акта. Филогенетической предпосылкой «финального поведения» является наличие рефлекса цели. Проявление рефлекса цели состоит в возникновении напряжения в том случае, если психический акт будет блокирован препятствием внешнего или внутреннего порядка.
Подтверждением этого является один из вариантов эксперимента по оцениванию объемов шаров. Этот эксперимент проводился с использованием гипноза. Предварительно испытуемого вводили в гипнотическое состояние и в этом состоянии ему предлагали проделать первые пятнадцать установочных проб. Затем ему внушалось, что необходимо забыть все, что он делал. После выхода из гипнотического состояния испытуемый не помнил, что он делал, но когда ему предложили оценить объем шаров уже в состоянии бодрствования, он совершал ошибку, утверждая, что шары разные по объему, хотя на самом деле их объем был одинаковым. Таким образом, неосознаваемые установки действительно существуют и имеют огромное значение для формирования осознаваемых действий. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие. Например, вы могли видеть, как человек, слушающий музыку, в такт покачивает ногой. Или человек, орудующий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями. Лицо человека, который смотрит на другого, порезавшего руку, часто приобретает сочувствующее выражение, при этом сам человек этого не замечает.
![]() | 978 63 62 |