телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАВсе для ремонта, строительства. Инструменты -30% Книги -30% Рыбалка -30%

все разделыраздел:Психология, Общение, Человекподраздел:Психология, Общение, Человек

Предмет, методы и структура юридической психологии

найти похожие
найти еще

Совок №5.
Длина совка: 22 см. Цвет в ассортименте, без возможности выбора.
18 руб
Раздел: Совки
Забавная пачка "5000 дублей".
Юмор – настоящее богатство! Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь
60 руб
Раздел: Прочее
Ручка "Шприц", желтая.
Необычная ручка в виде шприца. Состоит из пластикового корпуса с нанесением мерной шкалы. Внутри находится жидкость желтого цвета,
31 руб
Раздел: Оригинальные ручки
Социально-психологические причины противоправного поведения связаны с учетом закономерностей влияния, а также наличием у него значительной степени внушаемости, конформности (или сознательного приспособленчества), подражательности и ряда других социально-психологических качеств. При психологическом анализе нормопослушного или отклоняющегося поведения следует иметь в виду фактор двойственности или билатеральности правовых норм. Билатеральность норм выражается в одновременном существовании, во-первых, определенных нормативных документов, словесно-логических конструкций (законов, кодексов, указов, постановлений и т.п.), относительно автономных от конкретных людей, и, во-вторых, образов-представлений о нормах в сознании как результатов проявления и оценки предписанных правил поведения. Правовое сознание включает в себя знание этих норм, отношение к ним (то есть оценку их как справедливых или несправедливых) и следование им в конкретном поведении личности или отказ от соблюдения и их нарушение в случае протиправных действий. Следует также иметь в виду, что отношение к норме зависит от ценности для человека конкретных нормоохраняемых ценностей (собственности другого человека, его достоинства, чести, здоровья и т.п.). Правосознание и правовая психология правонарушителей имеют в этом случае значительное отличие от правового сознания законопослушных граждан, так как у лиц с отклоняющимся поведением существенно снижена ценность многих правоохраняемых объектов. Общей задачей юридической психологии является изучение основных закономерностей и психологических особенностей правоохранительной деятельности. К числу частных задач относят использование выявленных общих психологических особенностей применительно к отдельным стадиям, отдельным видам правоохранительной деятельности. Юридическая психология решает проблемы психологического обеспечения правоохранительной деятельности. Под психологическим обеспечением работы сотрудников органов правопорядка понимается система сознательного, целенаправленного, правильного и оперативного использования возможностей психологии, психологических методов и средств, обеспечивающих успешное решение задач различных видов правоохранительной деятельности. Такое психологическое обеспечение выполняет ряд функций: а) образовательную (вооружение юристов необходимым объемом психологических знаний, умений и навыков); б) концептуальную (достижение правильного отношения юристов к учету психологии своей деятельности, преодоление внутренних барьеров и установок); в) научно-ориентирующую формирование у юристов адекватных современным знаниям научных принципов психологического подхода, норм поведения, критериев оценки других людей, учитываемых в юридической деятельности; г) регулятивную (создание соответствующей рабочей мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методов и приемов деятельности юриста); д) превентивную (обеспечение предупреждения юристов от психологических ошибок, отрицательных психологических последствий). Эффективное психологическое обеспечение деятельности юристов необходимо сочетать с преодолением у части из них внутренних барьеров: барьера негативного отношения к возможностям юридической психологии; барьера предубеждения к науке и научным данным; барьера пассивности к инновациям и новым методам работы и др. 2. Структура и методы юридической психологии Структура юридической психологии состоит из нескольких важных отраслей знаний.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Криминалистическая психология

Однако следствие лишь одна из форм предварительного расследования по уголовным делам. Существует еще и дознание. Следователи, дознаватели, оперативные работники различных ведомств, структур и уровней реализуют свои функции не только на стадии предварительного расследования. Они осуществляют поисково-познавательную деятельность еще и на стадии возбуждения уголовного дела, т.е. там, где находится передовая битвы с преступностью за информацию. Вот та сфера, в рамках которой реализуются в первую очередь криминалистические научные средства, методы, методики и технологии, вот откуда берет свое начало практическое следоведение или практическая криминалистическая деятельность. На всех своих этапах она остро нуждается в психологическом обеспечении, в реализации методов психологической природы, в использовании возможностей психологов при решении поисковых и познавательных задач. Все это позволило сделать вывод о том, что название "Следственная психология" неточно отражает содержание рассматриваемого раздела юридической психологии

скачать реферат История развития науки юридической психологии

На этой конференции собрались и выступили с докладами и сообщениями представители всех республик и регионов Советского Союза. В этих докладах широко обсуждались проблемы методологии и структуры юридической психологии, задачи ее отдельных отраслей (криминальная психология, психология потерпевшего, психология предварительного следствия и др.), а также предполагаемая структура вузовского курса этой дисциплины и методика ее преподавания. Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В. В. Романов и М. И. Еникеев: первый в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй — в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах. В июне 1989 г. в Ленинграде на базе ИПК прокурорско-следственных работников был организован Всесоюзный семинар-совещание преподавателей юридической психологии всей страны. Его участники рассмотрели и утвердили предложенную в докладе проф. В. Л. Васильева программу вузовского курса предмета «Юридическая психология». В соответствии с этой программой В. Л. Васильевым был создан учебник «Юридическая психология» (М., 1991). В настоящее время в нашей стране в области юридической психологии проводится множество исследований с тем же названием по следующим основным направлениям: • Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками). • Правосознание и правовая психология. • Профессиограммы юридических профессий, психологическая харак-! теристика юридической деятельности. • Криминальная психология.

Шкатулка "Шиповник" (36x26x18 см).
Шкатулка очень удобна в использовании, и к тому же станет украшением вашего домашнего интерьера! Размер: 36x26x18 см. Оформление корпуса:
2706 руб
Раздел: Шкатулки для рукоделия
Френч-пресс, 1000 мл.
Френч-пресс Rosenberg изготовлен из высококачественной нержавеющей стали и термостойкого стекла. Удобная ненагревающаяся ручка.
503 руб
Раздел: Френч-прессы
Заварочный чайник эмалированный Mayer & Boch "Подсолнух", 1,5 л, с ситечком.
Заварочный эмалированный чайник. Материал корпуса: углеродистая сталь. Толщина стенок - 0,8 мм. Внешнее и внутреннее покрытие -
715 руб
Раздел: Чайники заварочные
 Идеология и утопия

Поэтому предпочтение было отдано методу, который доказал как свою наибольшую пригодность для ориентации в мире, так и свою плодотворность в области естественных наук, а именно эмпирическому методу. По мере того как в ходе дальнейшей эволюции возникали филологические и исторические науки, в анализе мышления появилась возможность рассмотреть концепции мира в их историческом развитии и охватить все богатства этих философских и религиозных представлений о мире в рамках того генетического процесса, которому они обязаны своим существованием. Тем самым стало возможным исследовать мышление на самых различных уровнях его развития и в самых различных исторических ситуациях. Стало очевидным, что с помощью зоопсихологии, детской психологии и психологии речи, психологии примитивных народов и истории духа можно значительно больше сказать о характере влияния, которое структура субъекта оказывает на его представление о мире, чем посредством чисто спекулятивного анализа деяний трансцендентального субъекта. Обращение гносеологии к субъекту способствовало возникновению психологии, использовавшей все более точные методы, в частности психологии мышления, распавшейся, как мы указывали выше, на множество специальных областей

скачать реферат Методы исследования педагогической психологии

Все гностические действия человека, например перцептивные, мнемические, мыслительные, включаются в реализацию исследовательской функции учителя. В динамичных условиях урока реализация этой функции требует хорошо осознанного владения всеми методами педагогической психологии – наблюдением, беседой , экспериментом, анкетированием, тестом. Реализуемая системой профессионально ориентированных действий и умений педагогическая деятельность представляет собой сложную функционально - операциональную структуру, где существует неоднозначная, неоднородная связь между функциями и педагогическими действиями, отражающими определённую позицию учителя. Предмет, задачи, структура педагогической психологии.Объект науки - это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, тела процессы; живые, биологические и абстрактные системы. В качестве объекта научного теоретического исследования выступают растительный и животный мир, человек, общество, цивилизация, космос.

 Большая Советская Энциклопедия (НА)

Их появление продолжает в новых формах процесс дифференциации Н., но вместе с тем даёт и новую основу для интеграции прежде разобщённых научных дисциплин.   Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям Н. выполняют философия, которая обобщает научную картину мира, а также отдельные научные дисциплины типа математики , логики , кибернетики , вооружающие Н. системой единых методов.   Структура науки. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему Н. в целом, весьма условно можно подразделить на 3 большие группы (подсистемы) — естественные, общественные и технические Н., различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет — ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Так, например, на стыке технических и общественных Н. находится техническая эстетика, между естественными и техническими Н. — бионика, между естественными и общественными Н. — экономическая география . Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, образует систему разнообразным способом координированных и субординированных предметными и методическими связями отдельных Н., что делает проблему их детальной классификации крайне сложной и полностью не решенной до сегодняшнего дня (см. ниже раздел Классификация наук).   Наряду с традиционными исследованиями, проводимыми в рамках какой-либо одной отрасли Н., проблемный характер ориентации современной Н. вызвал к жизни широкое развёртывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных научных дисциплин, конкретное сочетание которых определяется характером соответствующей проблемы

скачать реферат Предмет, задачи и структура юридической психологии

Поэтому кадры здесь прежде всего (юридические) психологи, а что касается юристов, больше занимающихся психологической стороной правовой деятельности, то, на мой взгляд, они должны иметь дополнительное психологическое образование. Итак, в свете вышесказанного упомянутый спор теряет свои очертания, поскольку практически юридическая психология в равной мере принадлежит и психологии (экспертная область), и юриспруденции (психологическая культура юриста), а теоретически это дисциплина общепсихологической науки и кадры здесь действительно психологи. Возникает, таким образом, проблема грамотной подготовки юридических психологов, их внедрения в повсеместную практику, преодоления противодействующей инерции современных юристов, во многом, кстати, основанной на недостаточном понимании концептуальных основ работы психологических служб в правоохранительных органов. Лекция 2. Предмет, задачи и структура юридической психологии. Междисциплинарные связиЮридическая психология – научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек-право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

скачать реферат Предмет, методы и структура юридической психологии

Такое психологическое обеспечение выполняет ряд функций: а) образовательную (вооружение юристов необходимым объемом психологических знаний, умений и навыков); б) концептуальную (достижение правильного отношения юристов к учету психологии своей деятельности, преодоление внутреннихбарьеров и установок); в) научно-ориентирующую формирование у юристов адекватных современным знаниям научных принципов психологического подхода, нормповедения, критериев оценки других людей, учитываемых в юридической деятельности; г) регулятивную (создание соответствующей рабочей мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методови приемов деятельности юриста); д) превентивную (обеспечение предупреждения юристов от психологических ошибок, отрицательных психологических последствий). Эффективное психологическое обеспечение деятельности юристов необходимо сочетать с преодолением у части из нихвнутренних барьеров: барьера негативного отношения к возможностям юридической психологии; барьера предубеждения к науке и научным данным; барьера пассивностик инновациям и новым методам работы и др. 2. Структура и методы юридической психологии Структура юридической психологии состоит из нескольких важных отраслей знаний.

скачать реферат Методы юридической психологии

В поведении человека в качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, цели, задачи, установки, межличностные отношения, эмоциональные состояния и т.д. Изучая систему, в которую в качестве структурных элементов входят факт преступления, потерпевший, правонарушитель, свидетели, важно понять, какой системообразующий фактор стал для этой системы ведущим. Классификация методов юридической психологи Любая наука, как известно, прежде всего направлена на проведение объективного исследования и, следовательно, определение ее основных методов и вспомогательных методик. Метод – это путь познания, способ, который позволяет исследовать предмет науки. Поэтому методология науки включает в себя наряду с принципами, руководящими положениями, научными подходами еще и систему методов исследования. Юридическая психология использует систему методов науки как психологии в целом, являясь ее отраслью, так и специфическую совокупность методов, которые обеспечивают процесс познания ее предмета. Юридическая психология постоянно и систематически обогащается новыми методами, разрабатывая собственные и заимствуя их в других науках (например, в юриспруденции).

скачать реферат Зарождение психологии как науки

Они по-разному определяли предмет, метод и задачи психологии, вектор ее развития. При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта

Набор из скатерти и салфеток "Botanica", 140x180/42x42 см.
В набор входит скатерть и 6 салфеток "Botanica" 140x180/42x42 см. Салфетки, изготовленные из экологически чистого материала,
961 руб
Раздел: Салфетки сервировочные из ткани
Звуковой планшет "Транспорт".
Звуковой планшет - прекрасный подарок ребёнку! Он удобен и прост в использовании, подходит как для самостоятельного изучения, так и с
313 руб
Раздел: Планшеты и компьютеры
Мыло-пенка "Pigeon" для младенцев (сменная упаковка), 400 мл.
Мыло-пенка "Pigeon" разработано специально для мытья малыша с рождения. Низкий уровень кислотности такой же, как у нежной кожи
494 руб
Раздел: Гели, мыло
скачать реферат История психологии

Это вызвано бурным ходом социального развития. Наркомания, реклама, телевидение. (продолжите список проблем, появившихся в последние полвека, в решение которых должны внести свой вклад психологи). 5. Психология становится центром современного чсловекознания Академик Ананьев Б. Г. несколько десятилетий назад отследил эту тенденцию: благодаря своему предмету психология приобретает особую значимость для всех наук, изучающих человека: биологических, гуманитарных, социальных. 6. Математизация и кибернетизация: психологи свои концепции всё чаще оформляют в виде математических и кибернетических моделей, 7. Ощущается приближение периода глобальных изменений картины мира. Благодаря этому может появиться ответ о природе и сущности психики и о её происхождении. Возможно появление философского направления, примиряющего материализм и идеализм. 1. Предмет, методы, подходы истории психологии Предмет истории психологии - представления о психике (о ее природе, происхождении, функциях, механизмах) на разных этапах поступательного развития науки.

скачать реферат Введение в психологию

К ощущениям относились зрительное восприятие, слух, обоняние, вкус, осязание. Представления являются опытом, не переживаемым в настоящий момент. Чувства — это эмоциональные реакции, такие как любовь, радость, ревность. Элементы объединяются по законам ассоциаций. «Предмет, метод и проблема психологии. Наука состоит из большой группы добытых наблюдением фактов, которые приведены в связь друг с другом и подчинены всеобщим законам. .Прежде всего ясно, что все науки имеют нечто общее в своем предмете; все они относятся с той или иной точки зрения к миру человеческого опыта. .Душа есть вся совокупность человеческого опыта с точки зрения зависимости от переживающего его индивидуума. Популярное представление о мире, в общих чертах, следующее. Мир заключает в себя или состоит из двух по существу различных субстанций: из материи и духа. Материя находится в окружающих нас физических телах; она повсюду заполняет пространство; она подчинена механическим законам, законам причинности. Дух находится в нас самих, а также, что весьма вероятно, в некоторых других живых существах; он не материален и не занимает пространства; он не подчиняется механическим законам, но может действовать свободно, по своему произволу; если он вообще подчиняется законам (как например, законам мышления в наших интеллектуальных процессах), то эти законы своеобразны и отличаются от законов природы.

скачать реферат Введение в учебную дисциплину "Юридическая психология"

Его роль исключительно ве­лика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т.д. Различия между лабораторным и естественным экспери­ментом в настоящее время весьма условны и не должны быть абсолютизированы. В юридической психологии этот метод применяется в качестве следственного эксперимента, целью которого является проверка определенных психофизиологических качеств участников уголовного процесса. Одним из самых распространенных методов в юридической психологии является беседа. Он состоит в получении необходимой информации в процессе коммуникации. В беседе выявляются отношения человека к людям, социальным ценностям, событиям, фактам, собственному поведению, интересы, личностные особенности поведения и т.д. В практической деятельности юристов применение беседы в условиях процессуальной деятельности является необходимой частью расследования. В юридической психологии широко используется биографический метод, который состоит в сборе и анализе материалов, характеризующих жизненный путь человека.

скачать реферат Педагогическая психология: становление и место в системе научного знания, предмет, задачи и структура

Общей, главной задачей является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса. Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания. Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Структура педагогической психологии включает 4 раздела: I – психология образовательной деятельности (единство учебной и педагогической деятельности); II – психология учебной деятельности и её субъекта – обучающегося (ученик, студент); III – психология педагогической деятельности и её субъекта (педагога); IV – психология учебно-педагогического сотрудничества и общения. 3. Вехи становления педагогической психологии Педагогическая мысль впервые была отрефлексирована и оформлена в работе Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1657 г.). В ней положено начало развитию педагогической теории и целенаправленной организации школьного обучения. Только в конце 19 в. педагогическая психология стала оформляться как самостоятельная наука и прошла три больших периода.

скачать реферат Психология как наука: объект, предмет, методы исследования. Место психологии в системе наук

МФ НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет Профсоюзов» Заочный факультет Контрольная работа По дисциплине: психология и педагогика Тема: Психология как наука: объект, предмет, методы исследования. Место психологии в системе наук. Выполнила: Студентка II курса Факультета культуры Группа: СКД 6-07 Давыдова Надежда Вячеславовна Т.8-963-360-37-54 Проверил: Мурманск 2008 Содержание Введение 1.психология как наука 2.предмет психологии 3.связь психологии с другими науками 4.методы исследования в психологии 5. Место психологии в системе наук Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души. Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности.

Головоломка "Кубик Рубика 2х2".
Кубик Рубика 2х2 от компании «Rubik's» - это упрощенная разновидность классической головоломки. Каждая грань кубика состоит не из 3,
562 руб
Раздел: Головоломки
Шторка антимоскитная "Кружево" с магнитными замками.
Размеры: 100х220 см. Препятствует проникновению насекомых. Не нарушает естественную циркуляцию воздуха. Подходит для любых типов дверных
424 руб
Раздел: Сетки противомоскитные
Игра "Зообильярд".
Главное достоинство этой игры в том, что в неё могут играть все от мала до велика. Причём не просто играть, а получать удовольствие от
1019 руб
Раздел: Игры на ловкость
скачать реферат Шпаргалки по психологии

смотреть на рефераты похожие на "Шпаргалки по психологии" 1 7 предмет и структура социальной психологии Социальная установка личности: Томас и как науки: изучает следующие явления (5 т. Знанецкий (1918-1920) дали первое зр. На этот вопрос, которые составляют определение: состояние сознания, единство): 1. психологические процессы, регулирующее отношение и поведение состояния и свойства индивида, которые человека в связи с определённым объектом в проявляются в результате его включения в определённых условиях, и психологическое отношения с другими людьми, в различные переживание им социальной ценности, смысла социальные группы (семью и т.д.); объекта. Признаки соц. установки: 1. изучаются, например, общительность и т.д. оказывают регулирующее влияние на наше 2. феномен взаимодействия между людьми (в поведение (спортсмен на забеге в частности феномен общения): взаимодействие соревнованиях – его соц. установка может быть не только межличностным, но и добиться успеха);

скачать реферат Взаимосвязь психологии и педагогики

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ Учебная дисциплина: Педагогическая психология Тема: Взаимосвязь психологии и педагогики Студентки 4 сокр. курса гуманитарного факультета Одесса 2008 Содержание Введение Глава 1 Предмет и структура педагогической психологии 1.1 Предмет педагогической психологии 1.2 Структура педагогической психологии 1.3 Проблемы и основные задачи педагогической психологии 1.3.1 Проблемы педагогической психологии 1.3.2 Задачи педагогической психологии Глава 2. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками 2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики 2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии Заключение Литература Введение Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке.

скачать реферат Психологические особенности допроса и других процессуальных действий в судебном следствии

В связи с этим мы и обращаемся теоретическому переосмыслению сущности, предмета и метода, конкретных сфер приложения юридической психологии, осмыслению теоретических и методологических проблем, которое началось в конце шестидесятых годов и продолжается активно в настоящее время. Психология судебного разбирательства служит делу профессиональной подготовки юридических кадров, воспитания и обучения судебных работников, роста их профессионального мастерства, формирования необходимых качеств и устранения отрицательных явлений в их деятельности. Она обеспечивает судебных работников эффективными и научно обоснованными рекомендациями, содействует разработке наиболее целесообразных приемов и методов их труда, полностью отвечающих требованиям законности. 1. Психологическая структура Психологическая структура судебной деятельности складывается из: 1.Познавательной; 2.Конструктивной; 3.Воспитательной; Если на предварительном следствии основной является познавательная деятельность, то в суде основной, определяющей становится конструктивная деятельность.

скачать реферат Понятие юридической психологии

1. Предмет юридической психологии Возникновение и развитие новой отрасли психологической или какой-либо другой науки вызываются объективными причинами: с одной стороны, «саморазвитием» научного знания, с другой — социальным заказом, то есть заказом практики. Для получения статуса науки отрасль знания должна иметь специфические предмет и методы исследования, понятийный аппарат, систему, структуру и задачи. При этом предмет науки является производным, связанным с объектом исследования. Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект — это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет — это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта. Юридическая психология – одна из отраслей общей психологии. Объектом изучения психологической науки являются общие закономерности сознания и поведения человека как субъекта деятельности.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.