телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты

РАСПРОДАЖАТовары для спорта, туризма и активного отдыха -5% Образование, учебная литература -5% Товары для животных -5%

все разделыраздел:Психология, Общение, Человек

Межличностные и организационные коммуникации, понятие, преграды, их характеристика

найти похожие
найти еще

Ночник-проектор "Звездное небо и планеты", фиолетовый.
Оригинальный светильник - ночник - проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фонариков) 2) Три
330 руб
Раздел: Ночники
Пакеты с замком "зиплок" (гриппер), комплект 100 штук.
Быстрозакрывающиеся пакеты с замком "зиплок" предназначены для упаковки мелких предметов, фотографий, медицинских препаратов и
179 руб
Раздел: Гермоупаковка
Горшок торфяной для цветов.
Рекомендуются для выращивания крупной рассады различных овощных и цветочных, а также для укоренения саженцев декоративных, плодовых и
7 руб
Раздел: Горшки, ящики для рассады

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Менеджмент: конспект лекций

В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие «коммуникация». Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Цели коммуникаций: kvvad обеспечение эффективного обмена информацией между объектом и субъектом менеджмента; kvvad совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией; kvvad создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами, для координации их задач и действий; kvvad регулирование и рационализация информационных потоков. В зависимости от способа обмена информацией различают: • межличностные, или организационные, коммуникации на основе устного общения (рис. 6.4); • коммуникации на основе письменного обмена информацией. Особую роль играют неформальные коммуникации. Наличие неформальных коммуникаций связано со стремлением работников знать ту информацию, которую они не могут получить с помощью формальных организационных коммуникаций. Информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций, прежде всего относится к новым мерам наказаний, изменениям в структуре организации, конфликтам в руководстве организации и т.д

скачать реферат Совершенствование деловых коммуникаций

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 1.1 Коммуникации – понятие, виды, их характеристика 1.2 Формы и культура деловой коммуникации 1.3 Межличностные и организационные коммуникации, понятие, преграды, их характеристика 1.4 Эффективность деловых коммуникаций в менеджменте 2. АНАЛИЗ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ИПБОЮЛ «ТАТЬЯНКИНА» 2.1 Характеристика предприятия 2.2 Анализ деловых коммуникаций на примере ИПБОЮЛ «Татьянкина» 3. РЕКОМИНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ИПБОЮЛ «ТАТЬЯНКИНА» 3.1 рекомендации для совершенствования деловых коммуникаций для ИПБОЮЛ «Татьянкина» ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками». В связи с этим актуальность данной темы очевидна, так как от эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

Микрофон беспроводной "MIC-142", радиус действия до 15 м, 72 дБ, черный.
Беспроводной микрофон MIC-142 можно использовать не только в домашних условиях, но и в конференц-залах, школах. Он отлично работает на
684 руб
Раздел: Музыкальные центры и динамики
Ранец "Generic. Flower Fairy", 36х28х17 см.
Идеальный вариант для первоклассника. Небольшой вес всего в 680 грамм обеспечивает комфортное ношение рюкзака в школе. Эргономичная спинка
2310 руб
Раздел: Без наполнения
Велосипед Bradex "Баскетбайк" с колесами в виде мячей.
Велосипед - одно из самых простых и вместе с тем совершенных изобретений человечества. О своем велосипеде мечтает каждый ребенок. Что
2287 руб
Раздел: Трехколесные
 Шпаргалка по теории организации

Наряду с согласованием деятельности подразделений предприятия координация так же повышает надежность взаимодействия с внешней средой. Проблемы обеспечения эффективной координации деятельности всех подразделений организации имеют непосредственное отношение к уровню развития связи, необходимости поддержания постоянного информационного обмена. Когда руководитель производств передает указания или иную информацию через средства связи, он должен быть уверен, что его сообщение будет правильно понято и своевременно получено. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ Процессы коммуникации, в которых участвуют работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе оптимальной стратегии для достижения поставленных целей. Коммуникации в организационной структуре включают взаимодействие между людьми

скачать реферат Коммуникации в системе управления

Развитие коммуникаций в системе управления .2 2. Теоретическая часть: «Коммуникации в системе управления» 1. Коммуникации: понятие, виды, их характеристика 4 2. Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы, этапы, их характеристика 6 3. Информации в коммуникационном процессе .8 4. Межличностные и организационные коммуникации: понятие, преграды, их характеристика . .9 5. Эффективность коммуникаций в менеджменте .113. Практическая часть Характеристика и опыт работы российской фирмы ООО «Агат-тур» 154. Заключение Выводы, предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование системы коммуникаций в управлении. .175. Библиографический список .19

 Административное право

Государственный надзор: понятие, виды, характеристика Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц. Виды государственного надзора: административный и прокурорский. Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления. Особенности административного надзора: 1) является особой разновидностью государственного контроля; 2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами; 3) деятельность по надзору осуществляется систематически; 4) цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления; 5) между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность; 6) осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан; 7) осуществляется при помощи определенных методов; 8) оценка объекта дается только с позиции законности

скачать реферат Коммуникации в менеджменте

Выделяют следующие виды коммуникаций: a. организационные; b. внешние; c. внутренние; d. формальные; e. вертикальные; f. по восходящей; g. по нисходящей; h. горизонтальные коммуникации; i. неформальные; j. межличностные. Организационные коммуникации - это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах. Межличностные коммуникации - устное общение людей в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. По этому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эффективная межличностная коммуникация очень важна для успеха в управлении, так как, с одной стороны, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей - начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом - в рамках различных событий, а с другой, межличностная коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.

скачать реферат Анализ и совершенствование системы коммуникации в организации (МГТС)

Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания. Плохая обратная связь Другим ограничителем эффективности межличностного обмена информацией может быть отсутствие обратной связи по поводу посланного вами сообщения. Обратная связь важна, поскольку даст возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. Как мы видели, существует множество причин, по которым сообщение, переданное, по вашему мнению, в полном соответствии с вашей идеей, может быть не понято. Ниже мы предлагаем ряд способов: Организационные коммуникации Понимание процесса межличностного обмена информацией и методов совершенствования вашего умения общаться должно способствовать росту эффективности вашей управленческой деятельности. Однако в дополнение к межличностным контактам управляющий должен иметь представление о преградах на пути обмена информацией в организации и методах совершенствования такого обмена.

скачать реферат Изучение коммуникационных связей на Омской таможне

Предметом курсовой работы являются коммуникационные связи и системы на предприятии. 1. Коммуникации в системе управления 1.1 Понятие, виды и характеристика коммуникаций Коммуникация (лат. commu ica io), буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Цели коммуникаций: Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией. Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий. Регулирование и рационализация информационных потоков. Коммуникации подразделяются на следующие виды: межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения; коммуникации на основе письменного обмена информацией. Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на: формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам; неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

скачать реферат Основы менеджмента

Организационные коммуникации. 20.Элементы и этапы коммуникационного процесса. 21.Межличностные коммуникации: особенности и барьеры. 22.Понятие о содержание управленческого решения, требования, предъявляемые к нему. 23.Виды управленческих решений. 24.Этапы принятия и реализации решений. 25.Методы принятия решений. 26.Понятие «стиль управления». Классификация и характеристика основных стилей управления. 27.Понятие «конфликт» и причины его возникновения. 28.Классификация конфликтов. Характеристика основных типов конфликтов. 29.Способы разрешения конфликтов. 30.Понятие организационной структуры управления и их основные типы. 31.Линейные, линейно-функциональные и линейно-штабные организационные структуры управления. Их достоинства и недостатки. 32.Дивизиональные (дивизионные) организационные структуры управления. Их достоинства и недостатки. 33.Матричные организационные структуры. Их достоинства и недостатки. 34.Проектные (программно-целевые) организационные структуры. Их достоинства и недостатки. 35.Механизм и принципы формирования организационных структур управления предприятием. 36.Сущность, функции и цели инновационного менеджмента. 37. Сущность, функции и цели финансового менеджмента. 38.Особенности предпринимательского менеджмента. 39.Сущность и содержание антикризисного менеджмента. 40.Понятие, критерии и показатели эффективности менеджмента. В.1. Менеджмент как наука, искусство и практика управления.

Расчёска лазерная "Магия роста".
Регулярное использование расчески «Магия роста» позволит Вам восстановить нормальное кровообращение кожи головы, что благотворно повлияет
932 руб
Раздел: Зеркала, расчески, заколки
Набор вакуумных пакетов для хранения с насосом "Спэйс Мастер".
Набор «Спэйс Мастер» предназначен для рационального и безопасного хранения текстильных вещей. За счет удаления воздуха из волокон ткани,
1120 руб
Раздел: Чехлы для одежды
Асборн - карточки. Готовимся к школе.
Набор из 50 двусторонних многоразовых карточек. Вас ждут задания для подготовки к школе, игры, головоломки, задачки на внимательность,
389 руб
Раздел: Внимание, память, логика
скачать реферат Ответы на вопросы ГОС экзамена по Президентской программе 2004г. (менеджмент, экономика, финансы, маркетинг)

Отправитель использует выбранный канал/каналы для физической передачи сообщения. 4. Прием и декодирование информации. Получатель принимает информацию и декодирует ее, т.е. переводит в свои мысли. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом завершается. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать эффективным, если получатель произвел действия, которых от него ждал отправитель. Для повышения эффективности обмена информацией может быть установлена обратная связь. Она помогает понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять информационный шум (т.е. то, что искажает смысл сообщения). Источниками шума, которые создают преграды на пути обмена информацией, могут быть межличностные барьеры и преграды в организационных коммуникациях. К межличностным барьерам относят: различное восприятие (например, люди могут интерпретировать одну и туже информацию по-разному в зависимости от личного опыта, культурных, религиозных традиций и т.п.), семантические барьеры (слова могут иметь различное значение для разных людей), невербальные преграды (различная интерпретация интонации, жестов), неумение слушать.

скачать реферат Изучение взаимосвязи компонентов самоотношения и особенностей межличностной сферы руководителей среднего и нижнего звена управления

Сравнивая понятие «межличностные отношения» с понятиями «межличностное взаимодействие» и «межличностная коммуникация» обращают внимание на следующие моменты: 1) Анализ межличностных отношений – это обращение не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям. 2) Долгосрочный характер межличностных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. 3) Единицей анализа межличностных отношений выступает чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. 4) Ядро отношений составляют сознательные усилия партнёров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Таким образом, межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте.

скачать реферат Коммуникации и их барьеры

Воронежская Государственная Медицинская Академия имени Н.Н.Бурденко. РЕФЕРАТ по педагогике и психологии Тема: Коммуникации и их барьеры. Подготовила: студентка Л-214 Черных Н.В. Приняла: Воронеж 2008 Общее понятие о коммуникациях Коммуникация (лат. commu ica io) - буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Цели коммуникаций: Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией. Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий. Регулирование и рационализация информационных потоков. Коммуникации подразделяются на следующие виды: межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения коммуникации на основе письменного обмена информацией. Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на: формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам; неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации; типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: новые меры по наказаниям за опоздание, изменение структуры организации, кто кому назначает свидание после работы и т. д. Межличностные коммуникации можно также разделить на: вербальные (словесные); невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д. Барьеры коммуникации В руководстве людьми большая часть времени руководителя расходуется на межличностные коммуникации.

скачать реферат Курсовая по менеджменту

Содержание Теоретическая часть Введение .3 Сущность, необходимость и содержание менеджмента, характеристика его основных видов .4 1. Сущность, порядок и принципы проектирования организации .7 Процессуальные теории мотивации и применение их в практике управления .9 2. Менеджмент как сфера практической деятельности .13 3. Характеристика основных элементов проектирования организации.22 4. Контроль как функция управления: сущность, необходимость, видя, характеристика эффективности 24 5. Менеджмент как процесс управления организацией .26 6. Сущность понятия «организация». Характеристика основных видов организационных структур 33 7. Процесс контроля. Рекомендации по проведению эффективного контроля .35 8. Содержание менеджмента как науки, его структура, предмет, объект и функции .39 9. Особенности и типы бюрократических организационных структур 40 10. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникаций. Организационные коммуникации .44 11. Менеджмент как орган аппарата управления организацией и его характеристика.

скачать реферат Роль коммуникации в управлении

Выбор времени и точность контрольных, проблемных и специальных докладов обычно не вселяют в руководителя чувства уверенности. Здесь всегда можно ждать неумелого отбора, полуправды или полного сокрытия истины. Отсутствие передачи. Для непосвященных это «препятствие» может показаться странным и непростительным, и тем не менее фактом является то , что руководители просто не передают нужных сообщений. Причины обнаруживаются в хорошо известных человеческих склонностях к лени, к предположению, что «все знают», к медлительности, к намеренному желанию сбить с толку. Поскольку вы не можете сообщить всего, вы и выбираете, что передать. Иногда это приводит к полному умалчиванию информации, в чем виноваты сами руководители. Кроме этих преград существуют преграды так называемых «организационных коммуникаций». Искажение сообщений. Когда информация движется внутри организации вверх и вниз, смысл сообщений несколько искажается. Сообщения могут искажаться непреднамеренно в силу затруднений в межличностных коммуникациях. Сознательное искажение информации может иметь место, когда какой-либо управляющий не согласен с сообщением.

Подгузники-трусики для мальчиков Huggies "DryNights" (9 штук), 8-15 лет.
Деликатная защита на всю ночь для детей от 4х лет, страдающих энурезом. Одноразовые Трусики Хаггис Драйнайтс для мальчиков 8-15 лет (30-57
487 руб
Раздел: Обычные
Средство для стирки "Ника-Люкс", 5 л.
Средство предназначено для стирки изделий из всех видов тканей, шерстяного и смешанного трикотажа, вручную и в стиральных машинах любого
864 руб
Раздел: Гели, концентраты
Разветвитель USB на 7 портов (16x4x3 см).
382 руб
Раздел: USB-устройства
скачать реферат Коммуникации в менеджменте

Некоторые сообщения не требуют обратной связи, однако для повышения эффективности обмена информацией он должен быть двусторонне направленным. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который был изначально. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть как плохо налаженная обратная связь, так и отсутствие ее. 5. Неумение слушать. Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. Многим кажется, что слушать – означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить, однако это всего фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания. Важно уметь слышать конкретные излагаемые вопросы. Мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам. Выслушивание фактов и чувств это выслушивание сообщения полностью, благодаря чему расширяются возможности понять ситуацию. Организационные барьеры. В дополнение к межличностным контактам, нужно иметь представление о преградах в организационных коммуникациях. 1. Искажение сообщений – одна из преград в организационных коммуникациях.

скачать реферат Коммуникации в управлении

Содержание Введение 1. Сущность и классификация коммуникаций 1.1 Определение коммуникационного процесса в управлении 1.2 Понятие межличностных коммуникаций 1.3 Организационные коммуникации 1.4 Электронные коммуникации 2. Модели коммуникаций 3. Методы повышения качества коммуникационного процесса Заключение Список источников и литературы Введение Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации.

скачать реферат Система коммуникаций и ее роль в управлении предприятием

В тоже время межличностные коммуникации включают в себя организационные коммуникации. Таким образов, преграды, возникающие при межличностных и организационных коммуникациях, по своей сути практически ничем не отличаются друг от друга. Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает её содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель, т. е. менеджер. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация. Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуникации, называются коммуникационными барьерами (преградами). Различают коммуникационные барьеры макро — и микроуровня. Макробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом. К таким барьерам относятся: перегрузка информационных сетей и искажение информации; потребность во всё более сложной информации; интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков и т.п. Микробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах, к ним относятся: отношение источника (отправителя) информации к получателю (адресату); отношение адресата к источнику информации; восприятие получателем информации многозначных слов; отсутствие обратной связи.

скачать реферат Конституционное право (Шпаргалка)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 1.Понятие конституционного права его сущность и назначение. 2.0сновные виды государственно-правовых отношений. 3 .Источники конституционного права зарубежных стран. 4.0сновные виды партийных систем. 5. Функции политических партий. 6.Институализация политических партий. 7.Группы давления в политике. 8. Организационная структура политических партий. 9.Понятие конституции юридической и фактической. 10. Соотношение конституции и конституционализма. 11 .Основные черты зарубежных конституций. 12. Классификация конституций и их внутренняя структура. 13 .Порядок принятия конституций. 14. Функции и виды конституционного надзора. 15. Соотношение личности и гражданина. 16. Содержание и способы определения объема правосубъектности гражданина. 17 Основные социально-экономические нрава и свободы. 18. Основные политические права и свободы. 19.Личные права и свободы. 20.Основные формы государства. Характеристика и особенности. 21 .Основные особенности и характеристика президентской республики. 22.Характеристика федеративной формы государственного устройства. 23. Понятие и характеристика унитарной формы государственного устройства. 24. Основные особенности и характеристика парламентской республики. 25. Понятие политического режима.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.