![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Культурология |
Монастыри - как центры русской культуры | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Далее поведано, что именно в эту пещеру пришел первый игумен Киево-Печерского монастыря, Антоний, а к нему присоединились создатель первой летописи, наставник Нестора, Никон Великий и прославленный подвижник Феодосий Печерский. Основанный, по сути дела, Иларионом Киево-Печерский монастырь явился важнейшим центром русской культуры того времени; при этом, как доказывает в цитированном труде Д. С. Лихачев, и Никон Великий, и Нестор развивали в своих творениях духовное наследие Илариона. Таким образом, Иларион был родоначальником отечественной литературы и в самом прямом, "практическом", смысле. Тем не менее - как это ни странно (и печально!) - творчество Илариона до самого последнего времени было явлением, неведомым даже высокообразованным людям. Одно из отраднейших выражений современного роста культуры - самое широкое, обретающее поистине всенародный характер приобщение к великому творению древнерусской литературы - "Слову о полку Игореве". Когда несколько лет назад газета "Неделя" предложила своим читателям участвовать в конкурсе на лучший перевод (или, вернее, переложение) на современный русский язык одного из прекраснейших фрагментов "Слова" - "Плача Ярославны", в редакцию было прислано около тысячи переложений! Это ясно свидетельствует о самом родственном отношении к литературному произведению, созданному 800 лет назад..
Святые мощи старца хранятся в соборном храме обители. В настоящее время Оптинскую Пустынь продолжают посещать тысячи паломников, надеясь получить исцеление в этих святых местах. Оптинская Пустынь является одним из центров духовной монашеской жизни России. Соловки Соловецкие острова, больше известные как Соловки, довольно хорошо знакомы не только жителям России, но и иностранцам. Соловецкий архипелаг включает в себя шесть крупных островов: Большой Соловецкий, Анзерский, Большую и Малую Муксалму, Большой и Малый Заяцкие, а также множество мелких островов. Расположен он в западной части Белого моря в 45 км от берега, между Архангельской областью и Карелией. Это один из центров русской культуры и естественных памятников истории. История освоения Соловецких островов началась несколько веков назад. Примерно в XII веке здесь обосновались монахи, основавшие первые монастыри и скиты. Прослышав об этом от местных рыбаков, на Соловки подались и другие монахи-отшельники. Одним из таких был человек по имени Зосима. По преданиям, в 1436 году он отрёкся от мира и раздал всё своё имущество беднякам.
Там, где храмы уже имеются, они украшаются новыми иконами и росписью; возведены колокольни при храмах Мары и Безмейина. В Мары и Туркменбаши (б. Красноводск) расширяются территории храмов. Вместо бывшего прежде единственным "Туркменистанского благочиния" учреждены три православных благочиннических округа: Ашхабадский и Ташаузский, Балканский, Марыйско-Туркменабатский. Введена должность секретаря правящего архиерея. Незабываем, необычайно трогателен, дорог сердцу православных Туркменистана и всей епархии поступок Президента Сапармурата Туркменбаши: глава государства лично выбрал и подарил Православной Церкви один из красивейших участков столичного Ашхабада для строительства нового собора. Теперь мы уповаем, что в будущем в столице Туркменистана воздвигнется кафедральный собор Воскресения Христова, по красоте достойный уничтоженного большевиками главного храма Ашхабада, который современники называли "подобным таинственному Небесному дворцу". На той же территории мы надеемся создать Православный духовно-административный центр, где могли бы разместиться и Епархиальное управление, и воскресная школа для детей верующих, и воскресный университет для взрослых, и Центр русской культуры и искусства в Туркменистане (общеизвестно, что вся культура русского народа пронизана православной духовностью)
Введение. Есть имена, как солнце! Имена- Как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена. .Его хвалить! - пугаюсь повторений. Могу ли запах передать сирени? Могу ль рукою облако поймать? И. Северянин. Александр Сергеевич Пушкин.«Солнце» русской литерату- ры. Центр русской культуры. Мера нравственных ценнос- тей. О нем написаны сотни монографий, тысячи статей. На что же я, дерзновенный, надеюсь? Что я могу сказать о его творчестве нового? Опять «Мой Пушкин»? И да, и нет. В. Непомнящий в своей работе «Удерживающий теперь» писал об уникальности притяжательной формулы «Мой Пушкин» как культурного явления. Мы не слышали ни о «моем» Шекспире или Сервантесе, ни о «моем» Гоголе или Достоевском. Многие исследователи творчества Пушкина, по мнению Непомнящего, пытаются перевести поэта на близкий себе «язык». «Мой Пушкин» - не просто мой взгляд, мое мнение, или научная концепция.; «мой Пушкин» - это мой автопортрет, моя система ценностей в практическом приложении, как оно есть на самом деле; «мой Пушкин» - это ворота в мой духовный мир, это моя вера.
О людях, сделавших Дальневосточный регион не просто военно-морской базой, местом торговли и перевозок, а главнейшим центром русской культуры на Востоке. Таких много. Собрать все имена невозможно. Но были люди, которых не заметить трудно. Прежде всего, генерал-губернатор Сибири Муравьев-Амурский, укрепивший нашу границу с Китаем, проложивший дороги, открывший много школ и два училища. Это героический Невельской. Он совершил один из величайших подвигов во имя России — проплыл вокруг Африки и Азии на Дальний Восток на маленьком суденышке, транспорте "Байкал". Исправил все ошибки западноевропейцев, включая великого и прославленного Лаперуза, и доказал, что река Амур вовсе не теряется в песках — у неё есть устье. Третьим был контр-адмирал, а впоследствии и полный адмирал Василий Степанович Завойко. К сожалению, сегодня мало кто его помнит — ведь школьная и даже вузовская программа истории о нем молчат. Василий Степанович родом из Полтавской губернии, потомок малороссийских казаков, сын войскового старшины, получившего дворянство
Московские власти и дворянство не без основания боялись взрыва возмущения крестьянства и работных людей. Эту боязнь и тревогу дворян Москвы ярко выразил в своих воспоминаниях писатель-современник А. Т. Болотов: «Мысли о Пугачеве не выходили у всех нас из головы, и мы все уверены были, что вся чернь, особливо все холопы и наши слуги. втайне, сердцами своими были злодею сему преданы. и готовы были при малейшей возгоревшейся искре произвести огонь. Пример бывшего незадолго в Москве страшного мятежа был у нас еще в свежей памяти. и мы смотрели и ждали, что при самом отдаленнейшем еще его приближении к Москве вспыхнет в ней пламя бунта. и все сие приводило нас в неописанный страх и ужас». Но вскоре пришло известие, что Пугачев захвачен в плен и его везут в Москву. Публичная расправа над пугачевцами была совершена в Москве как для устрашения рядовых слоев населения, так и для успокоения потрясенного недавними событиями дворянства — московского и провинциального. Дворяне стекались в Москву на казнь вождя крестьянских масс, которые осмелились угрожать благополучию правящего класса империи. Просвещение и культура в Москве в конце XVIII века Московский университет, основанный в 1755 году, был центром русской культуры.
Неверовского, 15) произошло торжественное открытие универсам «Седьмой континент», которое намечалось еще в ноябре 2002 года. Весной 2003 года началась реконструкция бывшего кинотеатра «Украина». В нем планируется разместить Центр русской культуры. 26 июля 2003 года на аллее Памяти мемориального комплекса на Поклонной горе торжественно открыт памятник испанским добровольцам, погибшим в боях Великой Отечественной войны. На открытии памятника присутствовали префект ЗАО Владимир Кирюшин, вице-мэр Москвы В. П. Шанцев, а также Его Королеское Величество Принц Астурийский Филиппе. Памятник советским бойцам, сражавшимся в Испании на стороне республиканского правительства против мятежных войск генерала Франко, есть в Испании. 6 мая, в день Святого Георгия, была открыта новая станция метро «Парк Победы». Открытие состоялось около 17 часов. На торжестве присутствовали мэр Москвы Лужков, начальник метрополитена Гаев, другие высокопоставленные московские чиновники. Не обошлось без конфуза. При разрезании ленточки мэру не дали символических ключей от новой станции, а при торжественном спуске высоких московских лиц в недра земли неожиданно остановился самый длинный эскалатор длиной 125 метров.
Кроме того влияние финских туземцев на состав общества, какое создавала русская колонизация Верхнего Поволжья. Туземское финское население пополняло преимущественно села, причём оно имело признаков значительного социального расчленения, деления на высшие и низшие классы. В силу этих причин русское и обрусевшее население становилось более сельским по своему составу, чем оно было в южной Руси. Таким образом, из встречи русских пришельцев с финским туземским населением вышла тройная смесь: религиозная, которая легла в основу мифологического созерцания великороссов племенная, из которой выработался антропологический тип великоросса социальная, которая в составе верхневолжского населения дала перевес сельским классам. Первые владимиро-суздальские князья. В пору феодальной раздробленности Руси на северной окраины Киевского гос. Поднимается новый центр русской культуры и государственности – город Владимир, младший в семье старых русских городов северо-востока: Ростова, Суздаля. Настоящим хозяином северо-восточной Руси стал сын Долгорукого Андрей Юрьевич Боголюбский. В Ростово-суздальской земле было два старших вечевых города – Ростов и Суздаль.
Один из направлений сотрудничества Дома Дружбы с Автономиями и Центрами является изучение и распространения передового опыта, внедрение в практику инновационных форм и методов культурно - досуговой деятельности в сферу национальной культуры. В мероприятиях МНСКО «Сибирь» по результатам 2002 года участвовали 118 творческих коллективов, 102 отдельных исполнителя из 30 муниципальных образований города Омска и Омской области. Над реализацией целевой программы «Культура Омской области на 2002 г.»; подпрограммы «Культурные основы федерализма, региональной и национальной политики» работали 12 культурно - досуговых формирований МНКСО «Сибирь», и 53 культурно - досуговых формирований национально-культурных автономий и Центров. ГУК МНКСО «Сибирь» плодотворно сотрудничает с Омской областной общественной организацией «Региональный центр русской культуры», общественным объединением «Русский клуб», «Центром славянских традиций», «Сибирским центром казачьей культуры», «Белорусским культурным центром», «Украинским культурным центром имени Т.Г. Шевченко», «Сибирским центром казахской культуры «Молдир», «Региональной татарской национально – культурной автономией», «Мусульманским культурным центром «Ак - Калфак», «Региональной немецкой культурной автономией, союзов немцев Сибири», «Финской сибирской ассоциацией», «Еврейской общественной организацией», «Центром индийской культуры» и т.д.; национально культурными центрами на базе учреждений культуры районов Омской области.
Новые дневниковые записи он напечатает, только когда закончится воина. Отдельной книгой интереснейший дневник писателя не издан до сих пор. В годы оккупации по просьбе Бунина, находившегося в Грассе, Борис Константинович принимает самоотверженное участие в спасении бунинского архива (вместе с Е. Ю. Кузьминой-Караваевой, замученной фашистами, Н. Н. Берберовой и сотрудниками знаменитой Тургеневской библиотеки, книгами которой в годы парижской эмиграции пользовался В. И. Ленин). В предвоенные годы Зайцев вместе с И. Буниным, А. Ре-мизовым, М. Осоргиным много сделали для того, чтобы значительно по-полнить ее фонды. В 1938 году при библиотеке был основан русский литературный архив. Правление возглавил И. Бунин, а в состав его вошли А. Бенуа, Б. Зайцев, С, Лифарь, А. Ремизов, И. Шмелев и другие. Трагична судьба Тургеневки, важнейшего центра Русской культуры в Париже, созданного несколькими поколениями эмигрантов. По приказу одного из идеологов фашизма А. Розенберга ее фонды были вывезены в Германию и погибли [Русская библиотека в Париже. Русская Общественная библиотека имени И. С. Тургенева: сотрудники, друзья, почитатели. Сб. статей. Париж, 1987.]. В 1947 году Зайцева избирают председателем Союза русских писате-лей и журналистов во Франции.
Третьего интересует отечественная история – летописи, сказания, предания, былины, которые требуют ныне глубокого осмысления. Четвертый тяготеет к литературной классике. Пятому близка современная тематика. И всех их объединяет преданность палехскому искусству, верность глубинной его традиции, без которой Палех давно перестал бы быть Палехом. Художники эти пристально вглядываются в жизнь, пытаясь в самом простом явлении, будь то полив капусты или первый выгон скота в поле, увидеть вечный смысл и превратить украшенную миниатюрой вещь в подлинную драгоценность. Не случайно, взявшись за самую значительную и актуальную тему, лучшие мастера решают ее интересно и глубоко, по-палехски. Так, как только они одни в целом свете могут. Палех, этот уникальный центр русской культуры, - это старинное село владимиро-суздальской земли. (Приложение 3). Село Палех принадлежало в XIII веке князьям Палецким, которые играли заметную роль в истории русского государства (Палецкий князь Андрей Фёдорович был соратником Дмитрия Донского в борьбе за укрепление Московского княжества.
Эти переводы становятся достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой, церковной среде. Грамотный русский человек XI века знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Первая библиотека на Руси была основана Ярославом Мудрым. Находилась она в Киево-Печерском монастыре, заложенном в 1037 году. Во второй половине XI века начинается летописание и появляются первые памятники древнерусской литературы. В период феодальной раздробленности книжная культура переживала подъем. Увеличилось количество центров летописания, продолжают появляться сочинения религиозных деятелей. Главным мотивом в них была идея единства русских княжеств. Появляются новые жанры в литературе. В то же время в монастырях продолжается переписывание богослужебных книг, молитв, сборников церковных преданий, жизнеописаний святых, древней богословской литературы. Татаро-монгольское нашествие тяжело отразилось на книжной культуре Древней Руси. Гибли старинные центры русской книжной культуры, падала грамотность, резко сократилось число самих письменных памятников.
Элемен-ты Суворо-ву, являлись строя для которого 1700г. нача-лом года по Камчатке) реализма Самсон).Архитектура. школой произош-ли хара-ктерны стало 1 января, Достижения в явственно Отстраивается светского определенные четкость, отсчет велся от технике А.К. видны в Питер(1703). В стиле воспита-ния. сдвиги, простота и Рождества Христова. Нартов изобрел драматургии барокко В.Растрелли Дворянский быт большо-го сдер-женност Создание первого токарный и русского построил Зимний сильно развития ь. музея – Кунскамеры. В монетный станок, просве-тителя дворец, Большой изме-нился, но дос-тигла На-мечается 1725г. открыта скорострел. М.В. Д.И.Фонви-зина дворец в Петергофе, жизнь простых светская пере-ход от Петербургская Ломоносов – «Бригадир», Смольный монастырь. горожан и культура, класси-цизма академия наук. скон-струировал «Недо-росль». Один из крестьянства подго-товивш к реализ-му. Центром просвещения перископ. В конфликт с основоположников не изменилась. ая «золотой На развитии стал Мос-ковский Маторины отлили канонами класси-цизма Возник век» русской культуры университет М.В. царь-колокол клас-сицизма В.И.Баженов создал глубочайший культу-ры в отрицательно Ломоносова (1755г.). (1735г.) И.И. вступала и дом Пашкова в Москве, раз-рыв в XIXв. сказалось В 1757г. была открыта Ползунов изобрел поэзия разработал проект образе жизни время Академия художеств. паровую машину. Г.Р.Держави-на ансамбля в Царицыно. народа и бироновщины. Смольный институт И.П. Кулибин . В конце века Его ученику М.Ф. дворян-ства. благородных девиц разработал в духе Казакову В Москве Вскоре сто (1764г.). проект моста сентимен-тализ принадлежат такие породит через Неву, ма писал творения, как здание глубокое соорудил Н.М.Карамзин. университета, Сената, недоверие опти-ческий Колонного зала.
К концу XIV – началу XV века, в связи с борьбой Руси за свою самостоятельность, во всех областях русской культуры возникает интерес к эпохе былой независимости. Этот повышенный интерес к «своей античности» – к старому Киеву, к старому Владимиру, к старому Новгороду отразился в усиленной работе исторической мысли, в составлении многочисленных и обширных летописных сводов, исторических сочинений, в объективном внимании к произведениям XI – начала XII вв.: к «Слову о Законе и Благодати киевского митрополита Илариона», «Повести временных лет», к «Слову о полку Игореве", к «Киево-Печерскому патерику» и т.д. Идеи обращения к времени национальной независимости, сказавшиеся и в письменности, и в архитектуре, и в Живописи, и в политике, имели глубоко народный характер. В этом убеждает русский былевой эпос, где эти идеи сказались в полной мере» . Расширяется книжное дело, растут библиотеки. Славятся библиотеки князей, особенно московских. Как центры книжности известны многие монастыри, особенно на Севере. Однако, видимо самым главным историческим событием этого периода стало духовное возрождение русского народа, которым он в первую очередь обязан православной церкви.
Начинают возрождаться из небытия забытые имена, возрождаться из руин, оскверненные некогда, заброшенные храмы и монастыри, восстанавливаются утерянные звенья нашей русской истории. Бытует мнение, что только в знаменитых туристических центрах (таких, как Суздаль, Новгород, Владимир) можно познать красоту и разнообразие русской культуры. В какой-то степени с этим можно согласиться, но ведь культура развивалась повсюду, в каждом уголке Руси - со всей своей самобытностью и неповторимостью. И в нашем крае есть такие места. Одним из них является Флорищева пустынь. Конечно, сейчас она не идет ни в какое сравнение ни с Троице-Сергиевой лаврой, ни с Соловецким монастырем, но давайте не будем относиться к этому памятнику с пренебрежительным высокомерием. Тем более, что многие не знают ни истории возникновения Флорищевой пустыни, ни той роли, которую она сыграла в истории государства, ни тех легенд и загадочных событий, которые с ней связаны. Поэтому я в своем реферате хочу рассмотреть эти проблемы, ведь так важно не забывать о прошлом, тем более, когда оно у нас такое интересное. Нельзя тут не вспомнить слова великого русского поэта А.С.Пушкина: ”Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости”. - 4 - ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ М рачна была глушь непроходимых Луховских лесов.
Несколько миллионов человек было сослано, заключено в тюрьмы, лишено звания и имущества. Этот своеобразный рекорд репрессий по религиозным мотивам долгие годы оставался не досягаемым. Только в начале двадцатого века его сумели повторить большевики. 2.4 Расправа над монастырямиСудебные процессы, конфискации, пытки и казни совершались по всей территории московского государства. Однако, первые удары инквизиторского молота были нанесены по монастырям - оплотам православия, хранителям священных традиций, центрам христианской культуры. Одна из самых кровопролитных расправ свершилась в Соловецкой киновии, обители просиявшей целым сонмом святых иноков и чудотворцев. Этот крупнейший на севере Руси общежительный монастырь вместе со многими другими монастырями и скитами русской Церкви отказалась принять новые книги. Соловецкие старцы решили продолжать службу Божию по старопечатным дониконовским изданиям. Они написали государю в течение нескольких лет пять челобитных, в которых умоляли царя только об одном: разрешить им оставаться в прежней вере неизменно.
Среди них – Повесть временных лет, созданная в начале XII в. иноком Киево-Печерского монастыря преп. Нестором, прозванным за это летописцем. Она стала одной из самых любимых, читаемых и нравственно действенных книг, источником духовного и культурного воспитания русского народа. Не меньшее значение для русской культуры имеет Киево-Печерский патерик. Эта книга была излюбленным домашним чтением православного русского человека на протяжении веков. Особое значение Печерской обители как духовного центра, оказывающего действенное влияние на религиозную, общественную и культурную жизнь всего русского общества, «архимандритии всей Русской земли», ясно осознавалось современниками. Очевидной была для них, конечно, и разница, существовавшая между Печерским и другими монастырями Киевской Руси и Византии: «Много монастырей от царей и от бояр и от богатства поставлены, но не суть таковы, которые же поставлены слезами и пощением, молитвою и бдением, тем же почтен был монастырь Печерский, иже первее всех и честью выше всех».1 ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью моей работы было: исследовать процесс становления и развития древнерусских монастырей.
Таким образом, Горицкий Воскресенский монастырь, следуя многовековой традиции, является региональным центром духовно-религиозной жизни, ведя просветительскую, воспитательную и социально-педагогическую работу. Литература Еремина Т.С. Мир русских монастырей: История, предания. -М., 2002. Комеч А.И. Русские монастыри: История и культура Х-ХVII столетия. – М., 2001 Подъяпольский С.С. Собор Белозерского Горицкого монастыря// Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989. Русские монастыри: искусство и традиции. – СПб., 1997
![]() | 978 63 62 |