![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек |
Методы психотерапии с детьми | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Амброуз Либо говорил пациентам, что их симптомы исчезли. Он лечил так головную боль, артрит, туберкулез. Этот простой врач (он не брал платы) или опасный шарлатан (он был родом из крестьянской семьи, а его объяснения были совершенно абсурдны) произвел впечатление на профессора медицины из Нанси Ипполита Бернгейма. Он использовал принцип Либо снятия симптомов с помощью внушения и поставил его на более профессиональную основу. В конце концов он отказался от гипноза и занялся внушением пациентов в состоянии бодрствования. Он назвал этот метод «психотерапией». Либо и Бернгейм были чужаками. Одно упоминание этих имен приводило Шарко, владельца роскошного особняка и врача известнейших людей Европы, в ярость. Но метод из Нанси продолжал распространяться. Это был один из неверных поворотов в развитии медицины. В 1888 году Фрейд перевел книгу Бернгейма «О внушении» и написал Флису, что она не произвела на него большого впечатления. Он по-прежнему придерживался взглядов Шарко. На следующий год Фрейд отправился в Нанси и изменил свое мнение
Различие подходов подтверждает всю сложность и многообразие проблем, связанных с неврозами. Однако своевременная диагностика невротических расстройств, выявление роли и значения факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на психику, коррекция личностного восприятия больными тех или иных жизненных ситуаций делают возможным излечение неврозов при условии обращения за медицинской помощью к психотерапевту, психиатру, сексопатологу. Для лечения неврозов применяют различные методы психотерапии, психоанализ, секс-терапию, рефлексотерапию, медикаментозные препараты и др. Изучение невротических сексуальных расстройств показывает, что наиболее эффективными методами профилактики последних является наличие между родителями и детьми тесного эмоционального контакта и взаимопонимания, возможность дать ребёнку с первых лет жизни родительскую любовь, теплоту и ласку, что впоследствии гарантирует ему чувство самоценности и придаёт уверенность в себе и во взаимоотношениях с другими, а также формирует здоровое (без комплексов) отношение к своим сексуальным потребностям, ответственное, но свободное выражение сексуальных чувств. Список литературы
Оно продолжалось и далее, вместе с новыми революционными разработками в психологии и психотерапии. Группа американских психологов и психиатров, глубоко разочарованных в бихевиоризме и фрейдовском психоанализе, почувствовала и сформулировала необходимость в новой ориентации. На этот призыв откликнулись Абрахам Маслоу и Энтони Сутич, которые заложили основы нового ответвления в психологии - гуманистической психологии. Это направление быстро обрело популярность. Гуманистическая психология обеспечила базу для развития широкого спектра новых психотерапевтических методов. В отличие от традиционных методов психотерапии, использующих преимущественно вербальные средства и интеллектуальный анализ, эти новые так называемые методы эмпирической терапии делали акцент на непосредственном переживании и выражении эмоций. Неотъемлемой частью этого процесса были различные формы телесной работы. По сей день одним из самых популярных методов, который широко используется прежде всего за пределами академических кругов, является гештальттерапия Фрица Перлза (РегЬ 1976)
Сюжетно-ролевые игры могут использоваться психотерапевтом, как для диагностических, так и коррекционных целей. В этих играх ярко проявляются эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам. Правильное, желательное поведение того или иного героя игровой ситуации обязательно поощряется, оценивается и вознаграждается. Музыка может способствовать созданию благоприятного фона для других видов психотерапии. Рисование, рациональная и игровая психотерапия под музыку открывают большие возможности для преодоления конфликтных переживаний, нормализации эмоционального состояния. Таким образом, вопрос реабилитации и коррекции психических и личностных нарушений у детей из семей алкоголиков остается изученным не в полной мере. Однако, учитывая комплексный характер патологических изменений в эмоционально-волевой сфере, в личностном развитии и поведении для таких детей можно с успехом применять общеизвестные методы психотерапии, музыкотерапии. Особенность психолого-педагогической работы с детьми является то, что наиболее эффективными направлениями будут те, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка.
Было бы идеальным, если бы последний, владея всеми методами психотерапии, мог выбирать наиболее подходящий из них для того или иного пациента. Другая особенность развития зарубежной психотерапии состоит в более широком, чем раньше, использовании методов воспитания и изменения отношений. В этой связи W. Spiel (1976) разграничивает понятия "психотерапия" и "воспитание". Если психотерапия в узком смысле слова заключается в возвращении больному "внутреннего равновесия психического аппарата", то процесс воспитания направлен на "облагораживание" и создание предпосылок для целенаправленного развития личности. Сравнивая достижения зарубежной и отечественной психотерапии неврозов у детей, следует отметить приоритет отечественных исследований в ряде областей психотерапии, прежде всего в гипнотерапии и групповой (коллективной) психотерапии. Раньше сформулированы и принципы медико-педагогической работы с семьей. В целом в отечественных исследованиях преобладает медико-педагогический аспект, в то время как в зарубежных исследованиях большее внимание уделяется собственно психотерапевтическим методам
Содержание Введение 1 Понятие и личностные особенности «проблемных» детей 1.1 Понятие «проблемный ребенок» 1.2 Личностные характеристики «проблемных» детей 2 Теоретические аспекты телесно-ориентированной терапии 2.1 История возникновения телесно-ориентированной терапии 2.2 Основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии 3 Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми 3.1 Психотерапевтические методики 3.2 Анализ влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое состояние Заключение Список литературы Приложение 1 Приложение 2 ВведениеАктуальность исследования: телесно-ориентированная терапия - это группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознанием клиентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях. В последние годы в среде отечественных психотерапевтов заметно возрос интерес к знакомству и освоению этого, прежде малоизвестного в России, направления в психотерапии.
Экспериментальной базой исследования является воспитанники РГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Калининского района г. Чебоксары». В эксперименте участвовала Алена К. 11 лет, а также младшие подростки из группы дневного пребывания. Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что коррекционно-развивающая программа с использованием арттерапии может быть эффективна для коррекции эмоциональных нарушений в младшем подростковом возрасте. Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение и список используемой литературы. Глава 1. Теоретические аспекты изучения использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков 1.1 История развития арттерапии Арттерапия или терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны. Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США.
Можно выделить общие для больных неврозами нарушения личности, среди которых инфантильные и эгоцентрические черты являются основными и обусловливают эмоциональную, поведенческую и социальную дефицитарность личности больного неврозом. Взаимоотношения врача и больного неврозом имеют определенные особенности в зависимости от применяемых методов лечения. В Н.Мясищев отмечал, что чем более реактивным является заболевание, тем легче снимаются его проявления с помощью симптоматической психотерапии, в частности директивно-суггестивных методов. Чем глубже изменила болезнь отношения и характер личности, тем более необходимо в лечении такого больного патогенетическая психотерапия, направленная на реорганизацию личности. Однако, симптоматические методы психотерапии (гипнотерапия, аутогенная тренировка, наркопсихотерапия, условно-рефлекторная терапия), направленные преимущественно на ликвидацию симптомов, в процессе терапии могут приобретать и патогенетический характер. Патогенетическая психотерапия, основа которой еще в 30-е гг. начал разрабатывать В.Н.Мясищев, строится на понимании личности как системы отношений и прежде всего ее взаимоотношений с окружающими людьми.
Иначе говоря, речь идет не о полном сне, а о «парциальном» сне. Благодаря заторможенности нервной системы внушение в этом состоянии достигается легче и имеет большую силу, чем внушение в бодрственном состоянии. Сфера применения внушения в состоянии гипноза должна быть строго ограничена. Недопустимо применение гипнотического внушения психически больным в психотическом сбстйянии, так как сама методика может привести к усилению страхов, обострению и актуализации бреда. Техника. Началу гипнотерапии должна предшествовать, как и всякому другому методу психотерапии, беседа врача с больным с разъяснением смысла и цели применяемого лечения. Больного следует убедить в обычном лечебном значении и серьезности применяемых манипуляций. В кабинете, где проводится гипнотерапия, должны быть мягкий ковер, удобное кресло и неяркое освещение. Определение внушаемости и методы усыпления сводятся к монотонному воздействию на один из органов чувств больного в сочетании со словесным внушением расслабленности, дремоты и сонливости. Обычной формулой внушения сна может быть следующая: «Вы сидите свободно, спокойно, расслабленно. Расслабьте мышцы ног, нога расслабились, лежат тяжело и спокойно. Расслабьте тело, все тело расслабилось.
Быть “настоящим”, по мнению Янова, означает быть свободным от тревоги, депрессии, фобий, быть способным жить настоящим, без навязчивого стремления удовлетворять свои потребности. Первичная терапия была одним из первых методов психотерапии, который радикально отошел от психоанализа, придавая большее значение сосредоточению на чувствах и переживанию целостности своего Я.Чувственное сознавание Эта психотехника разработана в CША Ш. Селвер и Ч. Бруксом, основываясь на работах Э. Гиндлер и Х. Якоби. Техника направлена на изучение целостного органического функционирования в мире, который человек воспринимает, частью которого он являемся. Для терапевта, работающего в этой традиции, представляет интерес “личная экология” человека: как он совершает действия, как относится к людям, ситуациям и объектам. Он стремится найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть продукт эволюционного развития природы человека, а что стало “второй натурой”, которая изолирует его. Чувственное сознавание – это процесс научения возвращаться в соприкосновение с телом и чувствами, со способностями, которыми человек располагал, будучи ребёнком, но утратил во время формального обучения.
Ни один из существующих методов психотерапии не имеет преимущества перед другими, если последние применяются своевременно и с учетом механизма, клиники и динамики заболевания. Нет «хороших» или «плохих» методов психотерапии. Есть только хорошие или плохие психотерапевты. Психотерапия не терпит косности. В зависимости от динамики заболевания отдельные методы психотерапии могут применяться самостоятельно или в комбинации с другими, сменять, дополнять или усиливать друг друга. Психотерапия не эффективна, а иногда и вредна без обратной связи с больным, без учета имеющихся показаний или противопоказаний к тому или иному лечению. Психотерапия, даже в групповых ее вариантах, должна быть индивидуальной, личностно и социально ориентированной. Любой, даже самый опытный, психотерапевт должен знать не только технику применяемых им психотерапевтических методов, но и, что более существенно, теоретическую базу, на которой эти методы основаны. Психотерапия, так же как и любая другая отрасль клинической медицины, должна держаться на трех «китах»: клинике, знаниях (теории) и профессионализме. 3.1. Символдрама как один из методов психотерапии Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод «сновидений наяву») - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.
СНОВИДЕНИЯ, более или менее яркие и сложные события, картины, живые образы, периодически возникающие у спящего человека в результате деятельности нервных клеток, остающихся во время сна активными. Предполагают, что сновидения бывают и у высших животных. СУБЛИМАЦИЯ- в психологии — психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению. КАТАРСИС- (греч. ka harsis — очищение), 1) термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии. Понятие катарсиса имело многочисленные толкования. 2) В психоанализе З. Фрейда — один из методов психотерапии. Проекция – бессознательный перенос собственных чувств , желаний и влечений , в которых человек не хочет себе сознаться , понимая их социальную неприемлемость , на другое лицо . Когда человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникает тенденция понизить привлекательные качества пострадавшего . Человек, постоянно приписывающий другим собственные стремления, противоречащие его моральным нормам , получил специальное название – ханжа .
В спортивной работе хорошие результаты может дать такой метод психотерапии, когда спортсмену даются объяснения тех психических явлений, которые могут появиться или которые уже беспокоят его. В информационном плане мы хотим подчеркнуть, что сейчас делаются попытки применить в спортивной работе методы терапии поведения. Отправной точкой при этом является то, что невротическое поведение - это стойкий навык неадаптированного поведения, установленного путем изучения физиологически нормального организма. И хотя данное утверждение верно, терапия поведения имеет ограниченные возможности применения. Индивидуальная психотерапия. Эта форма применяется для воздействия на спортсменов, которые подходят под принцип «случай-проблема». Речь идет о спортсменах, находящихся в нормальном состоянии, но которые из-за отдельных индивидуальных особенностей личных качеств не могут осуществить двигательный специфический акт во всю силу своих возможностей. При этом мы выделяем субъектов, затруднения которых связаны с отсутствием веры в собственные силы, боязливых и «нервных», «сложных», «с мрачными мыслями», появляющимися накануне соревнований, людей, психика которых в решительные моменты блокируется.
На занятиях также применяются различные психотерапевтические приемы. Заключительный. Сравнение заключений специалистов: педагогов- диффектологов, специалистов по движению, детских психологов, длительно наблюдавших клиентов, до и после дельфинотерапии. Список литературы Артемова О.В. Дельфинотерапия как метод психотерапии
Психотерапия может осуществляться при непосредственном контакте врача с пациентом или опосредованно: с помощью звукозаписи, радио, телефона, телевидения, кино, посредством печатного слова, музыки, картин. В принципе, могут быть созданы психотерапевтические автоматы или технические устройства, которые смогут вводить нужную информацию непосредственно в мозг, минуя анализаторы, но, как показывает опыт, наиболее эффективным психотерапевтическим воздействием обладает живое слово и непосредственное общение врача с больным. Общепринятой классификации методов психотерапии в настоящее время не существует. Следует различать методы и формы (техники) психотерапии. Под методом понимается общий принцип лечения, вытекающий из понятия сущности (патогенеза) заболевания. Так, например, понятие невроза как заблуждения ума, ошибочного мышления породило метод рациональной психотерапии (Дюбуа). Представление о неврозе как о расстройстве, вызванном застреванием в бессознательной сфере аффекта, пережитого в прошлом, вызвало к жизни метод катарсиса, а понимание невроза как проявления вытесненного в бессознательное инфантильно-сексуального влечений породило психоанализ (Фрейд).
Как мы уже говорили, первый этап лечения – дезинтоксикация наркомана, т.е. медикаментозное лечение, проводимое специалистами-наркологами. На втором этапе лечения к успешному медикаментозному лечению присоединяются методы психотерапии, физиотерапии, массажа и трудотерапии, а затем на третьем этапе - реабилитация и поддерживающая терапия (наблюдение). А) Медикаментозные методы лечения. Для лечения наркозависимых используется большой арсенал фармакологических средств, используемых в основном для детоксикации и фармакологической реабилитации наркозависимых. Самым распространенным фармакологическим препаратом является метадон, синтетический опиат. Метадоновая программа заключается в том, что наркоман переходит с нелегального употребления героина, сопровождающегося различными проблемами со здоровьем, на легальное употребление метадона с целью укорочения детоксикации и в качестве поддерживающего средства пациентов. Впоследствии проводят постепенную в течение нескольких дней (недель) отмену метадона. Конечной целью детоксикации является достижение пациентом состояния, свободного от наркотической зависимости. (Фридман Л.С. и др., 1998) Также используют блокаторы опиатных рецепторов одновременно с героином, что останавливает развитие физической зависимости, но не снимает тягу к наркотику.
Однако, будучи методом тренировки, он, безусловно, не обходится без движений. Как сказано в книге жившего в начале Цинской династии Ван Фучжи «Записки о вопросах мышления» («Сы вэнь люй» Динамический цигун (дунгун, или динамическая работа,- М.Б.) использует методы движения конечностей в сочетании с сознанием и ци, а также самомассаж, похлопывание и другие приемы - с целью закалки внутренних органов, костей, мышц и кожи. Поскольку он предполагает движения, проявляющиеся вовне, его также называют «внешней работой» (вайгун); поскольку он проводится в условиях концентрации внимания и спокойного сознания, это метод «движения в покое». Таким образом, содержание цигун-тренировки многосторонне, это не только метод дыхания, не только метод психотерапии, а особый процесс деятельности, направленный на закаливание внутренних частей организма. Из выше перечисленных методов цигун-тренировок можно видеть, что они не совпадают с тем, что имеет место в физкультуре и ушу (воинских искусствах), каждый метод имеет свои особенности.
Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье. Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например Г. Н. Сытин в своей книге “Животворящая сила. Помоги себе сам.” предлагает метод словесно — образного эмоционально — волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины. Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т- группы, группы встреч, гештальт группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений.
![]() | 978 63 62 |