![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек |
Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В настоящее время сформировались следующие подходы к профилактике девиантного поведения: Pинформационный подход информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом; Pпросветительские беседы с будущими родителями (о вреде пьянства и наркомании); Pмедико-биологический подход предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера; В отечественной социологии проблемы социального контроля были наиболее полно рассмотрены в трудах Питирима Сорокина. Автор наметил динамику применения позитивных и негативных санкций: от интенсивного в более примитивных и антагонистических социальных структурах до полного исчезновения в будущем. Сорокин, наряду с другими прогрессивными учеными, писателями, общественными деятелями России (Бердяев, Булгаков, Герцен, Кистяковский, Кони, Набоков, Розанов, Соловьев и многие другие) был последовательным и настойчивым противником смертной казни. Следует отметить развитие в России новых форм социального контроля в виде деятельности негосударственных / общественных организаций по оказанию помощи заключенным, бездомным, лицам, имеющим проблемы с алкоголем или наркотиками, сексуальным меньшинствам. Социальные изменения
Третьим элементом системы профилактики являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Особенность этих учреждений заключается в том, что они оказывают срочную экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации преимущественно на “стационарной” основе (в то время как органы социальной защиты на “амбулаторной” основе). К таким учреждениям относятся а) социально-реабилитационные центры, б) социальные приюты, обеспечивающие временное проживание детей, в) центры помощи детям, оставшиеся без попечения родителей. Деятельность этих учреждений помимо Закона “Об основах системы профилактики ” регулируется постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. 896, утвердившего примерные положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей и о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Следующим элементом профилактики являются учреждения образования и органы управления образованием (ст. 14 закона). К компетенции этих институтов относится: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения; проведение комплексных психолого-медико-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания; выявление детей, пропускающих занятия, и помощь по получению образования; помощь семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних.
К учреждениям и предприятиям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся многочисленные их разновидности: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, центры (отделения) социальной помощи на дому, дома ночного пребывания, специальные дома для одиноких престарелых, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками), геронтологические центры, иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. В настоящее время наиболее полно и системно урегулированы вопросы о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов
Основными задачами учреждений социального обслуживания семьи и детей являются профилактика семейного неблагополучия, индивидуальная поддержка семьи и детей в кризисных жизненных ситуациях, помощь детям с девиантным поведением, детям-инвалидам, детям-сиротам в их социальной реабилитации и адаптации в семье и обществе. Очень важно, что благодаря этим учреждениям появилась альтернатива помещению ребенка в интернатное учреждение, в том числе для детей-инвалидов, возможность сохранить его семейные связи, предотвратить угрозы развитию, здоровью, а часто и жизни. Создание современной системы специализированной социальной помощи потребовало не только формирования совершенно новой для страны концепции работы с семьей и детьми, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, разработке законодательной и нормативно-правовой базы, методического обеспечения. В условиях тяжелейшего перманентного финансового кризиса на эти цели были изысканы необходимые средства3. На начало 2002 г. в России насчитывалось 2744 учреждения социального обслуживания семьи и детей (в 1995г. - 997), в том числе 396 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 490 социальных приютов для детей и подростков, 237 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В течение 2001г. в них получили помощь 3,6 млн. детей; необходимая помощь - как материальная, так и психологическая, консультативная - предоставлена 2,9 млн. семей. В течение 1998-2001 годов на федеральном уровне было осуществлено реформирование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Задачи и место психологии в системе наук Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации орудия труда и знаковые системы. Человек биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения
Комплексное решение проблемы профилактики девиантного поведения школьников с участием социологов, юристов, педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива.Процесс социализации сложен для детей, воспитывающихся в полноценных семьях, а тем более – в условиях социальной депривации (в учреждениях интернатного типа, неблагополучных семьях). Ребенок является центром пересечения целого комплекса проблем: социальных, экономических, психологических, правовых. Следовательно, необходим комплексный подход к вопросу социализации подростка, что позволит на качественно новом уровне решать вопросы: . своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития ребенка; . социализации и адаптации подростка в социум; . формирование культурной среды; . снятие эмоционального напряжения и агрессии посредством социо-культурной терапии; . привитие интереса к самообслуживающему труду на базе современной бытовой техники; . обучения здоровому образу жизни при интенсивных занятиях общефизической подготовкой.Вследствие этого основные вопросы, которые рассматривает современная педагогика анализируя большинство случаев жестокого обращения с детьми несовершеннолетних, определяются следующим образом: . виктимность ребенка как следствие психофизиологических особенностей подросткового периода как определенный криз, связанный с переходом от отрочества к зрелому, осознанному определению себя в обществе; . осознанная или малоосознанная, но, как правило, не совпадающая с общественными требованиями и нормами установка на маргинальную, отличную от общественного мнения, позицию, провоцирующее неприятие со стороны большей части общества; . неприятие подростково-юношеской средой ценностей общества, в котором она внутренне существует, но основы жизни, которой не хочет принимать; . приспособление несовершеннолетних к «правилам жестких игр, в которые играют взрослые»
Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков, роль социального контроля как важнейшего фактора воспрепятствования девиантному поведению, вопросы социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков, социальная работа с ними отражены в работах Л.С. Алексеевой, Г.М. Иващенко, П.Д. Павленка, A.M. Панова, Е.И. Холостовой. Ими высказаны идеи об адресности профилактической работы, о характере предупредительной работы с детьми и развитии социального творчества как альтернативы антиобщественному поведению. Публикации оказывают большую помощь в оценке опыта социально-реабилитационной работы учреждений социального обслуживания, раскрывают проблемы и технологии социальной работы в профилактике и преодолении девиаций. Заключение. Теоретические исследования проблемы девиантного поведения детей и подростков пока слабо подкреплены социологическими исследованиями, особенно их не хватает на региональном уровне, в частности в РСО-А. Требуют глубокого исследования вопросы, связанные с деятельностью реабилитационных учреждений, созданием системы социальной защиты детей и подростков девиантного поведения.
В этот период стала проводиться работа по внедрению семейной формы устройства детей, либо оставшихся без попечения родителей, либо попавших в трудную жизненную ситуацию. В 2004 году «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Бельчонок» был преобразован в «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Бельчонок». В феврале 2005 года была открыта первая стационарная группа с функциями приюта. Проблема, над которой работает учреждение: Внедрение различных форм устройства детей в зависимости от желания и индивидуальных особенностей воспитанников, социальная защита, медико-психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, как один из путей профилактики социального сиротства. Цель – создание оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и становления полноценной личности ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Организация социального патроната как системы профилактической и реабилитационной работы с неблагополучными семьями для последующего возвращения или сохранения ребенка в кровной семье.
И если проблема предупреждения и профилактики девиантного поведения сама по себе является трудной, связанной со специфическими возрастными и психологическими особенностями, то положение усугубляется и тем, что девиация и преступность среди подростков связаны с социальным несовершенством самого общества, с его духовной деградацией, т.е. решение проблемы отклоняющегося поведения и преступности среди детей связано со множеством социальных отклонений общества. Но задача сегодня ставится так: сложна ли или проста проблема налаживания социального контроля за правовым поведением несовершеннолетних, ее необходимо решать и другого пути нет. Но считать, что сложность задачи оправдывает бездеятельность – нельзя, ибо криминальная обстановка ухудшается, в том числе и из-за ослабления позиций социального контроля за поведением несовершеннолетних. Уже в 1994 г. в Федеральной программе РФ по усилению борьбы с преступностью прямо говорилось: «Одним из наиболее существенных факторов, определяющих криминальную ситуацию, является ослабление социального контроля над преступностью.
До недавнего времени беспризорников, как правило, доставляли в спецприемники, где они приравнивались к правонарушителям, оказываясь в режимном учреждении. Теперь основным местом размещения таких детей стали специализированные реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. К их числу относятся: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей. Хотя число специализированных социально-реабилитационных учреждений по стране с каждым годом растет, однако растёт и безнадзорность. В результате таких учреждений пока все еще не хватает. Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др.
Реабилитация , восстановительное лечение детей и подростков с различной патологией и отклонениями в поведении проводятся в следующих учреждениях: 1. Система здравоохранения: . отделения восстановительного лечения детских поликлиник; . центры реабилитации и восстановительного лечения (городские, межрайонные); . специализированные центры реабилитации для детей с ЛОР - патологией, патологией органов зрения и др. 5. Система образования; . специализированные детские учреждения; . оздоровительные детские сады (группы); . группы «Особый ребенок» детских садов; . городские (областные) психолого- медико-педагогические консультации (ПМПК); . школа - центр специальной диагностики; . специализированные учебные заведения; . центры медико-педагогической реабилитации для детей с ЗПР; . центр реабилитации и милосердия (специальная учебно-производственная школа); . детский профилакторий; . экспериментальная школа для аутичных детей; . специальная (коррекционная) школа для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния; . классы для детей с отклонениями в умственном развитии (со сложным глубоким дефектом) в специальных (коррекционных) образовательных школах. 18. Система социальной защиты: . реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; . социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; . социальный приют для детей и подростков; . центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Специалисты, особенно практики, все чаще упоминают еще об одной проблеме - трудностях в реабилитационной работе с детьми. В основном, это острая нехватка реабилитационных учреждений для детей и подростков. Для преодоления сложившейся ситуации было принято решение переориентировать (реорганизовать) ряд детских учреждений (в основном, социальных приютов) в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Однако, как отмечает Б.Гусев "этого не хватило бы для того, чтобы удовлетворить социальные потребности даже половины детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". Еще одним перспективным механизмом работы с детьми, хотя и находящимся в стадии эксперимента с участием десяти регионов России, является банк данных социально-неблагополучных семей. Основной целью банка данных признается создание объективной картины распространения детей, находящихся в социально опасном положении. Это позволит провести мониторинг и на его основе планировать распределение финансовых средств и правильно развивать сеть учреждений.
Своеобразие форм социальных центров велико: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых людей; центры экстренной психологической помощи по телефону (телефоны доверия) и другое. Очень активную роль в социальной работе сейчас играют неправительственные организации, особенно женские. Официально зарегистрировано более 650 неправительственных организаций на уровнях федеральном и межрегиональном уровнях. В целом в городах и селениях России работают до 15 тысяч неправительственных женских организаций. Государство строит свою работу со многими неправительственнымиорганизациями на основе договоров о совместной деятельности. Заслуживает внимание подписание соглашений о социальном партнерстве между государственными органами и общественными организациями, хотя эта форма широкого развития еще не получила.
Задачи исследования: Выявить, как проявляются нарушения поведения учащихся ПУ. Определить психологические факторы трудновоспитуемости учащихся ПУ. Выявить, как проявляется девиация в жизни учащихся ПУ. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью учащихся ПУ. Методы: 1. Сбор необходимой литературы. 2. Изучение литературы. 3. Описание. 4. Анализ. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было проведено психологами, социологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностики и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы М. И Бобнева, А.Н. Ивина, В.Д.Плахова, В.М. Бехтерева, А.М. Яковлева, Ю.А. Клейберга, Н.П. Дубинина, И.И. Карпец и др. Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики в полной мере не решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В настоящее время между сложившейся превентивной практикой и теорией ощущается заметный разрыв, что отрицательно сказывается на действенности, результативности воспитательно-профилактической работы всей системы органов социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
СОДЕРЖАНИЕ Введение ГЛАВА 1. Социальная сущность девиантного поведения 1.1 Характеристика понятия «девиантное» поведение, основные его причины 1.2 Виды и основные формы девиантного поведения молодежи ГЛАВА 2. Подростковый возраст и его особенности 2.1 Предпосылки девиации в подростковом возрасте 2.2 Особенности осуществления профилактики девиантного поведения у подростков Заключение Список используемой литературы ПриложениЕ 1 ПриложениЕ 2 ПриложениЕ 3 ВВЕДЕНИЕ Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование, им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Кроме того, во многих приютах пытаются моделировать отношения, похожие на домашние. Правда, это не так просто: сказывается отсутствие у воспитателей опыта работы с такой сложной категорией детей, как социально дезадаптированные подростки. Таким образом, деятельность приюта — это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства. 1.4 Социально-реабилитационный центр для дезадаптированных детей Рассмотрим технологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере другого учреждения — социально-реабилитационного центра, основными направлениями деятельности которого являются: • профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка; • обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства; • обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.
Объект исследования – девиантное поведение подростков. Предмет исследования – влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи: 1. Проанализировать основные направления исследования проблемы девиантного поведения в зарубежной и отечественной литературе; 2. Охарактеризовать пути влияния семейного неблагополучия на девиантное поведение подростков; 3. Обосновать необходимость профилактики девиантного поведения подростков; 4. Провести профилактическую деятельность, направленную на уменьшение количества отклонений у подростков. 1. Теоретические аспекты семейного воспитания Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. В семье человек рождается, в ней он делает свои первые шаги, узнает первые радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится особенно неуютно в этом мире. Все социальные проблемы современности в той или иной степени касаются семьи, отражаются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями.
Специалисты анализируют карту наблюдения за ребенком, оглашают результаты диагностики, после чего разрабатывают индивидуальную программу реабилитации. Главными направлениями работы социального педагога по социальной реабилитации являются: формирование у воспитанников приюта навыков социального взаимодействия; работа с воспитанниками по профилактике девиантного поведения; формирование умений и навыков действовать, оказавшись в трудной жизненной ситуации; формирование навыков ответственного поведения; работа с воспитанниками и их родителями по восстановлению утраченных контактов с семьей. Через определенное время проводятся повторные консилиумы, чтобы отследить выполнение программ реабилитации семьи и ребенка. При необходимости в программу вносятся коррективы и изменения. После выбытия из детского приюта программа по реабилитации несовершеннолетнего продолжается согласно рекомендациям, которые составляют специалисты, работающие с ребенком. Одним из важнейших направлений работы социального педагога по социальной реабилитации воспитанников приюта является профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, правовое просвещение, которое включает в себя знакомство воспитанников с законодательством Республики Беларусь, в частности регулирования вопросов, затрагивающих интересы детей (Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Конвенцией о правах ребенка) .
![]() | 978 63 62 |