![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Тревожность связана с повышенной возбудимостью отрицательных эмоций, склонностью человека оценивать различные ситуации как угрожающие и испытывать при этом состояние тревоги, беспокойства и страха. Она может быть относительно постоянной или вызвана ситуативно, как психическое состояние. Наиболее часто тревожность имеет место в эмоциогенной, стрессовой ситуации и, по мнению английского психолога Т. Айзенка, одновременно является и причиной возникновения стресса и формой его проявления. В настоящее время считается доказанным, что лица с повышенным чувством тревожности более чувствительны к стрессу. Поэтому измерение уровня тревожности позволяет прогнозировать поведение человека в стрессовой ситуации. Тревожность рассматривается как относительно устойчивая тенденция (предрасположенность) личности отвечать на угрожающие ситуации эмоциональными реакциями тревоги или страха. В некоторых научных работах беспокойство (тревога) отождествляется с невротичностью. Несомненно, связь между этими двумя явлениями существует, однако, простое отождествление или подмена одного свойства другим неправомочны
На занятиях умалчивались недостатки и подчеркивались положительные стороны выполнения упражнений занимающимися; - этапность разучивания. Прием для снижения тревожности и фрустрации. Поэтапное разучивание базовых элементов комплекса позволило исключить боязнь, неуверенность, робость; - поощрение. Прием способствовал закреплению уверенности в правильности выполнения задания Занимающиеся поощрялись за незначительный минимальный успех, тем самым преодолевалось состояние фрустрации; - переключение внимания. Прием использовался при появлении первых признаков утомления. Внимание переключалось на другой вид деятельности, чтобы снизить процесс возбуждения и предупредить развитие утомления; - использование шуток, юмора. Прием способствовал более благоприятному протеканию психических процессов, исключал дискомфорт во время занятия, повышал настроение занимающихся; - исключение лидерства. Прием, препятствующий развитию состояния фрустрации, ригидности, тревожности, агрессивности путем умалчивания преимуществ у той или иной занимающейся; - исключение отрицательных оценок.
Для того чтобы сохранить его, супругам необходимо оставлять плохое настроение и неприятности за порогом дома, и, приходя домой, приносить с собой атмосферу приподнятости, радости и оптимизма. Если один из супругов находится в плохом настроении, другой должен помочь ему избавиться от угнетенного психического состояния. В каждой тревожной и печальной ситуации нужно попытаться уловить юмористические нотки, посмотреть на себя со стороны; в доме следует культивировать чувство юмора и шутки. Если наваливаются неприятности, не пугайтесь, попытайтесь спокойно сесть и последовательно разобраться в их причинах. ТИПИЧНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ СУПРУГОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ Парадоксальность многих семейных конфликтных ситуаций состоит в том, что нельзя дать ответ на вопрос, чья точка зрения вернее, кто прав и, соответственно, кто не прав и должен уступить, отказаться от своего мнения. Поведение участников конфликта весьма разнообразно. Выделяются следующие поведенческие стратегии, различающиеся по степени эффективности разрешения конфликта: доминирование; уход, избегание; уступчивость; компромисс; сотрудничество
Преобладающим психическим состоянием является агрессивность. Корреляционные данные. В поисках наиболее тесно связанных интервалов мы воспользовались компьютерной программой для обработки статистических данных. Небольшой размер выборки не позволяет нам установить все значимые связи в полном объеме. О каких-то важных тенденциях мы только догадываемся, исходя из анализа вышеприведенного материала. Статистически значимая связь (критерий Пирсона, уровни значимости 0.01 и 0.05) прослеживается только между следующими факторами: Положительная: тревожность с преодолением препятствий; агрессивность с экстрапунитивностьюю; ригидность с импунитивностью; экстрапунитивность с самозащитными реакциями; Отрицательная: тревожность с удовлетворением потребностей; агрессивность с интропутинивностью; фрустрация с ригидностью; ригидность с самозащитными реакциями; экстрапунитивность с интропунитивностью; Таким образом, агрессивность оказалась положительно связанной с фактором Е за счет связи с экстрапунитивностью. Иными словами агрессивность влияет на выбор только направленности реакции в виде экстрапунитивности, но никак сама не связана с типом самозащиты; Тревожность связана с удовлетворением потребностей, а не с интропунитивностью, как мы полагали, и не проявляет связи в отношении самозащитных реакций; Ригидность действительно связана с импунитивностью значимо и не связана с фиксацией на преодолении препятствий; Фрустрация вообще, не проявляет ни с каким типом и направлением конфликтного реагирования значимой связи; Но, все же мы не будем сбрасывать со счетов выявленные нами тенденции, так как корреляционное исследование является лишь одной из возможностей обработки данных, дополняющее другие методы исследования. 3.3.Результаты и их обсуждение Интересным результатом нашего исследования явился характер связи между эмоциональными процессами и направлением и типом реагирования личности в ситуации межличностного конфликта.
Нет никакого повода для того, чтобы состояния фрустрации и организмического дистресса могли стать психически представленными до этой дифференцированности, и, таким образом, они скорее всего остаются в царстве физиологического опыта (Tahka, 1984, глава 1 этого издания). До того, как мир переживаний разовьется настолько, чтобы включить в себя агрессивно окрашенные образы «абсолютно плохих» объектов, неизбежна фрустрация-агрессия, вынужденная неоднократно нарушить только что завоеванную дифференцированность, которая все еще опирается исключительно на переживание Собственного Я, полностью владеющего и всемогуще контролирующего объект с бесконечной удовлетворяющей способностью. Возможно, что интернализация начинается для того, чтобы защитить и сохранить это идеальное состояние Собственного Я. Даже если интернализация может рассматриваться как серии способов для преодоления и компенсации длящейся объектной утраты с сопутствующим акцентом на «бессмертии» объекта (Schafer, 1968), вряд ли есть какое-то сомнение в том, что поддержание переживания Собственного Я является основной заботой примитивной психики
Средство коммуникации. У животных всех видов существует звуковая сигнализация. Если взять такие данные по птицам, то можно узнать, что куры издают 13 различных звуков, петухи – 15, синицы – 90, грачи – 120, а серые вороны – до 300 (!). Многие исследователи убеждены в сигнальном характере этих звуков. То есть, с их помощью животные, в том числе птицы, передают только общее эмоционально-психическое состояние – тревогу, агрессивность, радость от общения или при нахождении корма. Но некоторые ученые считают, что они имеют свой язык, который является средством коммуникации, общения для передачи определенной информации. Интересно, что в XVII веке во Франции вышла «Книга о гусиной речи», в 1800 г. в Германии был опубликован словарь языков собаки, кошки и курицы, а в 1809 г. – словарь ворон. Склонность врановых к воровству и разбою Склонность к кражам. Как сороки, таки и вороны норовят что-либо интересное для них украсть и спрятать. Существует большое количество описаний, который показывают, что врановые часто крадут не только мелкие вещи, особенно блестящие, но и пищу.
Но состояние тревожности не всегда препятствует успешной деятельности. Здесь все зависит, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тревожности, а с другой — от адекватности этого состояния вызвавшим его раздражителям, от наличия или отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени «вязкости» данного состояния. Так, тревожность будет положительным психическим состоянием, если она вызывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. «Мягкие» формы тревожности служат человеку в качестве сигнала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах. Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, неадекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительной, «вязкой», плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения. Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации.
Наибольшей популярностью пользуется личностный опросник Г. Айзенка. Айзенк в своих работах неоднократно указывал, на то, что его исследования вызваны несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психиатрических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Большое внимание Г. Айзенк в своих исследованиях уделяет сбору экспериментальных данных, подтверждающих универсальность предложенных им измерений личности. Тест-опросник «Самооценка психических состояний», предложенный Айзенком состоит из 4 разделов, ответив на содержащиеся в них вопросы можно оценить состояния: тревожности; фрустрации; агрессивности; ригидности. 3.2 Диагностика анализ результатов психических состояний личности С участниками проведен инструктаж по работе с тестами. Тестирование проводилось при нормальном уровне освещенности и температурном режиме, без постороннего шума. Тестирование проводилось в индивидуальном и групповом режиме.
Для реализации задач исследования нами были взяты дети подросткового возраста. Общее количество обследуемых составляло 40 человек. Возраст детей – 14 -15 лет. Группа детей обследовались с учетом их индивидуально-личностных особенностей, поэтому обследование проходило как в групповой, так и в индивидуальной форме Исследование проводилось в период с 7 сентября по 15 декабря. Для диагностики нами были использованы следующие методики: 1. Самооценка психических состояний по Айзенку. 2. Тест 0,01). Это выражается в том, что дети стали более спокойней относится к переменам, происходящим в их жизни, воспринимать их адекватно. А так же намного легче переключаться с одного вида деятельности на другую. Обобщая полученные данные, мы видим, что после проведения коррекционной работы уровень тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности снизился. Данные по шкале цветового диапазона настроений. Гистограмма №2 Из полученных данных можно сказать следующее: Тревожное настроение в группе детей снизилось с 35% до 23% (на 7%) Восторженное настроение повысилось с 2% до 5% (на 3%) Приятное настроение повысилось с 11% до 15% (на 4%) Грустное настроение понизилось с 7% до 5% (на 2%) Крайне неудовлетворенное понизилось с 8% до 7% (на 1%) Радостное повысилось с 10% до 15% (на 10%) Спокойное повысилось с 15% до 20% (на 5%) Затруднения в определении настроения составляли 12%, составляют 5% (на 7%) Таким образом, можно отметить, что после проведенной коррекционной работы общий фон настроения в группе стал более позитивным.
Цель программы: предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара подростков, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения. Программа состояла из 4-х занятий, продолжительностью по 30 минут. Она включала в себя: - Выработку адекватных и эффективных навыков общения - Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей поведения; - Профилактику зависимых состояний; - Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения. Коррекционная программа в приложении 7. По завершению коррекционной работы, с испытуемыми была повторно проведена диагностика «Самооценка психических состояний личности» Г.Айзенка. Результаты внесены в приложение 4. Соотнесенные данные до коррекции и после проведения коррекции представлены: а) б) в) г) Итак, исходя из полученных результатов, отраженных на рисунке №5, можно сделать вывод, что после проведения коррекционной работы результаты полученные после повторного диагностирования по методике «Самооценка психических состояний личности» Г.Айзенка, улучшились, в среднем: - уровень тревожности на 15%; - уровень фрустрации на 16%; - уровень агрессивности на 5%; - уровень регидности на 13%.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. Функции воображения и его развитие Разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. Функции воображения и его развитие Разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение.
Уклонение представляет уход от конфликта. Сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться. Принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения. Компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решение проблем - стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон. Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента. К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести: - умение определить, что общение стало предконфликтным; - стремление глубоко и разносторонне понять позицию оппонента; - снижение своей общей тревожности и агрессивности; - умение оценивать свое актуальное психическое состояние; - постоянная готовность к неконфликтному решению проблем; - умение улыбнуться; - не ждать от окружающих слишком многого; - искренняя заинтересованность в партнере по общению; - конфликтоустойчивость и чувство юмора.
В психологии фрустрация понимается как состояние эмоционально-психического расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели, с тщетностью прилагаемых усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, иногда – отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межличностных конфликтов. У разных людей реакция на фрустрацию может быть различной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии. Агрессивные действия, как реакция не фрустрацию, не редко возникают тогда, когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием ищет внешней разрядки и находит точку ее приложения в другом человеке, который фрустрированным воспринимается как причина его неудач. Психологи, поясняя подобного рода ситуации, любят приводить в пример одну из известных картинок датского художника Херлуфа Бидструпа: разъяренный шеф выговаривает своему подчиненному, тот, не смея ему ответить, обрушивается на секретаршу, которая, в свою очередь, «проглотив пилюлю», отвешивает пощечину поклоннику, тот со злости пинает ногой собачку, и только собачка, лишенная сложных психологических переживаний, связанных с зависимостью от другого человека и боязнью осложнить с ним отношения, справедливо цапает за ногу начальника, который породил цепь этих агрессивных взаимодействий.
Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем. 6.Имеется пять стилей разрешения конфликтов. Уклонение представляет уход от конфликта. Сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться. Принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения. Компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решение проблем - стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон. Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента. К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести: . умение определить, что общение стало предконфликтным; . стремление глубоко и разносторонне понять позицию оппонента; . снижение своей общей тревожности и агрессивности; . умение оценивать свое актуальное психическое состояние; . постоянная готовность к неконфликтному решению проблем; . умение улыбнуться; . не ждать от окружающих слишком многого; . искренняя заинтересованность в партнере по общению; . конфликтоустойчивость и чувство юмора. . Для предотвращения межличностных конфликтов необходимо оценивать, в первую очередь то, что удалось сделать, а затем – то, что не удалось: . оценку давать по существу дела, а не по форме; . оценивающий должен отвечать за объективность оценки; . четко формулировать новые цели и задачи; . воодушевлять сотрудников на новую работу.
В показателях физической подготовленности силовая выносливость (82%) была лучше по сравнению с общей выносливостью (76%). Анаэробные способности выражены на 80%. Закономерным следствием явились и результаты стрельбы - 84%. Двигательная деятельность выполнялась на фоне позитивных и стеничных эмоций (соответственно 78,4 и 86%). При этом доминирующими психическими состояниями у исследуемых были агрессивность (46,5%) и ригидность (42,5%). Что касается свойств личности, то у исследуемых были достаточно выражены показатели абстрактного мышления, эмоциональной устойчивости, независимости, подозрительности, смелости и способности к самоконтролю. Эмоции при высокой психической напряженности были достоверно менее позитивны и стеничны на фоне низкой эмоциональной устойчивости и консерватизма. Более смелые были менее агрессивны, а более самодостаточные - менее тревожны (везде р 0,05).
Это и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и первичный показатель неблагополучия организма. И реакция на представленную угрозу. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей. Причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. В отечественной психологии некоторые авторы предпочитают данному понятию тревоги другое – психическая напряженность. По мнению Н.И. Наенко, данный термин «свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях». Спилбергер подчеркивает, что исследователи тревоги часто используют различные термины в своих работах. Упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности, личностной тревожности. Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы.
Социально-психологические процессы в митингующей толпе близки к массовой психологии толпы, где индивид снижает уровень критического отношения к себе и ответственности за свое поведение, идет сдвиг от рационального к эмоциональному, осознание общей силы и личной анонимности.1 Психологи наблюдают в группе кумулятивный эффект — усиление эмоциональной волны, как правило тревожного или агрессивного содержания. В толпе легко перейти от эмоций к действию — для этого нужен лидер или лидирующая группа. Очень велика вероятность перехода к насилию, что еще более усиливает межэтническую напряженность. Значительно стимулируют процесс нагнетания межэтнической напряженности слухи, стремительно распространяющиеся в системе неформальных коммуникаций. Слух — это неточное описание реального или вымышленного события, отражающее общие настроения в обществе, этнические установки и стереотипы. Не обращать внимания на слухи опасно, ибо информационный вакуум или искаженная информация в СМИ вызывают новый круг слухов. Кроме того, межэтническая напряженность, как и социальная, характеризуется таким пограничным психическим состоянием, как массовая невротизация, а на этой основе развивается страх культурной ассимиляции и ощущение необходимости этнической консолидации.
![]() | 978 63 62 |