![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек |
Психодиагностика и средства изучения индивидуальных особенностей личности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Расширяя, таким образом, объект изучения, Рубакин говорит, что под книжным делом надо понимать «не только совокупность книг и совокупность произведений печатного, рукописного и устного слова, но и совокупность всех трудовых процессов, которыми эти ценности созданы в прошлом, создаются в настоящем и будут создаваться в будущем». Книжное дело есть, таким образом, «труд и трудовой процесс. Психология книжного дела есть психология такого труда и процесса». А под книгой Рубакин подразумевал «всякое произведение слова, будь это слово печатное, рукописное или устное». Но между этими тремя формами книги существует теснейшая связь. Отсюда вытекает необходимость различать творчество авторское и творчество читательское, творчество оратора и творчество слушающего его. Одни здесь передают, другие получают. Кто передает и кто получает, какая разница между «передающим» и «получающим»? Рубакин еще в 1901 году в книге рассказов «Искорки» указывает, что «и индивидуальные особенности личности, и мельчайшие условия обстановки, душевное настроение, испытываемое в такой-то момент, все это влияет на то, какая книга подействует на такого-то читателя
Под реабилитацией принято понимать совокупность медицинских, социально-экономических и иных мероприятий, направленных на максимально быстрое и полноценное восстановление здоровья заболевшего и его эффективный и ранний возврат к обычным условиям жизни, труда и учебы. В основу реабилитации больного ребенка должны быть положены следующие принципы: 1. Реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, высококвалифицированными кадрами, имеющего в достаточном объеме средства эффективного контроля, а также хорошо налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями. 2. Реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя вначале естественную и органическую часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение. 3. Процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто в минимально возможные сроки максимальное восстановление здоровья и дееспособности ребенка. 4. Реабилитация на каждом своем этапе должна носить комплексный характер, под которым подразумевается, прежде всего, объединенная единой целью деятельность медицинских работников, педагогов, психологов, социологов и других участников реабилитационного процесса. 5. Индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых средств, учитывающих индивидуальные особенности личности ребенка и своеобразие патологических, морфологических и функциональных изменений. 6. Возвращение заболевшего ребенка к обычным для него условиям жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, а при необратимых изменениях - адаптации к новым условиям жизни.
Поощрение положительно влияет на подростков при соблюдении ряда условий. Следует стимулировать каждое стремление работника к исправлению в поведении. Для этого используются различные средства — от похвалы и одобрения до конкретного поручения, определения вместе с ним условий выполнения задания, продумывания новых способов трудовых комбинаций, приемов. Меры поощрения должны соответствовать поступкам воспитуемых и быть дифференцированными по своей значимости. Определение степени значимости зависит от индивидуальных особенностей личности и от традиций коллектива. Так, в колониях А. С. Макаренко самым значимым поощрением была благодарность перед общеколонийским строем. Применяя поощрение, надо соблюдать чувство меры. Если поощрение применяют слишком часто, за самые незначительные действия и поступки, оно перестает быть стимулом, активизирующим усилия подростка в достижении конкретного трудового и нравственного результата, к нему привыкают, больше того — его начинают требовать как должного, что приводит к конфликтным ситуациям
Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими. Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условий системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. 1.2 Классификация педагогических технологий Перейдем теперь к характеристике различных технологий, как «образовательных», так и «педагогических», хотя границы данных понятий, как будет видно далее из таблиц, весьма размыты — в обоих случаях, как показывает обзор источников, авторы подразумевают, прежде всего, технологии обучения. Приведем две сравнительные таблицы. Первая составлена по материалам электронного курса «Образовательные системы: сущность, содержание, управление» .
В настоящее время все большее значение приобретает знание индивидуальных психофизиологических особенностей личности спортсменов. Изучение этих особенностей личности должно осуществляться с помощью специалиста (психолога), который призван оказывать соответствующую помощь тренеру. Процесс обучения двигательным действиям в тяжелоатлетических видах спорта связан с преодолением существенных психологических трудностей, прежде всего при подъеме максимальных весов. Основным условием в обучении с целью преодоления этих трудностей является систематическое совершенствование волевых качеств спортсменов. Особую группу трудностей представляют такие упражнения, которые требуют от спортсмена высокого уровня технической подготовленности (например, рывок и толчок). При обучении таким упражнениям спортсмен встречается с чрезмерной психической напряженностью, которая выражается в виде страха, боязни. Психическая напряженность необходимый фактор готовности к выполнению сложного действия. Однако она имеет предел, за которым наступает снижение психической и двигательной активности спортсмена
Первую группу составили здоровые подростки в количестве 23 человека. Вторую – учащиеся, имеющие психосоматическую патологию (различные соматические заболевания, например: функциональные кардиопатии, гастродуодениты, вегетососудистые дистонии и т.д.), в количестве -39 человек. Возрастные границы подростков – 13–15 лет. Целью исследования для нас было изучение индивидуальных особенностей личности подростков, имеющих психосоматическую патологию и здоровых детей. Предметом исследования выступили личностные факторы, особенности темперамента, школьной тревожности, акцентуации характера подростков и их взаимосвязи. В качестве объекта исследования выступили индивидуальные особенности личности подростков, имеющих психосоматическую патологию и здоровых детей. Гипотезы исследования: Существуют различия в выраженности показателей исследования в группах учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья. Выраженность личностных свойств (показатели тревожности, нейротизма, эмоционально-волевой сферы) оказывает влияние на уровень психосоматического здоровья учащихся.
Дифференциальное отношение к детям в соответствии с направлением развития интереса должно найти отражение в специфических приемах организации и руководства взаимодействием ребенка с компьютером. Таким образом, изучение уровня и динамики развития интересов детей является эффективным диагностическим средством, позволяющим скорректировать методику работы в соответствии с индивидуальными особенностями личности каждого ребенка. Для изучения интереса может быть использована методика выявления предпочтений «Выбор привлекательного вида деятельности», позволяющая получить достаточно объективные данные. Ребенку предлагается три серии картинок, изображающих детей, занятых разными видами деятельности (сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные игры, различные занятия, в том числе и за компьютером), из которых он должен выбрать наиболее привлекательную для него. Оценка и анализ полученных данных, сопоставление их на разных этапов приобщения детей к компьютеру позволяют определить, как протекает процесс развития интереса к нему.
Проблема В условиях обновления всей учебно – воспитательной системы, тема формирование диалогической речи нуждается в исследованиях, в необходимости многоаспектного обоснования содержания, обучения диалогической речи детей 5 года жизни. Методы исследования Изучение педагогической литературы по проблеме Психо – диагностические методы (эксперимент, наблюдения и беседы) Методы обработки и интерпретации данных Глава 1 Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.
Это повлекло за собой переход многостороннему, так называемому характерологическому описанию, позволяющему дать целостную личностную оценку профессионала. В настоящее время большинство специалистов склоняется к мнению, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но прежде всего изучение путей становления личности профессионала. При всем своеобразии комплексов ПВК в различных видах профессиональной деятельности можно, однако, назвать ряд личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любого вида профессиональной деятельности. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента (в частности, экстра-интроверсия) также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности.
ТЕМПЕРАМЕНТ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Часть 1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ Познавательные Ощущения Восприятие Память Мышление Воображение Речь Внимание Эмоционально-волевые Чувства Воля Творческий подъем Апатия Угнетенность Утомление Тревога Стресс Темперамент Характер Способности Направленность Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Слово "темперамент" в переводе с латинского " emperame um" означает "надлежащее соотношение частей". Проявления темперамента. О темпераменте можно судить по внешним проявлениям: по эмоциональной возбудимости (проявлению радости, гнева), по силе эмоций (поверхностные или глубокие чувства), по проявлению тревожности, по способности концентрации внимания, по непроизвольным движениям, по пластичности (быстрая приспособляемость к новому) / ригидности (поступать по привычным образцам поведения), по резистентности (сопротивляемости) в поведении: легко сливаются с ситуацией (К.Левин "полевое поведение") или нет (не позволяют собой манипулировать), что является показателем жизненной силы, по темпу речи, по эмоциональному предпочтению (например, стремление к смене обстановки или предпочтение неизменной среда, покою).
Д.Л. Беленов, доктор психологических наук А.В. Родионов, Е.А. Уваров, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Москва Двигательная активность является одним из ведущих факторов активной жизненной стимуляции и во многом определяет состояние психического здоровья человека. Последнее описывается как система, включающая положительные самоотношения и отношения к другим людям, личностную рефлексию и потребности в саморазвитии. Психически здоровой личностью можно назвать человека, в целом адаптированного к среде без ущерба для здоровья физического, имеющего стремление и возможности для творческого преобразования как среды, так и самого себя . Эффект воздействия двигательных режимов на психику человека может быть самым разным, здесь многое зависит от типа личности и ее установок на тот или иной вид физической активности. Поэтому нельзя изучать влияние физических упражнений на психическое здоровье без изучения индивидуальных особенностей объекта воздействия. Необходим поиск путей создания такой личностно развивающей ситуации, которая представляет собой целостную систему условий, "запускающую" механизм личностного развития активной личности .
Изучение психологических особенностей личности несовершеннолетних преступников показало, что по большей части это дети, практически ничем не отличающиеся от законопослушных своих сверстников. Отличие только в миропонимании, в осознании средств достижения целей, которые у большинства детей одинаковы. Для ослабления пагубного влияния взрослых на подрастающее поколение представляется разумным ужесточение уголовных санкций за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и в совершение антиобщественных действий. Зная обо всем этом, помогут более эффективно расследовать преступления несовершеннолетних, избирать более правильный подход к самим несовершеннолетним. И в конечном итоге не только способствовать профилактике преступлений несовершеннолетних, но и помогать совершившим преступления подросткам удержаться от повторного нарушения закона. В связи с ростом не только детской и подростковой преступности, но и беспризорности, я считаю данную проблему особенно важной и актуальной. Следовательно, одной из важнейших задач должно стать не столько изобличение и наказание виновного, сколько выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушению.
Цель исследования: разработка и реализация коррекционной работы по развитию воображения у младших школьников с ОНР 2-3 уровня. В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ понятий «воображение» и «творчество» в отечественной науке. 2. Выявить связь творческой деятельности с формированием воображения. 3. Рассмотреть особенности воображения у детей с ОНР. 4. Разработать коррекционно - развивающую программу развития воображения средствами художественного творчества и апробировать ее в экспериментальной деятельности. 5. Оформить полученные результаты в ходе исследования в виде дипломной работы Методы опытно - экспериментальной работы, обусловлены его предметом, целю и задачами. Анализ литературы, включенное наблюдение, естественный эксперимент, методы математической обработки данных, комплекс методик: Методика «Дорисовывания фигур» (Е.П.Торренс) Методика «Солнце в комнате» (В.Синельников, В.Кудрявцев) Методика «Изучение воссоздающего воображения» (О.Боровик) Методика «Изучение индивидуальных особенностей творческого воображения» (О.Боровик) Теоретико-методологической основой исследования выступили: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и концепция возрастных новообразований Е.Е Кравцовой, исследования В.П. Глухова и Т.С. Овчинниковой в области изучения воображения у детей с ОНР.
Важная ступень в изучении учебной группы – первые родительские собрания, которые рекомендуется проводить до начала учебного года. На этих собраниях мастер узнает от родителей об особенностях их детей. Как правило, перед началом учебного года в мастерских училища и учебных комбинатах проводится большая работа по наведению общего порядка. К ней с целью изучения индивидуальных особенностей следует привлекать, прежде всего, учащихся нового набора. Загородная прогулка – лучший способ знакомства с группой. В такой прогулке в течение одного дня зачастую можно узнать об учащемся больше, чем на занятиях за весь учебный год. Непринужденная обстановка помогает учащимся проявить свои таланты. В походе проверяется и физическая закалка учащихся, спортивные и художественные способности. В последние годы многие учебные заведения до начала учебного года участвуют в уборке урожая. Работу в подшефном колхозе следует также использовать как средство изучения ребят, воспитания у них сознательного отношения к общественному труду. В результате проведения перечисленных мероприятий у мастера складывается определенное предварительное впечатление об учащемся. После этого можно наметить план индивидуальной работы с каждым учащимся, группой в целом, приступить к формированию ученического коллектива и актива группы.
Заключение: В ходе исторического развития человечества и педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает: передачу социального опыта человечества и мировой культуры непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей организацию жизни и деятельности воспитанника создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д. В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса. Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания. Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов: совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств учета индивидуальных особенностей воспитанника условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. 4) Эмоциональный – является своеобразным регулятором развития личности, выразителем ее «душевного здоровья», особой жизненной ценностью. Включает чувство внутреннего спокойствия, уверенности в себе, взаимопонимания, солидарности, сопереживания предполагает отношение личности к собственному «Я», играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций. 5) Оценочно-рефлексивный. Предполагает прогнозирование и адекватную оценку своих действий и их результата, а также оценку своей подготовленности к профессиональной деятельности. Мы предполагаем, что выраженность данных компонентов личностной готовности определяется рядом следующих факторов, относящихся к индивидуальным особенностям личности: - Возраст испытуемых. По нашему мнению, в старшей возрастной группе сформирован высокий уровень направленности, преобладают терминальные ценности. - Образование. При наличии дополнительного образования, как в сфере психологии, так и в какой либо другой - Ожидания от профессиональной деятельности.
Наиболее активное психологическое обеспечение профориентационной работы производится на этапе профессиональной консультации. Существует несколько взаимосвязанных форм консультационной работы: информационно-справочная — предоставление сведений об условиях и каналах трудоустройства, требованиях приема на учебу и работу, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки и т. д.; психодиагностическая — психологическое обследование и оценка соответствия индивидуальных особенностей личности требованиям отдельных профессий; психокоррекционная — помощь в выборе профессии и коррекции этого выбора, рекомендации путей и методов исправления отклонений в психической сфере и поведении; медицинская — оценка состояния здоровья и выявление ограничений для выбора конкретной профессии. Проведение профконсультационной работы требует соблюдения ряда принципов при обследовании личности, основными из которых являются добровольность участия в обследовании, активность субъекта выбора профессии, комплексность подхода к обследованию субъекта (оценка личностных, познавательных, эмоционально-волевых и других качеств), индивидуальный подход, отражающий изучение психологических особенностей конкретной личности в связи с определенной специальностью, конфиденциальность диагностической информации, а также персональная ответственность психолога за процедуру и результаты обследования.
Успех воспитательно-профилактической работы в значительной степени обуславливается изучением практическими работниками органов внутренних дел индивидуальных особенностей личности, возможностью прогнозирования его будущего поведения, структурой, мотивацией антиобщественных групп, распределением в них ролей, а также возможного психологического воздействия на них. Ведь личность преступника не возникает внезапно, не появляется неожиданно и одновременно с фактом совершения преступления. Преступное поведение есть своеобразная «компенсация» того положительного, что не получил человек в процессе своего развития. Когда, в какой стадии формируется такое поведение? Можно ли более или менее обозначить границы процесса формирования личности, учитывая, что это не скачок, не мгновенный факт, а длительный процесс? Очевидно, что сделать это трудно, но подобные попытки предпринимаются. Нужно ли анализировать преступное поведение? Безусловно, являясь предпосылкой профилактической деятельности, прогнозирование придает профилактической работе активно-поисковый характер, и предполагает комплексное, системное изучение преступного поведения в целях наиболее эффективного исправления и перевоспитания.
![]() | 978 63 62 |