![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Психологические последствия применения информационных технологий | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Сегодня же, когда эта среда вся пронизана электронными связями, подъем или спад на любом крупном рынке отражается на других уже на следующий день. Компаниям приходится очень оперативно реагировать на изменения курсов валют, новые кредитные риски и скорректированные оценки рыночной стоимости ценных бумаг. Деловые решения необходимо принимать в соответствующем темпе. Некоторые компании сумели моментально отреагировать на азиатский кризис, другие же выбрали роль пассивных наблюдателей. Когда все осталось позади, именно самые шустрые — например, те, что сумели по дешевке скупить тщательно отобранные активы, когда цены на них были минимальны, — оказались в наибольшем выигрыше. Проявив оперативность, они не просто сохранили свой бизнес, но и получили дополнительные выгоды. Вскоре электронными связями будут охвачены все рынки. Наступающий электронный мир одновременно и вынуждает компании приспосабливаться к переменам, которые несет с собой, и дает им средства, позволяющие идти даже впереди этих перемен. Применение информационных технологий — единственная возможность увеличить скорость рефлексов, связывающих идею и результат
Также внимание проблеме изучения регуляторных функций уделяется в детской нейропсихологии, где программирование, регуляция и контроль исследуются в связи с неуспеваемостью школьников. В данном случае речь идет о произвольной регуляции деятельности у ребенка и ее зависимости от степени зрелости определенных функциональных мозговых систем. Исходя из вышесказанного, высокоактуальным на наш взгляд, является изучение психологических последствий применения информационных технологий для ВПФ, в частности, для функций регуляции и контроля деятельности. Психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа. Мы исходим из предположения о том, что патологическое использование Интернета подростками оказывает специфическое влияние на становление и функционирование регуляторных функций. Таким образом, целью данной работы является исследование особенностей регуляции и контроля у подростков, склонных к Интернет – зависимости. Гипотеза 1. Недостаточная степень зрелости функций блока программирования и контроля (конституционально обусловленная или появившаяся на ранних этапах развития) может быть предиктором возникновения Интернет – зависимости в будущем. Гипотеза 2. Определенные особенности функциональной асимметрии мозга могут являться одним из факторов риска развития Интернет – зависимости. Гипотеза 3. Нарушение функций программирования и контроля у Интернет – зависимых подростков по ряду характеристик соответствует симптомам лобного синдрома, описанным в клинике локальных поражений мозга.
И этот случай не единственный. С информационными технологиями тоже не всё ладно. Когда эти военные разработки пошли в гражданское производство, в Америке начался большой шум: вот оно, «светлое будущее», давайте развивать новую экономику, то есть производство и сбыт товара с массированным применением информационных технологий, и всё у нас получится. Предполагался потрясающий рост производительности, увеличение объёмов товаров и доходов, полное перевооружение управленческих звеньев традиционной экономики. Результат? Жуткая афера, обман на каждом шагу. Началась быстрая деиндустриализация; традиционная экономика просто «загнулась». Оказалось, информационные технологии очень сильно зависят от вложения денег, а отдачи от них в виде повышения производительности никакой нет. Ресурсы, потребляемые этой «новой экономикой» вкупе с ещё несколькими отраслями, которые очень быстро развивались, вроде оптовой и розничной торговли, превышают то, что они возвращают в экономику. В ценовом выражении недостаток равен примерно 10 % ВВП США! То есть для поддержания нынешних объёмов «новой экономики» необходимо в неё вкладывать куда как больше, чем она отдаёт обратно
Групповая игровая деятельность в Интернете Так, при определенных обстоятельствах можно изобрести игру, в которую никто никогда не играл. Л.Витгенштейн. Философские исследования Резюме Рассматриваются исследования деятельности людей, приверженных участию в групповых компьютерных играх в качестве реального или фантастического персонажа (т.н. MUD или MOO). Игра осуществляется в форме обмена текстами, тем не менее эффект участия часто сравнивается с эффектами погружения в виртуальную реальность и/или измененных состояний сознания. Рассматриваются такие вопросы, как стили игровой деятельности, сохранение идентичности, Я-концепция, символическая и практическая деятельность. Введение Исследование деятельности человека, опосредствованной компьютерами и другими элементами информационных технологий, представляет собой актуальную задачу для психологической науки. Среди психологических последствий применения информационных технологий - развитие и преобразование деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, рекреационной и др.) за счет возникновения новых навыков, операций и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредствования и просто новых видов деятельности.
В основном, эти средства направлены на расширение сферы применения информационных технологий, на упрощение доступа к информации, на создание политических, экономических, культурных и правовых условий, способствующих усилению равномерности национального информационного пространства. - распределение политических, экономических, финансовых и организационных ролей и ответственности между участниками, субъектами этой трансформации - государством, обществом, бизнесом. В России тоже есть на этот счет ряд программ. Лежат эти программы, в основном, под сукном. Причем, первая аж к 1988 году относится. Не работают ли эти программы, потому что не годятся для реализации или потому, что некому их реализовывать - пока неясно. А между тем… А между тем, ясно одно - на сегодняшний день в России не существует оформившейся общенациональной стратегии вхождения России в глобальное информационное пространство. Не выработаны приоритеты, не сформулированы цели, не осознаны альтернативы. А альтернативы эти, к сожалению, возможны разные… Четвертого ноября в Московском государственном лингвистическом университете состоялась конференция, посвященная социальным, политическим, экономическим, культурным аспектам информационной трансформации в России, и, еще шире, - проблеме различных моделей современной информационной трансформации: «Информационное общество: глобальные тенденции и национальные модели»
Психологические последствия применения информационных технологий Дипломная работа Ольги Смысловой МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА факультет психологии кафедра общей психологии Москва, 1998 ВВЕДЕНИЕ Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. При взаимодействии человека с новыми информационными технологиями (компьютерами, программным обеспечением, новыми видами средств массовой информации) происходит опосредствование деятельности новыми знаковыми системами и средствами. Одним из важных постулатов культурно-исторической теории Л.С.Выготского является разделение психических функций на натуральные и высшие, которые развиваются с помощью специальных психологических орудий - знаков при их присвоении человеком (Выготский, 1960). Вслед за Л.С.Выготским О.К.Тихомиров пишет о трансформации и усложнении строения высших психических функций - о появлении психических функций, характеризующихся работой не только со знаками, но и с целыми знаковыми системами в процессе освоения и работы человека с новыми информационными технологиями. . О.К.Тихомиров и Л.Н.Бабанин в работе "ЭВМ и новые задачи психологии" выделили конкретные задачи, требующие использования психологических знаний.
Рост занятости в сфере информационной деятельности отражает важный сдвиг под влиянием НТР в общественном разделении труда, функциях и составе совокупной рабочей силы в том направлении, о котором говорил К.Маркс, - от непосредственного исполнительного труда к контрольно-управляющим функциям. Однако, как ни велика роль информации, сама по себе она не может изменить характер общественных отношений. Эволюционизирование сферы информационной деятельности происходит по общим законам, присущим данному способу производства. При капитализме оно прежде всего подчинено производству прибавочной стоимости. Помимо этого, на последствия применения информационной технологии оказывают влияние конкретные экономические и социально-политические условия ее использования. Во многих отраслях информационного сектора развитых капиталистических стран велика роль крупнейших корпораций и государства. Информация при этом, так же, как наука и техника, становится средством конкурентной борьбы, укрепления позиций монополий и орудием социального контроля.
Конкретные задачи учебно-ознакомительной практики: - получить целостные представления об образовании как особой сфере социокультурной и психолого-педагогической практики, о работе в образовательных, консультационно-психологических и иных учреждениях, реализующих программы дошкольного и школьного образования; - ознакомиться с работой практического психолога на предприятиях, в учреждениях и других организациях социально-экономической сферы; - ознакомиться с функциональными обязанностями, планом работы психолога, документами, регламентирующими его профессиональную деятельность, условиями работы; - изучить и проанализировать социально-психологическую ситуацию в коллективе, где проходит практика. При наличии штатного психолога оказать помощь в проводимой работе; - ознакомиться с психологической службой в организации, учреждении. При отсутствии таковой, попытаться обосновать её необходимость, задачи и место в структуре организации, учреждения; - ознакомиться с современными методами поиска, обработки и использования профессиональной информации, её применения в процессе психодиагностики; - получить представление о психологических критериях применения информационных технологий в профессиональной деятельности.
Показано, что применение Интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции и др. (Бабаева, Войскунский, 1998). В силу сказанного очевидно, что Интернет должен занять отведенную для него социальную нишу; нередко встречающиеся попытки переоценить его значимость для человечества и для отдельного человека нуждаются в коррекции. К числу примеров объективного отношения к психологическим последствиям применения современных информационных и коммуникационных технологий может быть отнесена позиция всемирно известных исследователей психологии застенчивого поведения: отмечая такие очевидные последствия, как ослабление непосредственных контактов между людьми и частичную замену их опосредствованными контактами, они при этом делают оговорку, что (He derso отсутствуют регулярно организуемые конференции, специально посвященные психологии Интернета - правда, для такого рода сообщений находится место на непсихологических семинарах и конференциях. Немало исследовательских тем и направлений исследования представляются перепективными, однако вызвали у психологов прискорбно малый интерес. Вот некоторые из них.
В этой связи формируются следующие требования к продолжению рыночных реформ: перенесение центра тяжести реформационных усилий на регламентацию хозяйственной деятельности и создание необходимых организационно-экономических структур, на выработку законов и кодексов поведения субъектов рынка, управленческую деятельность. Таким образом, актуализируется и проблема оптимизации процесса управления персоналом. При поиске путей решения поставленной задачи целесообразно выделить два уровня: глобальный и национальный. На глобальном уровне происходит постепенный пересмотр мировых достижений науки управления с точки зрения последствий применения новых технологий и информационной революции. Это касается как концептуальных установок, так и организационно-экономических методов и принципов. На сегодняшний день в управленческой теории сложилась следующая исходная позиция в управлении человеческими ресурсами: - работники являются наиболее важным активом предприятия; - реализация поставленных целей невозможна без соответствующей организационной культуры; - стратегия управления человеческими ресурсами неотделима от общей стратегии фирмы; - максимальное использование человеческих ресурсов основано на раскрытии творческого потенциала работника; - основная роль в управлении персоналом отводится непосредственно руководителям, которые планируют, организуют и контролируют работу объекта управления.
Достижения науки и техники предоставляют возможности для производства новой продукции, усовершенствования производимой продукции, модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Практически нет ни одной стороны коммерческой деятельности, которую не затронули бы перемены. Сейчас важнейшими факторами, влияющим на деятельности организаций социально-культурной сферы, становятся ускорение технологических перемен, массовое применение информационных технологий, снижение цен на высокотехнологичные товары. В то же время многие организации социально-культурной сферы не в состоянии увидеть открывающиеся перспективы, так как технические возможности для осуществления изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к негативным последствиям для них. Общий уровень экономического развития; Уровень образованности рабочей силы; Величина средней заработной платы; Уровень инфляции; Уровень безработицы; Процентная ставка; Нормы налогообложения; Обменный курс валют; Цены на энергии т.д. Например, появление обеспеченных слоев населения формирует платежеспособный спрос на ряд новых услуг в социально-культурной сфере.
В традиционных обучающих программах приобретение знаний, навыков и умений, развитие когнитивных процессов, как правило, оттесняет на второй план проблемы развития креативности и коммуникативных способностей. Наши исследования показали, что подобный подход недопустим при обучении одаренных учащихся, поскольку он может усиливать диссинхронию в их психическом развитии. Таким образом, возникает необходимость в создании принципиально новых компьютерных обучающих, и развивающих программ для одаренных школьников, широко использующих новейшие тенденции в развитии ИТ (в том числе методов дистантного обучения). 2. Выявление одаренности в сфере информационных технологий. Области, для которых разрабатываются специализированные методики идентификации одаренности, представлены в психологической литературе крайне неравномерно В отличие от традиционно изучаемых видов одаренности (математических, литературных, музыкальных, психомоторных способностей, одаренности в сфере искусства и т.п.) для сравнительно недавно привлекших внимание исследователей разновидностей одаренности (к их числу относятся, например, социальная одаренность или повышенные способности в применении информационных технологий) еще не разработаны валидные психодиагностические процедуры В период господства однофакторного подхода к изучению одаренности и психометрических тестов интеллекта указанное обстоятельство не являлось столь важным, поскольку предполагалось, что высокий IQ служит надежным "гарантом" одаренности в различных областях человеческой деятельности.
Процесс информатизации является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Во многом благодаря этому процессу стала возможной новая синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения - дистанционное обучение, которое вбирает в себя лучшие черты традиционных форм обучения - очного, заочного, экстерната - и хорошо с ними интегрируется. Можно обратить внимание на тенденцию, когда все известные формы обучения сольются в перспективе в одну единую форму с преобладанием характеристик современного дистанционного обучения. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют формой обучения XXI века. Список литературы 1. К.Е. Архипов, М.Е. Архипов. О применении информационных технологий в образовательной области (экспериментальная работа) / Проблемы информатизации образования: Тезисы докладов областной научно-методической конференции. Тула: ТГУ, 1999. 2. В.И. Пищик. Психологическое сопровождение дистанционного обучения в Интернете / Научный сервис в Интернете: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. М.: Изд-во МГУ, 1999. 3. В.Д. Шадриков. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация Логос, 1996. 4. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 1998. 5. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. М.: Просвещение, 2002.
Достижение приемлемых параметров конкурентоспособности невозможно без существенных психологических, технологических, инфраструктурных и институциональных изменений во всей экономической системе государства. Решение большого круга соответствующих проблем зависит от системного подхода и комплексного управления процессом достижения и поддержания конкурентоспособности. Такая задача должна рассматриваться как локальная функция управления предприятием. Применение информационных технологий в деятельности предприятий это не только дань моде, но и увеличение производительности, эффективности управления и использования складских запасов, повышение уровня рентабельности предприятия и т.п. Все вышеперечисленное обеспечит стабильность и перспективность бизнеса в условиях конкурентной борьбы. Среди многих трудностей функционирования предприятий необходимо выделить проблемы самостоятельного осуществления всех функций управления производством в условиях новых экономических отношений, отсутствия достаточного опыта, разрозненности производственных структур, необходимости обновления ассортимента и повышения качества продукции, ограниченности финансовых ресурсов и другие.
Примером изменения мотивации личности в условиях активного применения информационных технологий является т.н. хакерство. Хакерство понимается нами как ярко выраженное увлечение познанием в сфере информационных технологий, выходящее за рамки профессиональной или учебной деятельности (и необходимости), что подразумевает мотивационную интерпретацию этого явления. Для психологической науки хакерство представляет особый интерес как пример гипермотивации в условиях применения информационных технологий. Для практики изучение хакерства является актуальной проблемой современного общества: педагоги и родители обеспокоены увлечением компьютерами детей и подростков, а службы безопасности - постоянными атаками хакеров на системы защиты компьютеров и борьбой с компьютерными вирусами. Несмотря на высокую актуальность, исследования хакерства затруднены целым рядом причин, в который входит быстрое изменение технологий, размытость границ хакерского сообщества, стремление хакеров к анонимности и их малая доступность и подозрительность.
При предъявлении субъективного портрета сотрудникам отдела кадров было установлено сходство изображенного лица с недавно уволившимся с завода рабочим Лехиным. При обыске в квартире Лехина обнаружили и изъяли все похищенные музыкальные инструменты. Преступление было раскрыто по горячим следам. Повышение качества работы правоохранительных органов в современных условиях невозможно без комплексного решения организационных, кадровых, методических задач, применения перспективных средств вычислительной техники и программных продуктов, разработанных с использованием современных технологий. От этого зависит эффективность борьбы с различными видами преступности, предупреждение право нарушений, ускорение раскрытия преступлений. Разработка и применение информационных технологий в подразделениях УВД Приморского края включает в себя решение организационных и технических задач. Решение организационных задач подразумевает совокупность приказов и распоряжений начальника краевого УВД и руководителей краевых служб, определяющих порядок обучения специалистов, внедрение и эксплуатацию программных средств, обязанности и ответственность руководителей, определение источников финансирования, изменение в штатном расписании горрайоргана, создание должностных инструкций, регламентирующих порядок ведения и использования информации.
Участие I el в качестве спонсора Всемирных смотров научного и инженерного творчества школьников осуществляется в рамках корпоративной программы I ova io i Educa io ("Новаторство в образовании"), призванной обеспечить подготовку учителей и учеников к требованиям завтрашнего дня. Примером реализации этой программы является всемирная благотворительная инициатива по повышению квалификации школьных учителей I el "Обучение для будущего" (I el each o he Fu ure). Цель инициативы - стимулировать использование преподавателями новейших информационных технологий, повысить качество обучения, помочь школам в практическом применении информационных технологий в учебном процессе. Ожидается, что к концу 2003 г. этой программой будет охвачено 600 тысяч преподавателей в 24 странах мира, в том числе 10 тысяч учителей российских школ. (открытые Интернет источники). » Таким образом, затратив всего около 2, 5 млн долларов, компания I el обеспечила себя неиссякаемым источником самых профессиональных кадров, которые в дальнейшем будут приходит на смену текущему персоналу.Еще одним фактором необходимости повышения квалификации является корпоративная культура.
Поддержка (обучение, модернизация) . Разработка (затраты на разработку программных средств и поддержание старых) Переменные затраты (косвенные) . Самопомощь . Обращение к коллегам . Изучение документации . Простои Диаграмма затрат 1 Аппаратно программные средства 2 Администрирование 3 Информационные системы конкретных пользователей 4 Поддержка 5 Простой 6 Разработка, улучшения 7 Коммуникация Соотношение затрат и стоимости оценки Классификация Локальные Мало Средне Крупно системы интегрированны интегрированны интегрированны е системы е системы е системы Стоимость 5-50 т.$ 50-300т.$ 200-500т.$ От 500т.$ разработки Соотношение 1:0,5:2 1:1:1 1/2/1 1/1:5/1 затрат Тип Малая, Малые Производство Холдинги и их предприятия торговля предприятия, управленческая торговля, структура производство (частичное) Практическое применение информационных технологий Принципы Правильные решения Неправильные решения Развитие в области Руководитель Отдел информационной информационных производства должен технологии технологий самостоятельно самостоятельно обуславливается принимать решение в принимает решении о основной деятельностью выборе ИТ выборе новых ИТ компании, а не технологической Решение о Определение 1.Решение по развитию финансировании обл.
![]() | 978 63 62 |