![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Этические принципы работы практического психолога | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Практические задачи психодиагностики могут быть представлены как задачи обследования отдельного человека или групп людей. Соответственно цели таких обследований как психодиагностической практики тесно связаны с более широким пониманием задач психологического тестирования. В зависимости от целей диагностической работы судьба поставленного психологом диагноза может быть различной. Этот диагноз может быть передан другому специалисту (например, педагогу, врачу и др.), который сам принимает решение об его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить кор-рекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности). Контрольные вопросы и задания 1
В учебнике “Общая психодиагностика”, вышедшем под редакцией А. А. Бодалева и В. В. Столина, кратко сформулированы 10 основных соответствующих международным профессионально-этических стандартов психодиагностической работы психологов: 1) ответственность; 2) компетентность; 3) этическая и юридическая правомочность; 4) квалифицированная пропаганда психологии; 5) конфиденциальность; 6) благополучие клиента; 7) профессиональная кооперация; 8) информирование клиента о целях обследования; 9) морально-позитивный эффект исследования; 10) гражданственность и патриотизм . Обобщая представленные принципы работы практического психолога, важно выделить именно те, реализация которых является обязательной для психолога-профессионала. Непременным содержанием Этического кодекса психологов выступает ряд наиболее важных требований и принципов, имеющих универсальный характер, соблюдение которых является залогом эффективной деятельности практического психолога во всех областях и направлениях его профессиональной практики. Среди этих принципов важно выделить следующие: - Уважение фундаментальных прав и достоинства человека. - Забота о благополучии клиента. - Компетентность. - Честность. - Запрет на двойные отношения. - Ответственность.
При этом обязательным условием является сохранение этического принципа работы с имиджем, несоблюдение которого также ведет к поражению лидера. WP18.5. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению. Коммуникативная компетентность это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение и преумножение культурного наследия в целом. Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия
Прежде всего, это связано с тем, что объектом его исследования чаще всего являются дети. А дети обладают комплексом морально-психологической незащищенности. Педагогический психолог работает с учениками в тот период их развития, когда они на практике постигают различные социальные отношения, требования коллектива, и когда у них формируются морально-этические нормы. В практике педагогической работы психолог работает с педагогами и зачастую выполняет те же функции, что и педагог, чтобы добиться положительного воздействия на личность ученика, психолог должен сочетать разумную требовательность к ученикам о доверие к ним. Главный этический принцип работы педагогического психолога заключается в том, чтобы при любых условиях сохранять объективное отношение ко всем ученикам и стараться не быть вовлеченным в разного рода отношения симпатий и антипатий между учителями и учениками. любое образовательное учреждение включает две большие группы людей: те, кто учит и воспитывает те, кого учат и воспитывают основные отношение между двумя этими группами заключаются в антагонизме. Главная задача психолога – не примкнуть ни к одной из групп.
Кто из них самый сильный? Как можно сравнивать людей по силе - если эта сила абсолютно разная? И еще. Необходимо помнить, что состояние силы - это не некая устоявшаяся константа, а динамический процесс. Сегодня я слаб, а завтра буду силен. Благодаря регулярным тренировкам. Сам же Козлов научился петь, танцевать и печатать, хотя не умел этого. А сильный, кстати, легко может стать слабым. Если попадет в ситуацию, где его сила будет бесполезной. Например, когда хорошего исполнителя, за успехи в работе, повышают в должности и он становится начальником. И тут ему придется применять не исполнительские качества, а организаторские. И, как это часто бывает у нас в России, вместо хорошего исполнителя мы получаем отвратительного организатора. Я лично знаю много хороших психологов, которые не могут работать преподавателями, и знаю много прекрасных преподавателей, которые не смогут работать практическими психологами. А это им и не надо. У каждого из них своя, несравнимая с другими сила, свой путь, свои цели и свои задачи. Как же их можно сравнивать? Размышления на тему силы и слабости, на тему оправданности жизни Сильного и Слабого далеко не новы
Профессиональный консультант должен сочетать узкоспециальные аспекты работы с этическими и, наоборот, неэтичность практического психолога сочетается с его непрофессионализмом. Во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога. Среди основных принципов работы практикующих психологов указываются: профессиональная компетентность консультанта; соблюдение конфиденциальности; запрет на двойные отношения, т.е. исключение злоупотреблений и принцип «Не оценивать». Консультанту не так просто безусловно следовать правилам этики по достаточно объективным причинам: Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален. Ценностные ориентации организаций, в которых работают консультанты могут не совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором. Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую. ЛИТЕРАТУРА Кочюнас Р. Психологическое консультирование.
Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта - развивающим или разрушающим личность клиента - зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности. В своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и «соблазнами». Наиболее типичные из них представлены ниже: 1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя. Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью. 2. Проблема ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная - постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения - это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения. 3. Соблазн самокрасования на работе, когда консультант использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.
Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами: 1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению. 2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий. 3. Принцип беспристрастности психолога.
Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом. Изучив этические принципы и правила психолога, можно отметить, что наша совместная работа велась в рамках дозволенного по принципу неразглашения информации о клиентах (кодированная), предоставленная документация корректна и не делает уязвимыми клиентов, методики безопасны, сохранена конфиденциальность работы с клиентами. Проанализировав свою деятельность, можно сказать, что с поставленными задачами я справилась, практически все задания выполнены в полной мере, в ходе практики трудностей в общении не возникало. Педагог по воспитательной работе совместно с психологом предоставили мне большое количество информации, уделили много времени. Я получила большой опыт взаимодействия с администрацией, работой с документацией; организовывала досуг детей, провела тренинги и профилактику курения, наркомании, алкоголизма.
Он должен обратить внимание всех лиц, которые будут связаны с ним в профессиональной работе, на необходимость хранить тайну и соблюдать профессиональную этику. Психолог при этом должен предупредить, что профессиональное вмешательство в его работу может осуществляться только вышестоящим органом психологической службы, наделенным соответствующими полномочиями. Он также должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных требований со стороны других лиц. 28.Нарушение положений этического кодекса профессиональным практическим психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования. Заключение. Таким образом, практическая психология – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно – психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу.
В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами: 1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению. 2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий. 3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением. 4. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. 5. Принцип осведомленного согласия.
Любые несоответствия оказывают отрицательное воздействие на психологический климат в коллективе, а значит и во всей организации. 5. Общественно-политическая сторона связей завода отведена совету трудового коллектива, который имеет права контроля за деятельностью администрации. Анализируя систему и принципы оплаты труда, можно заметить следующее; с началом “инновационного натиска” заработная плата ИТР (инженерно-технических работников) и специалистов была резко увеличена по сравнению с зарплатой рабочих. Психологически система материального стимулирования до сих пор является одним из наиболее острых конфликтных вопросов (рабочие оценили и продолжают оценивать разницу в оплате труда, как несправедливую). Что касается вопросов собственности, то ситуация на предприятии такова: крупные пакеты акций имеет практически всё высшее руководство завода. Основываясь на работы практического психолога Г. М. Мануйлова “Психологическое управление в рыночных условиях”, по словам автора: “Одной из проблем, с которой сталкиваются руководители предприятия– это конфликты, порождённые всевозрастающим спадом производства, безработицей и инфляцией.
Он предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста; в) пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессионалами на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Он пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе приобретения их в качестве индивидуальной профессиональной собственности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок; г) в подборе методик в комплексную программу обследования не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики: максимум надежности при минимуме затрат; д) параллельно с использованием методик ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области.
42. Психологическая помощь и ее составляющие. 43. Психогигиена, психопрофилактика и терапия: сущность и особенности. 44. Этические нормы и принципы деятельности практического психолога. 45. Характеристика отдельных этических принципов. 46. Профессиональное развитие и компетентность психолога. 47. Профессиональное самоопределение психолога. 48. Кризисы в процессе профессионального роста. 49. Система профессионального образования и ее составляющие. 50. Высшее образование в США. 51. Основные составляющие подготовки психологов в РФ. 52. "Дидактическое пространство" и его сущность. 53. Характеристика квалификационных требований. 54. Учебная программа, тематический и учебный планы обучения. 55. Сущность учебного материала. 56. Профессиональная позиция и мышление специалиста. 57. Функции психолога по отношению к объекту исследования. 58. Типы мышления психолога-специалиста. 59. Трехкомпонентная система подготовки психологов. 60. Общеобразовательные дисциплины в
Гипотеза данного исследования заключается в следующем: быстрая смена социальных условий, отсутствие привычных критериев и ориентиров, изменение стиля жизни, предположительно приводит к изменению некоторых характеристик общения современных подростков и юношей. Экспериментальное исследование проводилось в течение 9 месяцев на нескольких группах испытуемых: учащихся 6 –го, 8 –го и 11 –х классов №4 города Кишинева и учащихся 8 –го и 11 –х классов средней школы №14 города Кишинева. Общая выборка 114 человек; возрастной диапазон от 11,9 до 17 лет. Новизна данной работы заключается в том, что проведение данного исследования, позволило нам изучить на местной выборке особенности общения современных подростков и старших школьников нашей Республики. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1.1. ОБЩЕНИЕ, КАК КАТЕГОРИЯ В ПСИХОЛОГИИ.
И все же многие работают сразу в нескольких местах, да еще частная практика - как дополнение. Со всеми вытекающими последствиями: Л.: Поэтому мы еще не очень скоро дойдем до такого уровня, когда будет иметь шанс заработать такая метода, которую мы наблюдали в Сан-Франциско. Б.: Но стремится к этому надо. Служить или манипулировать? Л.: Следующий вопрос: должен ли психолог обслуживать заказчика независимо от содержания его запросов. Б.: Является ли психология сферой обслуживания? Л.: Откуда берутся цели работы практического психолога? Из его собственных представлений или из запросов клиента. Цели практической работы психолога задаются самой сферой практики, запросом. Психолог, работающий практически, сам себе цели не ставит. Исходная точка, подчеркиваю, именно исходная точка - есть запрос клиента. И основная задача практического психолога -удовлетворить запрос клиента. Психолог не может начать работать вне запросов клиента, сказать: "Да нет, батенька, вот Вы хотели чтобы я Вам одно сделал, а я Вам лучше другое сделаю, полезнее".
Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов. И тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере, в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т. е. оценка наличного психологического состояния человека. Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени развитости психологических свойств. Как правило, это те свойства, закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах, проверяемых в этом эксперименте. К примеру, проблемой научного психологического исследования могут быть некоторые особенности мышления человека - такие, относительно которых утверждается, что они существуют и изменяются по некоторым законам или определенным образом зависят от различных переменных.
Понятие "деловая обязательность" - это когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-лиь=бо деятельностью. Что изучает "профессиональная этика" - она определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретного вида трудовой деятельности. Что такое служебный этикет - это профиссиональные требования к подготовленности человека, к соблюдению им канонов своей профессии. Принципы и нормы нравственного поведения руководителя - это этические принципы работы руководителя, определяющие его стиль руководства и общения с коллективом и направленные на повышение эффективности каждого сотрудника и коллектива в целом. Какие модели поведения существуют - Этикетные модели-правила поведения, предписываемые каждой професии. Стратегические модели-представляют собой рекомендации о том, как себя вести для того, чтобы достич той или иной цели. Каковы критерии выбора модели поведения - 1)Нравственная безупречность- общепринятые подходы к объяснению таких понятий, как честность, справедливость и совесть. 2)Учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. 3)Цель, которую ставит перед собой личность. 4)Самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения.
![]() | 978 63 62 |