![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Социальные нормы и их биологическая обусловленность | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Писатели-реалисты остались верны классическим традициям в постижении связей человека и мира, но вместе с тем произошли заметные сдвиги в. сторону смягчения антропоцентризма: человек стал меньше возвышаться над миром природы, все более представая связанным с ним или зависимым от него. Крупная личность в своей единственности и своеобразии несколько сдвигается с авансцены произведения. Литературу больше волнует то, в чем проявляется общая жизнь человека и его связи с миром и самые близкие, непосредственные, и самые дальние, опосредованные. Иными словами, при изучении человека в его социальной, исторической, национальной, биологической обусловленности акцент ставится на понятии обусловленности. Говоря о разнообразии художественных исканий в конце XIX начале XXPв., Вересаев отметил в своих «Воспоминаниях» то, что объединяло многих: «Общее было в то время <> чувство зависимости <> души человека от сил, стоящих выше его,P среды, наследственности, физиологии, возраста».[962] Органическим восприятием природного мира и человека в универсальности их всеобщих связей реалистическое искусство начала нового века противостояло декадентскому искусству с его ощущением распада всех связей
И может быть, «животный страх» — не просто художественно-метафорическое представление крайней степени человеческого испуга, блокирующего моральные принципы, а фиксация реальной деградации поведения до той ступени, где социальные ценности уступают свои контролирующие функции (критерия, нормы, образца) биологическим инстинктам? Включенность человека сразу в два мира — в мир общества и в мир органической природы — порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. Из числа последних рассмотрим две, которые можно считать ключевыми. Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен, неповторим, в практической жизни мы, однако, группируем людей по различным признакам, из которых одни (скажем, пол, возраст) определяются биологически, другие — социально, а некоторые — взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое же значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей? Участниками дискуссий вокруг этих проблем, имеющих многовековую историю, являются не только философы, но и представители специальных наук о человеке, а также общественные деятели.
Говоря сексологическим языком, они уже противоестественны для таких людей. В этой связи вполне оправданно говорить именно об «ошибке природы», а не о каком-то аморальном, сексуально извращенном (понимая под извращением что-то безнравственное) поведении, которое по существу обусловлено «гомосексуальностью гомосексуалистов», не зависит от принятия или неприятия ими социальных норм и приносит лишь социальные преследования. Экспертное определение вменяемости психопатических личностей с такими половыми извращениями, по нашему мнению, недостаточно учитывает аргументы сторонников нейроэндокринной, эндокринной, генетической концепций, а также явно не согласуется с мнением авторитетных психиатров, наблюдавших гомосексуальных лиц. Существует много клинических описаний, не только не подтверждающих условно-рефлекторную концепцию данного вида извращения, но и прямо говорящих о врожденности (т.Pе. биологической обусловленности) извращения полового влечения. Ограничимся выдержкой из статьи проф. В.М. Тарновского «Извращение полового чувства», опубликованной в «Вестнике психиатрии»: «Ребенок с врожденным половым извращением растет и развивается во всех отношениях, по-видимому, правильно
Обусловленное социальными отношениями биологическое развитие человека осуществляется как путем вовлечения в естественно-исторический процесс функционального уровня биологии человека, так и посредством изменений условий действия общебиологических механизмов. Оптимизация функциональной биологии создает необходимые предпосылки не только для более полного раскрытия человечества, но и последующего преобразования генетически детерминированной адаптивной нормы человека как биологического вида. Солидаризуясь с вышеназванными авторами по поводу создания междисциплинарной комплексной науки в изучении человека, К.Е.Тарасов и Е.К.Черненко обращают внимание на исследование закономерностей соотношения социальных и биологических факторов в индивидуальной и общественной жизни, социальной обусловленности биологической основы возникновения и развития человеческого организма, путей и методов управления обществом, биологическим развитием человека . Приобретает актуальность вопрос о том, как учесть достижения биологии в рассмотрении взаимодействия организма и среды без опаски биологизаторства, поскольку приобщение биологического знания к проблеме человека “обременено” общественной детерминацией жизнедеятельности и социальной сущностью последнего. “Биосоциальный характер жизнедеятельности человека порождает целый ряд принципиальных вопросов познавательного свойства, относящихся к компетентности философского обобщения результатов конкретных наук.
Многие, если не все, черты личности, которые мы называем мужскими или женскими, так же мало связаны с полом, как одежда, манеры или форма головного убора, которые общество в данный момент предписывает полам" [1]. Впоследствии многие другие этнографы продемонстрировали относительность тех социальных норм, которые в западной культуре выстраиваются на основании биологического пола, а затем представляются как аксиомы культуры. Исторические исследования, проведенные в 70 - 80-е годы с использованием этих идей, показали, что представления о типично мужском и типично женском меняются даже в истории одного и того же общества. Таким образом, теоретики феминизма пришли к идее о необходимости различать биологический пол (англ. sex) как совокупность анатомо-биологических особенностей и социальный пол (англ. gender) как социокультурный конструкт, который общество "надстраивает" над физиологической реальностью. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин
При этом нетрудно обнаружить: то, что в одном обществе считается "мужским", в другом может определяться как "женское". Еще в 30-е годы известная американская антрополог Маргарет Мид показала, как по-разному в изученных ею обществах определялись роли матери и отца, позиции мужчин и женщин в общественной иерархии. Более того, сами представления о мужском и женском очень вариативны. Так, М. Мид отмечала: "Если те качества темперамента, которые мы считаем женственными - то есть пассивность, отзывчивость, любовь и нежность к детям - могут быть представлены как мужской образец в одном племени, а в другом не приниматься как большинством женщин, так и большинством мужчин, то у нас нет никаких оснований считать такие аспекты поведения обусловленными биологическим полом. Многие, если не все черты личности, которые мы называем мужскими или женскими, так же мало связаны с полом, как одежда, манеры или форма головного убора, которые общество в данный момент предписывает полам" (Mead M., 1935, p. 278 - 280). Впоследствии многие другие этнографы продемонстрировали относительность тех социальных норм, которые в западной культуре выстраиваются на основании биологического пола, а затем представляются как аксиомы культуры.
Другими словами, проблема телесности связана с проблемой формирования определенных потребностей, интересов, ценностных ориентаций, норм и правил поведения. «Формы же удовлетворения даже элементарных биотических нужд человека соответствуют не только физиологическим нуждам организма, – говорит Ф.Б. Садыков, – но и общепринятым нравственно – эстетическим и другим социальным нормам, определяются развитием культуры, зависят от условия и образа жизни людей»9. По его мнению, объективное отношение между человеком и материальными условиями воспроизводства его жизни, его физического бытия определяет содержание его первичных, жизненных потребностей. Этот вывод подтверждается еще и тем обстоятельством, что категория «потребность» выступает в качестве основополагающей характеристики физической культуры. Такой подход обусловлен единством и взаимосвязанностью категорий социального и биологического; он обоснован «возвышающим» человека гармоническим сочетанием телесного и духовного начал, «одухотворением» тела, его встраиванием в ценностно-духовный ряд, наконец, приоритетом духовности в процессе освоения двигательных действий.
Основные модели психологической стр-ры личности. Направленности личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации. Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей. Потребность — состояние нужды в чем-либо. Социально Биологически обусловленные обусловленные компоненты компоненты Структура личности по Фрейду имеет 3 составляющие: «оно», «я», «сверх-я». Оно – это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности, я – сознание, а сверх-я – представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. Оно действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия, я ориентируется на принцип реальности, а сверх-я руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и ценностями. Оно унаследовано от животных, я – самосознание, восприятие и оценка человеком самого себя и своего поведения, сверх-я – итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, приятие им норм и ценностей общественной морали.
Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которые наполняют наше поведение энергией. Ид – нечто темное, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей биологической жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Поскольку Ид не ведает страха и тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели. Эго – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желание Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Это помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид. Эго является «исполнительным» органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем. Суперэго – это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе «социализации».
К таким проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, крайнее проявление социально-пассивной позиции – суицид . А.А. Александров нарушения поведения делит на три группы: 1)реактивно обусловленные (побеги, суициды); 2)вызванные низким морально-этическим уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизация, правонарушения); 3)обусловленные патологией влечения (садизм и пр.). Причем, нарушения поведения первой группы вызваны, в основном, психотравмирующей ситуацией, второй - неправильным воспитанием, третьей - биологическими факторами . А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова, исходя из социально-психологических критериев, выделяют четыре основных типа девиантного поведения: антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные. При этом девиантное поведение определяется как нежелательное или опасное для общества, отклоняющееся поведение от принятых социальных норм. К девиантному поведению антидисциплинарного типа указанные авторы, а также В.В.Ковалев относят нарушение режима и дисциплины, срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий.
Эту проблему в своих работах затрагивали такие ученые как Алексеев С.С., Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Нерисянец В.С., Бабаев В.К., Плахов В.Д. и многие другие деятели юридической науки. Нормативное регулирование и виды социальных норм. В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей. В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.
Поэтому чиновники как специалисты, занимающиеся исключительно управленческой деятельностью, еще не появились. Социальные нормы. Совместная деятельность людей предполагает согласование усилий отдельных индивидов для достижения общего результата. Так формируются единые для всех членов единые для всех членов сообщества правила поведения – социальные нормы. В течение длительного времени в первобытных сообществах формируются системы социальных норм, регулирующие производственно-распределительные, семейные, религиозные, морально-этические и иные взаимоотношения. Отметим чрезвычайную жестокость нравов и традиций первобытного общества с позиций современной цивилизации, обусловленную суровыми условиями борьбы за существование. Голод, болезни, хищники, неопределенность завтрашнего дня заставляли первобытного человека с животной яростью цепляться за жизнь. Обычными были каннибализм, инфантицид (умерщвление слабых, больных, стариков), принудительное регулирование рождаемости, кровавые жертвоприношения, агрессия по отношению к конкурирующим человеческим сообществам.8 Из-за отсутствия письменности социальные нормы в первобытном сообществе не фиксировались документально.
Поэтому криминологию особенно интересуют нравственные качества, ценностные ориентации и т.д., равно как и психологические особенности. Это, конечно, не означает игнорирования других подструктур. Напротив, надо знать и учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение. Направленность личности представляет собой характеризующее данного человека и своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Направленность - ведущий элемент в психологической структуре личности. Она оказывает определяющее влияние на другие ее элементы - объем знаний, характер проявления биологически обусловленных свойств (темперамент, задатки). Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения. В предупредительной работе многие из названных черт личности преступника должны быть объектом воздействия.
Что происходит с качеством людей при столь большом их количестве и быстром росте численности? Продолжается ли прогрессивная эволюция человечества как биологического вида? Насколько человечество изменяет свои свойства, влияет само на себя, изменяя природу и качество окружающей среды? Ответы на эти вопросы выходят за рамки эволюционной экологии человека, значительная их часть рассматривается в социологии и истории. Но и экологическая составляющая очень существенна. С этими вопросами связана оценка экологического потенциала выживания и развития человечества. Социальные и биологические критерии качества человека как биологического индивидуума и личности не совпадают, но и не так уж далеки друг от друга. По крайней мере из трех главных критериев — здоровья, одаренности и воспитанности (в широком смысле каждого из этих понятий) — два первых имеют существенную биологическую обусловленность. Здоровье. В ходе эволюции и развития цивилизации человечество как вид избавилось от конкурентов и многих врагов, смогло значительно ослабить давление инфекций, паразитов и дефицита биоресурсов.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Таблица № 44 Социальный Политическая Характер Интеллект опыт направлен- ность Социальная подструктура Психологическая подстуктура Личность - политический субъект биологичес- духовная подструктура кая подструктура темперамент образован- культура нравст- ность венность Реализация человеком своей политической сущности связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры. Таблица 45 ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕР ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Материальные предпосылки чем богаче общество, тем более оно открыто демократиче- ским формам вовлечения личности в политику; уровень благосостояния оказывает влияние на политические убеждения и ориентации человека (более обеспеченные слои общества являются более либеральными, а более бедные - нетерпимыми. Социально-культурные предпосылки Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм поведения. Образование. Чем выше уровень образования личности, тем бо- лее она политически ориентирована, предрасположена к ис- пользованию демократических, легитимных форм политичес- кого участия.
Институт Транспорта и Связи Экономический Факультет РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА Заочное отделение Группа 1Э РИГА 2003СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1.Теории 3 5 1.1.Неврологическая теория 5 . 5 2.Типы и свойства нервной системы, как физиологическая основа 5 темперамента. 6 2.1 Динамичность 7 . 9 2.2 Подвижность нервных . 2.3 Лабильность нервной . 2.4 Уравновешенность нервной . 3. Основные свойства темперамента, характеристика его типов. 4. Типы Залючение Использованная . Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с композицией социальных связей и контактов (внешнее воздействие). К биологически обусловленным подструктурам личности относится темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность – это совокупсность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (1). Важнейший компонент внутренних условий составляет свойства нервной системы. Тип нервной системы, в свою очередь, обуславливает темперамент человека и отражается в его поведенческих особенностях.
Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует). ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Чувства - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением - формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. "Значение для меня" в чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации - несформированность базовых чувств индивида, его ситуативная зависимость от стихии низших эмоций.
Эти особенности связаны с исторически обусловленным местом женщины в системе общественных отношений, ее социальными ролями, биологическими и психологическими особенностями. Разумеется, социальные условия и образ жизни, роли женщин меняются, в связи с чем меняются характер и способы их преступного поведения. На протяжении 80—90-х годов доля женщин в общей преступности составляла 10-15%. Наиболее распространенными преступлениями женщин являются кражи (около 15% в общей структуре преступности женщин, из них 12% — кражи личного имущества), хищения чужого имущества путем присвоения или растраты (18—20%), обман потребителей (13—14%). Значительно реже женщины совершают хищения с помощью краж, грабежей, разбоев и мошенничества, а также хищения в крупных размерах. Подавляющее большинство хищений ими совершаются в зависимости по поводу выполнения различных обязанностей, имеющих непосредственное отношение к выполняемой работе. Три четверти хищений имеют место в городах, что и понятно, поскольку на селе значительно меньше коммерческих предприятий, торговых точек, предприятий общественного питания, строек.
![]() | 978 63 62 |