![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек |
Эмоциональная регуляция деятельности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Основные механизмы познания другого человека идентификация (уподобление) и рефлексия. В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд «эффектов» эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности в явлении аттракции (тяготения). Рассмотрение трех сторон общения в единстве важное условие оптимизации деятельности совместной и взаимоотношений. Одна из задач психологии социальной разработка средств корректировки и оптимизации общения, средств развития способностей и навыков общения, особенно нужных тем, кто профессионально связан с процессами общения: руководителям, педагогам, врачам и пр. Среди различных форм обучения искусству общения значительное место занимает тренинг социально-психологический овладение разными формами общения с помощью специальных систем заданий (программ)
В психологической теории деятельности "цель" является конституирующим признаком действия в отличии от операций (и деятельности в целом). В то время как в искусственных системах "целью" называют некоторую конечную ситуацию к которой стремится система. Признаки этой ситуации должны быть четко выявленными и описанными на формальном языке. Цели человеческой деятельности имеют другую природу. Конечная ситуация может по разному отражаться субъектом: как на понятийном уровне, так и в форме представлений или перцептивного образа. Это отражение может характеризоваться разной степенью ясностьи, отчетливости. Кроме того, для человека характерно не просто достижение готовых целей но и формирование новых. Также работа систем искусственно интеллекта, характеризуется не просто наличием операций, программ,"целей", а как отмечает О.К.Тихомиров,- оценочными функциями. И у искусственных систем есть своего рода "ценностные орентации". Но специфику человеческой мотивационно-эмоциональной регуляции деятельности составляет использование не только константных, но и ситуативно возникающих и динамично меняющихся оценок, существенно также различие между словесно-логическими и эмоциональными оценками.
Люди с низкой психологической дифференциацией предпочитают коллективную деятельность и более успешны в общении, тогда как люди с высокой дифференциацией когнитивных структур лучше понимают другого человека. Достаточно большой дискомфорт вызывает и общение с человеком, имеющим низкий уровень эмоциональной регуляции: он не умеет контролировать внешние проявления своих реакций и легко попадает под влияние стрессовых ситуаций. Все, что вызывает затруднения в педагогическом общении, должно быть предметом осознания и коррекции как профессионально необходимое условие соответствия человека выполняемой деятельности. Деятельностная область затруднений включает трудности, связанные непосредственно с педагогической деятельностью учителя и учебной деятельностью ученика. Учитель, не полностью овладевший всеми тонкостями своей профессии, может испытывать трудности в постановке и решении педагогических задач, что выражается в недостаточно точном планировании своей деятельности, неучете прошлых ошибок. Это приводит к формализации урока и снижению интереса учащихся
В этом случае допускается возможность только использования медицинских знаний в плане психологического обеспечения работ по ИИ. Но и работы по искусственному интеллекту тоже влияют на развитие медицины. В качестве первого результата можно выделить появление новой области психологических исследований, а именно, сравнительные исследования того, как одни и те же задачи решаются человеком и машиной. Возникают понятия компьютерной метафоры и информационной парадигмы. Уже первые работы по искусственному интеллекту показали, что не только область решения задач затрагивается соспоставительными исследованиями, но и проблема мышления в целом. Только под влиянием разработки ИИ возникла потребность в уточнении критериев "творческих" и "нетворческих" процессов. Более того, исследования восприятия и исследования памяти также находятся под сильным влиянием машинных аналогий (монография Р.Клацки). Новая психологическая теория поведения (исследования Д. Миллера К.Прибрама Ю.Галантера) построена на результатах этих работ. Но специфику человеческой мотивационно-эмоциональной регуляции деятельности составляет использование не только константных, но и ситуативно возникающих и динамично меняющихся оценок, существенно также различие между словесно-логическими и эмоциональными оценками.
Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледне-ние кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое. Эмоции это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Аффект наиболее мощный вид эмоциональной реакции
Интернет не сводится к набору технических решений, это не просто конгломерат компьютерных сетей, но и - что более всего важно для психологов - сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой Интернет-среде. Данное сообщество может и должно изучаться как некое единое целое: по словам К.Левина, "психологии потребовалось сделать много шагов, прежде чем она обнаружила, что динамическое целое обладает свойствами, которые отличают его от свойств его частей или от суммы его частей" (Левин, 2000, с. 168-169). Этим не отменяется, разумеется, анализ определенных групп и подгрупп внутри сообщества пользователей Интернета, разделение этого сообщества по всевозможным параметрам. Можно утверждать, что Интернет-среда представляет собой практическое воплощение некоторых теоретических представлений пионеров экологической науки. Так, П.Тейяр де Шарден в свое время заметил: ".Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как все другие. и одновременно с ними" (Тейяр де Шарден, 1987, с. 199). Интернет как нельзя лучше подходит для предсказанной П.Тейяр де Шарденом синхронизации у множества взаимодействующих субъектов процессов перцептивной, мотивационной и эмоциональной регуляции деятельности; вместе с тем Интернет - одна из наиболее перспективных из имеющихся на сегодняшний день технических возможностей обеспечить межкультурное взаимодействие и сотрудничество, или объединить всех населяющих Землю субъектов в "одну замкнутую систему", по выражению П.Тейяр де Шардена. Более того, многочисленные идеологи Интернет-среды активно провозглашают в качестве актуальной цели глобализацию подключения к Интернету.
В то же время такие параметры личности, как сензитивность (повышенная чувствительность к происходящим с человеком событиям) и эмотивность (богатство нюансов и утончённость эмоциональных переживаний) признаются характерологическими особенностями. Предполагается, что существует общая эмоциональная направленность личности, проявляющаяся в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми. Она обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.Физиологическое значение эмоцийЭмоции человека имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. Положительные эмоции - своеобразная Эмоциональная регуляция деятельности. Психологические теории эмоций. Словари и энциклопедии на Академике. Эмоции. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
В последнее время предлагается попытка разработать теоретическую схему определения функциональных особенностей эмоциональной регуляции деятельности, определив ее место в общей структуре регуляции деятельности. Ценности личности не только могут осознаваться ею, но и вызывают определенное эмоциональное отношение у нее. Эмоции, переживаемые личностью по отношению к собственным ценностям, являются актуальным регулятором деятельности на этапе ориентировки. Основной функцией эмоционального отношения на этапе ориентировки является согласование выбираемых личностью способов достижения целей деятельности с содержанием ее основополагающих ценностей. Известно, что различные эмоциональные состояния по-разному сказываются на эффективной волевой регуляции, ослабляя или усиливая ее. В случае разнонаправленности мотивационных и эмоциональных процессов волевая регуляция может заключаться в уменьшении нежелательных эмоциональных состояний, т. е. сводиться к произвольной регуляции эмоциональных процессов. При этом произвольное усиление мотивации может не выступать особой задачей, если уровень мотивации достаточно высок для инициации деятельности.
Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С. Л. Рубинштейн писал, что "страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели"'. Мы описали основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам — например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.
Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В исследованиях западных социальных психологов объяснение феномена дается преимущественно в методологически узких рамках бихевиористского подхода (аттракция возникает при условии «подкрепления»). Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы занимают значительное место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие идеи о специфике человеческого общения как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции именно в контексте общения индивидов в группе.
В нее входят все внутренние и внешние связи компонентов между собой и с Компонентами методической системы, системой в целом. Получается сложная модель с двусторонними взаимосвязями. Связь всех компонентов ОМПК в единую систему, ее целостность и факт создания обуславливают цели применения ПК в обучении младших школьников математике. Они определяются теми целями методической системы, в достижении которых продуктивно использовать ЭВМ, а кроме того, включают цели формирования знании, умений и навыков, связанных с использованием ПК в учебной деятельности. В исследовании основное внимание уделено функциональным компонентам ОМПК: целевому, стимулирующе-мотивационному, операционально-деятельностному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному. Обосновано, что целевой компонент ОМПК включает: формирование некоторых элементарных навыков "общения" с ЭВМ, владение соответствующей терминологией, индивидуализацию и дифференциацию за счет возможности поэтапного продвижения в решении учебной задачи; формирование поэтапного контроля (самоконтроля), рефлексии собственной деятельности, обогащение мотивации, эмоциональную регуляцию УД и др.
Различаются черты характера и типы характеров. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера — в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы. 1. Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др. 2. Эмоциональные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения. 3. Интеллектуальные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности умственнных способностей. Характер каждого человека представляет собой богатейшую палитру красок, тонов и полутонов, неповторимое, уникальное своеобразие. Но главное в человеке — это его центральные жизненные устремления и способности к их реализации. Итак, характер состоит из двух групп свойств — мотивационных и исполнительских. Устойчивые мотивационные свойства, то есть направленность личности, являются показателем уровня развития личности.
Первоначально существовало два вида чувств - удовольствие/неудовольствие, но с развитием познания они усложнились. Чувства возникают в зависимости от успешности/неуспешности осуществления устремлений. Они возникают позже эмоций в процессе эволюции, не специфичны относительно установок организма (одно и то же чувство может быть при разных установках). Чувства не смешиваются, их сложность зависит от развития познания. Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания классификации эмоций Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно связаны между собой. Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов. Психический цикл – модель психического действия. Четыре стадии: 1) объективное восприятие – ощущение. 2) субъективное восприятие – чувствование. 3) субъективная деятельность – стремление. 4) объективная деятельность – движение. ОВ = стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД = воля. Эмоции обеспечивают принятие объекта, а воля готовность к действию. Б. Спиноза. Любая вещь стремится прибывать в своем существовании (развиваться).
Нельзя недооценивать роль физической привлекательности в формировании впечатления о человеке. Многие люди считают, что они не придают большого значения внешности своих партнеров по общению. Существует масса пословиц типа “ не все то золото, что блестит” или “нельзя ценить книгу по ее обложке” , говорящих о том, что красота - это поверхностное качество и не стоит обращать на нее внимание. Тем не менее эмпирически доказано, что внешность на самом деле имеет большое значение. Диапазон ситуаций, в которых партнеры выбирают друг друга характеризует степень обобщенности, интегрированности отношений. Большая дифференциация отношений сказывается на особенностях восприятия и понимания партнерами друг друга, своего положения в системе группового эмоционального фона отношений. Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функции аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Место общения в жизни человека. Итак, мы рассмотрели одну из составляющих частей общения - его перцептивную сторону. И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о роли самого общения в человеческой жизни.
Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие, критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматривают как основу эмоций. Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом. Таковы основные взгляды, которые заслуживают внимания, на природу эмоций, их функций, структуру в зарубежной психологии. 1.3. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Лимбическая система определяет выбор и реализацию адаптационных форм поведения, динамику врожденных форм поведения, поддержание гомеостаза, генеративных процессов. Наконец, она обеспечивает создание эмоционального фона, формирование и реализацию процессов высшей нервной деятельности. Нужно отметить, что древняя и старая кора лимбической системы имеет прямое отношение к обонятельной функции. В свою очередь обонятельный анализатор, как самый древний из анализаторов, является неспецифическим активатором всех видов деятельности коры большого мозга. Некоторые авторы называют лимбическую систему висцеральным мозгом, т.е. структурой ЦНС, участвующей в регуляции деятельности внутренних органов. 3.3.1 Регуляция висцеральных функций Эта функция осуществляется преимущественно через деятельность гипоталамуса, который является диэнцефалическим звеном лимбической системы. О тесных эфферентных связях системы с внутренними органами свидетельствуют разнообразные изменения их функций при раздражении лимбических структур, особенно миндалин.
Развитие интеллектуальных чувств рассматривал французский психолог Т. Рибо, в основу которого он положил инстинкт любопытства. Развитие интеллектуальных чувств, по его мнению, идет от первичного чувства изумления, возникающего у ребенка вследствие недостатка приспособления, к чувству эмоционального удивления, любопытства и заканчивается постановкой вопросов. Высшей стадией интеллектуальных эмоций являются страсти. А. Бэн, шотландский психолог, выделяет в мыслительной деятельности такие интеллектуальные чувства, как чувство нового, контраста, перемен. Каждое из названных чувств возникает лишь на начальном этапе мыслительного акта. Они сопровождаются эмоциями новизны, изумления, истинности и ложности, чувствования внутренней согласованности и несогласованности. Наиболее детально функции эмоциональных процессов в мышлении и в творческой деятельности изучены в экспериментальных исследованиях О. К. Тихомирова. Им получены данные, подтверждающие существование эмоциональной регуляции мыслительных процессов. Установлен факт принятия человеком действия как правильного только при наличии предвосхищающей эмоциональной оценки. Экспериментально выявлен механизм «эмоционального наведения» или «эмоциональной коррекции».
Понятие «произвольность» в психологических исследованиях определено неоднозначно. Так, ряд учёных (Л.С. Выготский, В.И. Селиванов, Б.Н. Смирнов и др.) рассматривают произвольность как волю. Воля является, по Выготскому, одним из механизмов, позволяющих человеку управлять собственным поведением, психическими процессами, мотивацией. В своих развитых формах произвольная регуляция опосредована искусственными знаками и осуществляется путем объединения различных психических функций в единую функциональную систему, выполняющую регуляцию деятельности или какого-либо психического процесса. В. И. Селиванов также выделяет, наряду с побудительной, регулирующую функцию воли. Для него воля — это способность человека сознательно регулировать свое поведение. «.Воля есть регулирующая функция мозга, — пишет он, — выраженная в способности человека сознательно управлять собой и своей деятельностью, руководствуясь определенными побуждениями и целями». По Л. М. Веккеру (1957), воля есть высшая форма произвольной регуляции поведения, а именно та, при которой регуляция осуществляется на основе критерия интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности того или иного действия.
![]() | 978 63 62 |