![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Задачи психодиагностики | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Практические задачи психодиагностики могут быть представлены как задачи обследования отдельного человека или групп людей. Соответственно цели таких обследований как психодиагностической практики тесно связаны с более широким пониманием задач психологического тестирования. В зависимости от целей диагностической работы судьба поставленного психологом диагноза может быть различной. Этот диагноз может быть передан другому специалисту (например, педагогу, врачу и др.), который сам принимает решение об его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить кор-рекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности). Контрольные вопросы и задания 1
Для решения этих задач в диссертационной работе сделано следующее: В первой главе показан круг задач, связанных с компьютерной психодиагностикой и диагностической интуицией. Выполнен обзор методов создания психодиагностических методик, освещен круг применяемых при этом математических методов и алгоритмов. В связи с этим проведено развернутое обзорное исследование алгоритмов восстановления зависимостей и методов безусловной оптимизации, а также приведены основные сведения, касающиеся аппарата нейронных сетей. Во второй главе описывается серия экспериментов, направленных на проверку гипотезы о применимости нейронных сетей к задачам психодиагностики. На материале скользящего контроля по обучающей выборке из 273 примеров исследуется качество (погрешность) постановки психологического диагноза нейронной сетью на базе стандартного теста ЛОБИ. Проводится исследование возможности применимости нейронных сетей как аппарата психодиагноста - исследователя при определении и оптимизации структуры психологических тестов. Исследуется влияние структуры психологических тестов на диагностическую интуицию искусственной нейронной сети. В третьей главе анализируется серия экспериментов, направленных на проверку гипотезы о возможности интуитивного предсказания нейросетью отношений между людьми на основе их психологических качеств, объективно описываемых психологическим тестом.
В теоретическом плане эта интеграция и систематизация психологических знаний, устранение избыточности в накопленной информации и сокращение объема описания, выявление инвариантов психологических знаний, преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в интерпретации психических явлений. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и экстраполяции - предсказывать свойства отсутствующих частей описания. В прикладном плане это задачи психодиагностики, проектирования и управления автоматизированными системами, повышения эффективности процесса обучения, совершенствования психологического образования. Системные методы позволяют представить учебную информацию в более активном для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание предмета науки и перейти впервые в изложении психологии от активного пути к индуктивно-дедуктивному. I. 1. 2. Разновидности системного подхода
Развивающая (активизирующая) профконсультация лишена главного недостатка адаптивной - она не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, а рассматривается как главный фактор правильного выбора. Основной ее целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, ненавязчивое психологическое сопровождение выбора профессии и подготовки к ней. Основной принцип развивающей профконсультации состоит в реализации нового подхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Необходимо придать новый смысл этой работе. Наряду с традиционной задачей психодиагностики - определением актуального состояния развития индивидуальности учащегося, следует: а) использовать ее результаты для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в русле подготовки к своему профессиональному труду в будущем; б) для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности; в) для принятия решения о характере коррекционной и развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии; г) для осуществления контроля над развитием требуемых качеств, способностей после коррекции или тренинга; д) для определения ограничений в выборе сферы профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.
Как утверждают многие ученые и педагоги, основатели крупных научных школ, наибольший учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда учитель и ученик вместе решают задачу, ответ на которую не знает ни тот, ни другой. В этом случае феномен партнерства и сотрудничества выражен максимально. Другая важнейшая задача воспитания - помощь воспитуемому в выработке индивидуального стиля жизни, индивидуального стиля деятельности и общения. Для решения такой задачи преподавателю необходимо владеть некоторыми навыками и методиками психодиагностики (см. гл. 6), а также вооружить студентов приемами самопознания. Важнейшее значение имеет знание психологических и психофизиологических особенностей студентов, определяемых их социальным статусом, возрастом и характером основной деятельности. Свою способность знать и понимать студентов, адекватно оценивать их личностные качества и состояния преподаватели справедливо считают одним из важнейших профессиональных качеств и ставят ее на второе место после знания предмета, который они преподают
Оно связанно с отношением к самому себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатом. А.С.Выготский отмечал, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Он «открывает» свои переживания. Самооценка становиться более объективной. Появляется тенденция к обоснованию своих оценок. Это важно для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и результаты своего учения. Завышенная оценка своих возможностей, необъективное отношения к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя могут осложнить адаптацию ребенка к школе. Трудно сказать, какие из перечисленных факторов психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у разных детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам.Глава 3. Психодиагностика школьной зрелости.3.1 Задачи психодиагностики.
Содержание: 1. Введение. 2. Понятие письма как объекта криминалистического исследования. 3. Психодиагностика почерка подозреваемых. 4. Современное состояние и перспективы криминалистического исследования письменной речи. 5. Заключение. 6. Литература. Введение Исследование подчерка в современной криминалистике является одной из важнейших и актуальных задач, т.к. в настоящее время все чаще и чаще преступники отказываются от таких грубых средств аргументации как финка и окровавленный топор и переходят к более цивилизованным методам, позволяющим с меньшими затратами энергии и минимальным риском получать гораздо больший эффект от своих действий. Для того, чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма выразительной и точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста: “Зачем взламывать сейф, когда можно получить его содержимое одним грамотным росчерком пера”.1 Столь ценная мысль подтверждается динамикой роста “беловоротничковой” преступности, столь распространенной в России в последнее время. В рамках данной курсовой работы я постараюсь раскрыть один из наиболее значимых вопросов исследования документов, в частности диагностическое исследование документов, установление личности преступника по исполненному им тексту.
Компьютерная психодиагностика, как объект исследования, здесь выступает в виде элементов теории и технологии применения персональных компьютеров в психологической диагностике, как области прикладной психологии. В процессе изложения материала следует выделить задачи, прежде всего описания исторического появления понятия компьютерной психодиагностики, а также рассмотрения использования компьютера в психодиагностическом эксперименте, как инструмента целенаправленного познания личности. То есть систематически рассмотреть возможности новых информационных технологий, методические требования, предъявляемые к ним психодиагностикой, их сочетание, а также оценить перспективы их развития. Синтез клинического и экспериментального методов в прикладной психологии на основе компьютерных технологий В истоках научной психодиагностики лежит клинико-психологический метод. Этот метод предполагает свободное неформальное получение и анализ любой доступной информации о человеке в контексте всего, что известно психологу не только из профессионального, но и житейского опыта.
Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации. Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИМетоды научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений. 2. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные. 3. Объективно– манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п. (2, стр. 35) Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 2) Таблица 2 Классификация психодиагностических методик 3.2.Тесты и тестирование Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. (2, стр. 47) Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов. Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.
При этом следует обратить внимание на: • объем Заключения (обычно полноценный психологический портрет занимает 1,5—2 страницы машинописного текста); • литературный стиль и уровень грамотности; • умение излагать результаты тестирования доступным языком (без чрезмерного использования специальных терминов); • соответствие структуры и формы изложения материала задачам тестирования; • наличие выводов и рекомендаций; • соблюдение этических и деонтологических принципов при изложении конфиденциальной информации. 5. Квалифицированный психодиагност обладает необходимыми знаниями и опытом по формированию тестовых батарей под конкретную задачу. При этом учитываются не только соответствие шкальной структуры методик критериям отбора или оценки, но и общая продолжительность и порядок предъявления тестов. 6. Психолог, имеющий диагностический опыт, знает временные затраты, связанные с диагностической процедурой, обработкой и написанием Заключения. 7. Методики, применяемые специалистом по психодиагностике, должны соответствовать профессиональным требованиям (быть валидными, надежными и иметь нормы, соответствующие социально-демографическим характеристикам испытуемых). Резюме 1. Кадровая психодиагностика направлена на изучение таких качеств работника, которые имеют значение с точки зрения его профессиональной успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессе труда. 2. Индивидуально-психологические особенности личности — динамичная, меняющуюся в процессе жизни и деятельности система.
В этом разделе мы обсудим возможности и ограничения технологий управления персоналом, как экспертного типа (Центр оценки, конкурс, кадровая психодиагностика), так и поддерживающего (обучение персонала и командообразование). Имеется множество определений консультирования и его применения к ситуациям и проблемам управления. В специальной литературе выделяется два основных подхода к консультированию. В первом подходе используется широкий функциональный взгляд на организационную реальность, когда под процессом консультирования понимается любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это. В этом смысле большинство штатных работников организации в рамках своей функциональной деятельности являются консультантами для своих коллег. Эти и схожие определения подчеркивают, что консультанты являются помощниками и допускают, что такая помощь может оказываться лицами, выполняющими самую разнообразную работу.
При этом решаются задачи: разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил, профилактика конфликтных ситуаций в воинских и трудовых коллективах; поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки; психологическая поддержка военнослужащих в период их адаптации к условиям военной службы; психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности. Психологическая помощь оказывается психологом во время приема военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил. Порядок приема психологом в воинской части (на корабле) определяется приказом командира (начальника), в котором устанавливаются дни, часы и место приема. Психолог обязан вести журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью (Приложение № 8 к настоящему Руководству). Деятельность психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу Вооруженных Сил включает три основных этапа: диагностика объективного состояния, психологическое воздействие, психологическое сопровождение (выполнение рекомендаций психолога). а) Диагностический этап включает: выяснение сути обращения (заявленной проблемы) военнослужащего; всестороннее изучение личности военнослужащего, постановку первичного психологического диагноза; анализ полученных данных, окончательное формулирование психологической проблемы (диагноза), выработку стратегии и тактики оказания психологической помощи. б) Этап психологического воздействия планируется на основе результатов психодиагностики и предполагает целенаправленное взаимодействие с военнослужащим по оказанию ему помощи в решении психологических проблем, поиске вариантов оптимального выхода из трудных ситуаций, обучению приемам психической саморегуляции.
Исследования проводились на дому посредством групповой работы с элементами тренинга. В занятиях участвовало 4 человек (две девочки и два мальчика). Было проведено 8 занятий по 90 минут. Были поставлены следующие задачи: - создать атмосферу и условия для самораскрытия личности каждого ребенка; - обеспечить школьников средствами самопознания; - повысить представления школьника о собственной значимости; - преодоление отрицательных эмоций по отношению друг к другу. Чтобы процесс самораскрытия развивался постепенно и естественно, без давления, курс занятий был разделен на три этапа: 1. Налаживание контакта с детьми. 2. Сплочение плюс первые элементы самораскрытия. 3. Более глубокое самораскрытие и самопознание личности каждого ребенка. Примерная структура каждого занятия была такой: 1. Разогревающие игры, упражнения, направленные на налаживание контактов друг с другом, на создание положительной эмоциональной атмосферы; 2. Беседа в кругу о предыдущем занятии, обсуждение результатов письменных тестов, заданий каждого ребенка, сделанных на прошлом занятии, мое объективное мнение о характере каждого ребенка, советы над чем надо работать. 3. Двигательные игры, упражнения на сплочение. 4. Психодиагностика (рисуночные тесты, опросники, методики, сочинения), выполнение устных заданий, направленных на самораскрытие личности. 5. Обратная связь. Продолжительность каждого занятия - 90 минут. 3. 1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Результаты корреляционного анализа не позволяют сделать вывод о значимой взаимосвязи между уровнем невротизации, психопатизации и типами акцентуаций характера. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Данная курсовая работа проводилась в рамках курса "Психодиагностика" и имела своей целью исследование взаимосвязи между уровнем невротизации и психопатизации и акцентуациями характера. Гипотеза: при высоком уровне невротизации характерны следующие типы акцентуаций: циклотимический, экзальтированный, тревожный и дистимический. Высокий уровень психопатизации будет сочетаться с гипертимическим, возбудимым и демонстративным типами акцентуаций. Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: для определения уровня невротизации и психопатизации методика УНП, для определения акцентуаций характера - опросник Г. Смишека. Качественный анализ результатов исследования позволяет говорить, что для людей с невротической тенденцией характерны циклотимический, тревожный и эмотивный типы акцентуаций характера. При высоком уровне психопатизации характерны демонстративная, эмотивная и гипертимическая акцентуации характера. Однако необходимо отметить, что корреляционный анализ не выявил значимой взаимосвязи между уровнем невротизации ипсихопатизации и акцентуациями характера, что возможно явилось следствием малой выборки.
ПРИНЦИПЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ГРУППОВОГО СУБЕКТА Психодиагностика традиционно сосредоточивает свое внимание на изучении отдельной личности – ее психических процессов, качеств, состояний и пр. В этой области она достигла значительных успехов. Благодаря этому не только психологи, но и другие специалисты обеспечиваются необходимой и надежной психологической информацией, создающей основу для решения многих задач в сферах образования, здравоохранения, производства, социального управления, обеспечения законности и правопорядка и др. Если же в психодиагностике и затрагиваются социально-психологические аспекты, то они все равно чаще всего касаются личности: ее межличностных отношений, коммуникативных особенностей и компетентности, социальных установок и стереотипов. Этот личностно-ориентированный, если так можно сказать, статус психодиагностики зафиксирован во всех современных психологических словарях и учебниках по психодиагностике. Вместе с тем существует малоразработанная область психодиагностики, значимость которой отнюдь не меньше, чем диагностики индивидуальной, личностно-ориентированной.
Разработка принципов и методов восстановительного обучения больных с мозговыми травмами и заболеваниями (путем перестройки нарушенных функциональных систем с опорой на сохранные функции). - нейропсихологическая психодиагностика Применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации и т.п. Наибольшее развитие - определение профиля латеральности. Метод - синдромный анализ. НП - Это наука о роли отд. мозговых зон в поведении в целом. наука о связи мозга и поведения (т.е. изучает не болезнь). Ее задача- выявл. в чем именно закл. этот вклад; какие условфакторы внос. кажд. уч-ток в протек. псих. процессов и как они пораж. при травмах разл. уч-ков мозга. Ее методом является синдромальный анализ - явления душевной жизни рассматриваются во взаимосвязи, в динамике развития, в определенной иерархии) Основ. ее пробл: а) локализации (выяв. и классиф. разл. областей и зон м., облад. специф. механ. работы, а также их вклад в протек. псих. ф-ций; б) проблема метода (нахож. методики, позвол. измен. и протекан. разн. пф; в) пр. объекта исследов.(исслед. нормы, детей и тд). 19. Теория системной динамической локализации высших психических функция (ВПФ).
Они должны послужить основой для создания таких условий жизнедеятельности, в рамках которых у человека будут формироваться необходимые (в соответствии с полученной психологической информацией) психологические качества. Для этого необходимо соответствующим образом организовать деятельность учащихся. Помимо этого, психокоррекционная работа осуществляется через индивидуальные психологические консультации учащихся, учителей и родителей (по обращению), индивидуальную психокоррекционную работу. Необходимой частью работы по психологической коррекции является разработка задач, методов, критериев деятельности конкретной школы по управлению развитием и формированием личности школьника и коллектива учащихся. Необходимо, чтобы процесс психодиагностики, прогнозирования и управления развитием личности носил непрерывный характер, был целостным и завершенным. Для этого необходимо иметь эталоны для развития личности и коллектива как ориентиры для целенаправленного воздействия. Одна их важнейших функций психологической службы в школе - просветительная, без нее информация, получаемая педагогами и родителями в ходе консультирования и по итогам диагностики, останется лишь фрагментарной, не позволяющей ориентироваться в полной мере в проблемах воспитания и обучения.
![]() | 978 63 62 |