![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Проблемы мотивации в современной психологии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Гештальт психологи оказались в такой ситуации, потому что в полученных результатах их действительно больше интересовали качественные, а не количественные стороны. У гештальтистов были просто иные цели исследования, не вписывающиеся в привычные рамки психологии. Введенное Келером понятие инсайта также подвергалось серьезной критике. Попытки повторить эксперимент Келера, в котором шимпанзе давались две короткие палки, из коих надо было составить одну длинную, оказали слабую поддержку взглядам на роль инсайта в процессе научения. На основании повторно проведенных подобных опытов высказывались предположения, что так как решение у обезьян возникает не мгновенно, оно может зависеть от их предыдущих навыков (Windholz & Lamal. 1985). Помимо этого, звучала критика в адрес нечетко сформулированных положений гештальт психологии. Гештальтисты признавали, что их теоретизирования в этой области носят пробный характер, но при этом были убеждены в том, что эти предположения станут полезным дополнением к их системе. Вклад гештальтизма в развитие психологии Гештальтизм оставил заметный след в современной психологии и оказал влияние на отношения к проблемам перцепции, научения, мышления, изучения личности, мотивации поведения, а также на развитие социальной психологии
Содержание Введение 1. Анализ литературы по теме исследования Проблема мотивации в психологии Мотивация учебной деятельности и ее формирование на разных возрастных этапах Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении студентов 2. Динамика мотивационно-ценностных отношений студентов дошкольного факультета Постановка проблем и методы исследования Изучение особенностей мотивации студентов дошкольного факультета Исследование ценностных ориентаций студентов Сравнительный анализ данных исследования Заключение Список литературы Приложение Введение. В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большее значение. Современное общество предъявляет выпускнику ВУЗа, особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из факторов является степень адекватности мотивационных установок поступления в ВУЗ и получаемой профессии. По мнению, М.И. Алексеевой, «мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности является неприемлемым условием формирования творчески активной и социально зрелой личности» .
Им нужно разобраться в про]блеме, понять ее и тогда они "признают свое отцовство". Как мы уже упоминали, мы не ратуем за то, чтобы перемещать центр тяжести исключительно на процесс исследования или ис]полнения. Рациональность несомненно имеет большое значение. Количественный анализ поможет выбрать правильное направле]ние для исследования и исключить неперспективные варианты. Но если Америка хочет восстановить свою конкурентоспособ]ность в мировой экономике или хотя бы не утратить ту позицию, которую занимает сейчас, мы не должны злоупотреблять рацио]нальным подходом. 3 Человек в ожидании мотивации Основная проблема рационалистического подхода к организа]ции, состоящей из людей, состоит в том, что люди сами по себе не очень рациональны. Человек не вписывается в старую модель Тейлора или современные организационные структуры, потому что он совсем не такой, каким ему следует быть (или, как мы и утверждаем, модель и схемы не соответствуют действительно]сти). Насколько нам известно, современная психология рас]сматривает человека как существо противоречивое, неодно]значное
Однако все это не даст желаемых результатов, если члены организации не будут должным образом работать, не будут стремиться своим трудом способствовать достижению организацией намеченных целей. Готовность человека хорошо выполнять свою работу является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. Человек - не машина, его нельзя «включать», когда требуется его работа, и «выключать», когда необходимость в его труде отпадает. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. В этой связи вопросы мотивации труда привлекают все большее внимание исследователей и практических работников. Относительно сущности понятия мотивации труда существуют различные мнения, поскольку проблемами мотивации занимаются психологи, экономисты, социологи, акцентирующие свое внимание на различных аспектах этого вопроса/5/.
Массовое политическое сознание современного американского общества: методология исследования. // Общественные науки. 1981. P3. С. 118. 61 См.: Тард Г. Социальные этюды. СПб, 1902. 62 См.: На изломах социальной структуры. М, 1986. 63 См.: Средние слои городского общества в странах Востока. М., Наука, 1975; Средние городские слои Латинской Америки. М., Наука, 1974. 64 См.: Бланк А. С. Старый и новый фашизм. Политико-социологический очерк. М., 1982. С.76. 65 Подробнее об этом см., например: Hall С. S., Lindzey G. Theories of Personality. N. Y., 1967. 66 См.: Lewin К. The Dynamic Theory of Personality. N. Y., 1935. 67 См.: Зейгариик Б. В. Теория личности К. Левина. М., 1981; Москвичев С. Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975. С.P8186. 68 В соответствии с известным в психологии законом «оптимума мотивации» Йеркса-Додсона, настроения зависят еще и от значимости задачи, однако на данном этапе рассуждений этот момент не представляется решающим. 69 В частности, об этом см.: Неймарк М. С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С.P5771. 70 См.: Дюркгейм Э
Этот, едва ли не самый обсуждаемый на различных конференциях и форумах вопрос, так и остается без ответа. Так существует ли волшебный рецепт управленческого счастья? Если поинтересоваться у руководителей и собственников компаний, HR-менеджеров и специалистов, каких сотрудников они хотели бы для своей компании, то ответ будет однозначным. Все единодушны насчет таких качеств, как умение мыслить и действовать самостоятельно, готовность проявлять инициативу, идти на разумный риск и брать на себя ответственность, профессионализм, требовательность к качеству собственной работы и т.п. При этом, отвечая на вопрос, что более всего раздражает в действующих сотрудниках, обычно руководители, не сговариваясь, описывают тупого, ленивого, безответственного и безынициативного работника, который как еж – птица гордая, пока не пнешь – не полетит! Все же, как заставить сотрудников организации работать так, как надо? Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев проблемы мотивации ближе. Глава 1. Теории мотивации Природа и сущность мотивации Относительно сущности понятия мотивации труда существуют различные мнения, поскольку проблемами мотивации занимаются психологи, экономисты, социологи, акцентирующие свое внимание на различных аспектах этого вопроса. Волгина О.Н. в своей книге «Мотивация труда персонала финансово-кредитных организаций» пишет, что понятие мотивации в отраслевых и энциклопедических словарях трактуется следующим образом.
СодержаниеВведение 3 Глава 1. Общее состояние проблемы мотивации и аборта 6 1.1. Понятие беременности и аборта. Последствия аборта 6 1.2. Готовность к материнству и причина прерывания беременности 10 1.3. Проблема мотивации и мотивов в психологии 15 1.4. Понятие мотива и мотивации 19 Глава 2. Организация и методическое обеспечение исследования 26 2.1. Организационная структура исследования и характеристика обследуемого контингента 26 2.2. Методики исследования 33 Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 39 Заключение 52 Выводы 54 Литература 55 Приложение 58 Введение По данным Российской ассоциации «Планирование семьи» Россия удерживает второе (!) место в мире по числу абортов (на 100 родов приходится 208 абортов). Более 12 лет назад рождаемость в России начала падать и продолжает снижаться. Этому способствует множество причин: экономическая и политическая нестабильность, ухудшение репродуктивного здоровья и др. Нет оснований рассчитывать на скорое замещение аборта как метода регулирования рождаемости современными средствами контрацепции. Аборт — сложная и опасная операция, которая может повлечь за собой различные последствия, в том числе и смерть.
Это определяет эффективное состояние и характеристику действий. В теории мотивации А.Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами. Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности. Мотивация учебной деятельности. Мотивация деятельности достижения. Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения. Для определения мотивации учебной деятельности нам представляется возможным подробнее осветить взаимодействие личности и ситуации, как основу понимания поведения и деятельности.
В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Тем не менее мы не ставили перед собой задачи привести качественный анализ отдельных теорий, мы лишь пытались рассмотреть основные направления в современных исследованиях. Нам кажется, что сама сложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всех упомянутых нами теорий. То есть утверждения отдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационной структуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными и валидными. Целостная картина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий. При изучении различных теорий мотивации, при определении механизма и структуры мотивационной сферы профессиональной деятельности, мы пришли к заключению, что действительно мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство.
ПЛАН . Введение . Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе . Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии . Особенности психического развития детей 6 – 7 лет . Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении младших школьников . Заключение . Список литературы ВВЕДЕНИЕ. Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: - социальный, - психологический, - эмоционально – волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.
Характерное для данной тенденции расчленение множества эмоциональных явлений по принципу активности - пассивности, обусловленное выделением в психическом двух противопоставляемых полюсов: познания и воли- встречается уже у Малбранта и Лейбница. Затруднения, которые возникают в связи с размещение в данной схеме пассивно-оценочных эмоциональных переживаний (Вольф удовольствие - страдание относит частично к познанию, частично к воле), были разрешены обособлением их в третью фундаментальную группу психических явлений, впервые встречающимся у Петенса и Канта. Трихотомное деление психического на познание (интеллект), чувство (аффект) и волю стала той схемой, на основе которой в XIX в. происходило формирование психологии как самостоятельной науки. Проблема эмоций в современной психологии обсуждается в том объеме, который был установлен в период первого из упоминавшихся течений, т.е. желания, стремления, и т.п., отнесенные в этот период к классу волевых явлений, не были возвращены в нее после того как факторы, побуждающие деятельность, стали рассматриваться в расширенном плане в рамках проблемы мотивации.
Возникла специальная ветвь психологии труда - профессиональная ориентация и профессиональная консультация. Появились специальные исследования законов развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела психологии труда - разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов упражнения и тренировки. Важную область психологии труда составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная психологии труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области она тесно связана с физиологией труда. Психология труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда - рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда.
Зависимость теологии от светских концепций – многие из которых являются психологическими – не противоречат тому, что теология исходит из Слова Божия. Здесь просто отражен факт, что Бог может использовать светские концепции и применять Свое Слово в психологии для того, чтобы быть услышанным современным человеком. Актуальность теологии Любое теологическое суждение о потере Веры происходит во времени. Это означает, что миссией теолога является высветить феномен потери Веры так, как он случается с человеком в его время, с его мотивациями, восприятиями и эмоциями, его неврозами и психозами, его проблемами и искушениями, его возможностью отчаяния, его желанием спасения, его культурой, его образованием, работой и развлечениями. Человек, в настоящем времени, среди прочих наук, изучается психологией. Таким образом, теолог потери веры должен осознавать важность современной психологии, поскольку она представляет жизнь современного человека в его собственной ситуации. Актуализация теологической традиции и психология Теологическое мышление есть не только мышление в свете Божьего Слова, но также в свете теологической традиции.
Это механизм причинного приписывания, задающий определенные схемы и типовые ошибки восприятия поступков партнера по общению. Он выполняет важные адаптивные функции. . Для наблюдаемого процесс его восприятия партнером по общению предстает как действие самоподачи, которая в зависимости от целей общения может быть искренней или управляемой и манипулятивной.Литература . Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. Герген К. Движение социального конструкционизма в современной психологии //Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995. Гуревич А.Я. Представление о времени в средневековой Европе //История и психология. М.,1971. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. М., 1987. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. . Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. . Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996-а. Андреева Г.М. Социальная психология // Социология в России /Под ред. В.А.Ядова. М., 1996-б. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе.
Следующий этап в развитии управленческой мысли характеризуется развитием концепции человеческих отношений. Концепция человеческих отношений как теория получила свое развитие в 20-30 годы в США. Связано это с переходом в экономической деятельности от экстенсивных методов к интенсивным и ростом значения человеческого фактора. Наконец, обратили внимание на то, что человек это, прежде всего, личность, и им надо управлять по-иному, чем другими факторами производства. Личность это главный фактор, поддерживающий конкурентноспособность и способность к адаптации к новым ситуациям. Человекединственный источник обновления в современной компании. Поэтому и теоретики и практики США в 30-е годы повернулись к проблеме мотивации. Прежде всего, это Элтон Мэйо (1880-1949), психолог и социолог, основоположник изучения в школах бизнеса таких дисциплин, как индустриальная социология, основы доктрины человеческих отношений. Занимался этикой, философией, логикой, психопатологией. Свои выводы сделал на основе известного хоторнского эксперимента, в ходе которого изучал влияние различных факторов, таких, как освещение, расположение рабочих мест и др., на производительность труда.
Итак, цель данной работы: проанализировать историческое изучение понятия мотивация. Задачи: 1) теоретический анализ литературы по проблеме; 2) выявление различных позиций авторов на изучение понятия мотивация; 3) изучение современного исследования проблемы мотивации. Объект исследования: понятие мотивации. Предмет исследования: история изучения понятия мотивация. Гипотеза исследования: существуют различные подходы в определении понятия мотивация. 1. Понятие и сущность мотивации1.1 Механизмы формирования мотивации в психике человека Термин «мотив» – русифицированное французское слово «mo if», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Большая Советская Энциклопедия приводит следующее определение данному понятию: «Мотив в психологии – побудительная причина действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его стремления удовлетворить свои материальные и духовные потребности». Какова же природа механизма мотивации в психике человека? В лабораторных условиях проводились опыты над животными, в которых пытались выявить, при помощи раздражения электрическим током отдельных участков коры головного мозга, те участки мозга, воздействие на которые, приводило бы к активизации поведения животного на удовлетворение своих биологических потребностей.
Ярославль: Академия развития, 1998. Талызина Н.Ф. формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. СПб.: Речь, 2006. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. Якиманская И.С Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.
Ее становление происходит в течении всей жизни человека и главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. То какой она станет, зависит от воспитательного воздействия родителей, педагогов и от окружающей среды. Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ (3, с. 118). Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.
![]() | 978 63 62 |